1
Управління освіти і науки виконкому Криворізької міської ради
Відділ освіти виконкому Тернівської районної у місті ради
Методична розробка
«Мій кращий урок 2013-2014 н.р.»
Автор розробки:
Лузан С.Ю.,
вчитель хімії, основ здоров’я
та основ інформатики
Криворізької загальноосвітньої
школи І-ІІІ ступенів № 45
Кривий Ріг
2014 р.
Урок химии в 7 классе
Тема урока: «Великий кислород»
Цель урока: расширить знания о кислороде как о химическом элементе и простом веществе; рассмотреть распространение кислорода в природе;
изучить физические свойства кислорода;
познакомиться с историей открытия кислорода;
развивать понятийный аппарат учащихся, интеллектуальные и практические умения (выстраивание логических цепочек, умение анализировать, сравнивать и обобщать, уметь составлять опорный конспект), умения самостоятельной работы с дополнительной литературой;
способствовать развитию интереса к изучению химии, воспитывать такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива, доброжелательность.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран,периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, презентация, портреты ученых -Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье, карточки с заданиями (тест).
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут
План урока.
3.1. Нахождение в природе: общее содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе.
3.2.Общая характеристика химического элемента кислорода на основе его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.
3.3.Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода
3.4.История открытия кислорода
4. Закрепление знаний.
5.Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
« Кислород-это вещество, вокруг которого вращается земная химия»
Й.Я. Берцелиус
(Включена презентация)
I. Организационный этап.
Вот опять звенит звонок- начинается урок.
Входим дружно все мы в класс: урок химии у нас.
Гости на уроке нашем, знания мы им покажем.
Всех приветствую, друзья, на уроке этом я!
(Приветствие учащихся, проверка первичной готовности к уроку, отметка отсутствующих.)
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: По мнению людей религиозных, вездесущим, всемогущим и в то же время невидимым может быть только бог. В действительности эти три эпитета вполне можно отнести и к химическому элементу, о котором пойдет речь на нашем уроке.
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг, и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ……….(Учащиеся :Кислорода!)(Слайд № 1)
Тема нашего урока - «Великий кислород». (Слайд № 2)
И сегодня на уроке мы постараемся расширить наши знания о кислороде, как о химическом элементе и простом веществе, рассмотрим распространенность кислорода в природе, изучим его физические свойства, познакомимся с историей открытия.(Слайд № 3)
Вопрос к классу: «Какова будет цель нашего урока?»
Ставлю перед вами задачу: докажем, что кислород вездесущ, всемогущ и невидим.(Слайд № 4)
III. Изучение нового материала.
Нахождение в природе: общее содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе. (Слайд № 5)
Учитель: Как вы думаете, почему кислород – это первый химический элемент, с которого мы начинаем изучение?
(- Кислород самый распространённый химический элемент на Земле).
Вспомните, в состав каких веществ, входит кислород?
- Кислород входит в состав воды (88,9%), которая покрывает 2/3 поверхности земного шара.
- Кислород входит в состав минералов (47%), которые образуют земную поверхность.
- Кислород составная часть воздуха (21%)
- Кислород входит в состав органических веществ: белков, жиров, углеводов.
- Тела растений (40%), животных (20%), человека (65%) также содержат кислород.
В атмосфере нашей планеты находится приблизительно 21% свободного кислорода (по объему). (Слайд №6).
Количество его в земной коре в виде химических соединений с другими элементами составляет 49%. Кислород - химически активный элемент. В состав половины из 4 тысяч известных в настоящее время неорганических веществ, входит кислород. В связанном виде он находится в почве, минералах и рудах. В составе воды рек, озер, морей, океанов содержится до 89% кислорода, в песке его доля достигает 53%, в глине- 56%. Организм человека содержит до 65% кислорода в связанном состоянии. Кислород является важным составляющим элементом растений и животных. (Слайд №7)
Если бы растения в процессе фотосинтеза не превращали воду и углекислый газ в органические соединения, и этот процесс не сопровождался высвобождением связанного кислорода, то, исчерпав довольно быстро запасы атмосферного кислорода, весь животный мир, включая человечество, вскоре задохнулся бы.
Итак, мы доказали, что кислород вездесущ.
2)Общая характеристика химического элемента кислорода на основе его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева. (Слайд № 8)
1.Давайте вспомним определение понятия химический элемент?(- вид атомов, характеризующийся определенной совокупностью свойств и занимающий определенное место в периодической системе химических элементов).
2.Что представляет собой Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева?
(- графическое изображение периодического закона).
2.На доске ученик составляет план характеристику химического элемента кислорода
(Остальные учащиеся выполняют задание в тетради)
Характеристика химического элемента:
Латинское название кислорода – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента. (Слайд № 9)
3)Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода. (Слайд 10)
Давайте вспомним понятия простые и сложные вещества?
Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента(Ne, Ar, O2).
Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой (H2O,NaCl).
Химический элемент оксиген образует вещество кислород.
Вещество кислород вам хорошо известно. Охарактеризуем его свойства.
4) История открытия кислорода (кем, когда был открыт). (Слайд 13)
Многие ученые прошлого догадывались, что существует вещество со свойствами, присущими кислороду. Сведения о нем – косвенные, разумеется, - есть в трактате китайского алхимика Мао Хао (VIII в.). Китайцы знали «деятельное начало», входящее в состав воздуха, и называли его «йын». В XV в. следы кислорода можно обнаружить в трудах Леонардо да Винчи. Потом снова теряются - до XVII в., когда голландец Дреббель изобретает подводную лодку. Он использует селитру, чтобы ее кислородом обогатить воздух в подводной лодке. Но этот факт остался незамеченным. В 1758 году М.В.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл. Открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории элементов, но и химии вообще и связано с именами Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье. (слайд 14)
Об этом нам расскажут наши докладчики. (опережающее задание - 3ученика подготовили рассказ и презентацию)
Ученик 1.
Вот как об этом писал сам Джозеф Пристли: «1 августа 1774 г. Я попытался извлечь воздух из ртутной окалины (оксида ртути) и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению».(Слайд 15, 16)
Полгода спустя Д. Пристли осуществил опыт с мышами, поместив одну в сосуд с кислородом, а другую в такой же сосуд с воздухом, и обнаружил, что в кислороде живые существа живут дольше, чем в воздухе. Затем он сам пробовал дышать полученным газом и убедился, что дышится чрезвычайно им «свободно и легко».(Слайд 17)
Ученик 2.
Когда-то в Древней Англии Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила оксид он разложил.
Под куполом сосуда бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя, его он описал.
Не видим и безвкусен, всех запахов лишен,
В воде не растворяется, свеча сгорает в нем.
Ученый в изумлении: Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие простые вещества.
Этот газ из колбы вышел, никому он не знаком
Этим газом дышат мыши под стеклянным колпаком!
Дрова лучистым пламенем сгорали в нем, понятно,
Сам пробовал дышать – легко дышать, приятно!
(Слайд 18, 19)
Ученик 3.
Одновременно с Пристли кислород открыл и шведский ученый Карл Шееле. Шееле даже получил его раньше, чем Пристли, но сообщение об этом было опубликовано позже, чем открытие Пристли. И все-таки главная фигура в истории открытия кислорода – не Шееле и не Пристли. Они открыли новый газ – и только. Собственно открывшим кислород остается французский химик Антуан Лавуазье. В 1775 году он исследовал кислород и создал кислородную теорию горения, которая пришла на смену теории флогистона (теория огненной материи). За два века, прошедшие со времени открытия, теория Лавуазье не только не была опровергнута, но еще более укрепилась. Лавуазье дал название кислороду oxygenium– рождающий кислоту. (Слайд 20, 21)
IV. Закрепление полученных знаний.
Так как название «кислород» имеет и химический элемент, и простое вещество, вы должны научиться различать эти понятия.
-По какому принципу мы отличали химический элемент от простого вещества?
(- простое вещество обладает какими-либо свойствами (цвет, вкус и т.п.), химический элемент входит в состав веществ (простых и сложных).
Для закрепления пройденного материала выполним тест.
(Учащимся раздается тестовое задание). (Слайд 22)
V. Подведение итогов урока. (Слайд 23). Мотивация оценок.
Учитель: Подведем итоги сегодняшнего урока. На уроке мы познакомились с кислородом как химическим элементом и простым веществом, нахождением в природе, с его физическими свойствами, а так же с историей открытия кислорода.
Вспомните, пожалуйста, цель нашего урока, которую мы ставили перед собой.
(Доказать, что кислород вездесущ, всемогущ и невидим).
Как Вы считаете, мы достигли её?
Кислород — вездесущ: из него в значительной степени состоят не только воздух, вода и земля, но и мы с вами, наши еда, питье, одежда; в подавляющем большинстве окружающих нас веществ есть кислород. Могущество кислорода проявляется уже в том, что мы им дышим, а ведь дыхание это синоним жизни. И еще кислород можно считать всемогущим потому, что могучая стихия огня, как правило, сильно зависит от нашего кандидата в вездесущие и всемогущие.
Что касается третьего эпитета — «невидимый», то здесь, вероятно, нет нужды в доказательствах. При обычных условиях элементарный кислород не только бесцветен и потому невидим, но и не воспринимаем, не ощутим никакими органами чувств. Правда, недостаток, а тем более отсутствие кислорода мы ощутили бы моментально...(Слайд 24)
Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.
VI. Домашнее задание.
§16, 17 прочитать, № 126, 128, 129; повторить вычисление массовой доли.