Розробка уроку "Природні катаклізми"

Про матеріал
Тема: Природные стихийные бедствия Цель: Формировать у детей представление о стихийных бедствиях: грозу, бурю, землетресение, наводнение, засуху, снежные заметы; познакомить детей с правилами безопасного поведения во время грозных стихийных бедствий; воспитывать дисциплинированность, отвественость.
Перегляд файлу

3-А класс                                                                                                                                    

Тема: Природные стихийные бедствия

Цель: Формировать у детей представление о стихийных бедствиях: грозу, бурю, землетресение, наводнение, засуху, снежные заметы; познакомить детей с правилами безопасного поведения во время грозных стихийных бедствий; воспитывать дисциплинированность, отвественость.

Тип урока:  усвоения новых знаний

Хронометраж урока

  1. Организация начала урока – 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания –  2 мин.
  3. Сообщение темы, цели  и задач урока – 3 мин.
  4. Восприятие и осознание учениками фактического материала – 9 мин.
  5. Осмысление знаний, связей и зависимости между элементами – 10мин
  6. Обобщение и систематизация знаний - 7 мин.
  7. Итог  урока –5мин.
  8. Сообщение домашнего задания – 2мин.

Содержание урока

  1. Организация начала урока

- Здравствуйте, дети, меня зовут Маргарита Андреевна, сегодня урок основ здоровья проведу  у вас я.

  1. Проверка домашнего задания

-  Что вам было задано домой?

- Как нужно обращаться с пожароопасными и взрывоопасными  предметами?

- Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?

          3. Сообщение темы, цели  и задач урока

Знают взрослые и дети

Что ценней всего на свете

Безопасность и здоровье,

В жизни – главное условие.

Знаем, как себя вести,

С незнакомцем на пути.

Чем помочь при отравления

Переломах, землетрясениях,

Как беды нам избежать,

Как болезней миновать.

- Жизни и здоровью человека могут угрожать природные явления.

- Именно о правилах безопасного поведения во время стихийных бедствий мы сегодня и поговорим.

- Как вы думаете, какие бедствия можно назвать стихийными?

- Что вы хотели узнать о стихийных бедствиях?

Ответы детей

- Что такое стихийное бедствие?

- Какие бывают стихийные бедствия?

- Как вести себя во время стихийных бедствий?

Вывод: итак мы сегодня узнаем, что такое стихийные бедствия, какие бывают стихийные бедствия, как вести себя во время стихийных бедствий.

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала

4.1 Упражнение « Ассоциативный  куст»

- Когда я говорю «Стихийные бедствия», какие ассоциации вас возникают?

 (Гроза, буря, землетрясение, наводнение)

         4.2 Рассказ о стихийных бедствиях

Стихи́йное бе́дствие — природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и связанно: одно из них может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают в результате деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары, производственные взрывы в горной местности, при строительстве плотин, разработке карьеров, что зачастую приводит к оползням, снежным лавинам, обвалам ледников и т. п.).

Загадка

Живут сестра и брат

Одну всякий видит

Да не слышит,

Другого всякий слышит

Да не видит. (Молния и гром)

Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.

Загадка

Волны мчатся в быстром беге.

Закипит пучина вод.

И покатится на берег,

Все затопит, все зальет

 И кварталы городские,

Превратятся в острова.

Поплывут меж них людские

 Вещи, бочки и дрова.

(Наводнение)

Наводнение — затопление местности в результате подъёма уровня воды в реках, озёрах, морях из-за дождей, бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на побережье и других причин, которое наносит урон здоровью людей и даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб.

Загадка

Закачался в доме пол,

И поехал к стенке стол,

Треск раздался, а потом

Вдруг затрясся весь наш дом.

Так, почти в одно мгновение,

Началось…(Землетрясение)

Землетрясение – это колебания земной поверхности, которые возникают вследствие подземных толчков огромной силы.

Загадка

Страшно. Громко. У-У-У!

Я из дома не уйду

Не пройти нам, глазки жмуря

То бушует, воет…(Буря)

Буря – ветер большой разрушительной силы, дующий длительное время. Бурю ещё называют ураганом.

5. Осмысление знаний, связей и зависимости между элементами

5.1 Работа в группах. Работа с учебником (с.91-96)

(Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа получает задание – изучить порядок действий при возникновении определенного стихийного бедствия.)

«Гроза» с. 91-92

«Буря» с. 93-94

«Землетрясение» с. 94-95

«Наводнение» с. 96

(Дополнительно каждая группа получает памятки)

ПАМЯТКА

Чтобы не быть пораженными БУРЕЙ или УРАГАНОМ, надо вести себя следующим образом:

 1.отключить телевизор и другие электрические приборы;

2) не стоять перед открытым окном, не держать в руках металлических предметов;

3) закрыть окна и двери, потому что поток воздуха - хороший проводник электрического тока;

4) помнить, что середина комнаты - самое надежное место;

5) находясь вне помещения, никогда не бежать, остановить автомашину;

6) не укрываться под деревьями, особенно под дубами и лиственницами;

7) переместиться из возвышенной местности в низину;

8) держаться подальше от металлоконструкций, труб и водных поверхностей.

ПАМЯТКА

Как вести себя во время грозы

 1. Если вы находитесь на возвышении, немедленно спуститесь вниз.

2. На открытом пространстве держитесь подальше от высоких предметов, например от одиноко растущих деревьев.

3.Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

4.Если вам некуда деться от высоких объектов, сядьте на что-нибудь сухое, постаравшись убрать с земли ноги.

5. Если вы в лодке, немедленно гребите к берегу: быть на воде во время грозы очень опасно.

6.Если вы едете в машине, оставайтесь в ней.

7. В городе держитесь подальше от металлических заборов и вообще от всего металлического.

8. Находясь в доме первым делом нужно закрыть окна, выключить радио и телевизор.

ПАМЯТКА

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЯ

 1. По сигналу оповещения об угрозе наводнения выходите (выезжайте) из опасной зоны.

2. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах.

3.Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или на чердак жилого дома.

4. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте снаружи досками (щитами) окна и двери первых этажей.

5.Если выйти невозможно, до прибытия помощи или спада воды, находитесь на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем – размахивайте хорошо видимым куском ткани, а в темное время - световым сигналом и периодически голосом.

6.При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требования спасателей.

7.В ходе самостоятельного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия.

8. Оказывайте помощь людям, плывущим в воде и утопающим.

ПАМЯТКА

Как действовать во время землетрясения

 1. Если вы находитесь в невысоком здании, то лучше быстро покинуть его. Выбегайте быстро, но осторожно, остерегаясь падающих предметов, оборванных проводов и других источников опасности и сразу же отойдите от здания подальше, на открытое место

2. Находясь на верхних этажах многоэтажного здания, не бросайтесь к лестницам и лифтам. Лучше остаться в здании быстро занять наиболее безопасное место в помещении: под прочной мебелью, в дверном проеме капитальных стен, в углу комнаты.

3. На улице не входите в здания и не бегайте вокруг них. Оказавшись рядом с высоким зданием, встаньте в дверной проем, это обезопасит вас от падающих обломков стекол, балконов, карнизов и парапетов. Лучше всего оказаться на открытом месте, подальше от зданий и линий электропередач.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим.

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

6. Обобщение и систематизация

6.1 Работа в тетради с. 57-58

6.2. Беседа о ураганах

- Дети, как называется большой вихрь во время грозы?

- А что вы знаете о торнадо?

Смерчи (торнадо) - одни из самых страшных и разрушительных природных явлений. Их скорость, мощь и разрушительность не могут ни внушать страх.

 1. Каждый смерч имеет свою форму, свой цвет и свой звук. Цвет торнадо зависит от почвы, звук - от местности и предметов, которые смерч несёт.

 2. Обычный торнадо длится всего несколько минут. Однако бывали случаи, когда смерчи не стихали часами!

 3. Вероятность возникновения торнадо категории "Ф-5" составляет менее 0,1 процента.

 4. Самые мощные смерчи появляются на территории США. Нигде в мире торнадо не появляются так часто, как в США: более 800 смерчей ежегодно.

5. Торнадо могут возникать в любое время, но чаще всего они появляются в промежутке с 15.00 до 21.00.

 6. Чтобы обогнать торнадо вам нужно ехать со скоростью более 100 км/ч.

 7. Еще один интересный факт о торнадо: нередко после смерча находят ножи и вилки, воткнутые в деревья. Сила смерча так велика, что раскрученная доска может пробить бетонную стену.

 8. Многие из домов на Аллее Торнадо имеют укреплённые подвалы-убежища. Торнадо может оторвать дом от земли или развернуть на фундаменте.

9. Некоторые люди побывали в самом центре торнадо и выжили.

 10. В 1931 году в Миссисипи смерч поднял в воздух 83-тонный поезд и перенёс почти на 40 метров от путей.

 11. Смерчи - самые быстрые ветра на Земле.

 12. Ежегодно десятки американцев погибают из-за торнадо.

Просмотр видеоролика «Как возникают торнадо?»

7. Итог урока

- Что навого вы сегодня узнали на уроке?

- Как нужно себя вести во время грози?

- Как нужно себя вести во время бури?

- Как нужно себя вести во время землетрясения?

-Что нужно делать во время наводнения?

-Что нового вы узнали о торнадо?

8. Сообщение домашнего задания

docx
До підручника
Основи здоров’я 3 клас (Бех І. Д., Воронцова Т. В., Пономаренко В.С., Страшко С. В.)
Додано
19 серпня 2019
Переглядів
756
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку