Урок по природоведению по теме" В гости к весне"

Про матеріал

Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны.

Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий ран­нецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной.

Перегляд файлу

Урок:  В ГОСТИ К ВЕСНЕ

Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны.

Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий ран­нецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной.

Ход урока

I. Введение в тему.

- Сегодня мы отправляемся в гости к Весне.

И, как всегда велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты.

Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского и определите в нём приметы весны.

Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!

                                Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне...

II. Изменения в природе.

Беседа.

-Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём при­ходе?

- Каким настроением автора проникнут рассказ о весне?

  • Почему всё живое так радо весне и поёт ей «заздравный
    гимн»?
  • Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 82-83.
  • О чём вы услышали в стихотворении?
  • Почему начинается таяние льда и снега весной?
  • В каких местах он быстрее тает?
  • Как изменились осадки с наступлением весны?
  • Как изменилась почва?
  • Как будет изменяться дальше природа?
  • Прочитайте пословицы на доске.
  • Как понимаете их смысл?

Весна да осень - на дню погод восемь. Не пугай, зима, весна всё равно придёт. Весна напоит- осень накормит. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Вспомните, какие вы знаете пословицы о весне.

  • Назовите весенние месяцы.

В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних на­блюдений.

Март - проталъпик Рано затает - долго не растает.

Коли перелётная птица течёт стаями - к дружной весне. Длинные сосульки - к долгой весне.

Апрель - снегогон

Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Ранний излёт пчёл - к красной весне. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету.

Май - травень

Май холодный - год хлебородный. Поздний расцвет рябины - к холодной осени. Когда цветёт черёмуха - всегда живёт холод.

 III. Раннецветущие растения. Беседа.

-Весной оживают представители Царства растений.

  • Назовите раннецветущие растения.
  • Почему их так назвали?
  • Откуда они черпают силы для раннего появления и цветения?
    (Запас питательных веществ.)
  • Рано зацветают ветроопыляемые растения (ива, ольха, тополь
    и др.). Объясните, почему.
  • Найдите их среди гербария.
  • Затем - опыляемые насекомыми. Объясните, почему.
  • Рассмотрите гербарий травянистых растений.
  • Найдите те характерные особенности их строения, которые
    определяют их раннее пробуждение к жизни.
  • Какие из этих растений вы видели, в каких местах их встре­
    чали?
  • Постарайтесь объяснить происхождение их названий.
  • IV. Перелётные птицы.

Вопросы  учащимся:

Изменения в неживой природе и в жизни растений повлияли и на жизнь животных весной.

  • Подумайте, какие животные раньше появляются весной, на­
    секомые или перелётные птицы? Почему?
  • Чем объясняется массовый прилёт птиц весной? (Наличием
    достаточного количества пищи: мух, червей и др. насекомых.)
  • Какие птицы возвращаются первыми?
  • Расскажите об их поведении.

V. Экологические правила.

-Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелёт­ных птиц.

  • Почему людям необходимо заботиться о птицах и охранять их?
  • Для учителя.

Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых пти­цы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вред­ных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и при­носят большую пользу человеку.

VI. Итог урока.

- Почему весна - время пробуждения природы?
Домашнее задание:

 

doc
Додано
21 липня 2018
Переглядів
202
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку