Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны.
Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий раннецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной.
Урок: В ГОСТИ К ВЕСНЕ
Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны.
Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий раннецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной.
Ход урока
I. Введение в тему.
- Сегодня мы отправляемся в гости к Весне.
И, как всегда велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты.
Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского и определите в нём приметы весны.
Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне...
II. Изменения в природе.
Беседа.
-Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём приходе?
- Каким настроением автора проникнут рассказ о весне?
Весна да осень - на дню погод восемь. Не пугай, зима, весна всё равно придёт. Весна напоит- осень накормит. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Вспомните, какие вы знаете пословицы о весне.
В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.
Март - проталъпик Рано затает - долго не растает.
Коли перелётная птица течёт стаями - к дружной весне. Длинные сосульки - к долгой весне.
Апрель - снегогон
Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Ранний излёт пчёл - к красной весне. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету.
Май - травень
Май холодный - год хлебородный. Поздний расцвет рябины - к холодной осени. Когда цветёт черёмуха - всегда живёт холод.
III. Раннецветущие растения. Беседа.
-Весной оживают представители Царства растений.
Вопросы учащимся:
Изменения в неживой природе и в жизни растений повлияли и на жизнь животных весной.
V. Экологические правила.
-Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелётных птиц.
Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых птицы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и приносят большую пользу человеку.
VI. Итог урока.
- Почему весна - время пробуждения природы?
Домашнее задание: