Путеводитель по симфоническому оркестру

Про матеріал
Урок для школ с обучением на русском языке. Знакомство с инструментами симфонического оркестра,расположение групп оркестра и способов игры на каждом инструменте.
Перегляд файлу

                  Тема: Путеводитель по симфоническому оркестру.                       Цель: (формировать компетентности):

а)предметные (расширенное представление об инструментах и группах      симфонического оркестра; вдумчивое восприятие художественных произведений; понятие музыкальных терминов и слов оркестр, дирижер, пюпитр, партитура, вариации); логическое мышление; усовершенствование исполнительских навыков);                                                                         б)ключевые (умение учиться на протяжении всей жизни: готовность находить новые пути художественно-творческого развития; информационно-цифровую: осознание возможностей использования современных цифровых технологий для художественно-творческого самовыражения; инициативность и предприимчивость: инициативность в участии в совместных музыкальных проектах, в классных и школьных творческих мероприятиях; социальную и общественную: восприятие художественного произведения как формы самовыражения человека; понимание значимости искусства для социального развития; познания и самовыражение в сфере культуры: талерантное отношение к культурному разнообразию регионов мира).                                                                                                                            

Тип урока: комбинированный урок.                                                                

Оснащение: учебник, фонохрестоматия, камертон,компьютер,                    визуальный ряд (изображение симфонического оркестра, расположение групп оркестра и способов игры на каждом инструменте, фотопортреты Б.Бриттена и В.Реди),                                                                                       музыкальный материал («Путеводитель по симфоническому оркестру» Б.Бриттена, видео-викторина «Угадай музыкальный инструмент», песня «Разноцветная игра» Б.Савельева).

                                                     Ход урока                                                                          Вход под музыку Б.Савельева «Разноцветная игра». (-) (30сек.)

 

І.Организационный момент. (1мин.)

ІІ.Актуализация опорных знаний. (7мин)                                                                                      1.Что такое тембр?                                                                                                              2.Назовите инструменты симфонического оркестра, которые прозвучат в видео-викторине?

                                                                                                                                                                  

 

ІІІ. Объявление темы и цели урока. (2мин)                                                                             Мотивация учебной деятельности.                                                                  Как взаимодействие цветов усиливает общее впечатление от живописного полотна, так и соединение музыкальных тембров обогащает палитру музыкального звучания. А как это происходит-вы узнаете сегодня на уроке.

ІV. Основная часть. (27мин)                                                                                                            1.Лекция учителя (составление опорного конспекта) 10мин

   Слово «оркестр» происходит от древнегреческого «орхестра», то есть место в театре, где выступал хор, сопровождавший спектакль. Сегодня так называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.

 

В зависимости от того, какие инструменты в них преобладают, оркестры делятся на духовые, струнные, народные и так далее. Но непревзойденным с точки зрения богатства тембровых оттенков является симфонический оркестр (фото 1)

 

Давайте вспомним на какие три основные группы делятся инструменты симфонического оркестра и их очередность по высоте звучания?

(струнно-смычковая, духовая, ударная)

 

Самый высокий по звучанию инструмент в струнно-смычковой группе называется? (скрипка, фото 2)

Следующий, чуть пониже звучанием…? (альт, фото 3)

Следующий, чуть пониже звучанием…? (виолончель, фото 4)

Следующий, чуть пониже звучанием…? (контрабас, фото 5)

 

На какие подгруппы делятся инструменты духовой группы?

(медные и деревянные)

Правильно.

Какой самый высокий по звучанию инструмент в медной группе? (труба, фото 6)

Ниже по звучанию…? (тромбон, фото 7)

Еще ниже…? (валторна, фото 8)

И самый низкий по звучанию…? (туба, фото 9)

 

Прежде, чем назовем деревянные духовые инструменты, давайте вспомним, какую симфоническую сказку С. Прокофьева мы с вами слушали в 3-м классе, которая знакомила вас с инструментами симфонического оркестра? («Петя и Волк»)

 

Какой персонаж озвучила флейта? (Птичка) (фото 10, флейта)

Какой персонаж озвучил гобой? (Уточка) (фото 11, гобой)

Какой персонаж озвучил кларнет? (Кошечка) (фото 12, кларнет)

Какой персонаж озвучил фагот? (Дедушка) (фото 13, фагот)

А какой инструмент озвучил Волка? (три валторны и тарелка) (фото 14, тарелки)

А какой инструмент озвучил выстрелы охотников? (литавры) (фото 15 держится)

 

Вот мы и перешли к третьей группе – ударные инструменты. Они тоже делятся на две группы: а) партии которых записывают на нотном стане, называют – звуковысотными, б) партии которых записывают на одной линеечке, называют – шумовыми.

Назовите мне звуковысотные ударные?

 - литавры (фото 15)

- ксилофон (фото 16)

- виброфон (фото 17)

- колокола (фото 18)

 

Назовите шумовые ударные?

(барабаны, тарелки, бубен и т.д.)

 

А треугольник (если ударить) звуковысотный или шумовой?

Шумовой (фото 19)

 

 

В основном используются: барабан большой, барабан малый, хет, треугольник, тарелки, ксилофон и литавры (показать на стенде)

Иногда, вместо шумовых ударных, используется ударная установка (фото 20)

 

А вообще разновидностей шумовых ударных инструментов – более 100 и все они называются одним словом – перкуссия.

 

Кстати о гобое. (фото 21) Этот инструмент является камертоном оркестра и по нему настраиваются все инструменты симфонического оркестра. (рассказать о камертоне и показать) (фото 22)

 

Руководит оркестром дирижер (фото 23) (от слова diriger – управлять, направлять, руководить). Жестами рук, дирижерской палочкой он указывает оркестрантам, как исполнять тот или иной фрагмент музыкального произведения: его темп, громкость и характер музыки. Можно сказать, что дирижер-это музыкант, играющий на таком сложном и многотембровом инструменте, который называется – симфонический оркестр.  И стоит он на подиуме (возвышенности) перед оркестром, который тоже располагается на сцене в определенном порядке (рассказать) (фото 24)

Перед глазами дирижера на пюпитре (подставке для нот) лежит партитура музыкального произведения – нотная запись всех инструментальных партий (фото 25).

(рассказать о расположении инструментов оркестра по вертикале на партитурном листе.

Лучше ознакомиться с музыкальными инструментами нам поможет                                       «Путеводитель по оркестру для молодежи» английского композитора Бенджамина Бриттена (фото 26)

 

«Путеводитель по оркестру» предназначен для людей, которые впервые слушают оркестровую музыку. Композитор поэтапно знакомит свих слушателей с инструментами и их сочетаниями. Благодаря своей яркой музыке и оригинальности композиции «Путеводитель» привлек к музыкальному искусству множество новых поклонников.

Музыкальное произведение, написанное в форме вариаций, открывается основной темой в исполнении всего оркестра. Тему по очереди исполняют инструменты каждой группы симфонического оркестра – струнные, духовые (деревянные и медные), ударные.

2. Слушание музыки. (№27) 8мин                                                              

     Б.Бриттен «Путеводитель по симфоническому оркестру».

 

1 часть «Путеводителя» называется «Вариации» (№ 28).

(Прочитать определения слов «Партитура» и «Вариации», сравнить с хореографией)

 

Кстати у нас в Запорожье тоже есть симфонический оркестр, который знают и любят далеко за пределами Украины.

А где находится наш симфонический оркестр? (Концертный зал им. М. Глинки) (фото 29)

И руководит нашим оркестром Народный артист Украины В.В. Редя (фото 30)

А теперь немного разомнемся. (№31 физкультминутка).

 

3.Физкультминутка. (2мин.)

4.Вокально хоровая работа.(7мин)

     Б.Савельев «Разноцветная игра»:

            а) повторение мелодии (работа над интонацией),

            б) исполнение под минусовку (работа над динамическим ансамблем).

 

V. Актуализация преобретенных знаний. (5мин)                                                                                1. Как появилось слово оркестр и какие бывают оркестры?                                                         2. Кто такой дирижер; на чем лежит партитура и что это такое?                                         3.Что такое вариации в музыке и в хореографии?                                                            4. Для кого и для чего Б.Бриттен написал «Путеводитель по симфоническому оркестру»?

VІ. Подведение итогов урока. (2мин)

Выход под музыку Б.Савельева «Разноцветная игра». (+) (30сек)

 

 

.

 

 

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Мистецтво, Розробки уроків
Додано
23 січня 2020
Переглядів
1258
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку