Сценарій позакласного заходу з російської мови та зарубіжної літератури "Розмова про важливе" ("Разговор о важном")

Про матеріал
Сценарій позакласного заходу з російської мови та зарубіжної літератури. Урок-бесіда "Разговор о важном" ("Розмова про важливе")
Перегляд файлу

Урок­-беседа «Разговор о важном»

(Внеклассная работа по русскому языку и литературе)

Учитель русского языка и зарубежной литературы

 Репкинской ООШ І-ІІІ уровней №2

Коваленко Татьяна Владимировна     

(пгт Репки, Черниговской области)

Цели и задачи:  

обратить внимание на важные проблемы в сегодняшнем обществе, показать человеческую бездуховность без живого общения и чтения произведений литературы , обратить внимание на отношение людей друг к другу и к животным;

воспитывать духовно развитую, сознательную личность, с гуманистическим мировоззрением и гражданским сознанием; поддерживать интерес к литературе, формировать духовную и интелектуальную потребность в чтении; обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;

развивать ориентир нравственного выбора; развивать умения и навыки связной речи,  речевую культуру; развивать творческие способности учащихся и чувство успешности. 

Оборудование: мобильные телефоны, планшеты, ноутбук, стол, стулья, книги, музыкальное сопровождение, проэктор: презентация (на протяжении всего урока – слайды)

 

(Дети, символизирующие современное общество, ходят с мобильными телефонами, планшетами, звонят, ловят вайфай, не замечают дру-друга. )

Свеча горела... (инсценизация новеллы Р. Бредбери)


Звук звонка в дверь.

— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
(Андрей Петрович разглядывает посетителя: мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные.) 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7493.JPG


— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
— Я, собственно… — собеседник замялся.
— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…
— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.
— Говорите, я запомню.
 

(За сценой читать)
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки.

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7494.JPG

 

Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?
Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось.
        Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги.
       В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду.
Пустяки. Неважно, удастся ли откупить.Я могу передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знаю, то, что у меня есть.»
Звонок  в дверь
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
— Нигде? — спросил Максим тихо.
— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
— Да, продолжайте, пожалуйста.

— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
— У вас есть дети?
— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
— Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.
Звонок в дверь.
— Литература – это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».
Лермонтов «Мцыри».
Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…
Максим слушал.
— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.
— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

- Продолжим завтра.

- Спасибо. До свидания.


(Читать за сценой)
День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Звонок в дверь.
Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.
Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.
Классика, беллетристика, фантастика, детектив.

- Спасибо. Всего доброго. До завтра.


(Читать за сценой)

Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть.

 

- Не мог, - рассуждал Андрей Петрович. -  Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил.

 

(Читать за сценой)

К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.
          Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал.

 

- Обзвонить больницы, - думал Андрей Петрович. - И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?
 

(Читать за сценой)
Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.
 

(Читать за сценой)
Андрей Петрович не помнил, как добрался до на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
 

Андрей Петрович читает:
«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».

- Коту под хвост,-  пришла итоговая мысль. - Всё коту под хвост. Всё это время я обучал робота! Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего я жил!

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся.  

- Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Звонок в дверь .

 Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7501.JPG


— От… От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

 

 

 

 

 

 

   

Если хочешь о важном — давай о важном. 
Хотя это понятие так двояко. 
C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7506.JPGОдиночество — вовсе не так уж страшно, 
Страшно в 21 умереть от рака. 


Страшно ночью не спать от грызучей боли, 
Что вползает под кожу и ест с корнями, 
А ты роешь могилу от слов: 'Уволен', 
Или 'Лучше остаться с тобой друзьями'. 

 
    Говоришь, как пугающи предпосылки 
    Неизбежности рока, судьбы, удела? 
    Страшен выбор — идти собирать бутылки, 
    Или сразу идти на торговлю телом.

 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7508.JPG
Говоришь, нет квартиры в многоэтажке, 
Платежи коммунальные шею душат? 
А когда-то хватало малины в чашке 
И оладушек бабушкиных на ужин. 

 


Говоришь, что вокруг — дураки и драмы, 
Что в кошмарах — тупые пустые лица. 
Страшно — в девять ребенку лишиться мамы! 
Страшно — маме ребенку не дать родиться! 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7510.JPG

 
Страшно видеть, как мир в себе носит злобу, 
Как друзья обменялись ножами в спину. 
Если хочешь о важном — давай о добром. 
Как быть добрым хотя бы наполовину? 

 


Как найти в себе силу остаться честным, 
Ощутить в себе волю, очистить душу? 
Правда, хочешь о важном? Садись. 
Чудесно, что ты еще хочешь слушать.

 

- О важном…    

- А что в жизни важнее самой жизни?        

- И человека, который подарил тебе жизнь?        

 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7512.JPG

Сейчас мне всего лишь годик
И я заболел немного…
По комнате мама ходит
И просит о чём-то Бога…
Я вижу, как плачет мама…
Её так легко обидеть.
Я буду здоровым самым, 
Чтоб слёзы её не видеть…
 


Мне десять… Подрался в школе.
Синяк… В дневнике – не очень…
Я маме съязвил фривольно,
Что я ведь пацан, не дочка…
И вижу, как плачет мама,
Волнуясь опять за сына…
Я буду достойным самым…
Я должен расти мужчиной…
 


Я вырос и мне пятнадцать…
Гулять не пускают снова.
А мне-то пора влюбляться,
Но мама со мной сурова…
Я вижу, как плачет мама,
Увидев мой блог в инете…
Я буду культурным самым,
Чтоб слёзы не видеть эти…


Мне двадцать… Женюсь, ребята!
Невеста с татуировкой…
Ну, мам, не суди предвзято…
Ей тоже уже неловко…
Я вижу, как плачет мама,
Невестку обняв, как дочку,
И шепчет: «Будь самой-самой,
Роди для него сыночка!»
C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7516.JPG
Мне сорок…Жена и дети,
А в сердце надежда тлеет…
И солнце так тускло светит,
Ведь мама моя болеет…
Я плачу и шепчет мама,
Увидев слезу мужскую:
«Я буду здоровой самой,
Ведь вами, сынок, дышу я…»

 

 

Спасибо, мама,
за тепло и доброту.
Спасибо за любовь твою без края.
Я Бога за тебя благодарю.
Спасибо, что ты есть, моя родная.

 

 

- Мы растём, общаемся, находим друзей.

- Встречаемся – расстаёмся.

- Ссоримся – миримся. Катя

- Ошибаемся –исправляемся.

- Просим прощения – прощаем.

- Важно то, что мы хотим быть добрее!

 

Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7518.jpgТы потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться,
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

 

- А ещё очень важно любить! Пусть каждому в жизни повезёт встретить настоящую любовь. 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7521.JPG- Любовь… Это слово знакомо нам с детства. Я, например, узнал что такое любовь из вкладышей от жевательных резинок «Love is…», помнишь такие? ( слайд)

 

- А представь, если бы на этих вкладышах определение к слову «любовь» дали поэты: Анна Ахматова, Александр Блок, Владимир Маяковский,Марина Цветаева, Сергей Есенин,Александр Пушкин  (слайды)    

 

-А что значит «любить»? 

 

 

Эдуард Асадов

Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7524.JPGЛюбить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить — это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!

Любить — это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга — читал он ее или нет?
Груша... А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь — это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!

Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить — значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

Любить — значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!

Любовь — не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить — это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!

 

 

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7529.jpg

Берегите друг друга, люди!
Боль потери не лечит хмель…
Мы – художники наших судеб…
Мы – и кисти, и акварель…

Относитесь к любви, как к кладу,
Чтоб потом не рыдать ей вслед…
Без любви ничего не надо…
Без любви ничего и нет…
 

- А ещё в жизни очень важна доброта.

 Её в наше время очень нехватает. 

 

- Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. 

 

- А вот  слова Артура Шопенгауэра :«Сочувствие к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.» 

 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7530.JPG

Бабушка с котенком
Мишель Лазарев

Сидела у подъезда на скамейке,
Помятая, в разбитых башмаках
Бездомная старушка в телогрейке
С котёночком приблудным на руках.

Сынок её, как этого котёнка,
Из дома выгнал: видно зажилась!
Должно быть, надоела старушонка,
А придушить – рука не поднялась…

Соседи ей порой давали хлеба,
И у кого-то капала слеза,
Потом, вздохнув, крестились, глядя в небо,
И отводили в сторону глаза.

Спала бабуля в нише под балконом,
Чтоб не достали летние дожди,
На стареньком пальтишке с капюшоном,
Котёнка согревая на груди.

Однажды сердобольная соседка
Вела поблизости за ручку малыша.
– Ты посмотри на это чудо, детка,
Какая кисонька, как дивно хороша!

А хочешь, мы возьмем себе котёнка?
Мне кошечку давно хотелось в дом, –
Спросила эта дама у ребёнка,
А он в ответ:
– И бабушку возьмём?..

 

- В садике детей спрашивали: "Без чего человек не может жить". Все говорили, что без сердца, без мозга, без головы… А одна девочка сказала: "У людей, которые выкидывают на улицу своих животных, нет ни сердца, ни мозгов, но живут же как-то". А ведь она права…

 

- Бог создал животных, чтобы отогревать наши холодные сердца.

 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7534.JPG

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7536.jpgОн шел по улице и тихо плакал.
Облезлый, одноухий, и с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал:”Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза,
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой!
А ухо! Взгляд! Пойдешь со мной?
Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.

 

 

 

Собаки обездолены людьми.
Когда-то кто-то сделал их такими…
Голодных всех собак не накормить-
И мы, стыдясь, опять проходим мимо…
У магазина пес лохматый лег.
Весь отощал. Израненная морда.
От голода почти стоять не мог-
И голову держал совсем нетвердо.
-« Ну что за хамство? Прямо на пути!»
-«Ну что разлегся? Что тебе здесь надо?»
-«Мне с сумкой мимо псины не пройти!»
-«Такому псу с помойкой место рядом!»
И как им объяснить: не в хамстве суть,
И не нарочно лег он на пороге.
Он голоден. А здесь еду несут,
И может, кто-то даст хоть хлеба крохи…
И пес от равнодушия дрожал,
И так жалел, что рассказать нельзя им,
Как с дачи за машиной он бежал,
В которой уезжал его хозяин.
Догнать пытался из последних сил,
Потом упал и заскулил от боли.
Ну а хозяин не затормозил
И пса оставил в бесконечном поле.
И как скитался где-то много дней,
Следы искал, чтобы добраться к дому.
И как пинали с каждым днем больней,
Как стало чувство голода знакомым.
Как объяснить, что лапы не идут,
Свело живот и силы на пределе?
И не из-за упрямства лег он тут,
А просто непослушным стало тело.
И пес лежал, и словно чуда ждал,
Что чье-то сердце не окаменело.
И вдруг случилось. Кто-то хлеба дал,
C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7538.jpgИ пса погладил ласково, несмело.
Пес оробел, но чуть поднял глаза:
Его кормила лет восьми девчонка:
На личике заплаканном - слеза,
Одета модно, две косички, челка…
- «А ну-ка отойди!» - раздался крик.
-« Он грязный, дикий!..» – Пес над хлебом замер.
Как струнка напряглась девчонка вмиг,
И посмотрела взрослыми глазами.
И тихо так, но твердо говорит:
«Сегодня праздник мой. Ему я рада.
Но вас прошу, не надо мне дарить
Велосипед. И ролики не надо.
Без роликов побуду год – пустяк.
И обойдусь я без велосипеда.
А вот собаке без меня никак.
Пожалуйста, возьмем собаку эту...»
И что сказать родителям в ответ?
От слез комок. И боль невыносима.
И папа молча отложил пакет
И в руки взял замученную псину.
Пес растерялся, чуть вильнул хвостом…
Его девчушка нежно обнимала.
Вы спросите, а что же с ним потом?
Все хорошо. Наш пес – везучий малый.
Я вас прошу, останемся людьми…
И сердце закрывать на ключ не надо…
Голодных всех собак не накормить-
Вы накормите ту, что с Вами рядом.
 

 

- Собака – единственное существо на земле, которое любит  тебя больше, чем себя.

 

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7541.jpgОни шли тихо, по пустому парку, 
И осень осыпала их листвой! 
Старик слепой, в руке сжимая палку, 
И рядом пёс, красивый, молодой! 

«Вот это пёс!» — В моём мозгу забило – 
«Вот это друг! По жизни, навсегда!» 
Он вёл его так бережно и мило! 
Чтоб не коснулась путника беда! 

Ведь сколько нужно выдержки собачьей, 
Любви своей, и верности отдать?! 
Слепой не сможет поиграть с ним в мячик, 
И просто так, по парку, погонять! 

Невидимыми нитями привязанный, 
Он обходил преграды стороной, 
Он с ним ходил везде, путями разными, 
Вёл в магазин, и вёл его домой! 

Он стал ему и мамою и папой, 
Его глазами, верною женой! 
Собака – поводырь, я жму Вам лапу! 
И кланяюсь Вам, низко, всей душой!

 

- Они для нас – страница жизни, а мы для них – и есть вся жизнь. И от нас зависит, какой будет эта жизнь.

-  Антуан де Сент-Екзюпери сазал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Раз мы отвечаем, значит, должны заботиться о них, как наши родители заботятся о нас.

- Животные -  те же самые дети, такие же искренние, добрые, любящие всем своим сердечком.

 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7545.JPG

Сегодня утром, когда я проснулся, ты был уже на ногах и собирал чемоданы. Ты взял поводок.

 

Как я был рад! Немного прогулякмся  перед  отъездои в отпуск. Мы поедем на машине.

 

Ты остановился на краю тротуара. Дверца машины распахнулась, ты бросил мне палочку. Я бежал, бежал за ней, я её нашёл…

 

Но когда я обернулся, тебя уже небыло.

Охваченный паникой, я принялся бежать изо всех сил вдогонку, но это было бесполезно!

 

День ото дня я становился всё слабее. Ко мне подошёл какой-то человек, надел мне на шею верёвку и я оказался в клетке. Там я ждал твоего возвращения. Ты так и не пришёл.

 

Дверь клетки отворилась, но это был не ты. Это был тот человек, что подобрал меня.

Он привёл меня в комнату, где пахло смертью. Настал мой последний час…

 

Дорогой хозяин. Я хочу, чтобы ты знал, что несмотря на то, что ты со мною сделал, твой образ был у меня перед глазами, когда я испускал последний вздох. И если бы я мог вернуться на землю, я сразу прибежал бы к тебе, ведь я любил тебя.

 

Стихи о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.
C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7547.jpgИ лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

 

- Я не понимаю, как собаки до сих пор не разочаровались в людях 

- К сожалению, есть на свете и такие бездушные люди.

- А ты не суди, главное – самому такому не быть.

 

Осудите сначала себя самого

Окуджава, Булат Шалвович

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7556.JPGОсудите сначала себя самого,   
научитесь искусству такому,   
а уж после судите врага своего   
и соседа по шару земному. 

Научитесь сначала себе самому  
не прощать ни единой промашки,  
а уж после кричите врагу своему,  
что он враг и грехи его тяжки.

 

Не в другом, а в себе побеждайте врага, 
а когда преуспеете в этом, 
не придется уж больше валять дурака - 
вот и станете вы человеком.

 

 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7533.JPGЭдуард Асадов — «Ах, как все относительно в мире этом!..»

Ах, как всё относительно в мире этом! 
Вот студент огорчённо глядит в окно,
На душе у студента темным-темно:
«Запорол» на экзаменах два предмета...


Ну а кто-то сказал бы ему сейчас:
— Эх, чудила, вот мне бы твои печали?
Я «хвосты» ликвидировал сотни раз,
Вот столкнись ты с предательством милых глаз
— Ты б от двоек сегодня вздыхал едва ли!


Только третий какой-нибудь человек
Улыбнулся бы: — Молодость... Люди, люди!..
Мне бы ваши печали! Любовь навек...
Все проходит на свете. Растает снег,
И весна на душе ещё снова будет!

Ну а если все радости за спиной,
Если возраст подует тоскливой стужей
И сидишь ты беспомощный и седой
— Ничего-то уже не бывает хуже!

А в палате больной, посмотрев вокруг,
Усмехнулся бы горестно: — Ну сказали!
Возраст, возраст... Простите, мой милый друг.
Мне бы все ваши тяготы и печали!
Вот стоять, опираясь на костыли,
Иль валяться годами (уж вы поверьте),
От веселья и радостей всех вдали,
Это хуже, наверное, даже смерти!

Только те, кого в мире уж больше нет,
Если б дали им слово сейчас, сказали:
— От каких вы там стонете ваших бед?
Вы же дышите, видите белый свет,
Нам бы все ваши горести и печали!


Есть один только вечный пустой предел...
Вы ж привыкли и попросту позабыли,
Что, какой ни достался бы вам удел,
Если каждый ценил бы все то, что имел,
Как бы вы превосходно на свете жили.

 

 

 

Доброта – она не увядает
И не ждёт взаимности в ответ…
Никогда не жжёт, а согревает, 
Оставляя в душах яркий свет…
 


Доброта не судит, не калечит…
От неё не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит, 
Не завысив цену никогда…
 


Доброта действительно бесценна. 
И старик, что кормит голубей, 
Даже сам не зная, постепенно, 
Эту землю делает добрей…
 


И ребёнок, пожалев дворнягу, 
И отдав с портфеля бутерброд, 
Доброте поступком дал присягу, 
Что в беде друзей не подведёт…

Доброта – она всегда богаче
Самых состоятельных людей…
У неё ни джипа нет, ни дачи, 
Но Господь поведал нам о ней…
 


И друг другу веря и жалея, 
Не таская в сердце груз обид, 
В целом, мы становимся добрее. 
Ничего, что там, в груди щемит…
 


Доброта всегда протянет руку, 
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука. 
С ней не всем столкнуться повезло…
 


Доброта, как раненая птица, 
Что, сломав крыло, стремится ввысь…
И блеснёт слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь…
 


Где добро, там свет, а как иначе? 
Жизнь без милосердия пуста…
Если от чужого горя плачем, 
Значит, не иссякла доброта… 


C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7558.JPG 

 

-В жизни важны: общение, уважение, дружба, любовь,честность, человечность, сочувствие, отзывчивость,  милосердие, забота,

доброта.

- Сегодня о ВАЖНОМ говорили:

Крутченко Евгений, Павленко Ярослав, Стрижак Данило, Клесун Ангелина,  Кулик Евгения, Луцкая Юлия, Ревенок Владислава, Губарь Сергей, Орловский Ярослав, Большун Илья, Ходос Кирилл, Демянчук Максим, Буленок Юлия, Примоченко Анастасия, Гавриленко Богдана, Бодяко Елизавета, Пинчук Татьяна, Щибун Валерия, Пинчук Екатерина;

 

заместитель директора Кондратенко Татьяна Николаевна, учитель трудового обучения и информатики Чугай  Максим Вячеславович,

учитель украинского языка и литературы Минько Татьяна Николаевна, учитель английчкого языка Голик Светлана Владимировна, учитель русского языка и зарубежной литературы Коваленко Татьяна Владимировна.

 

- Современное общество представляли ученики 10 Б класса.

 

- Мы  использовали: новеллу Рея Бредбери «Свеча горела…»;

стихотворения Эдуарда Асадова,  Булата Окуджавы, Ольги Гражданцевой, Ирины Самариной; цитаты А.де Сент-Екзюпери,

А. Шопнегауэра, А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского,М.Цветаевой,   С. Есенина,  А. Пушкина

 

- Благодарим за помощь в проведении педагога-организатора Землянскую Аллу Сергеевну и ученика 9А класса Лисаконова Владислава

 

- Особую благодарность выражаем всем нашим зрителям!

 

C:\Users\Татьяна\Desktop\літературний урок\IMG_7561.JPG

 

1

 

docx
Додано
14 квітня 2020
Переглядів
881
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку