Урок 36. Русский язык 8 класс Коробкина И.А.
Тема: Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Цели урока:
-обучающие: обобщить сведения об обращении, формировать умения находить в тексте обращения распространённые и нераспространённые, строить предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, расставлять знаки препинания при обращении на письме;
-развивающие: развивать коммуникативную компетентность учащихся, умение интонационно правильно оформлять и выразительно читать предложения с обращениями, уместно использовать в речи обращения для привлечения внимания собеседника и выражения отношения к нему;
- воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
Тип урока: комбинированный.
Технология: проблемное обучение, личностно – ориентированное развивающее обучение.
Формы, использованные на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, словарь С.И.Ожегова, цифровые карточки, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
А) Словарная работа. Распределительный диктант (работа над ошибками)
- Определите, в каких словах НЕ выступает в роли отрицательной частицы, в каких – в роли приставки. Запишите слова в два столбика
Не прекращайте движение; непрекращающийся поток; незнакомые люди; не быстро, а медленно; невзгоды; непогода; не знакомые, а посторонние; не прочитана; не сделанная вовремя, не обсохла, не по себе.
- Укажите в скобках части речи, перед которыми стоит частица НЕ или в которой есть приставка НЕ.
Б) Слуховой диктант.
- Определите на слух, есть ли обобщающее слово при однородных членах или нет. Работа выполняется как цифровой диктант.
Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было. Распоряжения его всегда были точны, быстры, отчетливы. Еще с рассвета люди из ближних сел несли на рынок всякую всячину: овощи, фрукты, мёд, птицу.
В) Индивидуальное задание по карточке. Разбор предложения на доске.
Большое зло – корыстолюбие. Корыстолюбивый (не) может быть (ни) правдивым, (ни) принципиальным, (ни) мужественным, (ни) верным своему долгу. С малых лет учись жить бескорыстно.
( Класс слушает ответ товарища, принимает участие в оценке работы. Один ученик по словарю определяет лексическое значение выделенных слов.)
Корысть (общеслав.) , первоначальное значение – добыча, современное значение –выгода, материальная польза (словарь С.И.Ожегова). Антоним –бескорыстие. Корыстолюбивый –исполненный корыстолюбия (стремящийся к личной наживе, выгоде, чрезмерно любящий деньги). Бескорыстный – чуждый корыстных интересов (словарь С.И.Ожегова).
На доске проецируются несколько мемов. Ученики вспоминают, что мемы-это информация в той или иной форме. Мемами могут считаться как слова, так и изображения. Это любые высказывания, картинки, видео или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются во Всемирной паутине.
Рассматривая мемы, обсуждая информацию, которую они содержат, ученики объясняют орфограммы, находят пунктуационные ошибки.
Мозговой штурм
- Подумайте, что общего в мемах? (Все мемы содержат обращения)
- Всем нам при общении
Поможет обращение
К людям, к звездам или птицам
Можешь смело обратиться:
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
4. Изложение нового материала:
- Мы будем составлять кластер к определению обращения. Что такое «кластер»? (Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина).
А). Работа с информационным кластером. Ученики отвечают на вопросы, заполняя кластер
- Вспомните, что называется обращением?
- Чем может быть выражено обращение?
- Каким членом предложения является обращение?
- Как выделяется обращение на письме?
- Как вы думаете, какие обращения будут называться распространёнными? Найдите распространённые предложения в мемах.
Б).Работа с учебником.
1. Изучение теоретического материала
- Давайте подытожим, что уже прозвучало при составлении кластера и что нового узнали об обращении?( Личные местоимения «ты», «вы» не являются обращениями и не выделяются знаками препинания. Обращения в разных функциональных стилях речи выполняют различные стилистические задачи .Употребление различных форм обращения к людям в определенной сфере общения)
2. Выполнение упражнения
(На основе сопоставления обращений с подлежащим учить разграничивать эти понятия по интонационному признаку (звательная интонация), типу побудительного предложения со сказуемым в форме повелительного наклонения, вспомнить и объяснить расстановку пунктуационных знаков в предложениях).
3. Выполнение упражнения(устно)
Беседа по вопросам. Словарная работа. Работа с карточками.
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.
Речевой этикет – система устойчивых формул обращения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.
В).Работа в парах.
Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:
- имя, отчество
- наименовние по месту жительства;
- родственным или иным отношениям;
- кличка животного
5. Систематизация и обобщение изученного. Самостоятельная работа (по вариантам)
Заполните таблицу на индивидуальных карточках
Предложения с обращениями |
Его состав (распространенные или нераспространенные |
Где стоит? |
Чем выражено? |
Знаки препинания |
Схема |
1 вариант. 1) Люблю друзья смотреть на синие, туманные равнины. 2) Барин не прикажешь ли воротиться ? 3). Свет ты мой послушай меня старика. |
|
|
|
|
|
2 вариант |
|
|
|
|
|
1) Приветствую тебя мой лучший друг! 2)Ты подожди Сергей минутку. 3) Уважаемые пешеходы соблюдайте правила дорожного движения! |
|
|
|
|
|
-
Урок 2.
Тема: Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Цели урока:
-обучающие: формировать умения находить в предложении обращение, формировать умение расставлять знаки препинания при обращении; формировать умение находить и объяснять с помощью правила орфограмму, правильно писать слова с этой орфограммой.
-развивающие: развивать коммуникативную компетентность учащихся, умение интонационно правильно оформлять и выразительно читать предложения с обращениями, умение использовать обращения в разных стилях речи;
- воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
Тип урока: комбинированный.
Технология: проблемное обучение, личностно – ориентированное развивающее обучение.
Формы, использованные на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая ,парная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, словесный.
Оборудование: учебник, таблица, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2. Объявление темы и цели урока.
3.Проверка домашнего задания.
А).Ученики демонстрируют мемы с обращениями, объясняют орфограммы и расстановку знаков препинания.
В).Один ученик рассказывает об обращении с помошью кластера, составленному на
прошлом уроке.
(Класс рецензирует ответ).
4.Актуализация опорных знаний.
А).Словарный диктант с орфографическим и грамматическим заданием. (2 ученика)
-Выделенные слова разберите по составу, в остальных словах выделите корни. Определите способ проверки безударных гласных в корне. Обозначьте части речи. Какие из этих слов могут быть подлежащими в предложении?
Удивительный, предположение, увлечённо, различая, тяжёлый, загоревший, прикосновение, сражение, диалог, в галерее, достоинство, корыстолюбивый, бескорыстный.
Б).Списывание с доски с орфографическим и грамматическим заданием.
-Подчеркните орфограммы. Объясните их.
Буд(?)те, приготов(?)те тетради, засе(?)ли поле, колыш(?)ся колосья, слыш(?)ся голоса, они стро(?)т, нареж(?)те хлеб, (не)было, (не)вид(?)ла, (не)могло.
-Какие из данных глаголов могут стать сказуемыми в предложениях с обращениями?
-Какие из глаголов могут быть сказуемыми в определённо-личных, безличных предложениях?
5.Изложение материала. Мотивация учебной деятельности.
А).Беседа по вопросам:
-Какие типы речи вы знаете?
-Назовите стили речи?
Б). Работа с учебником. Расширяем знания стр.125
В) Информационный момент. Слово учителя
- В соответствии с речевыми ситуациями употребляются соответствующие обращения. Корректность и точность обращения имеют большое значение при решении различных вопросов. Правильный подбор обращения может вызвать симпатию к вам у того человека, к кому вы обращаетесь. И, возможно, это поможет вам при решении вашего вопроса. И наоборот, неверное использование обращения, фамильярность, неправильная эмоциональная окраска может оттолкнуть от вас того, кому оно адресовано. Вы в любой ситуации будете в выигрыше, если при обращении к другим людям будете тактичны, вежливы, терпимы.
Б). Работа в группах. Практическая работа по классификации различных обращений в зависимости от сферы их употребления и способа выражения!
- Заполните таблицу по образцу. Подберите свои примеры
Приятель, Валя (Валь), Уважаемая Мария Кузьминична, Товарищи! Люди добрые, Голубчик, Несравненная степь широкая, Уважаемый товарищ Петров, Труженики
СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ.
Диалогическая речь |
Деловая речь |
Публицистическая речь |
Художественная речь |
Саша |
Уважаемый Николай Иванович |
Коллеги! |
Солнце ясное! |
В). Коммуникативная разминка. Работа в парах
- Назовите, какую эмоциональную функцию еще выполняют обращения? (не просто называют того, к кому обращаются с речью, они содержат оценку человека или явления, выражают различные чувства, характеризую говорящего). Приведите примеры
- Какие же чувства могут быть выражены с помощью обращений? (Чаще всего это добрые чувства: любовь, нежность, ласка, признательность, иногда – злость, недовольство, гнев, строгость, раздражение, насмешку, лесть.) Приведите примеры.
6.Систематизация и обобщение.
А). Практическая самостоятельная работа по карточкам.
- Найдите обращение. Определите позицию обращений в данных предложениях. Расставьте знаки препинания.
7. Рефлексия.Подведение итогов урока.
- Вы сегодня многие задания выполняли в парах. Оцените работу соседа по парте, выбрав одну фразу, используя обращения:
-…..ты молодец.
-…..я доволен твоей работой на уроке.
-…. ты мог бы поработать чуть лучше.
- Представьте себе, что после урока вы пишете СМС-сообщение. Отправьте его на мой адрес, выбрав начало фразы: сегодня я узнал,…было интересно, было трудно…,я выполнял задания…,я понял, что…теперь я могу… .
8.Домашнее задание.
Со словом «зима» составить предложения разных видов в зависимости от их эмоциональной окраски и цели высказывания.