Розробка позакласного заходу "С чего начинается Родина?"

Про матеріал

Заседание Литературной гостиной, ролевая игра "С чего начинается Родина?" направлено на воспитание в учащихся чувства патриотизма, гордости за свой родной край, богатый талантливыми людьми

Перегляд файлу

  Тема: С чего начинается Родина?

Цель: прививать любовь к родному краю, воспитывать в учащихся чувство патриотизма, активную жизненную позицию, чувство гордости за свой край, который богат талантами,  расширить круг знаний и представлений об истории  родного посёлка,  показать красоту картин родной природы, созданных с помощью поэтического слова, их созвучие с миром живописи и музыки.

Тип урока: заседание Литературной гостиной,  ролевая игра

Оборудование: картины В. Кувичко, сборники стихов В.Д. Завьялова, CD диск с    романсами А.Т. Скобина, слайды «Уголки родной природы», выставка книг поэтов Беловодщины.

                                                                                   Эпиграф:

                                                                           Что может быть милей 
                                                                           Бесценного родного края?

                                                                                         (Н. Языков.)

  1.          Организационный этап.
  2.      Мотивация

 

                              Звучит песня «С чего начинается Родина?» слайд №1

Учитель:  С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – это  весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это - прошлое народа, настоящее и будущее. Это — его своеобразная культура, его язык, его характер (Толстой А. Н.)

Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящено наше заседание. Какова его тема?

         - Что значит Родина? Как вы понимаете смысл этого слова?

 

           ІІІ.    Ролевая игра

1. Технология  «Круг идей»  слайд №2

  Задание: Назовите ключевые слова-понятия к слову «Родина» (из фотографий собирается пазл)

 (родной край, родной дом, школа, учителя, друзья, выдающиеся люди посёлка, семья, природа)

 

            Учитель: Мы счастливы, что родились на такой замечательной, богатой земле –  нашей славной Беловодщине! Здесь жили наши деды-прадеды, живут родители, здесь корень рода украинского.

 

2. Технология «Незаконченное предложение»  (звучит музыка) слайд №3

Задание: закончить предложение Родной край – это …

             Люблю мой край!
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше, 
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и сеном пахнет лето, 
Зовет прохладою река.
А осень золотом одета, 
Плывут клочками облака.
Я много мест красивее  видала, 
И можно хоть полмира обойти, 
Но ближе и родней родного края, 
Я думаю, мне больше не найти!

 

Родной край – это

- частица большой и прекрасной страны.

- земля наших отцов, дедов, прадедов  – кормилица, наш хлеб. Хлеб душистый,    мягкий, теплый, вкусный.

- наши сады и  леса, в которых пышно растут деревья, спокойно поют птицы.

- родники и колодцы с  чистой и прозрачной водой

- само красивое место на Земле

- Беловодский район.

 Учитель:   слайд №4

Нынешний 2013 год особенно знаменателен для нашего края памятными событиями. Недавно Луганская область отметила свое 75-летие, а в эти дни мы отмечаем еще одну историческую для беловодчан дату – 90-ю годовщину образования Беловодского района.

                                А в чём красота нашего края?

Достопримечательности Беловодского района

  1. Воронцы занесены в Красную книгу

            «Воронцы»

Цветут воронцы, взором радуя глаз,

Их радо приветствуют люди.

И кто Беловодщину видел хоть раз,

Навеки её не забудет.

       2. Есть в Беловодске и своя архитектурная достопримечательность – памятник    русского зодчества Свято-Троицкий храм, который был воздвигнут в первой половине XIX века по проекту архитектора Г.И.Букина.

3. Три действующих конных завода: Новодеркульский, Новоалександровский, Новолимаревский.

4.  В Беловодске зафиксирована самая низкая температура воздуха -38С

5. Гордость Беловодска – река Деркул, воспетая многими местными поэтами. 

Чтецы:

1.Звёзды над полями тихо меркнут,

Тишина над берегом плывёт,

Плавно и спокойно речка Деркул

Воды свои светлые несёт.

2. Здесь прошло когда-то моё детство,

В эту землю врос корнями я.

Это – самое богатое наследство,

Что дала мне Родина моя.

 

Учитель: Замечательные слова сказал академик Д.С. Лихачев:

“…В жизни человека огромную роль играет Любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему селу или городу. Еще одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране.

 

3. Технология «Логическая цепочка»   слайд№5

Задание: продолжить фразу  Любить  свою Родину -  это значит …

- защищать свою Родину, быть патриотом,

- знать её великое прошлое, гордиться им,

- самоотверженно трудиться,

- любить и оберегать природу.

 

4. Технология «Микрофон» 

Задание: назвать выдающихся людей Беловодщины

Герои Советского Союза,      слайд№6 ;  

  1. Герой Советского Союза Головченко Анатолий Петрович
  2. Герой Советского Союза Гончаров Семен Иванович
  3. Герой Советского Союза Гнида Петр Федорович
  4. Герой Советского Союза Новиков Александр Алексеевич
  5. Герой Советского Союза Уманский Федор Гаврилович, выпускник нашей школы
  6. Герой Советского Союза Чаговец Григорий Иванович
  7. Герой Советского Союза Юрченко Петр Аксентьевич

 

Слайд №7 Василий Дмитриевич Завьялов, ветеран Великой Отечественной войны, автор гимна района.

Александр Тимофеевич Скобин, поэт, композитор, певец.

 Василий Николаевич Кувичка, художник.

 Вильховченко Николай Николаевич, доктор технических наук, профессор, конструктор современных танков и бронемашин.

 Комаров Валерий Георгиевич, лауреат Государственной премии Советского Союза, заслуженный машиностроитель Украины, первый заместитель генерального директора Национального космического агентства Украины.  

Годенко Михаил Матвеевич, выпускник 1938 года. Член союза писателей России, ветеран Великой Отечественной войны, общественный деятель.

Пётр Николаевич Шевченко (1954-1997), выпускник 1971 года, собственный корреспондент газеты "Киевские ведомости" по Луганской области.

 

5. Биограф:

(рассказ о жизни Завьялова)

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

   Закончив в 1942 году Беловодскую среднюю школу, В.Д. Завьялов вскоре взял в руки оружие. Многие одноклассники погибли в битве с врагом, не вернулись с полей сражений. Об этом он рассказал в стихотворении «Память сердца».

    С активным членом «Молодой гвардии» Антониной Мащенко он учился в родной школе, дружил. Ее подвигу посвящено стихотворение «Встреча».

В неравной схватке с фашистами в 1943 году погиб комсомольский экипаж бомбардировщика Пе-2, штурманом которого был друг поэта Константин Ботов. Подвигу погибшего экипажа он посвящает свое стихотворение «Выполняя Отчизны приказ».

 Главная тема его творчества — тема Великой Отечественной войны.

В.Д. Завьялов – автор гимна Беловодского района.

 

 Чтецы: стихотворение В.Д.Завьялова «Встреча», посвящённое Тоне Мащенко.

 

Слайд  №8

1. Наконец-то я в Краснодоне

    И пришел к тебе в мемориал,

    К другу детства, синеглазой Тоне,

    Много лет, которой,  не видал.

    Сколько лет? А ты не изменилась - 

    Косы те и тот пытливый взгляд.

2. В ту лихую грозную годину

    Пытки кровожадных палачей

    Не сломили Тоню, Антонину.

    Ты жива, жива в сердцах друзей!

3. Я горжусь, горжусь подругой Тоней,

    Что жила у нас на Заливной,

    Совершившей подвиг в Краснодоне,

    Чтоб сияло солнце над страной.

 

6. Искусствовед: Александр Довженко сказал как-то, что есть такие талантливые люди, что какую бы профессию они бы не избрали, она будет «тесна» для них, и они обязательно проявят себя в разных областях творчества. Эти слова можно сказать и об Александре Тимофеевиче Скобине, поэте и композиторе, нашем выдающемся земляке.

7. Биограф:   слайд №9

Александр Тимофеевич Скобин - выпускник 1956 года. Кандидат медицинских  наук, доцент, врач-психотерапевт, член межрегионального Союза писателей Украины, председатель Луганского областного отделения союза композиторов Украины.

Доцент кафедры проблем человека и философии здоровья кандидат медицинских наук , работает главным врачом санатория-профилактория ВНУ им. В. Даля с момента его создания. По специальности он врач-психотерапевт с почти 50-летним стажем.

Уже около двадцати лет он пишет стихи и  прекрасные песни.

В своих произведениях Александр Скобин рассказывает о неописуемой красоте украинской природы, о своей Родине - Беловодске, о путешествиях, людях, которые встречаются на его жизненном пути. Но главной темой творчества Александра Тимофеевича является любовь: любовь к женщине, к матери, к Родине, к природе, к жизни.

   Слайд  №10         - звучит романс «Письмо матери».

 

8. Экскурсовод      слайд №11

(кратко знакомит посетителей с жизнью и творчеством В.Н. Кувичко)                                            

Василий Николаевич Кувичко родился в 1960г. в Беловодске в семье простых тружеников, которые всегда поддерживали желание сына стать профессиональным художником. В 1977 году Василий закончил Беловодскую среднюю школу. Обучение продолжил в Ворошиловградском художественном училище, а потом в Московском университете искусств.

Главная тема его картин – пейзаж родного края. Часто обращается и к другим жанрам – натюрморту, портрету.

Картины нашего земляка разошлись в разные уголки мира: на о. Кипр, Осло (Норвегия), Лос-Анджелес (США), Лиепая (Латвия).

В 1999 году – стал победителем конкурса по созданию эскизов герба Беловодска.

Участник II и III Всеукраинских фестивалей народного творчества, областных художественных выставок: «Храмы Украины», «Осенний пейзаж», «Зимний этюд».

  Каждый год он  посещает со своими картинами  Сорочинский ярмарок в Полтаве.

Слайд №12

Полотна В. Кувичко раскрывают красоту и силу родной земли, радуют своими звонкими, сочными красками, красотой природы, вызывают чувство радости и гордости за родной край.

Слайды № 13- 16 (просмотр картин и краткие отзывы о произведении искусства)

IV. Итоги занятия

1. Рефлексия

 - Понравилось ли вам наше занятие?

 - Что нового вы открыли для себя?

 -  Кого можно назвать патриотом?

 

2. Вывод. Слово учителя.

Мой родной край, моя земля…

Эти слова пришли к нам из глубин веков. История нашего посёлка соткана из света и тьмы, радости и скорби.

Для каждого человека нет земли милее той, на которой он живет, потому что это его земля, его судьба. Это место, где прошло наше детство.

Мой поселок – это люди, родной язык, история, его песни и мечты.

3. Ответ на вопрос «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С улыбок и слез матерей;

С тропинки, ребятами пройденной,

От дома до школьных дверей.

С березок, стоящих веками

На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками

Любимую землю свою.

 

Так что же такое ты Родина?

Поля в перелесках зари.

Все очень знакомое вроде бы,

А глянешь — и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега

Взлететь, не боясь вышины,

И синюю звездочку с неба

Достать для родимой страны.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Завьялов В.Д. Незабываемое. Поэзия. -  пгт  Беловодск,1995
  2. Неживий О.І. Луганщина літературна. – Луганськ, 1993
  3. Фёдоров А. Родные поля Беловодщины. - “Вісті Біловодщини» №52

    20 серпня 2008

4.  Материалы музея истории Беловодской школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

«Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - так писал академик Г.Н. Новиков.

 

Формирование и развитие интереса личности к народной культуре, истории родного края, его традициям происходит при проведении уроков, внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

 

Используя собранный материал, я решаю задачи патриотического, интернационального, нравственного и духовного воспитания. Развиваю интеллект, творчество учащихся, формирую экологическую культуру и способствую утверждению в сознании ребенка места своего «я» в системе «семья – род – народ – человечество».

 

Разработка внеклассного мероприятия «С чего начинается Родина?» рассчитана на учащихся 7-9 классов.

Форма проведения – ролевая игра.

Используются интерактивные технологии, ИКТ, парные и групповые виды работ, межпредметные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

doc
Додано
22 квітня 2018
Переглядів
1170
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку