Разработки уроков здоровья в 5 классе

Про матеріал

Уроки здоровья помогут педагогам научить детей быть здоровы душой и телом. Задачи уроков - сформировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, здорового образа жизни обеспечение физического и психического саморазвития. Уроки включают в себя теоретическую и практическую части.

Рекомендовано педагогам. родителям для использования в учебном процессе и оздоровительны мероприятиях.

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:    Шишкина Валентина  Николаевна  учитель-методист  русского языка и литературы  Першотравенськой  общеобразовательной школы № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Методические рекомендации «Уроки здоровья» помогут педагогам научить детей быть здоровыми душой и телом. Задачи уроков - сформировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, здорового образа жизни; обеспечить физическое и психическое саморазвитие. Уроки включают в себя теоретическую и практическую часть.

 Рекомендовано педагогам, родителям,  медицинским работникам для использования в учебном процессе и  оздоровительных мероприятиях.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • 1.Введение
  • 2.Урок на тему: «Осанка – стройная спина»
  • 3.Родительское собрание «Роль семьи в формировании у школьников здорового образа жизни»
  • 3.Устный журнал «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
  • 4.Театрализованная игра «Ключик счастья, или новые приключения Буратино» (сценка- сказка)

 

 

C:\Users\User\Desktop\фото уроки здоровья\IMG_3804.JPG

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

     Наше здоровье схематически можно представить в виде треугольника, в основании которого заложена его физическая составляющая, а  рядом - нравственная и социальная.

     На здоровье влияют как внешние факторы  экономика, среда, наследственность), так и личностное отношение человека к своему здоровью (образу жизни). В процентном соотношении это выглядит  так: 50%-образ жизни, 20%-наследственность, 1%- состояние медицины в стране, 20%- окружающая среда.

     Что касается образа жизни, оказывающего столь существенное влияние на здоровье человека, то он в свою очередь определяется триадой показателей: уровнем, качеством и  стилем жизни.

     Уровень и качество жизни зависят от материально - экономических условий, в которых существует общество(семья).                                   

     Стиль жизни складывается на основе психических и психофизических особенностей поведения личности.

     Рассматривая здоровье как упомянутый выше «тройственный союз», школьники называют его составные части, но не рассматривают их в единстве. Следовательно, четкого понимания сущности здоровья у них нет. Необходимо, чтобы школьник осознавал себя как ценность и ценность здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми

     Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходят в возрасте 7-10 лет. Это подтверждает актуальность разработки и проведения оздоровительных уроков в школе в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний. Уроки здоровья содействуют правильному физическому, духовному развитию, укреплению умственной и  физической работоспособности,  навыков здорового образа жизни, чувства ответственности  за сохранение и укрепление своего здоровья, нацелены на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.                              

     Цели уроков здоровья – научить детей быть здоровыми душой и телом, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

     Задачи уроков здоровья – сформировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, здорового образа жизни; обеспечить физическое и психическое саморазвитие.

     Уроки включают в себя теоретическую и практическую часть. Содержание теоретической части призвано решить задачи, содержащие три  взаимосвязанных аспекта:

  1. воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, желание следовать здоровому образу жизни;
  2.  обучающий, состоящий  в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, уравновешенность и пр.), а также в выявлении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;
  3.  непосредственно  оздоровительный, развивающий, состоящий в профилактике широко распространенных заболеваний. Он обеспечивает необходимые для успешного осуществления учебного процесса качества:

 психическую уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошую память, мыслительные  способности.

 

C:\Users\User\Desktop\фото уроки здоровья\зож\Formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-shkol-nikov.jpg

 

 

 

 

Урок №1   Тема урока:

«Осанка – стройная спина»

 

Цели урока:

- сформировать навыки для поддержания правильной осанки;

- ознакомить с позвоночником – основным стержнем тела;

- научить держать правильную осанку;

- научить бережному отношению к своему здоровью.

Оборудование: плакаты (правильная и неправильная посадка за рабочим столом), рисунки позвоночника, таблички с афоризмами, 2 книги для практикума.

                           Ход урока

1. Организационная часть.

2. Вступительное слово учителя.

     На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся  в страну  Здоровичков.  Путь наш будет долгим , но интересным. Итак, в путь - дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!

     В этой замечательной стране есть много докторов природы, которые лечат нас совершенно бескорыстно, ничего не требуя взамен. Это наши друзья: доктор Вода, доктор Сон, доктор Свежий Воздух, доктор Здоровая Пища, доктор Доброта, доктор Любовь и другие. С ними со всеми мы обязательно познакомимся. Сегодня нас ждет встреча с доктором по имени Красивая Осанка.

     А чтобы настроение было хорошее, проведем оздоровительную минутку, называется она « Сотвори солнце в себе»

3. Оздоровительная минутка

     В природе есть солнце. Оно светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, руки положите на стол или на колени ладонями вверх. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Я мысленно направляю к ней маленький лучик , который несет мир. Звездочка увеличилась. Направляю лучик, который несет любовь,- звездочка снова увеличилась. Направляю лучик с добром - звездочка стала еще больше. Я направляю  к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость , тепло, свет, нежность, ласку. Звездочка стала большой и превратилась в солнце. Оно несет тепло всем - всем. ( Во время оздоровительной минутки учитель раздает детям желтые лучики, можно с написанными на них добрыми словами.) Откройте глаза. Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? На солнышко или на темную тучу? Пока вы отдыхали, я подарила каждому из вас лучик, на котором написала хорошие слова. Давайте повернемся друг к другу и скажем добрые слова.

4. Беседа по теме урока

     Ребята, вспомните тему сегодняшнего урока. Давайте рассмотрим скелет человека. Скелет – опора вашего тела, состоит он из костей. А опора скелета – позвоночник.

- Как выдумаете, приятно смотреть на стройного человека?

     Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте – у стройного человека правильно формируется скелет. При  правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку и другим важным органам.

     Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что хрящевая ткань в позвоночнике с возрастом заменяется костной. Поэтому взрослые все время говорят вам: « Не сутулься! Сиди прямо!» Неправильная осанка делает спину  кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице и спине. При правильной посадке расстояние от глаз до стола должно быть не менее 30 см, угол в локте – 90 градусов.

     Ученые провели наблюдения. Оказалось, что если человек маленького роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый выглядит ниже.

5. Практикум

Вызываются  4 помощника. Выполняем практикум: ходьба с книгой на голове. В тот момент, когда при ходьбе осанка окажется неправильной, книга упадет. Это упражнение нужно делать дома как можно чаще.

6. Оздоровительная минутка « Деревце»

     Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижмите к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте  спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте, что вы -  крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу.  Организм, как деревце, наливается силой,  бодростью , здоровьем. Выполнять 15-20 секунд. Опустите руки и расслабьтесь.

7. Нарушение осанки.

     У некоторых детей возникает нарушение осанки - сколиоз. Это значит,  что их позвоночник деформирован. Начинается деформация (или искривление), как правило, в 8-10 лет.  Лечится долго, иногда даже в больнице.

     Позвоночник  позволяет нам держать осанку. Проходит он посредине спины. Это гибкий « ствол», составленный из 33 костей - позвонков. К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это. Сколько вы насчитали ребер? (12 пар)

     Какую работу они выполняют? (защищают внутренние органы от повреждения)

 - Внутренние органы состоят из мягких тканей, а ребра -  из костной.

8. Осанка – стройная спина.

- Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или ,наоборот, деформировать ее?

- Почему искривляется позвоночник у детей?

- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

 - Доктор Красивая Осанка дает нам советы. Они немного необычны, но понятны.

 Совет №1

     «Ученым можешь ты не быть, но шею должен сохранить. На шее важный орган есть – ума и глупости не  счесть» (упражнения для шейного отдела позвоночника)

Совет №2

     « Если вдруг пересидел, телом весь окаменел, обопрись о стол спиной, потянись, зевни… запой!» ( Упражнения на осанку)

Совет № 3

     «Зачем так много хочешь взять? Возьмешь -  твоей спине страдать!» ( При переносе тяжестей, например, нагруженного портфеля, старайся  распределить  ношу равномерно в обе руки.)

Совет№4

     « Будь ты толстый, будь ты тощий, стели лишь то, что жестче»

Совет № 5

     « В жизни в ту или иную пору каждый ищет для себя опору. Заболел? Тут ясно и без спора. Лучший вариант – надежная опора» (встать у стенки и опереться. Ежедневно надо стоять минут 5)

Совет № 6

     «Советы старины и мудры  и верны. Все начинается со сгорбленной спины. Держать осанку, голову  поднять, чем ниже голова, тем легче потерять»

Совет № 7

     «Профилактика лечения в бесконечности движения» (Ходьба на месте. Различные  варианты)

Совет № 8

     И еще один совет. Почаще смотреть в зеркало, которое вам без слов подскажет, какая  у вас осанка.

     Выполнять перечисленные правила надо в течение всей жизни. В раннем возрасте особенно важно заняться укреплением позвоночника и  скелета. Для этого необходимо заниматься физкультурой и правильно  питаться. Надо употреблять продукты, в которых содержится  много кальция. Например, молочные, кисломолочные, овощи, фрукты.

Кальций укрепляет костную ткань, из которой состоит наш скелет и позвоночник.

9. ИТОГ УРОК

- Что важного вы для себя узнали? ( Познакомились с правилами доктора Красивая  Осанка)

- О чем надо помнить? ( об осанке и зарядке )

- Кто нам поможет сберечь красивую осанку и свое здоровье? ( мы сами)

Пусть вашим девизом станет: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Сегодня мы с вами прошли по одной из тропинок, которая ведет в страну Здоровячков.

     Для того, чтобы наш урок вам запомнился, я приготовила для вас памятки, которые называются « Держи осанку, ведь осанка- это не только красота, но и здоровье.

 

C:\Users\User\Desktop\фото уроки здоровья\зож\26622_or.jpg

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

 

 

 

Цели собрания:

1.Установить тесное и взаимообогащающее сотрудничество с родителями по  формированию у детей привычки вести здоровый образ жизни

2.Сплотить коллектив учащихся и родителей; получить  радость от совместного отдыха.

Время проведения: начало осени.

Прогнозируемый результат: осознание родителями необходимости внимательного отношения к здоровому образу жизни ребенка.

Подготовительная работа

1.Провести родительское собрание по вопросам  формирования у школьников здорового образа жизни.

2.Разработать  маршрут  прибытия к месту проведения сбора

3.Разделить участников похода на две команды, выбрать капитана.  (Старшеклассники заранее прячут листочки, на которых указано направление движения, в разных местах)

4.Приобрести спортивный инвентарь.

5.Приготовить листы бумаги и карандаши.

6.Взять фотоаппарат.

7.Разучить песни.

1.Встреча на месте сбора

Участники по маршруту приходят к месту сбора. Команда, прибывшая первой, готовит приветствие  для другой команды. Подходит другая команда.

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Никулина « Лес»

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где –то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется  иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- Почему  эта команда пришла первой? Что помогло ей?

Видимо, сплоченность, готовность выручать и поддерживать друг друга, умение подчиняться правилу – режиму. Мы знаем , что  режим – это распорядок дня и его выполнение необходимо: это улучшает нашу работоспособность, приучает к аккуратности, дисциплинизирует человека, укрепляет его здоровье, приводит к победе.

2.Блиц-опрос

1. Здоровая семья- что же входит в это понятие? (правильное питание, соблюдение режима дня, занятие спортом)

2.Как вы определяете, что ваш ребенок здоров?

Учитель: У каждого человека есть привычки, от которых ему хотелось бы избавиться,- их называют вредными. Давайте условимся поступить так. Вот перед вами красивая сухая ветка; я сейчас вам раздам карандаши и осенние листочки из бумаги,  вы напишите на них, от каких вредных привычек хотите избавиться, и прикрепите свой листочек к веточке.

В конце сбора бросим ее в костер, и ваши вредные привычки превратятся в пепел, а пепел – это удобрение для растений.

3.ФИЗМИНУТКА

- Обычно мы начинаем день с утренней гимнастики. С этого же начнем и наш сбор. Оглянитесь вокруг. Как красив осенний лес! Листочки кружатся, слетая с ветвей. Давайте и мы полетаем, как листочки.

Упражнение « Листочки»

Мы листики осенние,

на ветках мы сидим,

но только дунет ветер,

мы тут же полетим.

Мы летели, мы летели

и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

и листочки все поднял.

Закружились, полетели

и на землю снова сели.

(Имитация движений кружащихся в воздухе листочков; в конце все садятся на поляну.)

Гимнастика для глаз.

- А теперь пусть отдохнут наши глаза.

1. Крепко зажмурьте глаза, а теперь широко их откройте; повторите несколько раз.

2.Быстрые моргания в течение 1-2 минут.

3. Закройте веки и  легонько помассируйте их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты (не надавливайте на глазное яблоко! ).

4. Поднимите глаза кверху ( посмотрите, какое необычное сегодня  небо); сделайте ими круговые движения по часовой стрелке; круговые движения против часовой стрелки, повторите  5-6 раз.

5.Поднимите глаза кверху; опустите их книзу; отведите глаза вправо; влево. Повторите 6-8 раз.

4. ИГРЫ

-Давайте поделимся друг с другом, какие игры любили в детстве наши папы, мамы и в какие игры мы любим сейчас играть. ( Каждый участник объясняет правила своей игры, играем.)

 Рефлексия:

- Какую игру ты выбрал для себя, чтобы играть с друзьями? Сколько новых игр ты узнал? Какого игрока ты бы выделил особо?

5. РАЗВЕДЕНИЕ КОСТРА

Мужчины с мальчиками разводят костер, рассказывают и показывают, как правильно сложить дрова, сделать рогатину.

Мамы и девочки выбирают место для стола, выкладывают содержимое рюкзаков. Костер разложен. Ставим кипятить воду для чая.

 6. Соревнование семей

Чья семья больше соберет леченых трав за 5 минут?

Обмен полезными советами об использовании природных витаминов. ( Какие еще лесные и луговые растения можно  использовать для заваривания ? ) Завариваем чай с шиповником, в золу зарываем картофель.

7.Юмористический конкурс

Пока картофель печется, проводим  юмористический конкурс. Всем участникам конкурса раздаются листочки бумаги и угольки.

Задание: нарисовать картофель, каким вы его себе представляете после того, как его вытащат из золы. Победитель получит самую большую картофелину.

 

8 ОБЕД

Пьем чай с шиповником и травами, едим печеный картофель. Хором поем « старинную пионерскую песню»

КАРТОШКА

Ну, споемте-ка ребята,

Жили в лагере мы как

И на солнце, как котята.

Грелись этак, грелись так !

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

 

Дым костра, углей сиянье,

Серый пепел и зола

Дразнит наше обонянье

Дух картошки у костра.

 

Здравствуй, милая картошка,

Низко бьем тебе челом!

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем!

Ах, картошка,- объеденье,

Всех туристов идеал!

Тот не знает наслажденья, Кто картошки не едал.

9 ПОИСКИ КЛАДА

Ребята отправляются на поиски клада ( учитель заранее прячет его) Дается ориентировка с указанием направления расстояния.

Клад найден. Тот, кто сумел отыскать его, становится владельцем « сокровища» ( это может быть мяч, ракетки для бадминтона  и т. д.). Остальные искатели клада получают в качестве  приза скакалки.

10 КОНКУРС « ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ КОСТЕР»

В старину наши предки на некоторые языческие праздники (такие, как масленица или день летнего солнцестояния – на Ивана Купала) устраивали прыжки через костер, чтобы очиститься огнем от всего дурного. Для самых смелых и отважных объявляется конкурс « Перепрыгни через костер». Внимание! Проследите, чтобы от костра к этому моменту осталась кучка  тлеющих углей и он не представлял опасности для участников  конкурса.

Победителю (самому активному прыгуну) предоставляет право бросить в костер ветку с вредными привычками.

Здоровье- это класс!

Костер, костер!

Избавь от вредных привычек нас!

Ведущий произносит эти слова, а участники повторяют хором.

Будем стараться, чтобы вредные привычки обходили нас стороной.

11.РЕФЛЕКСИЯ ПО КРУГУ

Используем игру « Горячий картофель».

Все садятся вокруг костра. Учитель бросает картофелину кому-нибудь из игроков. Игроки перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться. Вдруг учитель командует : « Горячий картофель!» - и тот, у кого в данный момент оказалась в руках картофелина, должен быстро ответить на вопросы: « Что тебе понравилось? Что показалось интересным?» Игрок отвечает и  передает картофелину следующему.

Игра продолжается.

ПРОЩАНИЕ С ПОЛЯНКОЙ, ПРИРОДОй

Тушим костер и прощаемся с лесом. С этой целью проводим игру « Узнай дерево, кустарник, ягоду». Ведущий называет дерево, например, дуб, и все должны подбежать к дубу, прикоснуться к его стволу. ( Заодно выясняем, хорошо ли ребята знают деревья, кустарники, ягоды. и т. д.)

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Вот и закончился наш сбор.  Все хорошо отдохнули, повеселись, посмеялись, много ценного взяли для себя. Отправляемся домой с песней ( хором поем любую туристическую песню, слова которой знают и дети, и взрослые, - позаботьтесь об этом заранее).

 После похода можно оформить фотомонтаж в классном уголке.

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\User\Desktop\фото уроки здоровья\зож\img1 (1).gif

 

 

 

 

Устный журнал.

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

 

     Самое драгоценное, что есть у человека, - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной  программы. Необходимо помнить, что бережное отношение  к своему здоровью, а соответственно, и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему надо уделять большое внимание здоровью своих учеников, занимаясь им и в учебное, и во внеурочное время.

      Ведущей формой здоровьесберегающей  деятельности является в 5-6 классах, конечно, игра.

     Деятельностная игра – оптимальная форма проведения уроков здоровья. У занятия-игры много преимуществ: ему присуща образность, мобильность, возможность творчески выразить себя, выступить в разных ролях, наконец, увлекательность и доходчивость. Покажем это на примере.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

- выявить уровень знаний, активизировать мыслительную деятельность, повторить модели поведения в экстремальных  ситуациях;

-развивать умения переносить знания , полученные на занятиях, в повседневную жизнь;

- формировать убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель:

-  Добрый день!

Ну, а что это значит?

Значит, день был по-доброму  начат,

Значит, день принесет и удачу,

 и здоровье, и радость нам всем.

Перелистаем страницы нашего устного журнала « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Откроем первую страницу.

1.КОЖА – НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА

- Кожу иногда называют броней, защищающей наш организм от болезнетворных бактерий. Дома вы должны были посмотреть в толковом словаре значение слова « броня» ( Это защитное покрытие для боевой техники, оборонительных сооружений)

- Почему кожу сравнивают с броней? ( Кожа защищает тело человека от ветра, дождя, укусов насекомых; она, как барьер, стоит  на пути различных ядовитых веществ и бактерий).

- Верно! Но это еще не все. Какую важную функцию выполняет кожа, защищая наш организм? В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чувствительна к теплу, холоду, боли. Если человеку жарко, то нервные окончания передают сигналы- кожа краснеет, становится горячей и избавляет тело от излишнего тепла. Поступает сигнал, что холодно, - сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла сокращается, но зато  внутри тела его количество увеличивается.

- Итак, кожа регулирует  отдачу тепла в окружающую среду. Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

- Что угрожает коже? Прежде всего грязь. Ведь грязная кожа – любимое  место обитания микробов.

- А где больше всего скапливается грязи? ( На лице, руках, под ногтями )

Стук в дверь, вбегает ученик, грязный и растрепанный.

    А кто к нам пожаловал?

    Присмотритесь – ка, друзья:

    Кто такой -  понять нельзя.

    В школу на урок собрался,

    Сам три дня не умывался.

    В нашем классе каждый знает:

    Кожа от грязи страдает.

    Грязная кожа – микробов приют,

    Они на ней очень комфортно живут.

    Тех,кто мыть не хочет руки,

   Любят разве только мухи!

  Знай, грязнуля,  не бывает красоты

  Без телесной чистоты.

Грязнуля:

- Извините, торопился, растерялся, не  умылся… Чистым  буду я всегда, а поможет мне вода. Говорю вам откровенно, мыться буду непременно. Обещаю вам! Не лгу! Даже ногти обстригу.

Ученик умывается, причесывается.

- А кто знает, как ухаживать за ногтями?  Ногти следует регулярно стричь. На руках – раз в неделю, на ногах – раз в 2-3 недели.

- А теперь ответьте, дети, как надо ногти обстригать? На руках – закругляя, а на ногах – прямо.

- А что делать с заусеницами возле ногтей? Их нужно аккуратно срезать, а места, где они были, смазать йодом.

Перевернем следующую страницу.

  1. Глаза – зеркало души

- Наверняка вы слышали выражение « беречь как зеницу ока».  А что называют зеницей ока? ( Глазной зрачок)

- До 80% информации мы получаем через глаза. Вам очень много приходится  писать и читать, как в школе, так и дома. При этом большая нагрузка ложится на глаза. Мы с вами должны подумать, что сделать, чтобы сохранить свое зрение.

- Поиграем в игру « Воздушные шары». Правила игры: на воздушных шариках ( их можно вырезать из цветной бумаги) написано, что полезно, а что вредно для   глаз. Вам нужно вредное подчеркнуть,  а полезное оставить.

Работаем  в группах.

1.Читать лежа.

2.Смотреть на яркий свет

3.Тереть глаза грязными руками

4.Читать при хорошем освещении.

5.Читать в транспорте.

6.Делать гимнастику для глаз

7.Улучшить освещение своего рабочего места

8. Чаще бывать на свежем воздухе.

9.Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов ( морковь, зеленый лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

10.Укреплять глаза, глядя на восходящее ( заходящее ) солнце.

11.Изменить цветовой фон своего рабочего места.

12.Смотреть телевизор не меньше трех часов в день.

13.Сидеть как можно ближе к экрану телевизора.

14.Если врач выписал вам очки, носить их не обязательно.

     Уверена, что все вы знаете,

     На практике с успехом применяете,

     Но лучше лишний раз предостеречь:

     Не забывайте зрение беречь.

     Проверим, что у вас получилось.

Прочитаем хором название третьей страницы

  1. В здоровом теле – здоровый дух

Давно доказано на деле:

Здоровый дух в здоровом теле,

Об этом забывать нельзя.

Зарядка всем нужна, друзья.

Ну-ка, проведем разминку.

Смотрим вверх,

Прогнули спинку

Покачали головой,

Руки вкрест перед собой.

Покажите радость встречи,

Руки, положив на плечи.

Покачались, как качели.

Ах! – и встали.

Ох! – и сели.

Снова встали, сели, встали,

Пальцы сжали и разжали.

Не устали?

В класс входит физкультурник:

     Физкультпривет! Зарядкой занимаетесь? Молодцы! Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка. А вы знаете, какой вид спорта я больше всего люблю? Встаньте  все ровно. Приготовьтесь. Пойдем сейчас на лыжах ( Имитация движений лыжника). Быстро идем. А теперь катимся с горы. Как хорошо!  Остановись, мгновение!

     Учитель:

Внимание на доску. Мгновения спорта остановились в ваших рисунках. Кого из авторов отметим как спортивного корреспондента?

Наша четвертая страница…

3.Окажи помощь

- Если с кем-то вдруг беда, знаю, чем помочь всегда.

- Мало кому удается избежать ссадин, ушибов, переломов и порезов. Что главное в этой ситуации? ( не растеряться)

Случилась неприятность, что будете делать?

            Помогала Таня маме.

            Нож большой себе взяла,

            Как и что, не знаем сами,

            Только кровь ручьем текла.

Окажите Тане помощь: она порезала себе палец

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.Промыть место повреждения струей воды (лучше кипяченой).

2.Продезинфицировать ранку бледно-розовым раствором марганцовки.

3.Кожу вокруг ранки смазать настойкой йода или раствором бриллиантовой зелени.

4.Наложить на порез стерильную повязку.

5.Закрепить повязку бинтом или пластырем.

 Что с тобой, дружок, случилось,

 Что лицо так изменилось?

 Я стоял, дразнил собаку,

 А она полезла в драку.

 За руку меня схватила,

 Руку сильно прокусила.

 Ребята, надо срочно помочь!

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.Промыть рану водой с мылом, чтобы устранить слюну животного.

2.Наложить на место укуса чистую повязку.

3.Сообщить взрослым

4.Вызвать скорую помощь по телефону 103.

                    Я по лестнице бежал,

                    Кувырком с нее упал.

                    Не могу ступить на ногу –

                    Помогите, я в тревоге!

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Вызвать скорую помощь по телефону 103

2. При закрытом переломе до приезда врача приложить холодный компресс.

3.Наложить временную шину из дощечки или палки, прибинтовав ее к месту перелома, чтобы не возникло смещения костей.

Вижу, в трудную минуту на вас можно положиться! Вот мы и дошли до последней страницы.

                       Ослепительная улыбка на всю жизнь.

                       Только тот, кому не лень,

                       Чистить зубы дважды в день,

                       Весело смеяться будет

                       И про кариес забудет,

                       Ведь улыбкой будет он

                       Белоснежной награжден

 

- Поиграем? А в ходе игры повторим, что  нужно делать, чтобы сохранить ослепительную улыбку на всю жизнь.

 

Вам, мальчишки и  девчушки,

 Приготовили частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет

Постоянно нужно есть

Для зубов  для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

 Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем , совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

( Нет, нет, нет).

Чтобы блеск зубам придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

( Нет, нет, нет).

Ох, неловкая Людмила,

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный  ответ-

Молодчина  Люда? ( Нет!)

Навсегда запомните ,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую  в кровать!

 Это правильный совет?

(Нет,нет, нет!).

 

 

 

 

C:\Users\User\Desktop\фото уроки здоровья\зож\tub_2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

«КЛЮЧИК СЧАСТЬЯ, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

 

 

 

Цели: воспитывать у школьников негативное отношение к дурным привычкам, предупреждать возникновение желания попробовать запретное, научить общаться с окружающими, правильно вести себя в подозрительных ситуациях.

Оборудование: маски и костюмы.

Участники: Буратино, Сверчок, Кот Базилио, Лиса Алиса,  Дуремар,  доктор Айболит, лесные жители: Зайчонок, Бельчонок, Волчонок, Барсук.

ХОД ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Часть 1. Детям о вредных привычках

Звучит песенка про Буратино из детского мультфильма.

Ведущий: Ребята, вы все знаете замечательную сказку  про деревянного человечка, которого смастерил папа Карло. Сегодня мы хотим пересказать ее на новый лад, Итак, герои те же, но действие происходит в наше время.

1.Сценка. Буратино и Сверчок

Буратино: Эй, ты кто такой?

Сверчок: Я – говорящий Сверчок. Живу в этой комнате больше ста лет.

Буратино: Здесь я хозяин, убирайся отсюда.

Сверчок: Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать дом, где я прожил столько лет. На прощание выслушай полезный совет.

Буратино: Очень мне нужны советы старого  Сверчка…

Сверчок: Ах, Буратино, Буратино, брось баловство, слушайся папу Карло, без дела не убегай из дома и завтра же начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности  и страшные приключения.

Буратино: Ах ты, столетняя букашка-таракашка! Да больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома – лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек… Я еще не то придумаю!

Сверчок: Жаль мне тебя, жаль Буратино, прольешь ты горькие слезы.

Ведущий: Схватил  Буратино молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку. Вот, ребята, каким  невоспитанным ребенком был Буратино. Не послушался отца, не пошел в школу, прогулял уроки. Таких детей на каждом шагу ждут  неприятности.

2.Сценка. Буратино,  Лиса Алиса, Кот  Базилио

Лиса Алиса: Здравствуй, добренький, хорошенький Буратино! Убежал из дома? Правильно сделал, молодец!

Кот Базилио: Ни дома, ни родителей – полная  свобода! Ты теперь бездомный , как и мы. Вольный бомж, ха- ха!

Лиса Алиса: Не пугай ребенка, дуралей! Не бойся, Буратино, бомж – хорошее слово. Это значит богатый, очень мудрый жулик (обращается к детям)

Правда, дети?

Дети: Нет!

Лиса Алиса: А ну вас! ( поворачивается к Буратино.) Умненький, благоразумненький Буратино, не пошел в школу – так мудро поступил.

Кот Базилио: Долой школу! Долой учебники!  Долой учителей!

Лиса Алиса: Посмотри, Буратино, какой соблазнительный мир вокруг тебя. Сам себе хозяин: спи, сколько хочешь, ешь , что тебе вздумается. Кури, если хочешь.  Хочешь? ( Дает сигарету)

Буратино: Не-е, я не курю.

Кот Базилио: Попробуй, тебе понравится. Подумаешь, один раз – ничего страшного, так ведь, ребята?

Дети: Нет, Базилио, ты не прав. Здесь с нами доктор Айболит, пусть он тебе объяснит, что   все беды  начинаются с первой пробы.

3.Сценка с участием доктора Айболита.

-Доктор Айболит: Правильно, ребята, в состав листьев табака входит около 400 различных химических веществ, и одно из них – никотин. В чистом виде это чрезвычайно сильный яд. Как всем известно, капля никотина убивает   лошадь, да  не одну. Если хотите знать более точные данные – пожалуйста: оказывается, капля никотина способна лишить жизни тройку взрослых лошадей весом по полтонны каждая. Так вот, многоуважаемые, если мы  не хотим оказаться в роли подопытных лошадей, если не хотим умирать молодыми от заболеваний сердца, рака легких, то давайте зададим себе вопрос: а стоит ли начинать? Тем более что привыкание- минутное дело, а отвыкание от дурных привычек – ох, как тяжело дается!

Лиса Алиса: Не слушай ты его, Буратино. Мы твои настоящие друзья. Мы тебе поможем. У меня все есть.( Достает из кармана тюбик с клеем). Хочешь понюхать?

Буратино: Не –е, я боюсь.

Кот Базилио: Не бойся, всего один раз.( Обращаясь к детям) Дети, с одного раза ничего страшного не бывает, так ведь?

Доктор Айболит: Что ты говоришь, Кот? Даже единственная проба может иметь последствия как для психического здоровья самого человека, так и для здоровья его будущих детей. От токсических веществ формируется зависимость. И  быстрее всего поражаются клетки головного мозга. Знаете, ребята, человеческий организм мудрее своего  хозяина: если порой человек может считать одурманивающее вещество неопасным, то организм воспринимает его как настоящий яд, стараясь сразу же обезвредить. Происходит это за счет работы печени, которая в буквальном смысле  слова пропускает все, что поступает внутрь человека, через себя.Ткани печени быстро изнашиваются, при это весь организм. Кожа становится бледной, сероватого оттенка, появляются мешки под глазами, тело начинает неприятно пахнуть.

Лиса Алиса: Фу, какие гадости! Слушай, Базилио, что-то не получается у нас уговорить Буратино хоть что-то попробовать. Давай позовем нашего старого знакомца Дуремара, продавца пиявок.  Может он что придумает? Ребята, помогите: Ду-ре-мар! Ду- ре-мар! ( дети хранят молчание)

Сценка с участием  Дуремара.

Дуремар: Соскучились, дети, по дедушке Дуремару? Узнали продавца лечебных пиявок? Теперь у меня, друзья, работа. Прибыльная. Я продаю разноцветные порошки. Не-ет, не лечебные. Покупают их безумцы страны дураков.  Они и так  безмозглые,  а после моих порошков совсем безумными становятся. А  я не  переживаю – мне бы побольше денег, и все. Хотите стать жителями этой страны – приходите к нам, милости просим, как говорится.

Доктор Айболит: А почему ты, Дуремар, не рассказываешь детям о том, что ваша страна Дураков давно превратилась в страну Призраков? Что, приняв твои порошки, молодые люди умирают, страдают от различных заболеваний? Что повсюду ходят изможденные люди с неподвижными лицами, пугающего вида, с болячками по всему телу? Что эти люди не способны  ни думать  по-человечески,  ни работать на благо ближним, а  способны  только  красть чужое и даже убивать? Так вот , Деремар, у тебя  не получится обманывать детей. Они знают, что хорошо, а что плохо. Мы вам не отдадим нашего Буратино. Уходите прочь! А Буратино мы сейчас объясним, как вести себя с незнакомыми людьми и с подозрительными вещами. Я привел с собой своих лесных друзей, они мне помогут.

ЧАСТЬ 2. ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Ролевые игры для младших школьников, которые можно разыграть , как кукольное представление.

1.Солнечным утром Зайчонок прогуливался по зеленой полянке У него было замечательное настроение и он весело напевал.

« Кха-кха!» - неожиданно услышал Зайчонок. Из-за куста прямо на него вышел пожилой Барсук, которого раньше Зайчонок ни разу не видел.

- Здравствуйте, уважаемый Барсук!- вежливо проговорил Зайчонок.

- Здравствуй , Зайчонок! Помоги старику. Я живу за рекой, а к вам пришел навестить своего брата Барсука Ивановича. Не знаешь ли ты, где он живет?

Знаю, знаю, вам нужно идти, не сворачивая вот по этой дороге.

- Спасибо, Зайчонок, вот тебе  за это угощение, - и Барсук протянул Зайчонку  красивый пакетик.

- Нет, спасибо, уважаемый Барсук, мне ничего не надо, - отказался Зайчонок.

- Ну, как хочешь!- буркнул Барсук и пошел своей дорогой.

3.Мама Белка отправила сына Бельчонка в магазин за покупками. Бельчонок уже выходил с наполненной сумкой из магазина, когда неожиданно на пороге столкнулся с Лисой. Ее рыжая шубка так и переливалась на солнышке, а хвост плавно покачивался.

- Ой, какой замечательный Бельчонок! Такой маленький  и такой самостоятельный! Ты маме помогаешь?

- Да, тетя Лиса,- робко проговорил Бельчонок.

- Какой молодец! А где ты живешь?

 - В-о-он за тем поворотом, - ответил Бельчонок.

 А хочешь, я угощу тебя чем-то вкусным? Ты такого ни разу не пробовал! Только для этого тебе нужно пойти со мной в мою норку.

- Нет, спасибо, тетя Лиса, но мама не разрешает мне брать угощения у чужих!

- А я совсем не чужая, ведь мы с тобой почти познакомились! Ты обязательно должен попробовать мое угощение. Не отказывайся, а то ты меня обидишь!

- Нет, я не могу, меня мама ждет.

- Да мама обрадуется , когда узнает, что ты ко мне в гости зашел. Ну, пожалуйста, Бельчонок, доставь мне такую радость!

- Извините, тетя Лиса, но мне пора домой. До свидания.

3. Бельчонок и Зайчонок играли в жмурки на поляне.

- Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать, - проговорил Зайчонок и с завязанными глазами отправился на поиски Бельчонка. Зайчонок чувствовал, что его приятель где-то рядом: до него доносился легкий шелест сухой травы и смешки Бельчонка , которые тот   с трудом сдерживал.

И вдруг  Зайчонок неожиданно уперся лапками  во что-то большое и лохматое.

- Ой! – от испуга у Зайчонка повязка с глаз упала. Прямо перед ним стоял Волчонок. Он был старше малышей на несколько лет  и выше на целую голову.

- Ну, вы, мелкота, чего под ногами путаетесь?!

- М-м-мы ничего, мы играем,- испугались зверята.

- Ну ладно, не трусьте. Хотите, я вас угощу?- на вытянутой лапе Волчонка лежали коричневые шарики.

- А что это?- спросил Бельчонок

- Да не бойся, говорят тебе – бери и жуй!

- А мы не хотим пробовать то , чего не знаем,- решительно заявил Зайчонок.- Уходи отсюда , а то мы позовем на , и тогда тебе не поздоровится.

-  Ладно, ухожу, с вами уж и пошутить нельзя,- и Волчонок, поджав хвост, убрался прочь.

Ведущий: Итак, ребята. усвоили азы общения? Надеемся, что и Буратино получил урок. Ну, что  скажешь, Буратино?

Буратино: Ребята, спасибо вам за все. Спасли вы меня от лисьих  лап, от Дуремара и от всяких дурманов. Пойду-ка я домой, к папе Карло, буду учиться в школе. Ведь со мной золотой ключик, ключик счастья. Теперь я знаю, что счастье  в семье, в труде До новых встреч!.

 

 

 

 

 

H:\фото уроки здоровья\зож\_0704032013 (5).JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя  и школы.- Ш.: АРК-ТИ, 2003.

 

  1. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе. – М.: Илекса,  Народное образование, 2003.

 

 

  1. Обидина В. Г. Здоровье как ценность, Начальная школа. – 2009, № 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
17 жовтня 2018
Переглядів
903
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку