РР. Подготовка к контрольной работе (действительные и страдательные причастия)

Про матеріал
Цели: 1. Способствовать закреплению изученного материала по теме «Причастие и деепричастие» . 2. Проверить качество знаний. 3. Развить навыки работы в коллективе, бригаде. 4. Помочь становлению нравственной культуры. Тип урока: Урок-путешествие
Перегляд файлу

Урок 62. РР. Подготовка к контрольной работе

Цели:

1. Способствовать закреплению изученного материала по теме «Причастие и деепричастие» .

2. Проверить качество знаний.

3. Развить навыки работы в коллективе, бригаде.

4. Помочь становлению нравственной культуры.

Тип урока:

Урок-путешествие

Ход урока.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ОБЪЯСНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.

3. Подготовка  учащихся к обобщающей деятельности (повторение материала).

 Прежде чем мы непосредственно приступим к нашей основной работе, давайте повторим, что мы узнали об этих частях речи, чем они интересны, что необходимо учитывать при образовании причастий и деепричастий.

- Почему на ваш взгляд мы объединили эти две части речи? Сходство и различие этих    двух частей речи.

 - Что обозначает причастие?

 - Что обозначает деепричастие?

 - Что необходимо знать при образовании причастий настоящего времени?

 - НЕ с причастиями пишется …

 - НЕ с деепричастиями пишется …

  Молодцы. Теперь необходимо применить ваши знания на практике.

4. Работа над нестандартными заданиями и применение их в анализе.

Первым вашим препятствием будет ПОЛЕ ЧУДЕС , где растут вот такие необычные цветы. Чтобы пройти это поле, вам необходимо заполнить таблицу, которая дана в ваших маршрутных листах. Но помните, в каждом поле можно найти сорняки. Сорняки есть и здесь; это слова, не относящиеся к самостоятельным частям речи. Поэтому записывать их в таблицу не нужно. Каждый из вас подходит к доске, срывает цветок, возвращается на место и записывает слово в нужную графу. За это задание вы получаете 10 баллов. Здесь 20 слов, каждое слово – это 1 балл.

НЕДОУМЕВАЯ, ЗАКОНЧИВ, ВЕТРЕНЫЙ (день), ЗАШТОПАННЫЕ (носки), ШТОПАНЫЕ (носки), ПЕСОК, РАССЕЯТЬ, ОБИЖЕННЫЙ (ребёнок), ЗАПУТАННЫЕ (следы), ЗАПУТАТЬ, ЗАПУТАВ, ЗАПЛУТАВШИЙ (в темноте), СЛУШАЯ, ПРОСЛУШАВ, НО, ЧЕРЕЗ, ОСТОРОЖНО, ПРОСТО, УСТАВ (школы), УСТАВ (на работе),

Второе препятствиемост. Каждая бригада получила домашнее задание, которое называется «Почему мы так говорим?». Первая бригада должна рассказать о выражении НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ, а вторая – СПУСТЯ РУКАВА. Получаете картинку. Ваша задача – отгадать, что изображено на картинке, записать в маршрутный лист.

Третье препятствиеречка. Её воды смешали в себе всё: и правильное и неправильное написание. Вам необходимо вставить пропущенные  буквы, поставить недостающие знаки препинания.

 

 

После того как вы перейдёте речку по мосту, перед вами откроется долина причастий.  Эти задания вы выполняете на отдельных листах, которые в конце урока вложите в ваши маршруты.

Завершающее задание – это гора деепричастий.             

 

 

 

 

После того как вы перейдёте пруд по мосту, перед вами откроется долина причастий.  Перед вами план прохождения долины причастий. Эти задания вы выполняете на отдельных листах, которые в конце урока вложите в ваши маршруты.

План долины причастий

Кол-во баллов

1.

Суффиксы причастий наст. времени

10

3.

Правописание НЕ с причастиями

5

4.

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

5

  1.                                                                                     Давайте вспомним, что необходимо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужной орфограммы (вы можете воспользоваться подсказкой, но при этом у вашей команды забирается 3 балла).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсказка

Глаголы

Суффиксы действительных
причастий настоящего
времени

Действительные причастия настоящего времени

Несовершенного вида
переходные и непереходные

Спряжение

Несут

 

Работают

1

--ущ—( -ющ-)

Несущий

 

Работающий

Дышат

 

Красят

2

-ащ- (-ящ-)

Дышащий

 

Красящий

 

Глаголы

Суффиксы страдательных причастий настоящего
времени

Страдательные причастия настоящего времени

переходные несовершенного вида
 

Спряжение

читают

 

ведут

1

-ем- (-ом-)

читаемый

 

ведомый

 

гонят

2

-им-

 

гонимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершающее задание – это гора деепричастий. 

Посмотрите внимательно через какие уступы вам придётся пройти и сколько баллов вы сможете заработать за это.

 План прохождения горы деепричастий

Кол-во баллов

1.

Деепричастные обороты.

10

2.

НЕ с деепричастиями

5

3.

Знаки препинания при деепричастных оборотах

5

 

1. Составьте предложения с данными деепричастными оборотами. (5 предложений)

         

 

 

 

 

 

2. Раскройте скобки

 

 

 

 

 

 

 

3. Прочитайте предложение и ответьте на вопрос: какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5. Анализ и содержание итогов работы. Выводы.

Было ли вам интересно? Где по вашему мнению вы встретили трудности? Что необходимо сделать , чтобы впредь избежать подобных проблем? Была ли необходимость повторять эти части речи или можно вполне обойтись и без них? Докажите эту необходимость. Обратите внимание на высказывание известных людей о причастиях.

«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» В.И.Даль

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов

Это свойство причастий заключать « в себе имени и глагола силу» широко используется в какой  речи? То же самое можно сказать и о деепричастиях. Вспомните, кто из великих писателей говорил о необходимости деепричастий? Прочтём слова Пушкина, как доказательство того, о чём мы сейчас говорили.

Справились ли вы с заданиями? Как оцениваете свой труд?

Подведение итогов работы. Подсчёт баллов и выявление лидера. Окончательные оценки будут выставлены на следующем уроке после проверки ваших заданий.

 6. Домашнее задание. Мы с вами благополучно добрались до места нашего назначения, и пришло время открыть ларчик и посмотреть, что там находится. Внутри ларца записка: «Дорогу осилит идущий». Это и есть ваше домашнее задание. Подумайте, что это значит. Напишите дома небольшое рассуждение на эту тему.

 

 

 

 

doc
Додано
27 серпня 2020
Переглядів
707
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку