Урок «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Про матеріал

дать понять о видах подчинения в СПП с несколькими придаточными: последоватьном, параллельном, однородном подчинении; Воспитывать сосредоточенность, внимание при выполнении задачи, воспитывать трудолюбие.

Перегляд файлу

 

 

Конспект личностно - ориентированного урока в 9 классе по русскому языку на тему:

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

 

                                                                                                  

 

 

Цель урока: дать понять о видах подчинения в СПП с несколькими придаточными: последоватьном, параллельном, однородном подчинении; Воспитывать сосредоточенность, внимание при выполнении задачи, воспитывать трудолюбие.

 

Оборудование: учебник , таблицы.

Ход урока

  1. Организация начала занятия.

Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с пожелания вам, друзья, доброжелательного отношения друг к другу. Ведь именно доброжелательность и есть залог успеха.

  1. Целеполагание

Ознакомление с темой. Чтобы  усвоить эту тему, как вы думаете, что мы должны делать? Какие знания помогут освоить вам эту тему? Правильно. Те знания, которые мы получили на предыдущих уроках. У вас для изучения этой темы есть хороший фундамент, и я надеюсь, что вы успешно справитесь  с этой задачей.

  1. Этап проектирования

Давайте вместе составим план нашего урока:

                             1.Какие это СПП с несколькими придаточными?

                             2.Какие есть виды подчинительной связи в СПП с несколькими

                                придаточными?

                             3. Чем отличаются придаточные с параллельным подчинением от

                                 придаточных с однородным подчинением?

                             4.Как правильно расставить знаки препинания в СПП с несколькими

                                придаточными?

4.Этап организации исполнения плана деятельности

Чтобы вам легче было разобраться, давайте проведем  исследовательскую работу. Представьте себе, что вы лингвисты – исследователи, которые самостоятельно могут разобраться с этой темой.

  1. Разберем несколько предложений, выделим в них главное и придаточное предложения.

а. /Отец остановился на мосту/ , (чтобы в последний раз взглянуть на город),  (где он жил в детстве).

К чему относится первое предложение, второе? Как называется такой  вид подчинения?

 

 

 

/         /, (чтобы….   сущ),     (где…)

 Последовательное

 

 

б) / В то время, (когда Пьер входил в окоп), он заметил/, (что на батарее выстрелов не слышно).

К чему относится каждое из придаточных предложений? Как называется такой вид подчинения?

/указ. Сл тот + сущ, (когда…), глагол/, (что)

                              Параллельное

 

в) /Травы скашивали ранним утром/ (пока еще не уронили росы), (пока они нежатся в ее прохладе).

К чему относится каждое из придаточных предложений? Как називается такой вид подчинения?

 

 

 

 

 

/ гл         /, ( пока…..), (пока…..)

 

 Однородное

 

1.Можете ли вы  составить таблицу для личного запоминания темы? (составление таблицы).

Молодцы! Хорошо! Графическое изображение способствует лучшему запоминанию.

Может ли кто-нибудь  из вас подготовить монолог или диалог по данной таблице? (выслушиваются ответы учащихся)

2.Переходим к практическим занятиям.

 Объяснительный диктант.

Задание: Выделить главное предложение, придаточные, составить схему, определить вид подчинительной связи.

 

  • /Вы родились в свободной стране/, где каждый может получить образование), (где уважают творческий труд).  /сущ/, (где..), (где…) - однородное
  • /Русский язык так богат и гибок/, (что нам нечего брать у тех), ( кто беднее нас)  /   /, (что..), (кто…) – последовательное.
  • (Когда у меня в руках новая книга), /я чувствую/, (что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное).  (когда…) /…./,  (что…) – параллельное

 

Задание самостоятельное

Чтобы не были души пусты, 

Чтобы огонь не унес красоты,

Чтобы реки текли, чтобы вишни цвели,

Мы в ответе с тобой за простор всей земли.

(чтобы..), (чтобы..), (чтобы..), /    / - однородное.

 

Конструирование предложений

(работа выполняется по рядам, разделившись на группы «А», «Б», «В»)

Задание: из трех предложений составить  СП, используя союзы, указать вид подчинительной связи.

 

«А» 1) Наливаем воды в сосуд.

  1. В стенке его на разной высоте сделаны маленькие отверстия.
  2. Вода начинает вытекать струйками различной силы ( если, которого, то)

 

«Б» 1) Тело опускается в жидкость

       2) Оно теряет часть своего веса

       3) Эта часть равна весу вытесненной им жидкости ( когда, то,  которая)

«В» 1) В конце апреля наступила чудесная пора.

        2) Природа начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью.

        3) Все приходит в волнение, в движение. (та, когда, тогда)

 

Вы хорошо справильсь с этой работой. Очень важно правильно подобрать союз, чтобы не изменился смысл предложения.

А сейчас мы с вами выполним творческую работу.  Представте, что вы являетесь редактором молодежной газеты. И вам необходимо отредактировать маленький текст. Следующий вид работы называется РЕДАКТИРОВАНИЕМ

- В стране, где обучение платное, многие дети не ходят в школу оттого, что у  их родителей нет денег для того, чтобы оплачивать обучение.

Что получилось? Вы ликвидировали скопление одинаково  звучащих союзов. С этой работой вы справились, в будущем сможете работать редактором. Следующий  этап работы – самостоятельный (выполнение упражнения)

5. Подведение итогов урока

1) Ответ на вопросы:

- Что мы сегодня изучили на уроке?

- В чем были трудности?

2) Оценивание ребят. Самооценка.

 

6.Домашнее задание.

 

 

docx
Додано
2 березня 2021
Переглядів
2274
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку