Розробки уроків з використанням інтерактивной дошки

Про матеріал
Автор представляет конспекты уроков по русскому языку в разных классах.Возможности интерактивной доски позволяют сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку
Перегляд файлу

1

 

Разработки уроков русского языка с использованием интерактивной доски

Урок 1.

6 класс

Тема. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений

Цель: углубить знания учащихся о местоимении, его делении на разряды; развивать умение находить местоимения в тексте; совершенствовать навык раздельного написания местоимений с предлогами; способствовать воспитанию культуры речи, прививать любовь и уважение к русскому языку

 Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1. Интрига.

  • Прослушайте отрывок и определите тему сегодняшнего урока.

Ветер листал страницы раскрытой книги. Он давно собирался пополнить своё образование, но всё не хватало терпения заняться этим всерьёз. Вот и сейчас, перелистав книгу от начала до конца, Ветер испугался: в ней столько слов, что их, пожалуй, и за год не прочитаешь. Поэтому Ветер решил облегчить себе работу.

 -Будьте любезны, - обратился он к первому попавшемуся слову. – Как бы мне повидать самое главное слово этой книги?

 - Оно здесь, почти рядом, - сказало Первое Попавшееся Слово. – Но я не советую отвлекать его по мелочам. Прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне. Я – его заместитель.

 - Вы – его заместитель? – обрадовался Ветер. – Подумайте, как это я сразу вас нашел!

 - Да, вам повезло, - согласилось Первое Попавшееся Слово. – Я – первый заместитель Существительного – его личное местоимение… Оно достойно подражания, и я счастливо, что сумело кое-что у него перенять.

 - Что же вы у него переняли? – спросил Ветер, замирая от нетерпения.

 - Довольно много. Например, число, род, падеж. Ну, и содержание, разумеется…

(Ф. Кривин «Личное местоимение»)

II. Сообщение темы и целей урока

III. Беседа

-Как называется раздел науки о языке, изучающий части речи?

-Физкультминутка для пальцев. Загибая пальцы, перечислите все части речи.

- Какие части речи мы изучили в этом году?

IV. Объяснение нового материала

- Сегодня мы остановимся на местоимении. Попробуйте отыскать известные вам местоимения в следующем четверостишии:

1. Я заменить могу другие части речи,

    Взвалив обязанности их себе на плечи.

   Когда приходится слова другие замещать,

   На их значение мне надо указать.

- О какой функции местоимений говорится в стихотворении?

2. Работа по учебнику.

- Сверим свои наблюдения с правилом в учебнике

3. Синтаксическая пятиминутка.

(Со) школьных лет чу…ствовал я красоту ру…кого языка.

(В) нем меня привлекали его звучность, б..гатство слов и выражений.

Задание: записать предложения под диктовку. Взаимопроверка. Подчеркнуть все слова как члены предложения.

- Сделайте вывод: какова синтаксическая роль местоимения.

4. Словарный диктант.

Обо мне, ко мне, со мной, за ним, под тобой, у него, при мне, подо мной, во мне, при нем.

5. Знакомство с таблицей «Разряды местоимений».

Разряд

Примеры

1. Личные

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

2. Возвратное

себя

3. Вопросительные

кто? что? какой? каков? который? чей? сколько?

4. Относительные

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

5. Неопределенные

некто, нечто, некий, несколько, некоторый, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, кто-то и т.д.

6. Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего

7. Притяжательные

мой, наш, твой, ваш, свой

8. Указательные

этот, тот, такой, таков, столько

9. Определительные

сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой

 

6. Работа по учебнику. Определение разряда местоимений в упражнении 288.

7. Редактирование текста.

Киев

   Киев – один из красивейших городов мира. По древней легенде Киев был основан братьями – Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Кия, Щека и Хорива – Лыбедью. Кий, Щек, Хорив и Лыбедь были поражены красотой днепровских холмов, остановились, чтобы поселиться здесь, и назвали город именем старшего брата.

Вывод: местоимения необходимы в нашей речи. Они позволяют избежать нежелательных повторов слов, сделать речь более краткой, выразительной; местоимения объединяют предложения в текст.

8. Использование местоимений в речи. Составление диалогов «Экскурсия по Киеву». Работа в парах.

V. Страничка для любознательных

  1. В каком местоимении одна буква, но два звука? (Я)
  2. Какие местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)
  3. В названии какого европейского государства есть три «я»?(Австрия)
  4. Какие два местоимения мешают автотранспорту?(Я-мы)
  5. К какому местоимению нужно добавить несколько лет, чтобы получился синоним слова «польза»?(Вы-года)
  6. За какое местоимение нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из семейства грызунов?(За-я-ц)

VI. Итог урока . Продолжите предложения:

  1. На уроке я узнал…
  2. Сегодня я научился…

VII. Домашнее задание: теория по учебнику, упражнение 293.

Урок 2

6 класс

Тема. Правописание сложных прилагательных

Цель: развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас учащихся; воспитывать эмоциональность речи.

 Ход урока

I.Взаимопроверка домашнего задания. Образец выполнения на доске.

II.Актуализация опорных знаний

1.Выразительно прочитайте стихотворение, представленное на доске.

Слова бывают разные-

 То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

 То ласково-фальшивые.

Есть чистые, алмазные,

 А есть свинцово-грязные.

Поэт, тебе назначено

 Засеять душу зернами.

Так сей же не иначе,

 Как чистейшими, отборными.

Не злыми, не сварливыми,

 А добрыми, правдивыми.

 В.Полторацкий

2. Слово учителя

- О чем это стихотворение? (О бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими словами»)

-Какая часть речи царствует в стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке?

-Назовите прилагательные и определите их разряд.

-Назовите прилагательные, которые состоят из двух основ.

-Это сложные прилагательные.  Сложные прилагательные пишутся по-разному.

III.Объявление темы и целей урока

1.Работа с учебником. Изучение теории.

2. Блок-схема, составленная по этому правилу:

http://rus.1september.ru/2006/13/20.gif

 

3.Выполнение упражнения 210 стр.93 у доски с объяснением.

IV.Закрепление материала

1.Распределительный диктант. Имена прилагательные разместить по категориям жизни: наука, искусство, здоровье, политика. Объяснить написание.

Северо-западный, иссиня-черный, чернобровый, лечебно-профилактический, двуязычный, светлолицый, общественно-политический, золотисто-оранжевый, садово-огородный, кисло-молочный.

2. «Я - художник».

 Перед вами картина (на доске) И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Какое разнообразие красок! Помните, истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки.

-Как называются картины, изображающие природу?

-Как называют художников, создающих такие полотна?

-Представим себя художниками, смешаем краски и расскажем, используя сложные прилагательные, что мы видим на картине.

Ответы учащихся.

-Как пишутся оттенки цветов?

-Получившиеся оттенки запишите в тетради.

3.Осложненное списывание. Вставить в текст сложные прилагательные.

Вот мы прошли... переезд и окунулись в очаровании леса. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На … фоне листвы выделяются …пятна осин. С …стороны деревьев виднеется … мох. От дерева к дереву протянулись тонкие … нити паутины. Морозы не ударили, поэтому на вкус плоды рябины еще ... .

4.Прослушивание нескольких работ

-Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт.

V.Итог урока: «найди ошибку»

1.-На доске вы видите таблицу. Исправьте ошибку.

Слитно

Через дефис

1.Оттенки цветов: ярко-красный, бледно-голубой

Образованные на основе словосочетания: древнерусский (от Древняя Русь)

2.Образовано от существительных, которые пишутся через дефис: северо-западный

 

3.Образовано от сложения равноправных слов (можно вставить союз и): русско-английский, горько-соленый

 

2.Оценивание.

VI.Домашнее задание: упражнение 213(составить текст по картине, используя сложные прилагательные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 3

6 класс

Тема. Морфологический разбор числительного. Повторение

Цель: повторить полученные сведения о числительных, об их синтаксической роли; ознакомить учащихся с морфологическим разбором числительного; закрепить правильное употребление числительных в устной и письменной речи; прививать внимание при работе с числительными.

Ход урока

I.Проверка домашнего задания. На доске образец выполнения домашнего задания

II.Актуализация опорных знаний. Синтаксическая пятиминутка.

Записать числительные словами. Разобрать предложение синтаксически

Земля обращается вокруг Солнца 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.

III.Сообщение темы и целей урока

IV.Объяснение нового материала

1.Знакомство с морфологическим разбором числительного. План разбора представлен на доске.

План разбора

I.Часть речи. Общее значение.

II.Морфологические признаки:

1.Начальная форма(именительный падеж).

2. Постоянные признаки:

А) простое или составное;

б) количественное или порядковое;

в) разряд(для количественных).

3.Непостоянные признаки:

А) падеж;

Б) число(если есть);

В) род(если есть).

III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор: 365(суток)

2.Составление предложений с порядковыми числительными. Запись лучшего предложения на доске. Выполнение морфологического разбора порядкового числительного.

V.Повторение и закрепление знаний.

  • Тест, представленный на доске.
  1. Имя числительное – это часть речи, обозначающая…:

а) число

б) число, количество предметов

в) число, количество предметов, порядок их при счете

2. Укажите имена числительные.

а) двойка, два, двадцать два

б) третий, три, трое

в) четыре пятых, четверка, четыре

3.Числительные делятся на…:

а) количественные и качественные

б) количественные и порядковые

в) определительные и качественные

4.Укажите, в каких числительных пишется ь в середине

а) 50, 760

б) 15, 55

в) 20, 908.

5. Укажите сложное числительное

а) 22

б) 11

в)10

6. Укажите, какие числительные имеют только две падежные формы

а) сорок, пятьдесят, полтора

б) девяносто, сто, полтораста

в) полтораста, восемнадцать, сто

7. В составных порядковых числительных…:

а) склоняется только последнее слово

б) склоняются все слова

в) ни одно слово не склоняется

8. Собирательные числительные сочетаются…:

а) со всеми существительными

б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе

в) с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных

9. В каком словосочетании допущена ошибка?

а) Готовимся к 1 сентябрю

б) встретимся после двенадцати часов

в) из лесу выехало двое саней.

10. Слитно пишется…:

а) три(пятых)

б) трех(сотых)

в) (тридцать)пять.

11. В каком словосочетании допущена ошибка?

а) семнадцать целых шесть десятых километров

б) имела тринадцать станций

в) двадцать второе августа

12. В каком предложении числительное является подлежащим?

а) Мы отремонтировали 13 кабинетов в школе

б) Семеро одного не ждут

в) Я купил  45 марок

2.Оцените свои знания, сверившись с образцом, представленным на доске.

3.Записать словами количественные и порядковые числительные: 7, 19, 100, 220, 45 тысяч, 5миллионов.

4.Коллективная проверка задания.

5.Игра «4-е лишнее»

а) пятерка, пять, один, десятый.

б) три, троиться, третий, трое.

VI. Итог урока

1.Игра «Поделюсь знаниями»(каждый ученик говорит одно предложение о числительном как части речи).

2.Оценивание.

VII.Повторить теорию по теме «Имя числительное», просклонять числительные 465, 947, 724.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 4

7 класс

Тема. Повторение и обобщение по теме «Причастие»

Цель: систематизировать знания учащихся о причастии; находить и правильно писать орфограммы в причастиях; совершенствовать пунктуационные навыки выделения причастного оборота; способствовать воспитанию внимания и активности на уроке.

 Ход урока

I.Проверка домашнего задания (составить алгоритм «Правописание не с различными частями речи»; составить связный рассказ о причастии)

Ученик на доске строит алгоритм. Класс рассказывает о причастии по плану.

II. Закрепление изученного материала

1.Распределительный диктант. Разместить причастия и прилагательные в колонки: нн,     н.    

Поляна освещена, размешанные краски, бесценная вещь, даль туманна, рассеянный мальчик, крашенный маляром пол, размешенное тесто, здание построено, кожаный портфель, серебряное кольцо, роща обнажена.

2. Диктант «Проверь себя»

Протоптанная в ягодниках и мхах тропинка ведет к опытному полю, устроенному на болоте. Сквозь нависшие увешанные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши построек. Поле окружено лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, заваленной буреломом дикой чащобе зеленые, разработанные человеком поля.

3. Самопроверка по образцу, представленному на доске.

4. Синтаксическая пятиминутка.

В каждом предложении объяснить знаки препинания, подчеркнуть все члены предложения, устно дать характеристику предложений.

5. « Четвертое лишнее»

  • на пестреющем лугу; о движущемся предмете; опавшие с тополя; отнятая игрушка.
  • написанная учеником; ведущая в парк; посаженные весной; выполненный ребенком.
  • распустившийся цветок, образованный из снега, освобожденный народ, зажженный факел.

III. Итог урока.

1.Составление высказывания по схеме, данной на доске:

На уроке я…

 - повторил…

 - понял…

 - научился…

 - наибольшие трудности я испытывал…

 - я не умел, а теперь умею…

2. Оценивание.

IV. Домашнее задание: повторить тему «Причастие», упр. 308,стр. 130.

 

 

 

 

 

Выводы

 Информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

  1. Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
  2.  Использование интерактивной доски позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность
  3.  Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным.
  4.  Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразности в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только принимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании.
  5. Возможности интерактивной доски позволяют сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку
  6. Важно понять, что интерактивная доска – не волшебная палочка, которая сама по себе решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам, а эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
6 квітня 2020
Переглядів
409
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку