Конспект уроку
з російської мови
3 клас
Тема: Прикметник. Змінювання прикметників за родами і числами.
Мета: Удосконалювати знання про прикметник як частину мови, продовжувати вчити впізнавати прикметники у реченні і тексті, пояснити роль прикметника у мові, познайомити як прикметники змінюються за родами й числами, розвивати спостережливість, мовне чуття, пізнавальний інтерес, прищеплювати любов до мови.
Хід уроку
І. Организация класса
ІІ. Мотивация знаний
Слайд 1.
- С помощью какой части речи текст стал богаче, ярче? (прилагательное) Вспомним что мы знаем об имени прилагательном.
Слайд 2.
Тест.
- Работящий, чистый, любимый – это…(прилагательное)
- А знаете ли вы, что в русском языке чаще всего употребляется слово - большой. И вы у меня - большие молодцы. С помощью прилагательных я хочу сказать, что вы веселые, умные, неповторимые, креативные. Имена прилагательные помогают отгадывать загадки.
Слайд 3.
Мордочка (какая?) усатая
А сама (какая?) мохнатая
Кто это? Назовите прилагательное.
ІІІ. Изучение новой темы
- Имя прилагательное связано с именем существительным. Род и число имени прилагательного такие же, как и у имени существительного. Вопросы надо ставить от существительного к прилагательному.
- Кошка (она, моя) – ж.р., ед.ч. и прилагательное усатая, мохнатая, тоже ж.р., ед.ч.
Слайд 4.
Летом зелененький,
Зимой голенький.
(лес)
- Лес (он, мой) какой? – зелененький, голенький (м.р., ед.ч.)
Слайд 5.
Чистое, как вода,
Клейкое, как смола,
Белое, как снежок,
Сладкая, как медок.
(молоко)
- Молоко (какое?) – чистое, клейкое, белое, сладкое (ср. р., ед.ч.)
Слайд 6.
Круглые, зеленые
На дереве растут,
Как бочок краснеет
Тут их и сорвут.
Сладкие, спелые,
Соберут в корзинку,
Все на вид красивые
Прямо как с картинки.
(яблоки)
- Яблоки (какие?) – мн.ч.
- Сколько прилагательных вы насчитали в загадке. Я насчитала пять. Назовите их.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление знаний
Слайд 7
1. - Посмотрите на экран и прочитайте текст.
Подснежник – замечательный весенний цветок. Цветы его белые и очень хрупкие. Серединка у него желтая. Лепестки удлиненные. Листочки всегда зеленые, достаточно длинные. Это самый красивый, нежный цветок.
- Сколько прилагательных вы насчитали в тексте? (10).
- Давайте с помощью вопросов определим род и число прилагательных.
- Подснежники расцветают первыми. Вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, кто на продажу. Срывают охапками, выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы. Чтобы сохранить этот вид цветов, ученые занесли их в Красную книгу.
- По имени прилагательному можно определить имя существительное.
2. Тренажер:
- Определить род и число прилагательных.
- Мы провели исследование. Вот наши результаты:
- подобрать прилагательные по опорным схемам
1 группа – ж.р.
2 группа – м.р.
3 группа – ср.р.
4 группа – мн.ч.
Размер Вкус Форма |
Возраст Цвет Чувство |
Характер Материал |
VI. Итог урока
- Зачем нам нужны прилагательные? Как изменяются прилагательные. С какой частью речи они связанны.
- Прилагательные делают нашу речь богатой, яркой, помогают точнее выразить мысли. Они являются жизненной силой нашего языка.
Работа с LEGO:
Красный – могу лучше.
Желтый – хорошо.
Зеленый – был активным, старательным.
- Желаю вам быть умненькими, добиваться хороших результатов.