Тема. Иван Соколов – Микитов «Зима вьюжная».
Цели. 1. Познакомить учащихся с новым произведением о зиме ;
обобщить их знания о её признаках; показать изображение зимы в
произведениях поэтов и писателей, художников; отрабатывать навыки чтения :осознанность, выразительность, четкую дикцию.
2. Развивать устную речь, память; расширять
кругозор учащихся ; способствовать развитию детской фантазии и творчества.
3. Воспитывать любовь к природе, наблюдательность
Оборудование
Ход урока
І. Организация класса слайд 1
— Ребята! Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся и поделимся с ними нашей теплотой и добротой.
Все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг.
Урок начнется с теплоты, с теплоты и доброты!
Подойдите к окну, что вы видите? Что вам нравится? К какому времени года относятся признаки , которые вы называли. -Правильно к зиме. Замечательное время года. А где мы можем применить знания полученные при наблюдении за природой:
Нарисовать , сочинение написать, стихотв. А сейчас эти наблюдения помогут вам разгадать загадку
Садимся за парты.
ІІ. Актуализация знаний
а) Беседа
- Ребята. , отгадайте загадку? И определите на какую тему мы сегодня будем читать рассказ
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила ( Зима ) - на доске прикрепила слово
-Сегодня на уроке, мы вместе с вами познакомимся с новым произведением о зиме и обобщим знания о признаках зимы . слайд 2
А что ещё мы будем делать на уроке чтения: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы и конечно играть.
б) Игра «Собери зиму»
- Ребята, Зимушка - зима рассыпала снежки со словами. Вам необходимо выбрать только те из них, которые вызывают у вас ассоциации с этим временем года и составить с ним предложение. Слова Прикрепляют на доску.
А какого слова здесь нет , ведь без него нет зимы, Это ….. снег
Видео падают снежинки, к какому стихотворению очень подходят эти картины Слайд 3
Стихотворение Ивана Сурикова « Зима»
- Домашнее задание выучить наизусть.
- Опрос учащихся (по столбикам, последний столбик коллективно)
- Спасибо вам, ребята, за такое красивое стихотворение !
- Все замечательно справились с домашним заданием !
3. Мотивация учебной деятельности Слайд 5
Зима – самая холодная пора года
Ребята , а какой бывает зима?
Подберём слово, которое отвечает на вопрос какая зима?( ученик называет слово, а потом ищет его на столе и вывешивает возле слова ЗИМА)
- А какая ещё бывает зима вам помогут снежинки, их разнёс ветер, соберите слово. ВЬЮЖНАЯ
От какого слова образовали слово вьюжная--- вьюга.
-Такие слова- называются :родственные
Что такое вьюга?
Читаем на слайде: Вьюга – явление природы, когда сильный ветер крутит снежные сугробы. Слайд 6
Послушайте звуки вьюги.
- В каком зимнем месяце часто бывает вьюга .
Поиграем в снежки .
- Соберём пословицу: « У февраля два друга : мороз да вьюга.»
Так в каком месяце ___ ( в феврале). Слайд 7
- Проверим, понаблюдаем это явление природы, когда наступит февраль – третий месяц зимы.
Физминутка – танец проговариваем слова песни Слайд 8
- Смотрим на волшебную указку и прочитаем название рассказа , который будем сегодня читать . «Зима вьюжная» автор Иван Соколов- Микитов
- Знакомство с автором Слайд 9
ІІІ. Работа над темой урока Слайд 10
Страница 83
а) Чтение рассказа учителем. Слушаем внимательно
- Какие слова в произведении вам непонятны ?
б) Лексическая работа
Пороша – первый снег, который стелется по промерзшему слою тонкого
льда. Слайд 11
Заливистый лай собак – безусталый, звонкий, беспрерывный лай.
б) Подготовка к чтению
(дети читают слова с доски)
Про – ле –те – ло
Хло-пья-ми
Про-сы-па-ясь
Не-о-бык-но-вен-ны-ми
По- сту- ки – ва –ет
Не вы-ри-со-вать
За-дре-ма-вших
По-зо-ло-те-вшем
в)Чтение рассказа учащимися цепочкой.
Правила чтения__________________
Работа по содержанию
- Как сказано о лете? Об осени? О зиме?
- Что за необыкновенный свет светил в окно , когда люди просыпались?
- Почему пошли охотники на охоту сразу после первой пороши? Слайд 11
Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и зачитайте те строки, в которых описываеся как
резвится мороз?
- Какое предложение в тексте повторяется два раза? Прочитайте с нужной интонацией
Ай да мороз!!!--- удивление, восхищение,
- Как понимаете выражение «голые стояли в лесу деревья - ждали
зимней одежды»
– Найдите и прочитайте описание зимней ночи
- А какую птицу вспугнул дед мороз в лесу? Слайд 13
- А как вы думаете легко ли жить птицам в лесу зимой?
- Как мы можем им помочь?
ВИДЕО Слайд 14
Работа в паре Слайд 15
Восстанови по образцу сочетания слов
из рассказа Ивана Соколова-Микитова
«Зима вьюжная».
ЦВЕТЫ БОЛЬШИЕ
ЗВЁЗДЫ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ
ХЛОПЬЯ ЛЕДЯНЫЕ
СВЕТ ЗВЁЗДНАЯ
СТОЛБЫ ЛУЧИСТЫЕ
НЕБО ЗАМОРОЖЕННЫЕ
НОЧЬ ПОЗОЛОТЕВШЕЕ
з) Работа с иллюстрацией
- Посмотрите, как художник изобразил Зиму вьюжную . Слайд 16
- Беседа по репродукции пейзажа художника
Ивана Ивановича Шишкина «Зима».
- Художник не мог остаться равнодушными к такой красоте зимней
природы.
- Скажите, как называется изображение природы? (Пейзаж)
- А как называют художника? (Пейзажистом)
РЕЛАКСАЦИЯ
Ребята, закройте глаза и представьте себе поля, леса, луга покрытые белым снегом. Серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лед на реках, озерах – глянцевый и блестящий.
Приложите ладошки к глазам. Чувствуете, как им приятно и тепло, так же тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.
Только животным и птицам приходится нелегко зимой , поэтому мы должны заботится о них.
ІV. Фаза рефлексии 1. Составление «Синтвейна»
Зима
Снежная , суровая
Морозит, кружит, стелит
Я очень люблю зиму
Праздники СЛАЙД 17
Рефлексия урока. Продолжи предложения
Мы сегодня на уроке говорили про…
ЧИСТОГОВОРКА
Ок-ок-ок-выпал снежок
Ул-ул-ул- ветер подул
Ели-ели-ели-птицы улетели
Оз-оз-оз пришел мороз
Ма-ма-ма-наступила зима
На улице зима, солнце закрыли тучи, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко. Оно смотрит на вас, протягивает свои лучики к вашим щечкам.
Улыбнитесь ему в ответ и вам сразу станет теплее и веселее ! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите , какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга , улыбнитесь и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым. Вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.