Развенчание Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание» теории «сверхчеловека». Философские и социальные корни теории Раскольникова.

Про матеріал

Урок поможет проанализировать причины возникновения теории Раскольникова, понять философию и мораль личности, «глядящей в Наполеоны», отношение Ф.М. Достоевского к теории «сверхчеловека» и выяснить, насколько жизнеспособна теория «сверхчеловека» в XXІ веке.

Перегляд файлу

Комунальний  заклад

«БЕРИСЛАВСЬКИЙ  МЕДИЧНИЙ  КОЛЕДЖ»

Херсонської обласної ради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА

ПРАКТИЧНОГО ЗАНЯТТЯ:

Розвінчання Ф.М. Достоєвським у романі «Злочин і кара» теорії «надлюдини».                 Філософські та соціальні корені теорії Раскольникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берислав 2017

Тема:  Развенчание Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание» теории «сверхчеловека». Философские и социальные корни теории Раскольникова.

 

К-во часов:   2

 

Дидактические цели:

обучающие: проанализировать причины возникновения теории Раскольникова; помочь студентам понять философию и мораль личности, «глядящей                           в Наполеоны», отношение Ф.М. Достоевского к теории «сверхчеловека»                        и выяснить, насколько жизнеспособна теория «сверхчеловека» в XXІ веке.

развивающиеся: развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, доказывать; обучать культуре ведения спора, формировать                           у студентов навыки убедительно доказывать свою мысль;                                          

воспитательные: утвердить мысль о высшей ценности человеческой личности    и человеческой жизни; пробуждать у студентов чувство уверенности                           в незыблемости нравственных понятий.

 

Оборудование: слайдпрезентация «Не зовите Русь к топору» 

 

Ход занятия

 

І.    Организационная часть.

Давайте виртуально перенесёмся в Россию второй половины                 XІX века и окунёмся в мир гениального русского писателя Ф.М.Достоевского.

 

ІІ.  Проверка домашнего задания.

1. Фронтальная проверка.

(слайд №2)

Задание 1: дома вы должны были рассмотреть репродукцию картины                  В. Перова «Портрет Ф.М. Достоевского» и, проанализировав цветовую гамму                      и детали, составить психологический портрет писателя.

Примерный ответ: Перов точно выразил психологическое состояние Достоевского, которое можно выразить словами: «уйти в себя».

Тёмный фон, в полумраке которого тонет фигура, подчёркивает болезненно бледное лицо Достоевского и создаёт настроение тоски                            и безысходности. Взгляд, устремлённый в невидимую точку, говорит                               о погружённости писателя в мрачные мысли

Узкие ладони с тонкими длинными пальцами и бледной кожей указывают на тонкую нервную организацию писателя, а сцепленные пальцы                                 рук являются барьером, которым он ограждает себя от внешнего мира.

Достоевский двумя руками обхватывает ногу – это является сигналом того, что он настроен решительно и намерен стоять на своем до победного конца.

(слайд №3)

Задание 2: в соответствии с нумерацией предложенных иллюстраций, раскройте переломный период жизни Достоевского (Петропавловская крепость (1;3), М.В. Буташевич-Петрашевский (2), Семёновский плац (4), Достоевский                    на каторге (5); Евангелие (6).

(муз. фон Ф.Лист. «Ноктюрн. Грёзы любви»)

Вывод: четыре года в Омском остроге каторжанин Достоевский читал одну книгу – Евангелие, которая коренным образом изменила                                        его мировоззрение. Теперь писателя волнует мысль – не заразится ли Россия западными ядами теории «сверхчеловека».

Смотрим отрывок из сериала «Достоевский».

(видеоролик №1)

Пройдя сквозь долгую историю человечества, идея «сверхчеловека» эволюционировала.

(слад №4)

2. Индивидуальная проверка.

«Метаморфоза образа «сверхчеловека» (индивидуальное задание).

Тысячи лет по миру бродит призрак «сверхчеловека». Люди ждали «сверхчеловека» всегда, и он приходил, чтобы спасти людей от сил зла.

(слад №5-6)

Мифы всех древних народов полны образов «сверхчеловека»: древнегреческие Прометей принес людям огонь с неба, Геракл совершил                     12 подвигов, Персей одержал победу над медузой Горгоной, Тесей уничтожил критское чудовище, людоеда Минотавра.

(слад №7-8)

В народной фантазии рождались «сверхлюди», которые приходили, чтобы восстановить справедливость. Вспомните героев волшебных сказок:                   они спасали заточённых в башню принцесс, пробуждали спящих красавиц, побеждали драконов, сражались с людоедами; или былинных героев – народных заступников: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

(слад №9)

Во всех мировых религиях тоже имеет место ожидание «сверхчеловека», мессии, спасителя. Так, цель прихода Иисуса Христа в мир – умереть за людей и оставить пример служения Богу. А в буддизме идею Божества полностью заменяет идея «сверхчеловека», ибо сам Будда – не Бог, а «сверхчеловек».

(слад №10)

В конце концов, «сверхчеловек» никогда полностью не исчезал                                   и в зарубежной литературе. Что представляют собой Шерлок Холмс, Данко, как не выражение всё той же идеи «сверхчеловека» – исключительного во всех отношениях. Герои живут истинно свободной жизнью; рискуя собой,                           они спасают общество от несправедливости.

Но изменяется мышление человека – эволюционируют и формы морали «сверхчеловека».

(слад №11)

Европейский  гуманизм  духовно  кончился  с немецким мыслителем    XІX века – Фридрихом Ницше. Наиболее ярко мировоззрение философа воплотилось в работе «Так говорил Заратустра».

Объявив, что «Бога нет», Ницше заявил, что религиозных ограничений,           предрассудков не существует и объективной морали нет – каждый принимает ту, которая ему подходит, а правильная – только мораль «сильных» («хозяев»). «Хозяева» идут по жизни гордо и независимо. Их жизнь – это битва                               за превосходство над другими. Воля к власти формирует железную волю                          и стремление властвовать над ничтожной толпой «слабых» («рабов»).  

Сострадание и сочувствие – были объявлены Ницше уделом «слабых»,                   а совесть стала официальным названием трусости. Принципы альтруизма, свободы, равенства, любви к ближнему, милосердия Ницше считал ложью:

- «личный интерес» важнее благополучия ближнего;

- свобода принадлежит только тем, кто имеет достаточно сил, чтобы завоевать                          её для себя;

- равенства тоже не существует – в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в людях, они могут быть лучше или хуже;                       

- поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие – это наиболее сильные;

- милосердие – пустая трата энергии на слабых и вырождающихся. «Масса» может представлять интерес только как орудие в руках «сильных» («хозяев»). 

Философия Ницше стала уникальным экспериментом человека XІX века                                по взращиванию в себе «сверхчеловека».

 

ІІІ. Формирование темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельности.

«Европейский Антихрист» проникал в Россию, формировалась новая мораль «сверхчеловека», «глядящего в Наполеоны», сильного и жестокого человека.

Несмотря на то, что отправной точкой движения русских революционеров-демократов была защита интересов обманутого народа, призрачность демократии в революции была очевидна. Демократы настаивали на радикальных средствах переустройства России, они «звали Русь к топору». Россию ждала кровавая развязка. 

(слайд №12)

«Развенчание Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание» теории «сверхчеловека». Философские и социальные корни теории Раскольникова», – так звучит тема нашего занятия.

(запись темы занятия в тетрадях)

ІV.  Основная часть.

1. Вступительное слово преподавателя.

Теория  «сверхчеловека» долго зрела в голове главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – Раскольникова.                        

За полгода до совершения преступления бедный студент-юрист написал статью под названием «О преступлении». Молодой человек отнёс статью                      в одну из петербургских газет – «Еженедельная речь». В его теории предусматривалось разделение человечества на два разряда: «низший» («обыкновенные люди») и «люди, которые двигают мир» («Магометы», «Наполеоны»), которым дозволено разрешать себе «кровь по совести»,                           т.е. перейти через некоторые препятствия в том случае, если того требует исполнение его спасительной идеи.

Сидя как-то зимой в трактире, он случайно подслушал разговор между студентом и офицером о старухе-ростовщице. Он узнал «точно такие                            же мысли», что наклёвывались в его голове»:

Студент. «Не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жиз­ней, спасённых от гниения                               и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифмети­ка!» «Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести…»

Офицер.  «… а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?»

Студент. «Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...»

Раскольников вдруг нашёл объяснение своей теории: все так думают,                 но не все могут перейти к её практическому осуществлению.

Была теория, была статья, было подтверждение его теории –                         не хватало только её воплощение в реальную жизнь. Рывком для воплощения теории стало убийство старухи-процентщицы.  

Родион Раскольников ставит над собой эксперимент                                    по разрушению внутри себя «твари дрожащей» и взращиванию в себе «право имеющего», которому дозволено разрешить себе «кровь по совести»,                                    т.е. перейти через моральные границы во имя спасительной идеи – спасти себя, свою семью, спасти человечество от зла.

 

2. Индивидуальное задание (Дело каторжанина Раскольникова).

(слайд №13)

Имя, отчество, фамилия.   Родион Романович Раскольников.

Возраст:     23 года

Сословие:     мещанин

Откуда прибыл

в Петербург:     из Рязанской губернии

 

Род занятий: бывший студент; около 2-х лет отучился на юридическом факультете Санкт-Петербуржского университета 

 

Адрес проживания    снимает комнату в доме у Пяти Углов у

в Петербурге:  госпожи Зарницыной

 

Почему оставил учение:  по причине стесненности материальных  средств

 

Заключение судебной   в июле 1865 года по адресу Набережная

экспертизы: канала Грибоедова, 104/25 совершено зверское убийство 2-х женщин: коллежской секретарши, процентщицы Алены Ивановны, и её сводной сестры Лизаветы. Орудие убийства – топор.

Совершена кража ценных вещей и денег                   в сумме 317 рублей серебром                                           и 3 двугривенных

 

Социальные истоки    безысходность своего положения                           

преступления: и положения его семьи; обездоленность людей, осознание несправедливости мира

Философские истоки

преступления:  проверка своей теории сильной личности

 

Приговор: 8 лет каторжных работ в Сибири                              (из 20 возможных). 

 

3. Лингвистический анализ произведения.

1). Слово преподавателя.

Достоевский создал ситуацию, которая фокусирует весь роман «Преступление и наказание» на проблеме совести. Совесть Раскольникова постоянно говорит на символическом языке: цвет, имя, отчество и фамилия героя, его страхи, сны, знаки, библейские мотивы, числовая символика.

В романе постоянно присутствует жёлтый цвет. Жёлтый цвет –                 это цвет жизни, радости, располагающий к общению и открытости.                              Но в демонстративном использовании грязного жёлтого цвета звучит горькая ирония. Мы видим приглушённые грязью жизни людей.

Кроме того, жёлтый цвет напоминает нам солнце и ассоциируется                         с властью (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует в теории Раскольникова: власть над «тварями дрожащими» – именно этого жаждет герой в романе.

Само имя – Родион – греческого происхождения, что означает «житель острова Родос».

(слайд №14)

Там получали образование консулы Римской республики Помпей, Цезарь, Тиберий. Так, в романе возникает мотив сильных мира сего, которые смогли преступить через кровь и страдания.

Этимологически к тому же корню в старославянском языке восходит слово «руда», которое означает «кровь». Так, уже в самом имени главного героя задается мотив крови.

Отчество – Романович. Роман – в переводе с латинского означает «римлянин», а с греческого – «сила». Обращаясь к содержанию романа, вспомним, что Раскольников хотел силу в себе испытать, хотел «Наполеоном сделаться».

(слайд №15)

Фамилия – Раскольников – указывает на раскол души героя                                на две половинки. Его душа стала ареной борьбы «между Христом                                и Антихристом».

Давайте вместе с совестью Раскольникова сделаем 7 шагов                                 к преступлению и попытаемся понять, почему совести так и не удалось удержать героя на краю пропасти?

(слайд №16)

2).  Составление плана І части романа

«Шаги Раскольникова к преступлению».

1 глава. «Проба».

? Докажите, что в душе Раскольникова царит холод.

То, к чему он готовится, не осознаётся им как преступление: это «проба», «предприятие», «…безобразную мечту» как-то даже поневоле привык считать уже предприятием…» Он «арифметик». Герой поднимает руку                        не на человека, а на «вошь».

? Каким одним словом мы можем охарактеризовать внутреннее состояние Раскольникова? (Страх, «уход в себя»).

«И каждый раз молодой человек, проходя мимо (хозяйкиной кухни), чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение…» «На какое дело покуситься хочу и в то же время каких пустяков боюсь!» «Если о сю пору                    я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось       до самого дела дойти?»

Образ Раскольникова воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле.

(слайд №17)

(содержание притчи «Каин и Авель»)

Вывод. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным изгнанником                    в родной земле. То же самое происходит и с Раскольниковым: среди «неожиданных чувств», мучающих сердце героя, Достоевский выделил чувство разъединенности с людьми, ведь ему ведомо запретное, то, чего не должен знать человек. «Он до того… уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только с хозяйкой». Он «как будто ножницами отрезал себя ото всех».

? Почему же тогда герой так боится? (функция совести – через страх спасти Раскольникова. И здесь страх его ещё спасает: «Сходя с лестницы,                                 он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно поражённый… О боже! Как это всё отвратительно!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко… Тотчас же всё отлегло, и все мысли                         его прояснели». «…теперь его вдруг что-то потянуло к людям. Что-то совершалось в нём как бы новое, и вместе с тем ощутилась какая-то жажда людей».

2 глава. «Встреча с Мармеладовым».

(исповедь Мармеладова)

Вывод. В конце 2-ой главы мы слышим мысли героя и понимаем,                          что они уже прочно засели в его голове. Он делит людей на «подлецов»                               и «не подлецов». Мир сочится кровью и горем, но религия, моральные принципы парализуют волю людей, заставляют их терпеть гнёт и унижение. Они привыкают пользоваться крохами, оплаченными страданиями своих близких и любимых, «вечных Сонечек»: «Ко всему-то подлец человек привыкает!..» Они привыкают и становятся «подлецами».

Раскольников не хочет быть «подлецом» по отношению к своим близким, ко всему миру. Поэтому не хочет терпеть зло. «Ну, а коли… не подлец человек,.. то значит, что остальное всё предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..»

3 глава. «Письмо матери».

(содержание письма)

 (4 гл.) «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать этому, пока я жив, не бывать…»  «… А что же ты сделал, чтобы этому                     не бывать                  

4 глава. «Встреча с пьяной девочкой».

«Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к чёрту, должно быть, чтоб остальных освежать                и им не мешать… А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадёт!..                    Не в тот, так другой?..»

Вывод. Письмо матери и встреча с пьяной девочкой напоминают Раскольникову о необходимости действовать.

5 глава. «Сон Раскольникова».

(содержание сна)

Вывод. Сон снится герою именно накануне преступления. Раскольников разрывается между добром и злом. Совесть через сон Раскольникова борется                  с его же «безобразной мечтой». Сострадательное прикосновение плачущего                 7-летнего ребенка к морде лошади говорит о том, что герой способен сострадать, а потому и отрекается от своей «безобразной мечты».

«Боже!.. да неужели ж,..я… возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором?...» «…Ведь ещё вчера, когда я пошёл делать эту… пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю…» Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи!.. покажи мне путь мой, и я отрекаюсь от проклятой… мечты моей!»

6 глава. «Суеверия и искушения».

К сожалению, этот душераздирающий сон исцелил душу Раскольникова только на время. Идея уже проникла в подсознание, герой уже не управляет своей жизнью. Таинственные случаи неуклонно ведут убийцу к жертве. Раскольников узнает, что старуха завтра в 7 часов вечера будет одна                          и он возвращается к своей идее и завтра совершает преступление, путь                        к которому расчищает бес.

7 глава. «Убийство».

(видеоролик №2 убийство старухи-процентщицы)

Проблемные вопросы.

- Почему орудием убийства в романе выбран топор? (революционеры-демократы «звали Русь к топору»).

- Почему Раскольников бьёт старуху по голове обухом, а Лизавету – лезвием топора? (обух ложится на голову Алёны Ивановны, а лезвие направлено                       на Раскольникова («переступив через кровь», Родион убивает                                           все то человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми:                            «Я не старушку убил... я себя убил»).

 

V. Подведение итогов.

Бесконечно долгая история так и смогла избавить человечество                          от «синдрома феодализма», т.е. деления людей на господ и покорный народ;                  не смогла изменить отрицательного отношения народа к несправедливой                      и нечестной власти. На разных исторических виражах, разные исторические лица повторялись и повторяются. Под лозунгом освобождения, они зовут народ                   «к топору», к революции, не задумываясь о том, что кровопролитиеодин                   из тяжких грехов. Может ли кто-то распоряжаться жизнями людей по своему усмотрению? Можно ли оправдать многочисленные убийства, совершаемые во имя идеи?

(видеоролик №3 Песня А.Городницконо «Не зовите Русь к топору»)

 

VІ. Домашнее задание.

Задания

1. Опишите мучение совести Раскольникова после его убийств?

2. Прочитайте притчу о воскрешении умершего Лазаря. Какая связь между Раскольниковым и Лазарем?

3. В чём «общая точка» у Раскольникова и Мармеладова, у Раскольникова                    и Лебезятникова, у Раскольникова и Лужина, у Раскольникова                                             и Свидригайлова?

4. Пришёл ли Раскольников к раскаянию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев Д.А. Универсальность и национальная самобытность идеи сверхчеловека в творчестве Ф.М. Достоевского // Аналитика культурологии. Тамбов. 2012. № 24. С. 11 - 15

2. Карасёв Л.В. О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10.

3. Путь Раскольникова от сострадания к идее «крови по совести» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovesti-v-prestuplenii-i-nakazanii

4. Теория «сверхчеловека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление                           и наказание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://info-shkola.ru/teoriya-sverxcheloveka-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

5. Томпсон Д.О. Проблемы совести в «Преступлении и наказании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/problemy-sovesti-v-prestuplenii-i-nakazanii

6. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lit-helper.com/p_Simvolika_cveta_v_romane_F_M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
12 січня 2018
Переглядів
1954
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку