Конспект занятия по лепке для старшей коррекционной группы.
«Сказочная Гжель»
Программное содержание:
слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.
Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Предварительная работа:
Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.
Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.
Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
Воспитатель:
Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.
Как хороша – эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива! А вот индюк нарядный, Весь такой он складный.
У большого индюка Все расписаны бока.
Воспитатель: Откуда нам их прислали?
Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?
Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.
Отгадайте загадку:
Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты,
Ярко красками горя. Чудо-птицы там порхают Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса!
Разноцветные узоры тонко вывела рука! Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают! Будто в сказку нас зовя!
Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).
Воспитатель: Как называется эта роспись?
Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки –
Быль или небыль? Изделия рук золотых! Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье, Словно весною капель! Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
(дети находят в посылке предметы Гжели)
Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?
Ответы детей:
Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.
Расскажу вам сказку.
Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.
Стал каждый мастер свое умение показывать. ( слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.
При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)
А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)
Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)
Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!
Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.( слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?
Ответы детей: Беседа по сказке.
Воспитатель:
- О каком промысле эта сказка?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
- Какие изделия делали мастера из глины?
Воспитатель: Давайте отдохнем.
Физкультминутка «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
(Рассматривание изделий народного промысла)
- Для чего нужны гжельские изделия?
- Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.
(Дети выбирают посуду и садятся за столы)
Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).
Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).
Из каких элементов состоит цветок? ( Серединка и лепестки).
На что похожи лепестки цветка? (На капельку).
Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.
Этапы выполнения работы.
Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?
Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.
Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?
Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».
(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)
В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.
Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.
О каком промысле мы сегодня беседовали?
Ответы детей:
Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)
Сине-голубые Розы, листья, птицы, Увидев нас впервые, Каждый удивится.
Чудо на фарфоре Синяя капель. Это называется Просто роспись Гжель. П.Синявский
1