Розробка майстер-класу та презентація "Актуальність вивчення музичного та образотворчого мистецтва в школі в сучасних умовах" до міського семінару-практикуму вчителів музичного та образотворчого мистецтва
Мастер-класс на тему:
«Актуальность изучения музыкального и изобразительного искусства в школе в современных условиях»
«Искусство способно оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и коль оно обладает такими свойствами, то, очевидно, оно должно быть включено в число предметов воспитания молодежи…» Аристотель
Уважаемые коллеги, нам учителям художественно-эстетического цикла очень приятно принимать вас сегодня в нашей школе и особенно мы рады видеть вас на заседании нашего интеллектуально-дискуссионного клуба «Партнер». Прежде чем мы начнем обсуждение темы «Актуальность изучения музыкального и изобразительного искусства в школе в современных условиях» немного о нашем клубе:
«Партнер – клуб» в нашей школе существует уже несколько лет.
Наш клуб - это неформальное объединение единомышленников, которые знают, что истина рождается там, где есть кропотливая работа всех тех, кто хочет найти эту истину.
Клуб основан на принципах: взаимопонимания, сотрудничества, коллегиальности, свободы мысли, выбора и деятельности.
На его заседаниях поднимаются самые разные темы, но достаточно актуальные для нашего школьного коллектива. Мы говорили на темы: «Школьное самоуправление – игра или работа», «Становление профильного обучения от идеи к практике», «Профессиональные ориентиры выпускника вчера, сегодня, завтра», «Место уроков истории родного края в формировании исторического мировоззрения подростков», «Здоровье дар природы или ежедневный труд человека»
Сегодня в нашем клубе тоже поднята тема, которая стоит того чтобы мы о ней говорили - «Актуальность изучения музыкального и изобразительного искусства в школе в современных условиях».
Для ее обсуждения на наше заседание мы пригласили специалистов непосредственно связанных с музыкой и изобразительным искусством, которые помогут нам раскрыть суть рассматриваемой темы.
К нашому разговору мы приглашаем и вас, уважаемые учителя музики и изобразительного искусства. Потому что именно мы с вами являемся тем связующим звеном между прошлым и будущим в формировании эстетического мировозрения современного молодого человека.
Поднятая нами тема выбрана не случайно, она сегодня достаточно актуальна. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно - нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей и мы становимся свидетелями духовной деградации общества в целом и личности в частности
Как вы думаете, почему это происходит?
И вот первый вопрос:
Что сегодня влияет на духовное развитие молодежи?
Ответы участников семинара
Этот же вопрос мы задали ученикам, родителям, учителям нашей школы . Нами было опрошено 94 респондента. И вот какие они выделяют основные причины духовной деградации и фундаментальных сдвигов которые произошли в системе ценностных ориентаций
И среди всего этого как росток, пробивающийся к солнцу через асфальт, молодая поросль нового поколения Да, сегодня на долю детей выпал изменившийся тип цивилизации. Серьезное испытание на прочность. У поколения наших учеников много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный — велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой — жизнь такая». И объяснять детям, в современных экономических и политических условиях, что они должны быть духовно богатыми, морально устойчивыми и эстетически воспитанными становится практически невозможно.
Исходя из этого, можно сделать вывод: жизнь на сегодняшний день перед школьным образованием ставит новые задачи и в первую очередь они касаются эстетического образования.
И вопрос следующий:
Какие же задачи можно назвать приоритетными в области изучения музыкального и изобразительного искусства?
Ответы участников семинара
Исходя из ваших ответов мы видим очевидна потребность
Найти основу духовно нравственного развития детей можно как вы видели на уроках. Главное, что должен сделать педагог - научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать. На уроках музыки и изо убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети, насколько тонко они воспринимают искусство. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями –необходимо учить радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. Как поется в одной детской песне: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» С радостью он должен идти на урок. Искусство не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, оно способно лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки и картин, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
«Искусство в воспитании школьников играет особую, ничем не заменимую роль. Это особенность вытекает прежде всего из того обстоятельства, что произведение искусства в самом себе содержит нравственное начало.»
Главная цель учителей - не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.
Среди учащихся нашей школы был проведен опрос: «Нужен ли в школе урок музыкального и изобразительного искусства?» (Видеоролик)
«Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, поэтому важнейшая, можно сказать первая, задача уроков музыки и ИЗО заключается в том, чтобы вызвать у учащихся глубокий и устойчивый интерес и любовь к этим школьным предметам.
А важнейшей особенностью уроков является единство всех составляющих элементов.
На уроках музыки и ИЗО используются различные виды деятельности. Их влияние на развитие ребенка можно рассматривать в трех аспектах:
Средствами воспитания искусства можно решить следующие задачи:
1) коррекционные;
2) оздоровительные;
3) образовательные;
4) воспитательные;
5) развивающие.
В арсенале учителя не только уроки. Очень важными направлениями являются внеурочное и внешкольное направления.
В процессе этой работы можно обеспечить развитие общественных интересов школьников, способствовать их творческой деятельности.
В нашей школе сегодня это понимается преимущественно как деятельность, ориентированная на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением,). А также в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки,), их участия в детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей могут выступать различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
В школе работает вокальная студия «Виктория» и студия изобразительного искусства «Дивосвіт»
Кружковая работа: от вокальной студии музыкальное приветствие (Коноплицкая Олеся с «веселой песенкой», вокальная группа «Позитивчик» 3-х, 5-х классов с песней «Праздник»)
Работа в НОШ: активно работают ученики в научном объединении школьников «Думка», публично защищают свои работы. В прошлом году ребята 6-7-х классов работали над исследовательским проектом «Влияние музыки на человека, животных и растений». Я предлагаю Вашему вниманию фрагмент защиты этого проекта.
- Музыка и изобразительное искусство неотделимы. О формах и методах своей работы в нашей школе поделится с нами учитель изобразительного искусства.
Постоянными партнерами в нашей работе являются музыкальные школы, музыкальное училище, дома детского творчества, народные вокальные коллективы, музеи и театры. И сейчас я хочу задать вопрос нашим партнерам:
А какова роль сегодня музыкальных заведений в духовном воспитании наших детей?
и с этим вопросом я хочу обратиться к преподавателю музыкальной школы и к преподавателю областного музыкального училища
На этой яркой позитивной ноте заседание дискуссионного клуба «Партнер» завершено. Мы все вместе обсудили тему«Актуальность изучения музыкального и изобразительного искусства в школе в современных условиях», потому что кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам учителям музыкального и изобразительного искусства. И наши предметы достойны гимна науки.
«Гаудеамус»
До новых встреч, дорогие коллеги! Но точку ставить рано, поскольку проблем очень много. Но как говорили философы: «мир уцелел, потому что смеялся…» Видеоролик «Поют все»
1