Химический КВК
Сценарий
внеклассного мероприятия
«Широко распростирает химия, руки свои в дела человеческие…»
М.В.Ломоносов.
учитель химии, биологии
Херсонской общеобразовательной школы
І-ІІІ ступеней № 46
Васильева О.В.
Цели:
· Расширять знания по химии, прививать интерес к науке.
· Развивать творческие способности
Воспитывать умение работать в команде.
Участники: обучающиеся 8 класса.
Форма проведения: КВН.
Вед. О вы, счастливые науки!
Прилежно простирайте руки
И взор до самых дальних мест
Пройдите землю и пучину
И степи и глубокий лес
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…
В земные недра ты, химия,
Проникни взора остротой
Драги сокровища открой.
М.В.Ломоносов.
Добрый день, дорогие друзья. Мы пригласили вас сегодня стать свидетелями соревнования в находчивости, веселости, а также в знании предмета химии между командами 8 классов.
Вед. 1. Приветствие команд.
Данный конкурс включает в себя название команд, их эмблемы, девизы, приветствия команде соперников и жюри. Примеры девизов: «Химия и труд нас к победе приведут!», «Химия и дружба – главное оружие!».
- Приглашаем команду «Химики»(представление команды, приветствие)
Приглашаем команду «Лирики»(представление команды, приветствие)
Вед. 2. Конкурс «Домашнее задание».
Вед. 3.– А сейчас разминка.
Вопросы викторины
Вед. – Переходим к конкурсам.
1. 2-ой конкурс требует знания обучающимися периодической системы. Из хаоса знаков выбрать и записать химические элементы и назвать их. Карточки сдать жюри.
2. 3-ий конкурс приглашает умеющих рисовать. С завязанными глазами рисовать то, что читает ведущий. (1 мин.).
В кабинете химии у доски стоит стол, на столе колба, из колбы выделяется бурый газ.
Нарисовали. Какой это мог быть газ? (NO2).
Слово жюри.
Вед. Конкурс капитанов.
Капитану 1 команды Тема «Галогены» |
Я любимый напиток пиратов, Хоть для выпечки тоже гожусь. Одну букву в начало добавишь – Галогеном тотчас окажусь! (ром – бром)
С буквой «К» - я шифр секретный, Также в ДНК заметный. С буквой «Й» - я галоген, Много вылечил колен! (код – йод) Капитану 2 команды____________________ В свободном виде он всех убивает, Если «связать», то в еду добавляют. Но ежели в слове мы Л зачеркнем, То дружно со всеми песню споем. (хлор – хор)
Горючий продукт я, живу на болотах, Но есть одна буква в названье коротком, Прыжок её быстрый – и все изменилось: Я стал галогеном. Так чудо свершилось! (торф – фтор)
|
4-ый конкурс «Экспериментаторов».
Приглашают по 2 человека от команды.
Опыт 1. «Несгораемый платок».
Платок, смоченный водой, смачивают спиртом и поджигают. После каждой операции ткань слегка отжимаем. Смоченный платок поджигаем и держим тигельными щипцами на вытянутой руке. Платок горит, но не сгорает.
Опыт 2. «Вино из воды. Вода из вина»
В химический стакан наливают хлоридной кислоты и добавляют индикатор метиловый оранжевый к полученному окрашенному раствору добавляют натрий гидроксид
Опыт 3. «Кровь из раны»
Для демонстрации взять тупой нож. Нож показать зрителям. Затем обрабатывают рану (для дезинфекции) раствором FeCl3 , а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони, на пол (предварительно застеленный белой бумагой) обильно течет кровь. Ладонь, на которой также кровь осталась, протирают ватой, смоченной раствором фторида натрия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.
Опыт4. «Извержение вулкана».
Дихромат аммония насыпать горкой на асбестовую сетку, закрепленную на кольце штатива, поджечь лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно. Создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.
Слово жюри.
Опыт 1. «Несгораемый платок».
Платок, смоченный водой, смачивают спиртом и поджигают. После каждой операции ткань слегка отжимаем. Смоченный платок поджигаем и держим тигельными щипцами на вытянутой руке. Платок горит, но не сгорает.
Опыт 2. «Проявление записи».
На бумаге пишем формулы кислот растворами солей: сульфатом железа ( III ), меди (II), железа (II). Затем протираем бесцветную запись тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли. Появляются синие, темно-коричневые, зеленые записи.
Опыт 3. «Кровь из раны»
Для демонстрации взять тупой нож. Нож показать зрителям. Затем обрабатывают рану (для дезинфекции) раствором FeCl3 , а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони, на пол (предварительно застеленный белой бумагой) обильно течет кровь. Ладонь, на которой также кровь осталась, протирают ватой, смоченной раствором фторида натрия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.
Опыт4. «Извержение вулкана».
Дихромат аммония насыпать горкой на асбестовую сетку, закрепленную на кольце штатива, поджечь лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно. Создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.
Приложение 2. Спринт – викторина.
Вопросы команде «Чародеи»
1. Что такое «сухой лед»?(замороженный углекислый газ)
2. В каком молоке не содержится молока? ( известковом )
3. Из какой соли состоят наши кости? ( фосфата кальция )
4. Самый распространенный химический элемент на Земле ( кислород )
5. Фамилия ученого, открывшего закон сохранения массы веществ ( Ломоносов )
6. Какой камень искали алхимики? ( философский )
7. Какой металл при сильном морозе превращается в серую труху? ( олово )
8. Пластины из какого металла используют как протекторы от коррозии на кораблях?(магний)
9. Какие газы, содержащиеся в воздухе, были открыты позже других? (благородные)
10. Какой ядовитый газ используют для восстановления металлов из оксидов? (угарный)
11. В фамилии какого известного ученого-химика 4 буквы «е»? (Менделеев)
12. Что такое «царская водка»? (смесь конц. соляной и азотной кислот)
13. Каким легким газом наполняют воздушные шарики? (гелием)
14. Какой металл легче воды и керосина? (литий)
15. Самое твердое на Земле вещество (алмаз)
16. Самый активный неметалл (фтор)
17. Какова формула питьевой соды? (NaHCO3 )
18. Почему алюминий был получен позже других распространенных металлов?(его восстанавливают электрическим током)
19. Чего в чугуне больше, чем в стали? (углерода)
20. Каким индикатором можно определить щелочь? (фенолфталеином, красным лакм)
Вопросы команде «Феррум»
1. Самый активный металл (франций)
2. Каким газом газируют напитки? (углекислым)
3. Какой взрывчатый газ долгое время использовали для наполнения дирижаблей?(водор)
4. В фамилии какого известного химика четыре буквы «о»? (Ломоносов)
5. Какой металл называют «крылатым»?(алюминий)
6. Какого цвета замороженный кислород?(синего)
7. Самое распространенное на Земле вещество (вода)
8. Из каких двух газов состоит Солнце? (водород и гелий)
9. В биологии бабочка, а в химии единица количества вещества (моль)
10. Какой металл является самым лучшим проводником электричества?(серебро)
11. Какой неметалл хорошо проводит электрический ток?(графит, углерод)
12. Что такое НО?(пероксид водорода)
13. Какое негорючее вещество «гасят» водой?(негашеную известь)
14. Какой металл – медь или железо – первым использовал древний человек?(медь)
15. Какой едкий щелочной металл и какой ядовитый газ, встретившись, превращаются в поваренную соль?(натрий и хлор)
16. На каком минерале находят отпечатки раковин доисторических моллюсков?(известняк,мел)
17. Как по-другому называется сульфат меди?(медный купорос)
18. Из чего на 78% состоит воздух? (из азота)
19. Из чего сделана нить накаливания в лампочке?(из вольфрама)
20. Один грамм какого металла можно растянуть в нить длиной 2 км?(золото)
Вопросы викторины
Ответы викторины
Приложение 6.
Девиз команды «Чародеи»
Мы химики отличные
Ученики приличные
Мы чародеи-маги
Мы любим волшебство
Нашли для нас его.
Песня команды «Чародеи»
Всеми он любимый, кому-то он родной!
Знают его каждый, от взрослых до детей,
И даже применяют для спасения людей!
Припев:
Химия хорошая такая,
Наука чумовая, наука чумовая.
Химия хорошая такая,
Не самая простая, но очень чумовая.
С ним мы узнали про азот и кислород.
Учитель нам расскажет, как и с чем нам все смешать,
И чтобы это в жизни мы умели применять.
Припев:
Песня команды «Феррум» ( на мелодию «Позвони, мне позвони»).
Чтобы химию учить,
Выключаем сериалы,
И проходят в школе дни, Вы нас учите усталых.
То приходим мы с физ-ры,
То опять спешим куда-то.
Время тает безвозвратно,
Время тает безвозвратно,
Трудно химию учить,
Трудно химию учить.
Благодарны мы судьбе,
Что она свела нас в классе,
И таблица на доске,
И оценка пастой красной.
Вы даете знанья нам,
И сейчас мы благодарны.
Все нам кажется забавным,
Все нам кажется забавным,
КВН идет пока, КВН идет пока.
В жизни химия нужна,
Чтобы пятна все очистить,
И для дачника важна,
Чтоб, как тыквы, были вишни.
Фармацевтам и врачам,
Кулинарам и пожарным.
Все ей точно благодарны,
Все ей точно благодарны.
И важней науки нет!
И важней науки нет.
Проведение нестандартных обобщающих уроков-КВН в курсе химии 8–9-х классов
Пешкина Елена Владимировна, учитель биологии и химии
Статья отнесена к разделу: Преподавание химии
КВН? КВН… КВН! Вместо обычного урока – игра! И блестят глаза, и отступает страх и закомплексованность, ведь ты не один на один с учителем перед классной доской, рядом с тобой – твои товарищи, КОЛЛЕКТИВ, где помогут, подскажут, найдут решение вместе, общими усилиями. Но и ты не подведи, старайся изо всех сил, ведь от твоего ответа может зависеть судьба всей команды… Не секрет, что нестандартные уроки очень нравятся детям, они вносят разнообразие в школьные будни, создают атмосферу праздника и хорошее настроение. Увлечение игрой мобилизует умственные способности ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение поставленных задач. За 21 год педагогического стажа я приобрела большой опыт в проведение обобщающих уроков-КВНов и накопила немалый фактический материал практически по каждой теме курса химии 8-9 классов. Несмотря на большое разнообразие форм конкурсов, можно выделить общие моменты методики проведения таких уроков. Соревноваться могут или команды одного класса, например, мальчики и девочки, или команды разных классов одной параллели. Общий ПЛАН проведения КВНов может быть следующим:
Остановимся отдельно на каждом этапе.
1. Приветствие команд.
Данный конкурс включает в себя название команд, их эмблемы, девизы, приветствия команде соперников и жюри. Примеры девизов: «Химия и труд нас к победе приведут!», «Химия и дружба – главное оружие!».
2. Конкурс «Домашнее задание».
Задания могут быть разнообразными, в зависимости от изучаемой темы, от степени подготовленности учащихся, их способностей и активности:
При низкой активности учащихся, их большой загруженностью заданиями других предметов и в целях экономии времени на уроке приветствие команд и «Домашнее задание» можно исключить из плана проведения КВНа, но при этом теряется самая яркая, самая творческая часть, предоставляющая ребятам огромное поле для реализации их смекалки, выдумки и воображения.
3. Разминка.
Обычно я провожу разминку в форме разгадывания кроссвордов, где за каждое отгаданное слово команда получает по одному баллу. Данная работа позволяет за короткий промежуток времени (3-5 минут) организовать проверку и закрепление достаточно объемного материала по определенной теме: знание основных понятий, определений, законов, фамилий известных ученых. При наличии мультимедийного оборудования сетка кроссворда и вопросы к нему проецируются на экран, чтобы зрители тоже участвовали в конкурсе. После окончания работы команд их болельщики могут ответить на неразгаданные вопросы и принести командам дополнительные баллы. <Приложение 1>.
4. Командные конкурсы.
Задание: заполни таблицу, используя следующие данные:
Таблица заполняется или на листах бумаги, или на мониторах компьютеров, или с использованием карточек магнитной доски – все зависит от оснащенности кабинета.
Правильные ответы:
Элемент |
Перевод с латинского названия |
Год открытия |
Ученый, открывший элемент |
F |
«всесъедающий» |
1886 г. |
А. Муассан |
Cl |
«зеленоватый» |
1774 г. |
К. Шееле |
Br |
«зловонный» |
1826 г. |
А. Балар |
I |
«фиолетовый» |
1811 г. |
Б. Куртуа |
At |
«неустойчивый» |
1940 г. |
Д. Корсон и К. Макензи |
КВН «Химические элементы» - 8 класс - Исторический конкурс:
Задание: записав правильные ответы-числа в строчку, вы получите дату открытия периодического закона Д. И. Менделеева - **.**.****. (Необходимо напомнить учащимся, что отсутствие чего-либо – это число 0!)
ОТВЕТ: 01.03.1869 Данную дату можно открывать карточками, как на «Поле чудес».
СКАЗКА О ВЕЛИКОЙ БИТВЕ.
В одном царстве-государстве под названием Химия жили-были два войска. Одно выступало под красным флагом. Очень любили его воины есть на обед щи из квашеной капусты, маринованные грибы и овощи, пить морс из клюквы и лимонный сок. Их желудки могли переваривать даже железные гвозди, но вот доспехи годились только медные, а командир щеголял в серебряном шлеме. Где бы ни проходило это войско, гибли почти все растения, оставались расти только жесткий хвощ да неприхотливый щавель.
Другое войско выступало под синим флагом. Злыми были его воины, едкими – разъедали кожу и ткани. При их купании в речке вода так нагревалась, что гибла рыба и прочая живность.
Люто ненавидели друг друга воины обеих войск, все рвались в бой. И вот наступил день Великой битвы. Встретились в чистом поле два войска, сошлись в непримиримой схватке. И случилось чудо – пропали враги-воины, а вместо них встали, держась за руки, два мирных народа, не обладающие агрессивностью. И флаг их был фиолетовый. И стали они верно служить людям. А тех воинов, которые остались в резерве и не участвовали в битве, отправили в специальных вагонах на химические предприятия для мирной службы.
Вопросы и задания:
СКАЗКА О ВОЛШЕБНОЙ ВОДЕ.
В одном селении под названием Пробиркино жили добрые, трудолюбивые люди. Благодаря их заботливым рукам и прирожденному мастерству славилось Пробиркино высокими урожаями различных огородных культур. Но на беду поселился в том селении злой колдун Гидроксидович. Был он жаден и завистлив. Не давала ему покоя мысль об успехах и славе селян, и решил он лишить людей благополучия. Наслал колдун на сады и огороды порчу – грибковые болезни. Плохо пришлось растениям – стали одолевать их гнили да плесени: чернели томаты, покрывались ягоды крыжовника бурыми пятнами, а клубника, радость и отрада детворы, превращалась в серо-белые осклизлые комочки…
Закручинились жители Пробиркино, стали опускаться у них от безысходности руки, не слыхать больше песен веселых да смеха детского. На их счастье проходил мимо добрый волшебник Водородович. Решил он помочь людям и подарил ярко-голубые кристаллы, которые превращали воду в целебное снадобье. И такая была у него сила, что стали отступать болезни, пошли растения на поправку. Но не уберегли селяне волшебную воду – темной ночью погубил ее Гидроксидович, выплеснул в нее едкую отраву. Не выдержала волшебная вода такого обращения и свернулась в голубой студенистый осадок.
Пришлось вновь обращаться людям за помощью к доброму чародею. Подарил он на этот раз бесцветный волшебный эликсир. Растворился под его действием голубой осадок, ожила волшебная вода, вернулась к ней целебная сила. Обрадовались жители Пробиркино и долго благодарили своего спасителя. А злого колдуна Гидроксидовича на радостях простили и определили его работать на мыловарне, где он своим честным трудом полностью искупил свою вину.
Вопросы и задания:
ОТВЕТЫ:
Сказка о Великой битве.
Сказка о волшебной воде.
Командам раздаются карточки (2 вертикальные и 4 горизонтальные), на половинках которых записаны начала и окончания разных химических реакций.
Задание: разложить карточки таким образом, чтобы получились две строчки записи правильных уравнений. Пример – КВН «Подгруппа азота»:
N2 + O2 = 2NO || 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O || NH3 + H3PO4 = NH4H2PO4
2NO + O2 = 2NO2 || 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O || 2NH3 + H3PO4 = (NH4)2HPO4
5. Конкурс капитанов.
6. Игра со зрителями.
Болельщики – важная составляющая любого КВНа. Именно они могут помочь своей команде, поддержать в трудную минуту, подсказать, приободрить, принести дополнительные баллы. Для того чтобы зрители почувствовали себя полноправными участниками данного мероприятия, игра с ними проводится в то время, когда команды заняты решением заданий, требующих довольно длительных (3-5 минут) расчетов, совещаний. Это могут быть различные загадки, ребусы, задания на номенклатуру веществ, исторические факты и др.
7. Экспериментальный конкурс.
Химия для ребят, особенно восьмиклассников, – волшебная наука, способная творить настоящие чудеса. Именно возможностью самим творить эти чудеса-превращения и объясняется их повышенный первоначальный интерес к этой науке. Задача учителя – не погасить этот интерес, а направить его в нужное русло, привить основы методики проведения опытов с обязательным соблюдением всех правил техники безопасности. «Безопасность превыше всего!» - вот главное правило химиков. Об этом говорят и слова шуточной песни (на мотив песни Б. Окуджавы «Отгремели песни нашего полка»):
Помните, ребята, правила просты:
Безопасность вам не помешает.
Лишь тогда вы с химией будете на «ты»,
Это все проблемы разрешает.
Знанья безопасности в жизни так важны!
Каждый за здоровье отвечает.
Экспериментальный конкурс можно проводить по-разному:
ОТВЕТ – кислая соль гидросульфат натрия NaHSO4.
8. Обобщение.
Обычно перед подведением итогов КВНа я провожу последний конкурс – «Экологический лабиринт», в котором подобраны истинные и ложные высказывания о нахождении элементов и их соединений в природе, их круговороте, роли в организме человека и применении в народном хозяйстве. Двигаясь по нужным стрелкам («да» или «нет»), учащиеся должны пройти лабиринт как можно быстрее, не допустив при этом ошибок. <Приложение 4>.
После суммирования баллов и подведения итогов КВНа нужно обязательно похвалить учащихся, сказать, что, несмотря на то, что в данной игре есть победитель, проигравших в ней нет. Каждый из участников приобрел более ценное, чем количество баллов или хорошая оценка, - положительный настрой на учебу, хорошее настроение и, конечно, знания.
В 2006-2007 учебном году я участвовала в районном конкурсе «Педагог года Подмосковья» и стала победителем в номинации «Радость общения». Каждый участник должен был познакомить жюри со своей методической системой преподавания. Во время обдумывания своего выступления у меня родилось небольшое стихотворение, посвященное этой теме. Этими строками я и хочу закончить данную статью. Творческих вам успехов, уважаемые коллеги!
Школьный корабль
Чему учить и как учить – вот вечные вопросы.
Должна и я определить, учтя ребят запросы,
Как мне построить свой фрегат, «Методика» - название,
Чтоб каждый школьник был бы рад со мной пуститься в плаванье
По океану «Химия» до гавани «Познание».
Как курс ближайший проложить, не сев в пути на мели?
Как в трюмы знанья заложить и применять их в деле?
Долой унынье и тоску, прогоним лень и скуку!
Пусть флаг наш виден за версту: «За интерес к наукам!»
Вот классы восьмые – начало пути, шагают на палубу дружно.
Четыре года со мною пройти им этой дорогою нужно.
И чтоб не угас у них интерес, игрою я искру раздую.
Кроссворды, шарады… И рук – целый лес! Задачу решают любую.
Тетрадка для всех – помощник и друг, хранитель накопленных знаний.
Бывает – забыл, открываешь – и вдруг находишь ответ на задание!
Вот опыт практический – и голова работает вместе с руками.
Прием методический – дети должны добыть эти сведенья сами.
Но сколько опасностей опыт таит! Инструкции следуй ты строго!
Вот видишь – спиртовка под колбой горит, прибор ты руками не трогай!
И помни, что опыт – не фокус какой, его объяснить ты обязан.
И ясный ответ на вопрос «Почему?» быть должен тобою указан.
Десятые классы. Серьезные лица. Нужны здесь приемы другие.
Научный подход сейчас пригодится, основы ж они изучили.
И чтобы повысить свой интеллект, ищи информацию смело.
А книги, журналы, статьи, Интернет помогут тебе в этом деле.
И помни, что в плаванье мы не одни, ведь рядом другие науки.
И двигаться к цели мы дружно должны, пожав с уважением руки.
Пусть я капитан на своем корабле, но дети же ведь не матросы!
Готова помочь я в любой им беде, ответы найти на вопросы.
И действуя так, в постоянной борьбе с ошибками, ленью, упрямством,
Я школьный корабль воздвигла себе – не посчитайте бахвальством
Приложение 2.
«ЗАГАДОЧНЫЙ» КОНКУРС
Тема «Галогены» |
Тема «Водородные соединения неметаллов» |
Я любимый напиток пиратов, Хоть для выпечки тоже гожусь. Одну букву в начало добавишь – Галогеном тотчас окажусь! (ром – бром)
С буквой «К» - я шифр секретный, Также в ДНК заметный. С буквой «Й» - я галоген, Много вылечил колен! (код – йод)
В свободном виде он всех убивает, Если «связать», то в еду добавляют. Но ежели в слове мы Л зачеркнем, То дружно со всеми песню споем. (хлор – хор)
Горючий продукт я, живу на болотах, Но есть одна буква в названье коротком, Прыжок её быстрый – и все изменилось: Я стал галогеном. Так чудо свершилось! (торф – фтор)
|
Я зовусь природный газ, Я давно служу у вас. Обогрею, накормлю, Дам энергию свою. Но сжигать меня зазря Не советую, друзья. Я ведь ценное сырьё. Имя как звучит моё? (Метан)
Газ я легкий и бесцветный, В холодильниках заметный. И в аптечках с «аш-два-о» Я дружу уже давно. Если обморок настанет, То вас на ноги поставит Резкий запах. Это так. А зовусь я … (Аммиак)
Мои прародители – два неметалла. Один из них – желтый и хрупкий, как лёд. Другой – для галактик и Солнца начало, Он дал дирижаблям «добро» на полет. А я – вредный газ, для тебя я опасен, Я в Черное море отраву принес. Коль яйца протухли – то запах ужасен. Как я называюсь? Ответь на вопрос! (Сероводород)
Я дальний родственник воды, Со мной знаком, конечно, ты. Ты мой раствор на ранку льешь, Когда коленку разобьешь. Я пузырюсь, и из меня Вмиг получается вода И газ, что для микробов – враг. Кто я такой? О чем сей факт? (Пероксид водорода)
Я в желудке есть всегда. Очень кислая среда. Я микробов убиваю, Их в кишечник не пускаю. И ферменты без меня Не работают, друзья. Функции мои важны. Вы все знать меня должны. (Соляная кислота) |
Вопросы викторины
Ответы на вопросы
H |
L |
i |
B |
C |
N |
O |
F |
H |
e |
N |
e |
N |
a |
M |
g |
A |
l |
S |
l |
C |
A |
r |
K |
C |
a |
S |
c |
T |
i |
V |
C |
r |
M |
F |
e |
C |
n |
o |
i |
N |
C |
u |
Z |
B |
r |
A |
n |
s |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|