Урок «Осіння пісня» є першим в серії розробок уроків з колективної творчості про природу. Метою уроку є не лише закріплення в учнів поняття про аплікації, правила композиції та навичок роботи з кольоровим папером, а й розвиток їх творчих здібностей, фантазії, спостережливості, почуття колірної гами через музику, образотворче мистецтво і літературу.
План – конспект занятия кружка по изобразительному искусству
Тема: «Осенняя песня»
Цель:
- закрепить понятие об аппликации, научить правилам композиции, закрепить навыки работы с цветной бумагой;
- развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, чувство цветовой гаммы;
- воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу
Вид: формирования умений и навыков
Тип занятия: урок-творчества
Оборудование: цветная бумага, клей, шаблоны деревьев, мульти-медийное оборудование, компьютер.
Зрительный ряд: живые листья, слайды осеннего леса, репродукции картин, рисунки, аппликации детей.
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Осенняя песня», И.Крутой «Ты в моём сентябре», детские песни «Листик, листик, листопад», «Осень-золотой листопад».
План занятия
ІІ. Мотивация учебной деятельности
ІІІ. Обьявление темы
ІV. Актуализация опорных знаний
V. Изучение нового материала
VІ. Физкультминутка
VІІ. Практическая работа
VІІІ. Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия
Осень только взялась за работу
Только вынула кисть и резец
Положила кой-где позолоту
Кое-где уложила багрец.
И замешкалась будто решая
Приниматься ей этак иль так
То отчается краски мешая,
И в смущенье отступит на шаг.
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И, внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
Сегодня мы совершим интересное путешествие. Нас в гости позвала осень.
( Под музыку в класс заходит девочка-осень; изображение осени на слайде)
ІІІ. Осень, осень. «Что в ней хорошего?» спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся все короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна. Осень – это такое разноцветье красок! Осень – это такое буйство природы! Осень – одно из любимых времен года многих людей, потому, что это самое яркое время года! И тема нашего урока сегодня «Осенняя песня».
Сегодня мы вместе с осенью вспомним, что такое аппликация, выполним нашу работу в этой технике; создадим единое коллективное представление об этом времени года.
И для осени наша картина станет настоящим подарком.
А помогут нам в этом творческом процессе прекрасные произведения об осени поэтов, художников и композиторов. Вместе с ними мы совершим осеннюю прогулку. Готовы?
ІV. Картины осени мы рисуем с вами каждый год. Давайте же вспомним, что мы об этом знаем.
- Рисование картин природы называется? ...
- Какими жанры, кроме пейзажа, вы знаете?
- Какие же краски разводит осень?
- Какие из них тёплые, а какие холодные?
- А можно ли проиллюстрировать природу? Как это? (по мотивам прочитанного, услышанного, увиденного)
- Можно ли осень назвать художницей?
ИГРА.
Сможете ли вы отгадать слова?
Слова-перевертыши:
- н ь о е с (осень)
- ж ь д о д (дождь)
- у о р а ж й (урожай)
- л т и с о п д а (листопад)
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.
V. Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием многих факторов может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
( Показ презентации «Осень в произведении великих художников» под музыку).
В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего как пейзажист. Левитан – создатель так называемого «Пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие природы, дать почувствовать свою прелесть окружающего мира.
Художник Василий Поляков, Куинджи, Клод Моне принимали осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом.
Посмотрите внимательно на репродукции картин :
- Какими чувствами наполнены картины?
- Что же дарит осень? (букет из осенних листьев, бусы рябиновые, золотом убранные деревья…)
Листья, как ноты, роняет кудесница осень. А музыка у осени проста… Мелодия воздушна и легка. В ней шорохи опавшего листа.
Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях. И сегодня вы услышите пьесу русского композитора П.Чайковского. Во время прослушивания подумайте, как бы вы назвали это произведение. Какой изображают осень в этой музыке? (закрываем глазки, слушаем).
(Прослушивание произведения П.Чайковского)
- Какое же название родилось у вас при слушании музыки?
Какая осень получилась у композитора, расскажите? (грустная, унылая, дождливая)
П.И.Чайковский назвал эту музыку «Осенняя песня» (как наша тема урока)
У художников краски, у музыкантов ноты, а у поэтов …… (слова)
Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется.
(Презентация слайдов «Стихи об осени»)
- А вы, ребята, знаете стихи об осени?
(чтение стихов)
VІ. Физкультминутка.
VІІ. Практическая работа.
- Сегодня вам предстоит передать настроение осени в своей работе. Вы будете создавать пейзаж в технике аппликация. Что такое аппликация?
(Слайды с текстом что такое аппликация и изображением разных видов аппликации; повторение).
Это когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи художник или нашивает, или наклеивает на основу.
Я разделю вас на три группы: I – деревья, II – земля, III – небо.
Попробуем в подарок осени выполнить коллективную работу из кусочков цветной бумаги, которую мы не будем резать ножницами, а будем рвать руками, то есть выполним рваную аппликацию.
( Показываю каким образом рвется на кусочки бумага и клеется на основу, шаблоны деревьев
- Вспомните стихи об осени, иллюстрации осенних пейзажей, музыку. Это поможет вам при выборе цветовой гаммы.
А чтобы еще интересней
И легче казалось идти
Веселая песня
Поможет в пути.
(Под музыку дети приступают к практической работе при этом проявляя фантазию и творческие способности).
VІІІ. Итог урока. Рефлексия.
- Вам понравилось создавать такую интересную работу вместе?
- Благодаря нашей коллективной работе мы создали такой яркий осенний пейзаж!
- Что нового открыли вы для себя?
(Работать коллективно в технике аппликация, быть аккуратными и старательными, чувствовать ответственность перед своими товарищами. Делать приятное другим – это здорово!)
( Дети дарят выполненную работу девочке – осени).