Тема.Самоотверженность главного героя.Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы.Дон Кихот как «вечный» образ(слайд 1)

Про матеріал
Конспект уроку з елементами квесту до вивчення знаменитого роману Мігеля де Сервантеса "Хитромудрий ідальго Дон Кіхот Ламанчський".Ця тема є в програмах українських шкіл та шкіл нацменшин. Конспект створювався для відкритого уроку для групи курсантів з інституту вдосконалення вчителів. До уроку є презентація та квест в електронному вигляді.Посилання на квест розміщую тут.Тривалість уроку-40 хвилин (перевірено). https://metodickopilka.blogspot.com/p/8_20.html
Перегляд файлу

 

 

Тема.Самоотверженность главного героя.Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы.Дон Кихот как «вечный» образ(слайд 1)

Цель урока:проанализировать образы Дон Кихота и Санчо Пансы; развивать навыки анализа художественного текста и связной речи,совершенствовать умение находить необходимый материал в Интернете, выполнять интерактивные упражнения; способствовать воспитанию гуманизма и активной жизненной позиции на примере образов Дон Кихота и Санчо Пансы.

Оборудование: учебник; отрывок из кинофильма; иллюстрации к роману, выполненные разными художниками.

Тип урока: урок –путешествие с элементами квеста.

Ход урока

I. Организационная часть.

II.Мотивация учебной деятельности.

1.Вступительное слово учителя.

-Испанская литература оставила читателям много вечных образов. Это образы коварной, но прекрасной и свободолюбивой Кармен из новеллы Проспера Мериме, охотника за наслаждениями Дон Хуан из пьесы Тирсо де Молина, пылкого влюбленного Теодоро из комедии Лопе де Вега... Но, пожалуй, самыми знаменитыми образами испанской литературы  являются Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо, неустанно путешествующие по каменистым дорогам Испании в поисках приключений. Почему же смешной и наивный Дон Кихот завоевал симпатии многих читателей? Сегодня мы пройдемся по следам знаменитого Рыцаря Печального Образа и попытаемся понять, почему его образ- «вечный».

2.Ученица читает стихотворение Юлии Друниной:

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Вы этому, пожалуйста, не верьте;

Он не подвластен времени и смерти,

Он в новый собирается поход.

А ветряные мельницы скрипят,

У Санчо Пансы равнодушный взгляд,

— Ему-то совершенно не с руки

 Большие, как медали, синяки,

 И знает он, что испокон веков

 На благородстве ловят чудаков,

Что прежде, чем кого-нибудь спасешь,

Разбойничий получишь в спину нож...

 К тому ж спокойней дома, чем в седле.

 Но рыцари остались на земле!

 Кто говорит, что умер Дон Кихот?

 Он в новый собирается поход!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?..

III. Объявление темы и целей урока

-Сегодня на уроке мы будем говорить о Дон Кихоте и его оруженосце Санчо Пансе.  Мы постараемся понять, каким образом проявилась самоотверженность  Дон Кихота в его приключениях, а также как на это реагировал Санчо Панса.

Эпиграф к уроку «В нем нет и следа эгоизма,он не заботится о себе,он весь-самопожертвование...»(И.С.Тургенев)(слайд 2).

IV. Работа над темой урока.

1.Словарная работа(слайд 3).

Самоотверженность - способность жертвовать собой ради других, ради общего блага.

Идеалист-это человек, идеализирующий действительность, то есть представляющий ее в лучшем виде, чем  есть на самом деле; мечтатель.

2.Постановка проблемного вопроса:

- Почему образ Дон Кихота-«вечный» образ ?(слайд 4).

3.Слово учителя.

-Ребята,сегодня мы совершим виртуальное путешествие в Испанию 17 века,попытаемся окунуться в атмосферу этой экзотической страны,чтобы понять,что вдохновляло нашего героя на подвиги. Исследователи романа Сервантеса подсчитали,что Дон Кихот посетил более ста населенных пунктов страны. Для путешественников существует даже специальный маршрут мест,где якобы побывал Дон Кихот.Маршрутом нашего путешествия будут главы романа,которые мы перелистаем еще раз для того,чтобы вспомнить самоотверженные поступки нашего героя.Отправная точка-1 глава.Как говорится,в добрый путь!

