Урок «Українське село» є третім в серії розробок уроків з колективної творчості про природу. На уроці учні не лише повторять правила і закони перспективи, закріплять знання на спрощення форм до геометричних фігур, зображення плановості та визначення кольору, а й через музику, образотворче мистецтво і літературу ближче познайомляться з традиціями українського народу.
Класс: 7
Тема урока: Украинское село. Аппликация. Коллективная работа.
Цель урока: Повторить правила и законы перспективы, закрепить знания на упрощение форм до геометрических фигур, изображение плановости и определение цвета; развить фантазию, творческие способности, навыки работы с цветной бумагой и ножницами; воспитать любовь к родному краю, традициям украинского народа.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: Детские работы, панно с изображение окружающей среды, таблица на упрощение форм до геометрических фигур, репродукции картин художников.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
1. Какие же характерные особенности построения украинского жилища? ( Соломенная крыша, которая выше чем стены хаты, низко посаженные окна, цвет стен - белый)
2. Почему высота крыши была выше самих стен? (Для хранения хозяйственных сбережений, т.к. топили раньше печи - для вентиляции)
3. Почему поля крыши выходили за пределы стены? (Для стока воды)
4. Изображая пейзаж с чего мы начинаем нашу работу? (Проведение линии горизонта)
3.Мотивация учебной деятельности
Тема урока: Украинское село
Сегодня мы повторим правила и законы перспективы, закрепим наши знания, научимся упрощать природные формы в геометрические фигуры.
4.Изучение нового материала
Наступила весна. Природа пробуждается от зимнего сна. С этим временем года мы связываем не только таянье снегов, шум ручьёв, потепление, но и прекрасное явление - цветение садов. В этот час мы любуемся их красотой и неповторимостью. И не случайно наша Украина ассоциируется с цветущими вишнёвыми садами. Так описывал Украину в своих произведениях гениальный поэт Т.Шевченко:
Село! І серце одпочине.
Село на нашій Україні – не наче писанка село,
Зеленим гаєм поросло.
Цвітуть сади, біліють хати,
А на горі стоять палати,
Неначе диво. А кругом - широколистії тополі,
А там і ліс, і ліс, і поле,
І сині гори за Дніпром. Сам Бог витає над селом.
(Отрывок с поэмы «Княжна»)
Ребята! А в каких стихотворениях вы встречали описание сельской украинской хаты?
(Зачитываются отрывки из стихотворений.)
Трудно перечислить все достижения, чудесные стихи и мелодии, разноцветные краски нашей Украины. Много дочерей и сыновей Украины разлетелись по всему миру, но время от времени возвращаются к близким своим, к родным людям, возвращаются к милым сердцу просторам, где прошло детство.
Мир природы даёт первые уроки эстетики. Чудесная по своей красоте и щедрости природа прельщала и пленила сердца.
Село... Как вольно раскинулось оно среди степей. Это маленькие белые домики, цветущие сады, высокие стройные тополя, плачущие ивы возле реки и обязательно церковь. В каждом селе была церковь.
Пейзажи, в разное время года, надолго западают в душу. И эту неповторимость каждый художник пытается передать в своём личном творчестве.
(Просмотр и обсуждение репродукций картин художников)
Вот и мы сегодня на уроке попробуем передать всю мощь и красоту украинского села через аппликацию.
(Просмотр таблиц)
( класс делится на группы, каждая из которых выполняет своё задание)
5.Инструктаж по технике безопасности
6. Практическая работа учащихся
7. Итоги урока: Получилось ли передать этническое (национальное) настроение через изображение архитектуры? В чём это видно? Удалось ли передать плановость? В чём? Придерживались ли вы правил работы над аппликацией? Что больше всего вам понравилось работая коллективно? Что не понравилось?