Сценарий утренника (2 – 3 класс школы с русским языком обучения)
ЧУДО ЗЕМЛИ – ХЛЕБ!
Цель: воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей, во-спитывать уважительное отношение к хлебу; пополнить словарный запас детей; развивать выразительность речи.
Оформление. Плакаты с пословицами о хлебе. Выставка «Чудо земли – хлеб!», выполненная родителями (хлебобулочные изделия). Выставка детских работ из солёного теста: коллективная работа «Каравай», индивидуальные поделки «Хле-бушек», детские рисунки-плакаты «Берегите хлеб!», «Как хлеб на стол к нам пришёл», «Рецепты из чёрствого хлеба».
Дети входят парами в класс. Исполняют песню «Урожай».
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стрелы позолочены,
Ставни заколочены.
Холит дом ходуном
На стебле золотом.
Что это?
( Колосок )
Выходят девочки-колоски (7 уч.)
1-й уч.: Ржаной росток зелёный
Оглядывает поле,
Смешной и удивлённый,
Как первоклашка в школе.
2-й уч.: Его расти научит
Любой весенний дождик,
И каждый вешний лучи
Раскрасит, как художник.
Ведущий: Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, му-ку, изделия из муки.
3-й уч.: Только снег сошёл в апреле
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
4-й уч.: Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
5-й уч.: Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
6-й уч.: Тесто тужится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
7-й уч.: Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб!
Ведущий: Вот какое коротенькое, но ёмкое слово – «хлеб»! А теперь, друзья, да-вайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Появляется девочка в костюме конфетки:
Я – Сластёна!
Я – Сластёна!
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макарон,
Хлеба тоже не хочу!
Останавливается. Капризно надув губы, топает ногой:
Да, да, да! Хлеба не хочу!
Хочу халвы! Хочу пирожных!
Хочу мороженое! Хочу конфет!
Я – Сластёна!
Я – Сластёна!
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макарон,
Хлеба тоже не хочу!
Хочу бананов! Хочу ананасов!
Хочу апельсинов!
Хочу! Хочу! Хочу!
Подумаешь – хлеб!
Появляется Робинзон Крузо.
- Ах, девочка! Как ты ошибаешься. Сразу видно, что ты ещё не читала книгу «Робин-зон Крузо». Эта книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение и я оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи и тех самых бананов и ананасов, о которых ты мечтаешь. Но как же я тосковал по хлебу! И как же я обрадовался, когда увидел, что из случайно оброненных мною зёрен взошло несколько росточков ячме-ня.
Сластёна: Почему?
Робинзон Крузо: Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба.
Сластёна: А вот я смогла бы!
Ведущий: Может быть кто-нибудь тоже думает: «Ну, подумаешь - хлеб! Да хоть бы мне его и вовсе не давали! Вот шоколад, мороженое – это другое дело!» Так? А если провести такой опыт: кормить человека целый день одними сладостями. День-два он съедал бы много сладкого да ещё и посмеивался бы: «Вот как мне повезло!» Через 3-4 дня аппетит его поубавился бы, а через 5-6 дней он и смотреть не сможет на лакомства. Хлеб же люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему? Долгое время люди не могли дать ответ на этот вопрос. Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое-нибудь главное вещество (показывает таблички с надписями): белки, жиры, углеводы, минеральные соли, ви-тамины. А в хлебе есть они все. ( Раздаёт таблички Колоскам). Ну что, Сластёна, ты всё поняла? Ребята, а вы?
8-й уч.: Хлеб…Наскучит ли он ?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
9-й уч.: День и ночь гудят комбайны,
Хлеб идёт со всей страны.
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней.
ПЕСНЯ «Косари».
Ведущий: Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потру-диться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чё-рного хлеба, пшеницу для булок, гречку и просо для каши.
10-й уч.: Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Вот он –
Хлебушко
Душистый,
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал –
Пришёл.
В нём здоровье наше, сила.
В нём –
Чудесное тепло.
Столько рук его растило,
Охроняло, берегло!..
11-й уч.: Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ…
Дует в поле
Ветер вольный,
Ходят в поле
Волны, волны:
Чем не море –
Ширь полей?!
Только нету кораблей.
Но вглядись
В простор бескрайний:
Что такое там вдали?..
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
12-й уч.: Ох, машинище какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Как пшеницу подсекая,
Ходят острые ножи…
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как – пожалуйста,
готово! –
В ящик сыплется оно!
Познакомь ребят с комбайном.
Рычаги потрогать дай нам,
Разреши нажать сигнал,
Чтоб шофёр зерно забрал.
13-й уч.: Вот шофёр услышал, мчится,
Вот гудит: «Иду-у!.. Иду-у!..»
Лейся, тёплая пшеница,
Прямо в кузов на ходу!
Спать шофёры не ложатся:
- После будем отсыпаться!
Прицепляй второй прицеп!
Выгружай народный хлеб!
Хором: Слава
Миру на Земле!
Слава
Хлебу на столе!
Слава тем,
Кто хлеб растил,
Не жалел
Трудов и сил!..
ПЕСНЯ «Дівка Явдошка»
Ведущий: Много рук потрудилось для хлеба. Хлеборобы посеяли хлеб весною. Для уборки урожая нужны комбайны, тракторы. Трудятся машиностроители. Чтобы сде-лать сельскохозяйственные машины, нужен металл. Чтобы выплавить его на заводах , нужны руда и уголь. Руду и уголь перевести – нужны поезда, грузовики.
Когда за стол вы, ребята, садитесь,
То помните, кто для вас хлеб создаёт…
Хлебороб, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтёр, машинист, металлург – народ!
А что же будет, если лениться и не работать?
ПЕСНЯ «Грицю, Грицю»
Ведущий: Надеюсь, ребята, что среди вас таких нет.
14-й уч.: Хлебное поле большое, как море, -
Не сосчитаешь колосьев на нём.
В дружном дозоре, в почётном дозоре
Каждое зёрнышко мы бережём.
Зёрнышко, зёрнышко –
Капля золотая,
Капля золотая
В море урожая.
15- й уч.: Зёрнышко мы согреем заботой
В добрых и тёплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.
Хлебные зёрнышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Ведущий: Да, друзья, хлеб надо беречь. Иногда можно видеть в школе выбро-
шенную булку или кусочек хлеба. Уважайте чужой труд! Уважайте хлеб!
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал,
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
16-й уч.: Хлеб – драгоценность! Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери.
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
ПЕСНЯ «Зеленое жито»
Ученица преподносит гостям каравай.