4. «Путешествие» по страницам романа выявление самоотверженных поступков  главного героя .

Глава 1.Какую цель ставит перед собой главный герой в начале романа? (ответ:он захотел сделаться странствующим рыцарем и отправиться на поиски приключений ,чтобы искоренять несправедливость и в опасных подвигах завоевать себе славу+работа с текстом,стр.71,2 абзац,2 предложение)

Главы 2-3.Каким обазом Дон Кихот стремится достичь своей цели?(ответ:подготовил доспехи,коня;подобрал себе имя,которое давало понять,из какого он рода и края-Дон Кихот Ламанчский,нашел себе даму,ради которой будет совершать подвиги;принимает рыцарский обет+текст,стр.71 -73)

Глава 4.В каком эпизоде Дон Кихот проявляет свою самоотверженность?(заступился за пастушонка+текст,стр.75)

+(эпизод с купцами,где он защищает честь своей возлюбленной +текст,стр.79).

Главы 5-7.Чем жертвует Дон Кихот в  этих главах?(предлагает жалованье Санчо Пансе,чтобы тот стал его оруженосцем,хотя сам жил очень сромно;продает часть имения-ему нужны были деньги)

Глава 8.(Просмотр эпизода фильма,где Дон Кихот сражается с ветряными мельницами.)В чем заключается самоотверженность героя в этом эпизоде?(он принял мельницы за великанов,их было30-40,но он бросился на них совершенно один.)А в поединке с бискайцем?(защищал случайно проезжающую даму от ее слуг и монахов+текст,стр.84-85).

Вывод учителя:

-Ребята,вот мы еще раз совершили  наше виртуальное путешествие вместе с Дон Кихотом и,я надеюсь,что вы убедились,что в каждом из своих поступков наш герой жертвует собой или своей жизнью ради других,поэтому мы его поступки можем уверенно назвать самоотверженными.Но нам еще предстоит узнать,поддерживал ли его поведение его верный оруженосец Санчо Панса.Этим мы займемся на следующем этапе нашего урока.

IV. Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы.

1.Беседа

а)Можно ли считать Дон Кихота идеалистом?(Можно,потому что он создал в воображении свой собственный мир с прекрасными дамами и храбрыми рыцарями и следует его законам:рыцарь должен совершать подвиги во имя своей дамы и защищать слабых и обездоленных).(Обращение к определению слова «идеалист»:в каких эпизодах романа Дон Кихот видит действительность лучше,чем она есть на самом деле?(постоялый двор-замок,дульсинея-дама,Росинант лучше всех лошадей,мельницы-великаны).

б ) С какой целью Санчо отправился в путешествие вместе с Дон Кихотом (он согласился служить Дон Кихоту,преследуя корыстные цели:получать жалованье и еще хотел стать губернатором острова) Можно ли это назвать трезвой расчетливостью?(Да,потому что Санчо Панса практичный человек,для него важны материальные блага ).Как реагирует Санчо на все поступки своего господина?(Пытается его остановить,просит его не рисковать,иногда проявляет страх.)Поддерживает ли он его в трудную минуту?(Да,поддерживает,помогает ему и не бросает на произвол судьбы(пример:переживает и бросился на помощь,когда тот упал с ветряной мельницы.)

2.Сравнение картин разных художников и скульптур с изображением главных героев(слайд 5):

-К образам Дон Кихота и Санчо Пансы обращались и многие художники.Так,например, Валентин Александрович Серов изобразил путешествующих Санчо Панса и Дон Кихота.Удалось ли художнику на картине показать,что герои-разные?(Да,у них разная одежда,телосложение,рост и даже средства передвижения:осел и лошадь).А теперь посмотрим,как наших героев изобразил другой художник,Гелий Михайлович Коржев-Чувелев.Как здесь изображены наш рыцарь иего оруженосец?(они тоже разные по внешности.Показан взгляд Дон Кихота,смелый и решительный.Санчо Панса,наоборот,как будто прячется за ним,как за щитом.) Чем они ещё отличаются,кроме внешности? ( отношением к жизни: идеалистическим  и рациональным).

а )А есть ли что-то общее у этих героев?Ответ на этот вопрос попробуем найти в статье о Дон Кихоте И.С.Тургенева(слайд 6).

 «Он(Санчо)смеется над Дон-Кихотом, знает очень хорошо, что он сумасшедший, но три раза покидает свою родину, дом,  жену,  дочь,  чтобы  идти  за этим  сумасшедшим человеком, следует за ним повсюду, подвергается всякого рода неприятностям,предан  ему  по  самую   смерть,   верит   ему,   гордится   им   и   рыдает коленопреклоненный у  бедного  ложа,  где  кончается  его  бывший  господин.

Надеждою на прибыль, на личные выгоды  этой преданности объяснить нельзя...

Причину  его

преданности следует искать глубже; она, если можно так выразиться, коренится

в едва ли не лучшем свойстве массы, в  способности  счастливого  и  честного

ослепления  ...,   в   способности

бескорыстного энтузиазма, презрения к прямым  личным  выгодам,  которое  для

бедного человека почти равносильно с презрением к насущному хлебу.  Великое,

всемирно-историческое свойство! Масса людей всегда кончает  тем,  что  идет,

беззаветно веруя, за теми  личностями,  над  которыми  она  сама  глумилась,

которых  даже  проклинала  и  преследовала,  но  которые,  не  боясь  ни  ее

преследований, ни проклятий, не боясь даже ее смеха, идут неуклонно  вперед,

вперив духовный взор в ими только видимую цель, ищут, падают, поднимаются, и

наконец находят... и по праву; только тот и находит, кого ведет сердце».(Вывод детей:Санчо восхищается своим господином,способным на самопожертвование,и сам становится таким же.)

V.Выполнение заданий квеста.

1.Слово учителя о задачах квеста.

 

- Много еще приключений  произошло с нашими героями на страницах романа Сервантеса.Они посетили много сел и городов своей родной Испании,встретились с разными людьми.Но так и не отступил Дон Кихот от своей цели-помогать слабым и обездоленным. Странствующий рыцарь вместе со своим преданным оруженосцем нашли в горах судук с золотыми монетами и книгу со стихами. Дон Кихот взял себе книгу,а Санчо отдал монеты.Долго думал Санчо,как поступить с сундуком.А после смерти своего господина принял решение:сундук получит тот человек,который больше всего любит, знает и понимает смысл поступков его господина.Много умников и умниц хотели получить заветный сундук.Но никто не смог разгадать тайну Дон Кихота.Загадочный сундук попал и к нам.Что находится в сундуке,никто не знает.Открыть его сможет только тот человек, который хорошо узнал Дон Кихота и сможет определить его главную черту характера.Чтобы угадать эту черту,нужно посетить 8 городов Испании,где,по версии Сервантеса,побывал наш рыцарь.В каждом городе нужно найти и выполнить одно задание,и,следуя маршруту,посетить все города.Выполнение одного задания оцениватся в полтора балла.На листочках вы должны записать 8 слов ответов на каждый вопрос и выделить ту букву,о которой говорится в задании.Из выделенных букв вы должны выделить слово-ключ к нашему сундучку.Заветный сундук откроет тот,кто выполнит все задания и произнесет заветную фразу «Главная черта характера Дон Кихота-это ... .Сундук волшебный,и после произнесения фразы он легко откроется.

Маршрут путешествия перед вами(слайд 7).Удачного путешествия!

2.Выполнение квестовых заданий.

3.Подведение итогов квеста. Оценивание(только 1 победитель),остальные оцениваются в зависимости от количества выполненных заданий, которые они присылают учителю на почту ).

4.Ответ на проблемный вопрос (ответ заложен в эпиграфе).Дон Кихот-величайший гуманист всех времен, перед такими людьми преклонялись всегда, поэтому его образ- «вечный».

5.Анализ эпиграфа к уроку. Прав ли в своей оценке Дон Кихота И.С.Тургенев?

6.Рефлексия.Подберите смайлики, которые передадут ваше настроение и впечатления от урока, и отправьте в чат.Оцените свою работу работу на уроке одним предложением и тоже отправьте в чат.

VI. Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение «Есть ли Дон Кихоты в наше время?»

 

docx
До підручника
Зарубіжна література 8 клас (Сімакова Л.А., Снєгірьова В.В.)
Додано
22 березня 2022
Переглядів
600
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку