Урок поможет проанализировать причины возникновения теории Раскольникова, понять философию и мораль личности, «глядящей в Наполеоны», отношение Ф.М. Достоевского к теории «сверхчеловека» и выяснить, насколько жизнеспособна теория «сверхчеловека» в XXІ веке.
Комунальний заклад
«БЕРИСЛАВСЬКИЙ МЕДИЧНИЙ КОЛЕДЖ»
Херсонської обласної ради
МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА
ПРАКТИЧНОГО ЗАНЯТТЯ:
Розвінчання Ф.М. Достоєвським у романі «Злочин і кара» теорії «надлюдини». Філософські та соціальні корені теорії Раскольникова
Берислав 2017
Тема: Развенчание Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание» теории «сверхчеловека». Философские и социальные корни теории Раскольникова.
К-во часов: 2
Дидактические цели:
обучающие: проанализировать причины возникновения теории Раскольникова; помочь студентам понять философию и мораль личности, «глядящей в Наполеоны», отношение Ф.М. Достоевского к теории «сверхчеловека» и выяснить, насколько жизнеспособна теория «сверхчеловека» в XXІ веке.
развивающиеся: развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, доказывать; обучать культуре ведения спора, формировать у студентов навыки убедительно доказывать свою мысль;
воспитательные: утвердить мысль о высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни; пробуждать у студентов чувство уверенности в незыблемости нравственных понятий.
Оборудование: слайдпрезентация «Не зовите Русь к топору»
Ход занятия
І. Организационная часть.
Давайте виртуально перенесёмся в Россию второй половины XІX века и окунёмся в мир гениального русского писателя Ф.М.Достоевского.
ІІ. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальная проверка.
(слайд №2)
Задание 1: дома вы должны были рассмотреть репродукцию картины В. Перова «Портрет Ф.М. Достоевского» и, проанализировав цветовую гамму и детали, составить психологический портрет писателя.
Примерный ответ: Перов точно выразил психологическое состояние Достоевского, которое можно выразить словами: «уйти в себя».
Тёмный фон, в полумраке которого тонет фигура, подчёркивает болезненно бледное лицо Достоевского и создаёт настроение тоски и безысходности. Взгляд, устремлённый в невидимую точку, говорит о погружённости писателя в мрачные мысли
Узкие ладони с тонкими длинными пальцами и бледной кожей указывают на тонкую нервную организацию писателя, а сцепленные пальцы рук являются барьером, которым он ограждает себя от внешнего мира.
Достоевский двумя руками обхватывает ногу – это является сигналом того, что он настроен решительно и намерен стоять на своем до победного конца.
(слайд №3)
Задание 2: в соответствии с нумерацией предложенных иллюстраций, раскройте переломный период жизни Достоевского (Петропавловская крепость (1;3), М.В. Буташевич-Петрашевский (2), Семёновский плац (4), Достоевский на каторге (5); Евангелие (6).
(муз. фон Ф.Лист. «Ноктюрн. Грёзы любви»)
Вывод: четыре года в Омском остроге каторжанин Достоевский читал одну книгу – Евангелие, которая коренным образом изменила его мировоззрение. Теперь писателя волнует мысль – не заразится ли Россия западными ядами теории «сверхчеловека».
Смотрим отрывок из сериала «Достоевский».
(видеоролик №1)
Пройдя сквозь долгую историю человечества, идея «сверхчеловека» эволюционировала.
(слад №4)
2. Индивидуальная проверка.
«Метаморфоза образа «сверхчеловека» (индивидуальное задание).
Тысячи лет по миру бродит призрак «сверхчеловека». Люди ждали «сверхчеловека» всегда, и он приходил, чтобы спасти людей от сил зла.
(слад №5-6)
Мифы всех древних народов полны образов «сверхчеловека»: древнегреческие Прометей принес людям огонь с неба, Геракл совершил 12 подвигов, Персей одержал победу над медузой Горгоной, Тесей уничтожил критское чудовище, людоеда Минотавра.
(слад №7-8)
В народной фантазии рождались «сверхлюди», которые приходили, чтобы восстановить справедливость. Вспомните героев волшебных сказок: они спасали заточённых в башню принцесс, пробуждали спящих красавиц, побеждали драконов, сражались с людоедами; или былинных героев – народных заступников: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
(слад №9)
Во всех мировых религиях тоже имеет место ожидание «сверхчеловека», мессии, спасителя. Так, цель прихода Иисуса Христа в мир – умереть за людей и оставить пример служения Богу. А в буддизме идею Божества полностью заменяет идея «сверхчеловека», ибо сам Будда – не Бог, а «сверхчеловек».
(слад №10)
В конце концов, «сверхчеловек» никогда полностью не исчезал и в зарубежной литературе. Что представляют собой Шерлок Холмс, Данко, как не выражение всё той же идеи «сверхчеловека» – исключительного во всех отношениях. Герои живут истинно свободной жизнью; рискуя собой, они спасают общество от несправедливости.
Но изменяется мышление человека – эволюционируют и формы морали «сверхчеловека».
(слад №11)
Европейский гуманизм духовно кончился с немецким мыслителем XІX века – Фридрихом Ницше. Наиболее ярко мировоззрение философа воплотилось в работе «Так говорил Заратустра».
Объявив, что «Бога нет», Ницше заявил, что религиозных ограничений, предрассудков не существует и объективной морали нет – каждый принимает ту, которая ему подходит, а правильная – только мораль «сильных» («хозяев»). «Хозяева» идут по жизни гордо и независимо. Их жизнь – это битва за превосходство над другими. Воля к власти формирует железную волю и стремление властвовать над ничтожной толпой «слабых» («рабов»).
Сострадание и сочувствие – были объявлены Ницше уделом «слабых», а совесть стала официальным названием трусости. Принципы альтруизма, свободы, равенства, любви к ближнему, милосердия Ницше считал ложью:
- «личный интерес» важнее благополучия ближнего;
- свобода принадлежит только тем, кто имеет достаточно сил, чтобы завоевать её для себя;
- равенства тоже не существует – в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в людях, они могут быть лучше или хуже;
- поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие – это наиболее сильные;
- милосердие – пустая трата энергии на слабых и вырождающихся. «Масса» может представлять интерес только как орудие в руках «сильных» («хозяев»).
Философия Ницше стала уникальным экспериментом человека XІX века по взращиванию в себе «сверхчеловека».
ІІІ. Формирование темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности.
«Европейский Антихрист» проникал в Россию, формировалась новая мораль «сверхчеловека», «глядящего в Наполеоны», сильного и жестокого человека.
Несмотря на то, что отправной точкой движения русских революционеров-демократов была защита интересов обманутого народа, призрачность демократии в революции была очевидна. Демократы настаивали на радикальных средствах переустройства России, они «звали Русь к топору». Россию ждала кровавая развязка.
(слайд №12)
«Развенчание Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание» теории «сверхчеловека». Философские и социальные корни теории Раскольникова», – так звучит тема нашего занятия.
(запись темы занятия в тетрадях)
ІV. Основная часть.
1. Вступительное слово преподавателя.
Теория «сверхчеловека» долго зрела в голове главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – Раскольникова.
За полгода до совершения преступления бедный студент-юрист написал статью под названием «О преступлении». Молодой человек отнёс статью в одну из петербургских газет – «Еженедельная речь». В его теории предусматривалось разделение человечества на два разряда: «низший» («обыкновенные люди») и «люди, которые двигают мир» («Магометы», «Наполеоны»), которым дозволено разрешать себе «кровь по совести», т.е. перейти через некоторые препятствия в том случае, если того требует исполнение его спасительной идеи.
Сидя как-то зимой в трактире, он случайно подслушал разговор между студентом и офицером о старухе-ростовщице. Он узнал «точно такие же мысли», что наклёвывались в его голове»:
Студент. «Не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!» «Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести…»
Офицер. «… а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?»
Студент. «Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...»
Раскольников вдруг нашёл объяснение своей теории: все так думают, но не все могут перейти к её практическому осуществлению.
Была теория, была статья, было подтверждение его теории – не хватало только её воплощение в реальную жизнь. Рывком для воплощения теории стало убийство старухи-процентщицы.
Родион Раскольников ставит над собой эксперимент по разрушению внутри себя «твари дрожащей» и взращиванию в себе «право имеющего», которому дозволено разрешить себе «кровь по совести», т.е. перейти через моральные границы во имя спасительной идеи – спасти себя, свою семью, спасти человечество от зла.
2. Индивидуальное задание (Дело каторжанина Раскольникова).
(слайд №13)
Имя, отчество, фамилия. Родион Романович Раскольников.
Возраст: 23 года
Сословие: мещанин
Откуда прибыл
в Петербург: из Рязанской губернии
Род занятий: бывший студент; около 2-х лет отучился на юридическом факультете Санкт-Петербуржского университета
Адрес проживания снимает комнату в доме у Пяти Углов у
в Петербурге: госпожи Зарницыной
Почему оставил учение: по причине стесненности материальных средств
Заключение судебной в июле 1865 года по адресу Набережная
экспертизы: канала Грибоедова, 104/25 совершено зверское убийство 2-х женщин: коллежской секретарши, процентщицы Алены Ивановны, и её сводной сестры Лизаветы. Орудие убийства – топор.
Совершена кража ценных вещей и денег в сумме 317 рублей серебром и 3 двугривенных
Социальные истоки безысходность своего положения
преступления: и положения его семьи; обездоленность людей, осознание несправедливости мира
Философские истоки
преступления: проверка своей теории сильной личности
Приговор: 8 лет каторжных работ в Сибири (из 20 возможных).
3. Лингвистический анализ произведения.
1). Слово преподавателя.
Достоевский создал ситуацию, которая фокусирует весь роман «Преступление и наказание» на проблеме совести. Совесть Раскольникова постоянно говорит на символическом языке: цвет, имя, отчество и фамилия героя, его страхи, сны, знаки, библейские мотивы, числовая символика.
В романе постоянно присутствует жёлтый цвет. Жёлтый цвет – это цвет жизни, радости, располагающий к общению и открытости. Но в демонстративном использовании грязного жёлтого цвета звучит горькая ирония. Мы видим приглушённые грязью жизни людей.
Кроме того, жёлтый цвет напоминает нам солнце и ассоциируется с властью (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует в теории Раскольникова: власть над «тварями дрожащими» – именно этого жаждет герой в романе.
Само имя – Родион – греческого происхождения, что означает «житель острова Родос».
(слайд №14)
Там получали образование консулы Римской республики Помпей, Цезарь, Тиберий. Так, в романе возникает мотив сильных мира сего, которые смогли преступить через кровь и страдания.
Этимологически к тому же корню в старославянском языке восходит слово «руда», которое означает «кровь». Так, уже в самом имени главного героя задается мотив крови.
Отчество – Романович. Роман – в переводе с латинского означает «римлянин», а с греческого – «сила». Обращаясь к содержанию романа, вспомним, что Раскольников хотел силу в себе испытать, хотел «Наполеоном сделаться».
(слайд №15)
Фамилия – Раскольников – указывает на раскол души героя на две половинки. Его душа стала ареной борьбы «между Христом и Антихристом».
Давайте вместе с совестью Раскольникова сделаем 7 шагов к преступлению и попытаемся понять, почему совести так и не удалось удержать героя на краю пропасти?
(слайд №16)
2). Составление плана І части романа
«Шаги Раскольникова к преступлению».
1 глава. «Проба».
? Докажите, что в душе Раскольникова царит холод.
То, к чему он готовится, не осознаётся им как преступление: это «проба», «предприятие», «…безобразную мечту» как-то даже поневоле привык считать уже предприятием…» Он «арифметик». Герой поднимает руку не на человека, а на «вошь».
? Каким одним словом мы можем охарактеризовать внутреннее состояние Раскольникова? (Страх, «уход в себя»).
«И каждый раз молодой человек, проходя мимо (хозяйкиной кухни), чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение…» «На какое дело покуситься хочу и в то же время каких пустяков боюсь!» «Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?»
Образ Раскольникова воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле.
(слайд №17)
(содержание притчи «Каин и Авель»)
Вывод. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным изгнанником в родной земле. То же самое происходит и с Раскольниковым: среди «неожиданных чувств», мучающих сердце героя, Достоевский выделил чувство разъединенности с людьми, ведь ему ведомо запретное, то, чего не должен знать человек. «Он до того… уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только с хозяйкой». Он «как будто ножницами отрезал себя ото всех».
? Почему же тогда герой так боится? (функция совести – через страх спасти Раскольникова. И здесь страх его ещё спасает: «Сходя с лестницы, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно поражённый… О боже! Как это всё отвратительно!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко… Тотчас же всё отлегло, и все мысли его прояснели». «…теперь его вдруг что-то потянуло к людям. Что-то совершалось в нём как бы новое, и вместе с тем ощутилась какая-то жажда людей».
2 глава. «Встреча с Мармеладовым».
(исповедь Мармеладова)
Вывод. В конце 2-ой главы мы слышим мысли героя и понимаем, что они уже прочно засели в его голове. Он делит людей на «подлецов» и «не подлецов». Мир сочится кровью и горем, но религия, моральные принципы парализуют волю людей, заставляют их терпеть гнёт и унижение. Они привыкают пользоваться крохами, оплаченными страданиями своих близких и любимых, «вечных Сонечек»: «Ко всему-то подлец человек привыкает!..» Они привыкают и становятся «подлецами».
Раскольников не хочет быть «подлецом» по отношению к своим близким, ко всему миру. Поэтому не хочет терпеть зло. «Ну, а коли… не подлец человек,.. то значит, что остальное всё предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..»
3 глава. «Письмо матери».
(содержание письма)
(4 гл.) «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать этому, пока я жив, не бывать…» «… А что же ты сделал, чтобы этому не бывать?»
4 глава. «Встреча с пьяной девочкой».
«Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к чёрту, должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать… А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадёт!.. Не в тот, так другой?..»
Вывод. Письмо матери и встреча с пьяной девочкой напоминают Раскольникову о необходимости действовать.
5 глава. «Сон Раскольникова».
(содержание сна)
Вывод. Сон снится герою именно накануне преступления. Раскольников разрывается между добром и злом. Совесть через сон Раскольникова борется с его же «безобразной мечтой». Сострадательное прикосновение плачущего 7-летнего ребенка к морде лошади говорит о том, что герой способен сострадать, а потому и отрекается от своей «безобразной мечты».
«Боже!.. да неужели ж,..я… возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором?...» «…Ведь ещё вчера, когда я пошёл делать эту… пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю…» Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи!.. покажи мне путь мой, и я отрекаюсь от проклятой… мечты моей!»
6 глава. «Суеверия и искушения».
К сожалению, этот душераздирающий сон исцелил душу Раскольникова только на время. Идея уже проникла в подсознание, герой уже не управляет своей жизнью. Таинственные случаи неуклонно ведут убийцу к жертве. Раскольников узнает, что старуха завтра в 7 часов вечера будет одна и он возвращается к своей идее и завтра совершает преступление, путь к которому расчищает бес.
7 глава. «Убийство».
(видеоролик №2 убийство старухи-процентщицы)
Проблемные вопросы.
- Почему орудием убийства в романе выбран топор? (революционеры-демократы «звали Русь к топору»).
- Почему Раскольников бьёт старуху по голове обухом, а Лизавету – лезвием топора? (обух ложится на голову Алёны Ивановны, а лезвие направлено на Раскольникова («переступив через кровь», Родион убивает все то человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми: «Я не старушку убил... я себя убил»).
V. Подведение итогов.
Бесконечно долгая история так и смогла избавить человечество от «синдрома феодализма», т.е. деления людей на господ и покорный народ; не смогла изменить отрицательного отношения народа к несправедливой и нечестной власти. На разных исторических виражах, разные исторические лица повторялись и повторяются. Под лозунгом освобождения, они зовут народ «к топору», к революции, не задумываясь о том, что кровопролитие – один из тяжких грехов. Может ли кто-то распоряжаться жизнями людей по своему усмотрению? Можно ли оправдать многочисленные убийства, совершаемые во имя идеи?
(видеоролик №3 Песня А.Городницконо «Не зовите Русь к топору»)
VІ. Домашнее задание.
Задания
1. Опишите мучение совести Раскольникова после его убийств?
2. Прочитайте притчу о воскрешении умершего Лазаря. Какая связь между Раскольниковым и Лазарем?
3. В чём «общая точка» у Раскольникова и Мармеладова, у Раскольникова и Лебезятникова, у Раскольникова и Лужина, у Раскольникова и Свидригайлова?
4. Пришёл ли Раскольников к раскаянию?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев Д.А. Универсальность и национальная самобытность идеи сверхчеловека в творчестве Ф.М. Достоевского // Аналитика культурологии. Тамбов. 2012. № 24. С. 11 - 15
2. Карасёв Л.В. О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10.
3. Путь Раскольникова от сострадания к идее «крови по совести» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovesti-v-prestuplenii-i-nakazanii
4. Теория «сверхчеловека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://info-shkola.ru/teoriya-sverxcheloveka-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
5. Томпсон Д.О. Проблемы совести в «Преступлении и наказании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/problemy-sovesti-v-prestuplenii-i-nakazanii
6. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lit-helper.com/p_Simvolika_cveta_v_romane_F_M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie