16 червня о 18:00Вебінар: Збереження здоров’я дітей з особливими освітніми потребами

Сочинение «Народная мудрость на страницах Словаря Владимира Даля»

Про матеріал
Учнівський твір-дослідження "Народна мудрість на сторінках Словника Володимира Даля", авторами якого стали члени філологічно-етнографічного гуртка "Світанкова Луганщина"
Перегляд файлу

Лисичанская  ОШ І  -  ІІІ  ступеней  № 6

 

 

Сочинение

 «Народная  мудрость

 на  страницах  Словаря 

Владимира  Даля»

 

Автор :  Олейник  Яна,

ученица  11  класса

Соавторы: члены кружка

«Світанкова Луганщина»

 

Учитель  русского  языка

и  литературы

Безкровная  Н.И.

 

 

 

 

Наш  известный  земляк  Владимир  Иванович  Даль  родился  в  Луганске.  Став  писателем,  он  решил  взять  псевдоним,  которым  можно будет подписывать свои произведения.  Тогда  и  вспомнилась  малая  родина,  Луганский   завод,  где  служил  врачом его  отец, Иоганн (Иван Матвеевич) Даль. На этой земле  жили вольные люди – казаки, суровые и смелые, стойкие и сильные, песенные и гордые. В память о них и с желанием показать ценность воли Владимир Даль стал именовать себя Казаком Луганским.

Главным трудом своей жизни Даль считал работу над Словарём, длившуюся более полувека. Четыре книги, составляющие «Толковый словарь живого великорусского языка», содержат не только толкование слов, но и богатый иллюстративный материал из пословиц, поговорок,  загадок, метких выражений, распространённых  среди людей.  Со Словарём  в руках мы  можем попутешествовать во времени и познакомиться с жизнью наших предков.

Итак, отправляемся в путь по страницам Словаря Владимира Ивановича Даля. Пусть нам помогают слова и пословицы, слетавшиеся к дому Даля отовсюду, которые он собирал с большой любовью, записывая  на «ремешках» и перевозя их за собой везде, куда бросала его судьба.  Говорят:  «Наша доля – то Божья воля». Доля, судьба Даля – это судьба народа, верным сыном которого он был.

«Бегут четыре брата,  друг дружку не догонят». Догадались?  То катятся по дороге колёса, везут Далевы слова, пословицы, загадки.

Бегут колёса, катятся по дороге, а мы отправляемся дальше. Видим – «два брата купаются, а третий усмехается». Это же вёдра и коромысло!  Хорошо остановиться в пути и напиться воды родниковой, колодезной. Так и Словарь Даля – как неисчерпаемый кладезь народной мудрости.

Жизнь наших недавних предков, которую запечатлел в своих трудах Владимир Иванович Даль, проходила среди родной природы. Много времени люди проводили в поле. Его почтительно называли Божьей ладонью, потому что поле кормило людей. Полевые работы длились с весны и до поздней осени. За труд земля щедро благодарила людей богатым урожаем и кормила их, как родная мать своих детей. Сказочные герои путешествовали по родной земле, бывали и на чужбине. Приключения сказочных героев происходили


В чистом поле,

На широком раздолье,

За тёмными лесами,

За быстрыми реками,

За крутыми берегами;

Под тёмными лесами,

Под ходячими облаками,

Под частыми звёздами,

Под ясным солнышком.


Заповедные леса называли в народе Божьими.  Много примет было связано с лесовиком (лешим). Например, тому, кто шёл в лес, советовали  вывернуть на себе рубашку, чтобы «леший не обошёл», то есть чтобы не сбиться с пути. За лесом смотрел лесничий, а лесовод занимался разведением леса, насаждением деревьев в нём.

Природным стихиям в народе было посвящено много  загадок. Вот некоторые из  загадок, записанных Далем на «ремешках» и позднее занесённых им в Словарь.

Синее поле серебром усыпано.   (Ночное небо)

Золотой хозяин на поле, серебряный пастух с поля. (Солнце и луна)  


По какой  дороге  полгода  ездят,  полгода  ходят?  (По реке) 

Красна  девица  по  небу  ходит.  (Солнце)

Над  бабушкиной  избушкой  висит  хлеба  краюшка.  (Месяц)

Под  пнём  сила  клубком  бьётся.  (Муравейник)

Стоит  дуб  без  корней,  без  веток,  сидит  на  нём  птица  ворон;  пришёл    нему  старик  без  ног,  снял  его  без  рук,  заколол  без  ножа,  сварил  без  огня,  съел  без  зубов.  (Мороз)

Сестра  к  брату   в гости  идёт,  а  он  от   неё  прячется.  (День  и  ночь)

        В  народе   примечали:  где  зорями  первый  туман  ложится,  там  копай  колодец;  большой  иней,  горы  снега,  глубоко  промёрзла  земля  -  к  доброму  хлебороду.

        У  людей  издавна  воспитывалось  уважительное  отношение  к  воде.  В народе говорили:  «Вода  -  всему  господин:  воды  и  огонь  боится».  Невесту  чествовали  словами:  «Будь  здорова,  как  вода,  и  плодовита,  как  земля».  В   народных  сказках для  преодоления  препятствий  и  опасности   герою  необходимо  было  «живой  воды  испить  да  живучим  корешком  заесть».  В  словарной  статье  «Вода»  есть  пословица,  которую  можно  отнести  и  к судьбе  самого  автора  Словаря  -  Владимира  Даля:  «Какой  водой  плыть,  ту  и  воду  пить».  Где  бы  не  бывал  Даль  по  службе,  по  велению  судьбы  -  всюду  он  был  рядом  с  людьми,  прислушивался  к   их  речи  и  записывал  слова.    

      «Лежит  брус  во  всю  Русь,  а  как  встанет  - до  неба  достанет». Это  дорога. 

      Идём  и  мы  по  дороге  дальше. «Идти  прямо,  по  правде  -  жить  и  действовать  правдиво,  не кривить  душой», - сформулировал  Даль.  «Иди  своей  дорогой»,  «Бог  видит,  кто  куда  идёт», -  говорят  в  народе.  Давайте  пойдём  по  кругу – да не простому, а годовому!

       Годовой  праздничный  круг  нашего  народа  в  старые  времена  начинался  весною.  А  последним  зимним  праздником  народного  календаря  была  Масленица.    

       Масленица  -  это  сырная  неделя  перед  Великим  постом.   Её  зовут веселой,  разгульной,  широкой,  честной.  На  Масленицу  пекут  блины,  катаются  с  гор  и  на  лошадях,  устраивают  потехи  и  развлечения.  Дни  масленицы  в  народе  зовут:  понедельник  -  встреча,  вторник  -  заигрыши,  среда  -  лакомства,  широкий  четверг,  пятница  -   тёщины  вечорки,  суббота  -  золовкины  посиделки,  воскресенье  -  проводы,  прощанье.

     Много  поговорок  сложено  в  народе  про  Масленицу  и  главное  её  кушанье -  блины. Вот  некоторые   из  тех,  что  были  записаны  Владимиром  Далем.

Масленица  -  семикова  племянница. 

Звал  -  зазывал  честной  семик  масленицу  к  себе  погулять. 

Масленица  -  объедуха,  деньгам  приберуха.

Без  блина  не  масленица,  без  пирога  не  именинник. 

Где  блины,  там  и  мы,  где  оладьи,  там  и  ладно.

       На  Масленицу  пекли  особенные  пироги  -  блинники. В  Словаре  читаем:  «Блинник -  круглый  пирог,   начинённый  блинами,  пересыпанными  яйцами  и  кашей».

       А  вот  загадка  про  Масленицу:  «Тридцати  братьев  сестра,  сорока  бабушек  внучка,  трёх  матерей  дочь». 

      Где  Масленица,  там  и  масло.  Словарь  Даля   содержит  следующие  сведения  про  масло:  «Коровье  масло   добывают  из  сливок  и  сметаны.  Масло  постное,  растительное, которое  добывают  из  семян:  оливковое,   миндальное,  подсолнечное,  горчичное,  льняное,  конопляное».  Про  того,  кто  хорошо  живёт,  говорят:   «Как  сыр  в  масле  катается».  Про  того,  кто  ублажает  кого-то  сладкой  лестью,  говорят,  что  у  него  масляный  язычок.

        Масленица  зиму  провожает,  весну  красную  встречает.  Весной  можно  было  увидеть  радугу.  Очень  любили  в  народе  радугу,  так  как  верили,  что  она  приносит  радость.  «Радуга -  Божья  дуга,  градовниця,  весёлка;  небесное  явление,  семицветная  дуга  под   облаками,  от  солнца»,  -  читаем  в  Словаре. «Радуга – дуга,  не  пей  нашу  воду!»  -  кричала  ей  детвора,  будто  бы  радуга  воду  набирает. 

        По   народному  поверью,  Благовещение  -  самый  большой  праздник  на  небе  и   на  земле. С  Благовещенья  огонь  уже  не  раздувают,  потому  что  день  прибывает,  утром  и   вечером  уже  видно. По  народному  обычаю,  в  этот  день  выпускают на  волю  птиц.  В    стихотворении  «Птичка»   А.С. Пушкин  писал: 

В  чужбине  свято  наблюдаю

Родной  обычай  старины:

На  волю  птичку  выпускаю

При  светлом  празднике  весны.

         Весной  начинались  полевые  работы. Крестьянин  говорил:  «За  весенней  пашней  шапка  с  головы  упадёт  -  не  подниму,  пототому  что  спешу».  «Кто  пахать  не  ленится,  у того  и  хлеб  родится»,  -  подмечали  в  народе.

         «Весна  -  красна,  а  лето  -  радостно», - говорят  люди.  Маковка  лета  - июль, сенозорник,  прибериха.  Июль  - грозник,  липец,  липень. «В  июле  во  дворе  пусто,  а  на  поле  густо»  -  так  как  все  на  работе.  «Плясала  бы  баба,  да  маковка  лета  настала»,  - признавались  люди.

      Летом  цветёт  мак.  Много  поговорок  сложено  людьми  о  нём.  О  хорошей,  красивой  девушке  говорили,  что  она  «расцвела,  как  маков  цвет»,  «сидит  маком»  -  красуется  в  девках.  О  мелком  письме  (почерке)  говорили:  «Как  маком  усыпано».

       «Так  тихо,  хоть  мак  сей»,  -  говорили  в тихую  безветренную  погоду.  Без  мака  не  обходились  кушанья,  особенно  выпечка.  Люди  шутили:  «Чёрный  мак,  а  баре  его  едят»,  «Рад  Яков,  что  пирог  с  маком». Пироги  или  медовые  пряники  с  маком  назывались  маковниками,  а  женщина, продававшая  их,  -  маковницей.  И  конечно,  всем известная  макитра  связана  с  маком.  Это  большой  широкий  горшок,  в  котором  тёрли  мак  или  табак  (макотертя  -  макитра). 

       Мак  бывал  и  участником  подвижных  хороводных  игр.  Играя  в  «Мак»,  девушки  поют  в  кругу   хороводную  песню  «Маки,  маки,  маковицы,  золотые  головицы».  Признав  мак  спелым,  щекочут  парня,  выгоняя  его  из  круга.  Хороводная  игра  «Мак  трясти»  велась  с  песней  «Ой,  на  горе  мак».  О  маке  люди  сложили  и  загадки. В  Словаре  В.И. Даль  приводит  одну  из  них:   «Под  одной  шапкой  700  казаков»  - это  маковка.

      Этот  свет  люди  сравнивали  с  маковым  цветом,  так  как    он  «днём  цветёт,  а  ночью  опадает».  Одинокий  человек  мог  сказать  о  себе:  «Один  на  свете  как  маков  цвет».

      20  июля  по  старому  стилю  в  народе  справляли  Ильин  день.  Поспевала  рожь.  Говорили:  «Святой Илья  зажинает  жнива»,  «Пётр  (29  июня)  с  колосом,  а  Илья  с  колобом  (хлебом)».  «Илья  лето  кончает,  рожь  зажинает».  Первый  сноп,  первый  осенний  праздник.  У  крестьян  был  обычай  завязывать  Илье  бороду:  закончив  жатву,  оставляли  неного  нетронутым  на  следующий  урожай.  В  помощь  работникам  на  жатве была  каша, группа  кашниц  ходила  с  песнями  и  угощала  односельчан.

Наступали  первые  холодные  утренники.  В  народе  говорили:  «На  Илью  и  камень  замерзает»,  «На  Илью  до  обеда  лето,  а  после  обеда  осень».  Вода  становилась холодной:  «На  Илью  олень  копыто  обмочил»,  «До  Ильи  человек  купается,  а  с  Ильи  с речкой прощается».

          До  этого  дня  нужно  было  успеть  прибрать  сено.  Примечали:  «До  Ильи  сено  прибрать  -  пуд  мёду  в  него  покласть».  Предостерегали,  что  на  Илью  стога  не  ставят,  а  то  спалит  их  грозой.  В  поле  в этот  день  не  работали. Часто  бывали  грозы.  Люди  говорили:   «Илья  -  пророк  ездит  по  небу  в  огненной  колеснице  и  стога  считает».    Дождило.  «До  Ильи  поп  дождя  не  вымолит,  а  после  Ильи  баба  фартуком  нагонит». Ильинским  дождём  умывались  от   уроков  и   болезней.

         На  Илью  перегоняли  пчелиные  рои,  подчищали  ульи,  подрезали  соты.  Богатого  человека  сравнивали  с  ильинским  сотом.

         Первого  сентября  по  старому  стилю  отмечали  день  Симеона Столпника –летопроводца. В этот  день  служили  молебен -   летопровождение.  Когда-то  год  начинался  с  этого  дня.   «Семён  лето  проводит,  бабье  лето  наводит».  В  этот  день  обзаводились  новым  огнём  (живым,  вытертым  из  дерева). 

        Первый  праздник   псарных  охотников  -  выезд  в  поле  на  охоту.  Этот  день  считался  счастливым  для  перехода  в  новый  дом,  на  новоселье. Впервые  сажали  на  коня  отрока  -  на  4 – м  году. 

      Осенью,  когда  полевые  работы  заканчивались,  справляли  свадьбы,  собирались  на  вечерницы,  устраивали  ярмарку.

       Капустник  - своеобразный  праздник около Воздвиженья,  посиделки,   помощь  в  заготовке  капусты. Девушки  пряли, шили, пели.  Юноши  наблюдали  за  ними.  Например,  если  девушка  навивала  початок  пряжи  на  веретене  туго  и  ровно,  то считалось,  что  она  будет  хорошо  жить  с  мужем.

        После  жатвы,  с  богатым  урожаем,   люди  собирались  на  ярмарку.  Это  был  большой  праздник! На  ярмарке толпились люди, пели, танцевали,  продавали  привезенный  и  принесённый  отовсюду  товар,  весело  выкрикивая меткие  шутливые  стишки  и  заклички.  Некоторые из  них  попали  -  прямо  с  ярмарки!  -  в  Словарь  Даля.  Давайте  и  мы  с  вами  пройдём  на  ярмарочную  площадь  и  послушаем!


       Играет   солнышко,  шумит  ярмарка!


 


Патока  с  имбирём!

Варил  дед  Семён!

Тётушка  Арина  кушала,  хвалила.

Дядя  Елизар  пальчики  облизал!

 

Сбитень  кипячёный, 

На  меду  варёный. 

Покупай,  куманёк,

Горячий  сбитенёк!

 

Колобок! Колобок!

Румяный  бок!

Колоб  немецкий

С  изюмом  в  тесте.

Колобок  мятный

Покупайте,  ребятки!

 

Выходили  на  заре,

Торговали  на  ларе:

Ларчик  соли,  ларь муки  - 

Деточкам  на  пряники!

 

Пряники  сладкие!

Мятные  и  печатные!

Подходите, покупайте

И  детишек  угощайте!

 

Мёд -  самотёк!

Сотовый,  печатный,

Вкусный  и  сладкий!

Маслены  блины

В  печи  жарены!


 

       На   ярмарке  было  много  различных  съедобных  кушаний.  Можно  было  и  большому  и   малому  выбрать  себе  что-нибудь  для  души.   Вот  зазывает  калачник:  «Наши  калачи,  как  жар,  горячи!» В Словаре  Владимир  Даль  поясняет:  «Калач  -  белый  пшеничный  хлеб».  Пословиц  о  калачах   среди  людей  ходило  немало.

         Кяхтинский  чай  да  муромский  калач  -  полудничает  богач.

Богачи  едят  калачи,  да  не  спят  ни  днём,  ни  в  ночи,  а  бедный  что  ни   съест,  то  и  уснёт.  Хорошо  для  друга  калач  купить:  не  понравится  -  сам  съешь. 

Гостья  Федосья!  Сиди  на  печи  да  ешь  калачи.

Свой  хлеб  слаще  чужого  калача.


Счастливый,  как  калач  в  меду.

В  городе  не  пашут,  а  калачи  едят.

Закроем  калачом,  запечатаем  пряником. 

Из  одной  печи, да  не  одни  калачи. 

Хочешь  есть  калачи,  так  не  сиди  на  печи. 


        Про  бывалого  человека  говорят  «тертый  калач»,  так  как  калачное  тесто  мнут  и  трут  долго: «Не  тертый,  не  мятый  -  не  будет  калачом».

      Играет   солнышко,  шумит  ярмарка!   


 


  Устали   немножко

  в  дальней  дорожке?

  Присядем  в  сторонке

  и  посидим  тихонько.

  «Сядем  рядком 

  да  поговорим  ладком».

 Полистаем  Словарь  Даля  и  почитаем  про  еду.  В  статье «Калина»  Даль  подмечает:  «Ягоду  берут,  яблоню  трясут,  калину   ломают».  В  народных  сказках  часто  упоминается  калиновый  мост.  Владимир  Даль  поясняет:  калиновый  мост - это  гать,  вымощенная  калиной,  дорога  через  болото.  А вот  ещё:  гретая  калина  -  это  ягода,  запечённая  «на  вольном  духу»  под  замазанной  тестом  крышкой.

  Ни  один  огород  не обходился  без  капусты.  «Капуста  не  пуста´, сама  летит  в  уста´»,-  хвалили  ёё  на  ярмарке.

Сажая  капусту,  приговаривали:

«Капуста,  капуста,

 не будь пуста´ -  будь   густа´,

 не  будь  стара  -  будь  молода, 

 не  будь  мала -  будь  велика».

 Собрав  урожай,  пекли  капустники  -  пироги  с  капустой. 

        Солнышко  высоко  поднимается,  пора  обеда  приближается.  А  какой  же  обед  без  каши?  Вот  и  в  Словарь  она,  родимая,  попала,  целую  страничку  заняла.  Владимир  Иванович   Даль,  бывая  в  разных  уголках  страны,  услышал  и  записал  много  пословиц  о  нашей  самой  простой  и  сытной,  самой  неприхотливой  и  надёжной  еде  -  каше. 


        В  пословицах  о  каше  звучат

 и  уверенность:  «Мать  наша  -  гречневая  каша», «Густая  каша  семью  не  разгонит», 

и   довольство:  «Любо  животу,  что  глаза  кашу  видят»,

 и  наставления:  «На  чужую  кашу  надейся,  а  своя  чтоб  в  печи  была», 

«Когда  дрова  горят,  тогда   и  кашу  варят», 

и,  конечно  же,  шутки – прибаутки: 

«Где  каша,  там  и  наши»,    


«Гости  на  печь  глядят  -  наверно,  каши  хотят»,  

«Овсяная  каша  хвалилась,  что  с  маслом  уродилась».


         А  вот  присказка:  «Ел  мужик  кашу  долго,  распоясался,  перевёл  дух  и  начал  снова».   Ох, и  важная,  видно,  каша  была!..

         Владимир  Иванович  Даль,  вспоминая  свой  морской  поход  к  берегам  Скандинавии,  записал  горькую  и  правдивую  пословицу  моряков:  «На  Груманте  каша  сладка,  да  на  море  мачта  прутка». (Грумант  -  остров  в  Лапландии).

После  каши  следует  кисельку  отведать.  Что  там  о  нём  в  Словаре  пишут?  Читаем.  Владимир  Иванович  Даль  с  немецкой  скрупулёзностью  перечисляет  любознательным читателям:  «Кисель  бывает  овсяный,  ржаной,  пшеничный,  гороховый».

         А  далее,  конечно,  пословицы,  как  из  решета,  посыпались! Весёлые,  задорные!

Где  кисель,  там  и  сел;  где  пирог,  там  и  лёг.

Подожди,  дедушка,  не  умирай  - за  киселём  побежали! 

         И  побасёночки – малюточки:  «Тит,  пойдём  молотить!  -  Живот   болит.  -  Тит, пойдём  кисель есть!  -  Где  моя  большая ложка?»; 

«Увидел  мужик  во  сне  кисель,  так  не  было  ложки.  Лёг  спать  с  ложкой  -  не  увидел  киселя».

         Тут  нам  и  припомнился  детский  стишок  украинского  поэта  Грицька  Бойко  «Про  Степана  и  сметану»:

Степану  спалось  непогано:

Вночі  приснилася  сметана,

Та  при  собі,  немов  назло, 

У  нього  ложки  не  було.

А  вдруге  з  ложкою  ліг  рано  - 

Та  не  приснилася  сметана! 

Особо  ценился  на  ярмарках  мёд.  Помните?  «Мёд -  самотёк!  Сотовый,  печатный,  вкусный  и  сладкий!»  С  мёдом  пекли  медовики  -  медовые  пряники  и  медовники  -  маленькие  медовые  прянички.

          На  ярмарке  хвалятся  и  желают - зазывают:  «Много  пива  крепкого,  мёду  сладкого,  вина  зелёного».  «Яства  сахарные,  питья  медвяные»  бывали  на   сказочном  и  праздничном  столе. 

Вот  и  солнышко  заходит,  а  народ  с  ярмарки  по  домам  расходится.  А  мы  продолжаем  наше  путешествие  по  страницам  Словаря  Владимира  Даля  -  Казака  Луганского.     


          Осенью,  в  праздник  Покрова  Божьей  Матери,  отмечали  свой  день  казаки, защитники  родной  земли.  Володимир  Даль  определяет: «Казак  -  военный  человек,  принадлежащий  к  особому  стану  казаков,  лёгкого  войска,  и  обязанный  служить  по  вызову  на  своих  конях,  в  своей  одежде  с  оружием.  Есть  и  пешие  казаки,  среди  которых наиболее  известны  черноморские  пластуны.  Казак  считается  малолетним  от  17  до  20  лет,  служивым  до  50  или  55,  потом  5  лет  домоседным,  потом  -  отставным.

          К  толкованию  слова  «казак»  автор  добавляет  следующие  пословицы. 


Казак  из  горсти  напьётся,  на  ладони  пообедает.

Казаку  конь  дороже  себя. 

Без  коня  казак  сирота.


Терпи,  казак,  атаманом  станешь.

Казак  и  в  беде  не  плачет.

Казак  сам  голодает,  а  конь  сыт. 


Среди  детворы  была  распространена  игра  в  «Казаки»,  которую  в  разных  местностях  называли   «горелки»,  «побегушки»,  «разбежки».

После  Покрова  играли  свадьбы.  Свадьба,  по  определению  автора  «Толкового  словаря  живого  великорусского  языка»,  - это  радость  и  удовольствие,  «игры,  потехи,  забавы  и  смехи».  

 Главным  на  свадебном  столе  был  каравай.  «Каравайницы,   которых 3,  5  или  7,  ставят,  замешивают  и  пекут  свадебный  каравай  с  обрядами  и  песнями»,  - пишет  автор  Словаря.  И  далее  поясняет:  «Каравай - непочатый  целый  хлеб,  колоб. Пшеничный  хлеб  на  молоке  с  яйцами  и  маслом,  печенный  в  каравайнике  - посудине  клином. Каравайцы  -  пшеничные блины.  Дорожник  (подорожник)  - печенье  в  дорогу».  А  напоследок  - мудрая  пословица,  наставление - предостережение:  «Заработанный  кусок  лучше  краденого  каравая». 

На  свадьбе   сват  спрашивал  отца  невесты:  «Ваш  товар  нам  люб.  А  люб  ли  вам  наш?»  Молодых величали  словами:  «Дай  Бог  вам  любовь  и  совет».

Владимир  Иванович  Даль  поместил  в  Словаре  описание  свадебного обычая  «Калинку  ломать». На  столе  у  молодых - окорок  и  штоф   вина,  закрытый  пучком  калины  с  алой лентой.  Молодые  идут  по  домам  и  угощают  родителей  невесты,  родственников.  Когда  вернутся,  дружок  «рушит»  окорок  и,  расщипав  калину,  разносит  вино.

 А  потом  бывала  каша.  Опять  каша?  Да!  Кашей  называли  обед  после  свадьбы  у  молодых,  на  новом  хозяйстве.  В  нём  участвовали  кашники  -  гости,  которых  позвали  на  кашу  к  молодым, родственники невесты. Вечером  на  другой  день  после  свадьбы  родственники  молодых  собирались  на  «весёлый»  или  «пиро´жный»  стол.  На  него  девушек  уже  не  приглашали.

Но  и  это  ещё  не  все  о  нашей  дорогой  каше.  Есть ещё  одна  важная  каша!  Кашей  звали  обед  после  крещения  ребёнка. «Толковый словарь»  поясняет: «Каша  - крестины,  где  бабка  обходит  гостей  с  кашей. Бабка  на  кашу  зовёт - на  крестины.  Отца угощают  ложкой  каши  с  солью  и  перцем.  Бабке  дают  денег  на  масло  (на  кашу).  Кто  буде  кашу  есть,  должен  выкупить  ложку».   Приговаривают:  «Кашка  на  ложки,  молодец  на  ножки!»,  «Кому  родить,  тому  и  кормить». Верили,  если  за  кашу  грош  отдать,  то  ребёнок  будет жить.  «Бабьи  каши»  отмечали 25  декабря. 

Интересно,  что  «кашником»  называли  ребёнка,  который  ещё  только  ест,  а  не  работает.  И  - обязательно!  -  шуточная  пословица:  «Родила  богатыря,  что  и  отца  сбил  со  двора».  Какая  похвала,  благодарность  и  поддержка  матери  слышится  в  этих  незатейливых  словах!

Ребёнку  давалось  имя  ангельское,  крестное,  по  имени  угодника,  и  так  называемое  рекло  -  имя,  которое  не  оглашалось.   Владимир  Даль  поясняет:  «Людей  именуют  по  имени  и  прозвищу,  чествуют  по  отчеству,  величают по  званию  и  сану»  и  приводит  в  Словаре  такие  примеры:  «Княгиня  родила  Юрию  сына  и  прозвание  его  Всеволод  (рекло),  а  в  святом  крещении  Димитрий»,  «Бабье  имя  (крестное)  Ефросинья  или  радость,  а  прозвание  (рекло)  Смарагд».

Владимир  Иванович  Даль  пишет,  что  «имя  человека  -  это  качества  его,  а  потому  его  слава, известность, достоинство»,  и поясняет: «Он  имеет  имя, он  человек  с  именем».  В  народе  говорят:  «Помяни  его  по  имени,  а  он  тут  как  тут»,  «Хорошо  там  и  тут,  где по имени  зовут». 

Автор  Словаря  приводит  читателям  следующую  историческую  справку:  «Именитые  люди - лучшие  граждане.  По  городовому положенью  Екатерины  ІІ, граждане  первой степени,  получившие  учёные  степени,  художники,  капиталисты,  банкиры и  кораблехозяева».   

Самым  распространённым - «от  Дуная,  Кубани,  Урала  и  до  Амура»  - мужским  именем   в  те времена  было  имя  Иван.  «В  сказках,  - отмечает  Владимир  Иванович  Даль,-  Иван – царевич,  Ивашка – белая  рубашка,  Иванушка- дурачок   занимают  первые  места.  Иван  -  простак  и  добряк». 

 Иванчиками,  иванцами  называли  разные  растения.  Известный  ранее  всему   миру  копорский  чай  в  народе  назывался  иван–чай.  Люди  подмечали:  «С  Иванова  дня  ставить  в  крынке   молоко  под  три  росы  -  больше  молока  коровы  дадут».     

 Зимой   с  надеждой  ожидали  дня,  когда  солнышко  повернёт  на  лето,  и  встречали  Коляду.


  Коляда  -  это  время  святок  и  празднования  Рождества  Христова.  «Колядование,  -поясняет  «Толковый  словарь», -  обряд  хождения по  домам  в  Рождество  с  приветствиями,  песнями  (колядками),  со  звездой  или  рожью».  Ходят  колядники  от  дома  к  дому  и  поют: «Родилась  коляда  в  канун  Рождества»,  а у нас  на  юге ребятки приговаривают: 

«Я  маленький  хлопчик, 

принёс  Богу  снопчик, 

Христа  величаю,  

вас  с  праздником  поздравляю».  

В  эти  дни  дети  играли  в  «Золото  хоронить»  -  святочную  игру,  где  золото  значит  золотой  перстень.   Для  гостинцев  детишкам  к  Рождеству  пекли  козули  -  пряники  из  пресного  теста  в  виде  коровки,  оленя,  козочки.  Козулей  также  называли  ватрушку  с  рожками  и  пирог  с  яйцами.

После  Коляды  солнышко  поворачивало  на  лето.  Впереди  -  опять  шумная  Масленица,  а  за  ней  -  весна.  Так  жили  многие  поколения  наших  предков  -  от  праздника  к  празднику,  от  весны  до  весны  -  по  кругу – колу  вслед  за  солнышком.

А  между  праздниками  жизнь  людей  была  наполнена  трудом.  

«Работай  -  сыт  будешь,  молись - спасёшься,  терпи  -   смилуются»,  -  наставляли  старшие  люди.  В  народе  ценили  отличных  мастеров  и  хорошую  работу. 

Владимир  Иванович  Даль  поясняет  в  «Толковом  словаре»:  «Мастер  -  ремесленник,  человек,  который  занимается  ремеслом  или  рукоделием,  особенно  сведущий  или  искусный  в  деле  своём,  …получивший  право  так  называться».  «Мастер  своего  дела», - говорят об  умелом  и  знающем свою работу человеке. Например:  «Она  мастерица  кружева  плести».  Автор  приводит  в  Словаре  интересное  и  красивое  «свадебное  воззвание»:

Девицы,  девицы,  красные  певицы,

пирожны  мастерицы,  горшечны  пагубницы, 

дочери  отецки,  сёстры  молодецки,

тканье  -  прялье  шелковницы.

Любовно  и  со  знанием  дела  описывает  В.И. Даль  место,  где  трудятся  мастера:  «Мастерская - ремесленная  комната,  где  работают  ремесленники,  мастера,  художники.  …Тут  занимаются  ремеслом:  столярным,  ложкарным,  кузнечным». 

Пословицы  подчёркивают  важность  овладения  ремеслом  и  умением. «Достичь  мастерства  во  всяком  деле  трудно».  «Мастерство  за  плечами  не  носят,  а  с  ним  добро». «Дело  мастера  боится».    Люди  жили  «с  молитвоюй  на  устах,  с  работою   в  руках».  Тому,  кто  рано  утром, на  зорьке,  встаёт  к  работе,  желают:  «Заря  золотом  осыплет». 

В  Словаре   упоминаются  названия  самых  разных  профессий.  Вот  некоторые  из  них.

Калачник  - тот,  кто  печёт  калачи  или  ими  торгует.  Караваечник  -  тот,  кто  печёт  караваи,  торгует  ими.  Колёсник  -  тот,  кто  делает  ездовые  и  повозковые  колёса.  А  ещё  есть  санники,  тележники…  Через  весь  большой  Далев  Словарь  проходят  важные  линии  народной  жизни  -  труда,  любви  и  радости  на  родной  земле  вместе  со  своим  народом. 

 Листая  страницы   «Толкового  словаря  живого  великорусского  языка»  Владимира  Ивановича  Даля,  мы  открыли  для  себя  много  интересного,  полезного,  красивого.  Словарные  статьи  этого  четырёхтомника  содержат  не  только  толкование  слов,  но  и  советы  и  предостережения,  народные  стишки  и  загадки,  поговорки,  пословицы  и  мудрые  высказывания.  Многие  примеры,  приведённые  автором  Словаря,  относятся  к  мирному  домашнему  очагу,  к  которому  все  стремятся  после  долгого  пути.  Заканчивается  и  наше  путешествие  по  страницам  книги,  ставшей  за  время  чтения  близкой  и  родной  для  нас.  Читая,  мы  делали  заметки,  создавали  (подражая  самому  Автору  Большого  Словаря)  своеобразные   «ремешки»,  и  надеемся,  что  они  могут  быть  полезными  другим  читателям,  нашим  младшим  друзьям,  всем,  кто  желает ближе  познакомиться  с  духовными  истоками  нашего  народа  и  творческим  наследием нашего  великого  земляка Владимира  Ивановича  Даля.

  Итак,  домой  из  путешествия  мы  вернулись  с  гостинцами,  покупками  и  подарками.   Привезли  мы  с  собой  и  сундучок  с  «ремешками»  с  записанными  на  них  словами,  а  также  поговорками  и  загадками. 

Открываем  сундучок  -  в  нём  толковый  словничок! 

Толковый   словарик

Гра´лица  -  отблеск  на  море  солнечного  или  лунного  сияния.

Гусли  -  род  арфы, в  четыре октавы;  играющий  перебирает  струны  пальцами. Гусли -  самогуды:  сами  заводятся,  сами  играют,  сами  танцуют,  сами  поют. 

Дом - строение  для  проживания. Открытый  дом - гостеприимный,  хлебосольный.  Держать  (вести)  дом  -  хозяйство,  распорядок.

Дуб – трава  - вид  полыни,  которой  дубят  сети.

Душа - душевные  и  духовные  качества  человека, совесть.  Душа  душу  знает,  сердце  сердцу  весточку  подаёт.  На  душе   легко  -  спокойный  и  весёлый.  Жить  душа в  душу.  Скажи  по  душе  -  по  правде.  Это  мне  по  душе  -  по  желанию,  нравится.

Живой  - тот,  кто  живёт,  в  ком  или  в  чём  есть  жизнь.  Живой  ум  - острый. Живая  вера  -  искренняя,  горячая.  Живые  цвета  -  яркие.  Живой  язык  -  которым  говорит  народ.  Живая  вода  -  родниковая.

Жизнь  человека - век  его  от  рождения  до смерти,  способ  жизни  его,  быт,  деяния,  поступки. 

Жить - существовать,  быть  живым. Человек  живёт  телом  на  земле,  а  духом  на  небе.

Загадка  - неведомое,  которое  вызывает  заинтересованность;  мудрая  задача,  над  которой  надо  подумать.

Зазимок  -  первые  морозы,  первый  снежок,  до  установления  зимы. Первая  санная  дорога.

Заздравие (здравица) - пожелание здоровья  с   обрядами  и  опорожнением  заздравного  кубка,  с  возгласом  ура,  с  пальбой.

Зазнобушка - любовь, тот или  та,  в  кого влюблён.  Серая  уточка - охотка  моя,  красная  девица  -  зазнобушка  моя.

Заслуга  -  право  на уважение,  полезный  поступок,  подвиг.

Заряница  - планета  Венера,  утренняя  и  вечерняя  звезда.

Колыбель - Родина,  место  рождения  человека,  где  провёл  он  своё  детство.

Колокол - звон,  вылитый  из  меди,  с  ушами  и  языком. Большие  колокола  -  при  церквях,  и  потому  зовутся  Божьим  гласом  (голосом).  На  валдайских  колокольчиках  надписи:  «Купи,  не  скупись,  езди,  веселись!»,  «Купи,  денег  не  жалей, со мной  ездить  веселей!».

Маяк  -  сигнальная  башня.  Башня  на  берегу  моря,  с  ночным  огнём,   чтобы  корабли  имели  возможность  ориентироваться  на  местности;   маяк  этот  бывает  и  плавучий.

Медведь.  На  Руси  их  два  вида:  белый,  ледовитый, и бурый.  Ему  дали  много  сердитых  и  уважительных  прозвищ:  чёрный  зверь,  лесовик,  раменский,  ломака,  костоправ,  Михаил  Иванович Топтыгин, косолапый, лесной дядька,  потапыч,  мишка,  лесной  барин,  сморгонский  студент (в Сморгонах учили медведей). Медведицу обычно называли Матрёной  или  Аксиньей.  Большая  и  Малая  Медведицы  -  два  северных  созвездия;  первое  также  -  Воз,  Лось,  Конь;  в  него  входит  Полярная  звезда.  Медвежье  солнышко  -  месяц.

Месяц -  спутник  Земли;  ночное  светило,  казачье  солнышко. Время  оборота  Месяца  около  Земли.  Старый  месяц  Бог  на  звёзды  крошит.

Месяцеслов  -  календарь.  Ручной  или  настольный  месяцеслов  печатается  книжкой,  стенной -  в  один  лист.

Метла   на  небе  -  хвостатая  звезда,  комета. Мётлы  (кометы) небо  подметают  перед  Божьими  стопами.

Молодой - нестарый, юный,  невзрослый.  Молодой  князь  -  молода  и  дума. И сед,  а  ума  нет;  и  молод,  да  держит  волость. 

Мудрость  -  соединение  истины  и блага,  высшая  правда,  слияние  любви  и  истины.

Мужество - стойкость  в  борьбе,  духовная  крепость;  храбрость,  отвага,  спокойная  смелость  в бою  и  опасности.

Наука  -  обучение,  свет  разума. 

Память - хранилище  былого. Беречь  кого в  сердце,  в  душе,  в  памяти  -  помнить,  не  забывая  и  любя.

Правый - истинный,  чистый,  непорочный.  Идти  правой  дорогой.  Правое  дело  -  правдивое,  справедливое,  законное.

Род  -  поколения,  из  которых  каждое  заново  рождается.  Связь  членов  семьи  от  общего  родоначальника.  Урожай,  достаток.  

Родина  - родная  земля,  место  рождения,  земля,  страна,  где  кто  родился,  город,  село.  Родители  -   отец  и  мать;  предки,  старики,  деды  и  прадеды.

Сад  -  участок  земли,  которую  люди  старательно   засаживают  деревьями,  кустами,  цветами,  заботливо  застеляют  дорожками  и  затейливо  украшают.  Сад  бывает  плодовый  или  потешный,  для  прогулок;  огород,  овощник,  для  разведения  полезных,  съедобных  растений.

Саламандра  -  земноводная   ящерица,  по  сказкам,  несгораемая,  поэтому  саламандрой  зовут  и  сказочных  духов  огня.

Святой.  Святым  зовут  всё  заповедное,  дорогое, связанное  с  истиной  и  благом.  Не  стоит  город  без  святого,  а  село  без  праведного.

Сердце  - представитель  любви,  воли,  духовного. Сердце  мягкое,  доброе,  тёплое,  любящее  -  о  состоянии  человека.  Каменное  сердце  -  жестокий  человек.  От  сердца  - искренне,  с  любовью.  Сердце  человека  -  закрытая   книга.

Сила  -   основа  действия.  Сила  природы.  Сила  духовная,  сила  ума.  Сила  воли.  Совесть  -  моральная  (духовная)  сила.  Сила  человека  -  мощь,  могущество,  крепость. 

Слово  -  исключительная   способность  человека  выражать  гласно  мысли  и  чувства  свои;  дар  говорить,  словесная  речь.  Разговор,  беседа, речь, проповедь,  сказание.  Слово  -  обет,  обещание,  скрепление  истины,  ручание. 

Словарь,  словник  - речник,  лексикон, сборник  слов какого-либо  языка  с  толкованием  или  переводом. Словесность - словесные  науки;  всё,  что  относится  к  изучению  здравого  суждения,  правильного  высказывания,  письменность,  литература.

Стол  -  утварь  домашняя  для  поклажи  чего–нибудь.  Обед, ужин,  трапеза.  Званый  стол.  Русский  стол:  горячее  (борщ,  щи)  и  ботвинья,  холодное (говядина, холодец, рыба),  жареное,  рыба,  пироги  (кулебяка,  курник,  подовые),  каша,  сладкий  пирог,  разные  закуски.

Хлеб  -  колосовые  растения  с  зёрнами,  которые  человек  ест;  мучное  печенье  из  кислого  теста (калач,  пирог,  булка).  Хлеб – Божий  дар.  Хлеб – батюшка,  кормилец.  Хлеб – батюшка,  водица  - матушка.  Рыба – вода,  ягода  -  трава,  а  хлеб  -  всему  голова.  Хлеба  красуются,  цветут.  Хлеба  ни  куска,  и  в  доме  тоска,  а  хлеба  край,  так  и  под  елью  рай.  Хлеб  калачу  дед.  Хлеб – соль  водить  -   знаться,  дружить. Гречневая  каша  -  матушка  наша,  а  хлебець  ржаной  -  батюшка  наш  родной.

 

Мудрые  советы

Даром  слова  не  вымолви.                   Не  бойся  врага умного,  бойся  друга   неразумного.


Живи  на  правую  (праведную)  копейку.

Жену  выбирай  не  очами,  а  ушами.

Запечатай  в  сердце  своём  страх  Божий.

Лучше  хлеб  с  водою,  чем  пирог  с  бедою.

Не  бросай  камень  в  чужой   двор.

Не  ищи  красоты,  ищи  доброты.

Сам  себе  знай  меру.

Языком  мели,  а  рукам  воли  не  давай.


 

На  заходе  солнца  денег  не  считай,  расчётов  не  своди.    

Мужайся,  стой,  крепись!

Не  хвались  замужеством  третьего  дня,  а  хвались  третьего  года. 

Твои  деньги,  твои  и  глаза  -  смотри,  что  покупаешь.

Покупай  с  ледком,  а  продавай  с  огоньком.

Не  показывай  пальцем,  сам  будешь  старцем.

Не  подуйте  на  нас  холодным  ветром  (будьте  милостивыми).

 

Пословицы  с  противопоставлениями

Богатый  ест,  как  захочется,  а  бедный,  как   придётся.

Дома  Илья,  а  в  людях  свинья.   Целился  в  ворону,  а  попал  в  корову.

Злой  плачет  от  зависти,  а  добрый  от  радости.

Лето  пролежишь,  а  зимой  с  сумой  побежишь.

На  словах   -  как  на  гуслях,  а  на  деле  -  как  на  балалайке. 

На  чужой  каравай  рта  не  раскрывай,  а  пораньше  вставай  да  свой  затевай.

Не  спрашивай  старого,  спрашивай  бывалого.

Не   родись  красивым,  а  родись  счастливым.

Умение  есть - пить  не  просит,  а  само  кормит.

 

Народные  стишки


Ветры  дули, шапку  сдули,

Свитку  сняли, рукавицы  сами  упали.  (Осуждение  пьянства)


Сбил,  сколотил  -  вот  колесо;

сел  да  поехал,  ах  как  хорошо!


Шла  баба  из  заморья, 

несла  короб  здоровья; 

тому,  сему  кусочек, 

а  тебе -  весь  кузовочек. 

Стой  -  не  шатайся,

ходи  -  не  спотыкайся,

говори  -  не  заикайся, 

ври  -  не  забывайся!


Народные  загадки

  • Что  легче:  пуд  свинца  или  пуд  пуха?
  • Зимой всё  ест, а  летом  спит;  тело  тёплое,  а  крови  нет;   сесть  на  неё  сядешь,  а  с  места  тебя  не  свезёт.  (Печь)
  • Летит  -  воет,  а  сядет  -  землю  роет.  (Жук)
  • Как  бык  мычит,  как  медведь  рычит,  на  землю  падает,  землю  дерёт.  (Жук)
  • Хорош  брат  -  сестру  продал,  хороша  и  сестра  -  от  брата  ушла.  (Свадьба)

Пословицы,  поговорки   и  мудрые  высказывания

Великдень  (Пасха)  - праздник  праздников.  Гость  гостит,  пока  его  угощают.

Денежки  что  голубки:  где  обживутся,  там  и  ведутся.

Кто  малым  недоволен,  тому  большое  не  дастся.

Ради  милого  дружка  и  серёжку  из  ушка.

Кто  правду  стережёт,  того  Бог  бережёт.


Без  усилий  нет  успеха.

Где  кто  родился,  там  и  пригодился.

На  нашей  улице  праздник.

Своего  ума  чужим  не  заменишь.

Умение  -  половина  спасения.

Чужая  сторона  -  мачеха.


Пословицы  о  семье 

Отца  с  сыном  и  сам  царь  не  рассудит.

Родители  любят  детей  своих  - желают  им  добра,  болеют  за  них  сердцем. 

Были  бы  хлеб  да  человек,  а  к  лесу  привыкнешь.

От  хозяина  чтоб  пахло  ветром,  а  от  хозяйки  -  дымом.

Далёкая  родня  - далее  третьего  колена,  далее  двоюродного.

Добрая  жена  -  веселье,  а  плохая  -  злое  зелье.

Добрая  жена  дом  сбережёт,  а  плохая  рукавом  разнесёт.

Домашнее  счастье  -  совет  да  любовь.

Дочерьми   красуются  (милуются),  а   сыновьями  в  почёте  живут.

Жена  не  гусли,  поиграв,  на  стену не  повесишь.

Идя  на  войну, молись; идя  в море, молись  вдвое; хочешь  жениться, молись  втрое.

Мать  гладит  по  шерсти,  а  мачеха  -  против  шерсти.

Прабабки  наши  не  светом,  а  семьёй  и  домом  жили.

Прадеды  наши  так  жили  и  нам  так  жить  заповедали.

Муж  жене  -  отец,  жена  мужу  -  венец.

 

          «Толковый  словарь  живого  великорусского  языка», созданный  в  результате полувекового  кропотливого  труда  Владимиром  Ивановичем  Далем,   открыл нам  бескрайние  просторы  родной  земли,  показал  величественную  картину  жизни  нашего  талантливого  и  мудрого  народа,  посвятил  нас  в  тайны  ремёсел,  вернул  нас  к  нашим  истокам,  приоткрыл  тайны  Вселенной  и  человеческой  души.  Вместе  с  Владимиром  Далем  мы  входили  в  избы  и  дворцы, работали  и  праздновали,  печалились  и  радовались  вместе  с  людьми,  делившимися  с  нами  народной  мудростью,  накопленной  веками  и  бережно  передаваемой  из  поколения  в  поколение. Мы  благодарны  неутомимому  собирателю  слов  и  составителю  уникального  Словаря  за возможность  прикоснуться  к  милой  сердцу  родной  старине   и    почерпнуть драгоценные  крупицы  из  сокровищницы  народной мудрости.  Жизнь  Владимира  Ивановича  Даля  -  это  мирный  подвиг,  щедрый  дар  потомкам. 

 

Литература

  1.  Даль  В. И.  Толковый  словарь  живого  великорусского  языка:  Т. 1 – 4. -  М. : Русский  язык,  1989.
  2. Даль  В. И.  Толковый  словарь  русского  языка  для  детей.  -  М. :  Эксмо,  2005.
  3. Пушкин  А. С.  Поэзия.  -  Донецк:  Донеччина,  2008. 

 

 

1

 

docx
Додано
14 березня
Переглядів
85
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку