Алгоритм. Чтобы правильно понять смысл предложения, состоящего из нескольких частей, и верно расставить знаки препинания, рассуждай в такой последовательности:{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A} по смыслу и интонации выдели в предложении смысловые части, определи их синтаксическую роль; определи, чем связаны части предложения, раздели их соответствующими знаками; проанализируй, чем осложнена каждая часть (обособленные члены предложения, вводные, однородные члены), проверь постановку знаков препинания при них.
Пунктуационный практикум. Спиши предложения, расставь знаки препинания между частями и внутри них. Начерти схемы предложений. Зимой березы таятся в хвойном лесу а весной когда листья развертываются кажется будто березы из темного леса выходят на опушку. Все небо было затянуто шел мелкий холодный дождь только по свежей зелени деревьев можно было догадаться что теперь весна а не осень. В лесу, весной одетом, ручей меж трав катился молчалив был тихий час меж сумерком и светом и был легок сон лесов полей и нив.
Найди соответствие Поговоришь с добрым человеком солнечный луч озарит душу которая наполняется счастьем. Зима начала хозяйничать над землей но мы знали что под рыхлым снегом можно найти лесные цветы. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей ласково веет навстречу ветер и убаюкивающе звенят жаворонки что кружат высоко в небе. Предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Предложение с сочинительной и бессоюзной. Предложение с сочинительной и подчинительной связью. Предложение с бессоюзной и подчинительной связью
«Мозговой штурм»Сопоставь предложения, сформулируй правило постановки знаков препинания в СП с разными видами связи Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.— Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. С весел капали голубые капли, и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.— С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
Запомни!Пунктуация в СП с разными видами связи Запятая ставится В смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами и когда, и если, и где, но когда и т. п., если после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но. Запятая не ставитсямежду самостоятельными частями предложения перед и при наличии общего придаточного
Потренируйся!Расставь, где необходимо, запятые. Ветер утих и дождь перестал когда мы были уже в пути. Мальчик старика боялся и когда тот изредка появлялся в их доме старался держаться от важного посетителя в стороне. Пока собирались в обратный путь резко похолодало и подул сильный ветер. Он не замечал как шло время но когда глянул на часы то увидел что уже поздно.
Преобразуй предложение,устраняя то в предложениях, где слово то есть, и вводя его в те предложения, где слово то отсутствует. Как изменится пунктуация при сочетании союзов?Мы не торопились но когда начал накрапывать дождь мы прибавили шагу. Я проспал часа четыре и когда проснулся уже стемнело. Машина подъезжала к остановке и когда была уже совсем близко шофёр свернул в ближайший переулок. Я привстал с кровати и если бы не схватил руку медсестры то упал бы.
Практикум. Запиши предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания, составь схемы. Я подумал о том что (не)знал где берег и что если бы сейчас остался один то соверше(н/нн)о (не)знал бы куда плыть что(бы) пр(е/и)чалить к санаторию. Гости были в (з/с)боре и когда пельмени были готовы хозяйка подала их на стол. Мы знали что в выходной день много людей ходит по лесу но если встать (по)раньше можно набрать полные корзины грибов. Геологам сообщили что в горах прошли дожди и что если сорван мост через реку то им пр(е/и)дет(?)ся дождат(?)ся полного (з/с)пада воды.