Урок «Зимова казка» є другим в серії розробок уроків з колективної творчості про природу. На уроці учні через музику, образотворче мистецтво і літературу відчують усю красу зимової природи та не лише удосконалять свої знання про пейзаж, як жанр живопису, а й навчаться техніки аплікації та розвинуть поняття про холодну гамі кольорів
Тема урока: «Зимняя сказка».
Цель урока: Провести беседу о красоте зимней природы. Усовершенствовать знание о пейзаже как жанре живописи. Научить детей техники аппликации и коллективному творчеству. Развивать понятие о холодной гамме цветов, творческое воображение, фантазию, композиционные навыки. Привить любовь к природе, окружающему миру, воспитывать чувство прекрасного в детях.
Оборудование: для учителя: репродукции картин художников Н.Касаткина «Соперницы», С.Ф. Шишко «Парк зимой», Б. Щербакова «Зимнее утро»,
Г.Г. Нисского «Перед Москвой. Февраль»;
таблицы с изображением последовательности изготовления снежинок, домов, елок и деревьев; лист ватмана (панно); для учащихся: цветная бумага, вата, пенопласт, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Ход урока.
1.Организация класса
2. Сообщение темы урока
Отгадайте загадку.
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины? (Зима)
Зачитываю стихотворение «Зимние краски»
Заготовила зима краски все для всех сама:
Полю - лучшие белила, зорям - алые чернила,
Всем деревьям – чистые, блестки серебристые,
А на улице - ребят разукрасила подряд,
Как художник, красит разным: кто играет красит- красным,
Кто боится шевелиться - краска синяя годится.
Ни за что не выпросить по-другому выкрасить!
В.Фетисов
Тема урока: «Зимняя сказка».
На уроке мы сегодня расширим понятие о пейзаже, усовершенствуем технику аппликации, продолжим знакомство с гаммой холодных цветов.
2. Работа над темой
Все любят это чудесное время года! Как интересно наблюдать за легкими пушистыми снежинками, за снегом, который серебрится и сверкает в лучах зимнего солнца! Ты попадаешь в чудесный зимний мир. И все это похоже на сказку.
. Какая же она зима?
Игра «Слова - друзья» (на доске)
Соотнесите слова
зима _ |
сильный; |
холод |
лютая; |
мороз ветер __ |
холодный; крепкий |
. Как зиму называют в народе? (Волшебница, художница, чародейка, красавица, сказочница, матушка-зима)
. А можно с помощью слов рассказать о зиме?
Сегодня на уроке мне помогает творческая группа, у которой было задание подобрать стихотворения об этом времени года.
(Дети рассказывают стихи о зиме).
Так лаконично и красиво говорят поэты зиме. Вы тоже умеете наблюдать за природой и видеть красоту. Но видеть - мало, нужно уметь рассказать о том, что видел -другим. Да так, чтобы было интересно.
Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, что не гаснет и через сто лет, снег, который никогда не тает? ( на картине)
. А картины природы называют? (пейзажем, от французского «пэн» - «страна»).
Всю страну не вместить в картину, и по маленькому эпизоду можно узнать многое. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов: мазками, линиями, цветом.
Вы много раз видели снег. У всех есть глаза, но взглянуть - не значит видеть. Только внимательный способен подметить то, чего не видят многие. Нужно уметь увидеть красоту в обыденном и каждодневном.
В этом году зима необычная, настоящая. Вы, наверное, наблюдали за снегом? Какого цвета бывает снег?
(Обсуждение репродукций картин художников)
В солнечную погоду снег белый, искристый, ослепительно сияет.
В пасмурную - синеет, будто грустит.
Днем лазурный, сине-голубой, серый.
Вечером снег вспыхивает, играет колдовским цветом; цвет тайны и сказки.
А какие краски использует художник изображая небо зимой?
( лиловый, серый, сине-голубой)
А к какой группе относятся эти цвета? К теплой или холодной?
Теперь и мы попробуем быть художниками.
Пока звучит музыка пусть каждый из вас представит картину зимней
сказки.
(Прослушивание музыки. Дети делятся своими впечатлениями).
А теперь эту сказку мы создадим своими руками.
Но перед этим давайте немного отдохнем.
(физкультминутка)
3.Постановка практического задания
У каждой творческой группы будет свое задание, но сказку мы увидим только тогда, если каждый из вас приложит свои усилия, умения и фантазию.
4.Техника безопасности при пользовании ножницами, острыми предметами.
5.Практическая работа учащихся
(Под музыку дети выполняют задание)
6. Подведение итогов урока
(Демонстрация панно)
. Сумели мы создать зимнюю сказку?
. А что нам помогло в работе? (слово, краска, музыка)