Экскурсия в аптеку:
«Знакомство с приготовлением растворов разной концентрации, использованием химических веществ как лечебных средств.»
Экскурсия в аптеку:
«Знакомство с приготовлением растворов разной концентрации, использованием химических веществ как лечебных средств.»
Учитель химии ЗГ №11
Иванисова В.М.
Дата: 25.03.2018
Начало 10.00 час. (4 часа)
Городская аптека №107
Цели экскурсии: Дать общее представление о том, что такое аптека, познакомить учащихся с профессией фармацевта. Познакомить детей с различными видами лекарств и медикаментов, с назначением некоторых из них, для чего их используют, в каких случаях. Пополнение словарного запаса учащихся, учить вести диалог в аптеке. Закрепить и углубить знания учащихся о лекарствах; выяснить, как они хранятся на складе и в домашних условиях; собрать материал для использования на уроке по данной теме; развивать и формировать основные группы компетенций (коммуникативные, самообразовательные). Познакомить учащихся с приготовлением растворов и использованием их в лечебных целях. Продолжить экологическое воспитание.
Задачи:
Образовательные: Формировать знания учащихся о медицинских учреждениях. Расширить представление учащихся о медицинских учреждениях. Закрепить и обобщить материал о видах медицинских учреждений. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся. Формировать познавательный интерес к медицинским учреждениям. Познакомить детей с новыми понятиями. Обогатить словарный запас учащихся.
Развивающие: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков. Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся. Развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность. Стремиться развивать в детях интерес к различной трудовой деятельности человека, уважение к труду взрослых. Развивать в детях активность, осознанность в усвоении изучаемого материала, формировать у учеников постоянную потребность приобретать новые знания.
Воспитательные: Целенаправленно формировать позитивные качества личности. Всемерно способствовать реальной адаптации учащихся в социум. Формировать познавательный интерес к медицинским учреждениям. Воспитывать любознательность, вырабатывать у учащихся умение запоминать материал; воспитывать у учащихся навыки культурного поведения на улице и в аптеке. Наметить форму отчетности детей, вопросы беседы по данной теме, подборку дополнительного материала (стихотворения, пословицы и поговорки о здоровье).
Коррекционная: Проведение работы, направленной на обогащение словаря учащихся, развития у них связной устной речи, слухового восприятия, задания на развитие логического мышления (кроссворд, синквейн…).
Тип занятия: урок - экскурсия.
Участники экскурсии: учащиеся 7 классов, заведующий аптекой, фармацевт (провизор), учитель химии.
Экскурсия помогает конкретизации и углублению теоретического материала, дает возможность показать ученикам содружество науки и практики; имеет большое воспитательное значение. Вначале учитель должен ознакомиться с объектом экскурсии. Нужно также договориться о времени провождения экскурсии, изучить основные вопросы, на которых нужно остановиться; провести подготовительную работу с учениками: подготовить к экскурсии самих детей (познакомить их с целями и задачами экскурсии), эмоционально настроить детей. Наметить примерные вопросы для диалога с фармацевтом. Провести инструктаж с учащимися. Объяснить правила поведения на улице и в аптеке.
Во время экскурсии все сообщения в основном были сделаны учащимися. Учитель химии помогает систематизировать изученный материал. Главный экскурсовод заведующий аптекой (и фармацевт).
План экскурсии:
Содержание |
Методы |
Место проведения |
1. Сбор учащихся |
Инструктаж |
Гимназия №11 |
2. Знакомство с объектом |
Беседа |
Аптека №107 |
3. Выявление правил хранения лекарств |
Беседа, самостоятельная работа |
Аптека №107 |
4. Обсуждение результатов хранения лекарств |
Итоговая беседа |
Аптека №107, хим. кабинет гимназии №11 |
Использование учащимися словаря:
Учреждение – организация, ведущая какую-то работу, деятельность.
Поликлиника – это медицинское учреждение, где врачи устанавливают диагноз и способ лечения заболевания.
Больница – это медицинское учреждение, в котором люди лечатся длительное время: недели, месяца и т.д., не выходя из него до полного выздоровления.
Аптека – это медицинское учреждение, где изготавливают и продают лекарство, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.
Апте́карь (нем. Apotheker) — специалист в области лекарств, современное название — фармацевт. Покровителями аптекарей считаются святые братья-близнецы Косма и Дамиан.
Фармацевт (Фармаколог) – младший специалист со средним фармацевтическим образованием, работающий в аптеках, аптечных складах, контрольно-аналитических лабораториях, фармацевтических фабриках и производствах, на предприятиях химико-фармацевтической промышленности, в органах управления фармацевтической службы, фармацевтических фирмах, подразделениях государственной службы Украины лекарственных средств, научно-исследовательских институтах и учебных заведениях. Фармацевт обладает системными и содержательными знаниями по аптечной технологии лекарств, фармацевтической химии, организации и экономики фармации, фармакологии и фармакотерапии т.п.. Профессия фармацевта требует не только специальных знаний и навыков, но и высоких моральных качеств, чувствительности, стремление помочь больному получить необходимые лекарства в кратчайшие сроки.
Прови́зор (лат. provisor) — это специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения и продажи лекарственных препаратов. Провизором называют аптечного работника с высшим фармацевтическим образованием, в отличие от фармацевта, который должен иметь среднеспециальное образование.
Рецепт – Рецепт! Давайте рассмотрим его внимательно. Фамилия больного – значит, не любому, кто захочет, а только этому человеку прописано данное лекарство. Название лекарства и какие – то цифры... оказывается, одно и тоже лекарство разным людям назначают в разных дозах ( кому – две таблетки, кому – одну). Внизу подпись врача и печать. Рецепт – это не просто бумажка, это – документ!
Аптечка – Это набор лекарств. Аптечкой называют коробочку, в чем хранят набор лекарств. В каждой семье всегда есть набор необходимых лекарств. В каждой машине, в автобусе тоже должна быть аптечка.
Регистратура – место выдачи медицинских карточек и талонов.
Гардероб – место хранения верхней одежды.
Расписание – график работы врачей.
Главное внимание во время экскурсии обращено на самостоятельное добывание знаний учащимися путем выполнения индивидуальных заданий.
Учащиеся объединены в группы. Каждая группа получает задание:
1 группа – Собрать сведения о создании сети аптек в городе и перспективы их дальнейшего расширения.
2 группа – Ознакомиться с хранением каждого вида лекарств в аптеке.
3 группа – Выяснить, какие заводы являются поставщиками лекарств (на Украине).
4 группа – Домашняя аптечка (подготовить сообщения об основных видах лекарств, о способах хранения и применения).
5 группа – Выяснить какие растворы химических веществ являются лечебными средствами, как их готовят и используют.
6 группа – Гигиена и предупреждение заболеваний.
7 группа – Фито-лекарственные препараты и их особенности использования.
Описание проведенной экскурсии:
В начале экскурсии экскурсовод рассказал, когда была построена первая аптека, какое количество лекарств было. В настоящее время в аптеки поступает более десяти видов лекарств (обезболивающие, сердечно-сосудистые, противогриппозные, лекарства фитотерапии, от головной боли, гипертонии и другие). Названы заводы-изготовители лекарств в Украине: ВАТ Концерн «Стирол» г. Горловка, ТОВ фармацевтическая компания «Здоровье» г. Харьков, ОАО «Фармак» г. Киев, АТ «Галичфарм» г. Львов, «Фармацевтический витаминный завод» г. Умань, Борисовский завод медицинских препаратов; страны, с которыми подписаны договора о поставке лекарств: Германия (компания Грюменталь ГМБХ), Россия (ОАО «Новосибирский химико-фармацевтический завод»), Индия, Вьетнам, Болгария и другие.
После этого экскурсовод приглашает учащихся осмотреть отдельные секции аптеки. Дополняет ответы учащихся о правилах хранения и комплектации лекарств в домашней аптечке.
Учащиеся задают вопросы, ответы на которые заносят в конспект:
Ученики рассказывают о фито-лекарствах, заготовке, а экскурсовод добавляет, что при нарушении технологии заготовки растений, они теряют свои лечебные свойства, а у некоторых повышается концентрация ядовитых свойств. Поэтому необходимо знать сроки заготовки растений.
После экскурсии учащиеся обобщают материал экскурсии, и проводится беседа. Экскурсовод дополняет обобщения учащихся, что при правильном хранении и применении лекарственных препаратов повышается их экономическая эффективность, при неправильных – происходит постепенное изменение их состава и свойств.
Вывод: учащиеся познакомились с многообразием лекарственных средств, их действием на организм, особенностями применения и лекарственными
формами этих препаратов, которые являются обычными химическими
веществами. Учащиеся убедились, что даже первичное знакомство с
миром лекарственных препаратов невозможно без знания и понимания
химии. Более подробное знакомство с миром лекарств ждёт тех, кто в
дальнейшем будет заниматься фармакологией и медициной .