Теоретический материал к факультативным занятиям по литературе

Про матеріал
Теоретический материал о художественных символах для факультативных занятий по литературе
Перегляд файлу

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ  КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 

Символ-многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве, общности предметов и явлений жизни.

 Символом в литературе могут служить предметы, животные, явления, признаки предметов. Символ в искусстве-универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями – образа художественного, с одной стороны, знака и аллегории  - с другой. В систему художественной символики входят содержащие намек и смысловую глубину ситуации, картины, детали пейзажа. Символическое значение могут приобретать категории пространства и времени. В определенных психологических ситуациях символичными становятся отдельные жесты, телодвижения, мимика, отображающие состояние человека или его поступки. Художественный символ отличается от других средств выразительности в искусстве и прежде всего от знака. Их различие состоит в том, что знак, как правило, имеет одно основное значение, в то время как художественный символ обладает многозначностью. Символичность образа есть не что иное, как необходимая в реалистическом искусстве мера условности.

Согласно А.Ф. Лосеву, «учение о типах символов есть изучение тех смысловых последовательностей, которых возникают при функционировании символа в разных областях человеческой жизнедеятельности». Он выделяет следующие типы символов:

- научные символы;

- философские;

- художественные;

- мифологические;

- религиозные;

- символы, сформированные природой;

- человечески - выразительные символы;

- действия человека;

- весь мир как царство символов;

Лотмановская  теория  символа  дополняет  теорию Лосева. По

Ю.М.Лотману, «являясь важным механизмом памяти культуры ,символы переносят тексты сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта культуры в другой». Символ может принадлежать не только индивидуальному творчеству. Этим свойством символа определяется  его близость к мифу.

Символ столь же древен, как человеческое сознание. Мифологическое миропонимание предполагает тождество символической формы и ее смысла. Аристотель создал классификацию символов: он подразделяет их на условные («имена») и естественные («знаки»). В средние века символизм существовал с дидактическим аллегоризмом. Разделение аллегории и символа оформилось только в эпоху романтизма. В работе Ф. Крейцера «Символика и мифология древних народов» давалась классификация типов символов («мистический символ» и «пластический символ»). Собственную роль осмысление символ приобретает в символизме. Одними из важнейших принципов символической поэзии символисты считали синтез и внушение. Этими качествами должен был обладать символ. Символизм не дал четкого представления об отличии символа от других категорий.  Слово «символ» имело множество значений. Его много раз путали с аллегориями и мифом. Эпоха символизма дала толчок к строго научному изучению символа. Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности  (миром природы и жизни человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).  Символ тесно связан с другими видами иносказаний. В символе, в отличие от образного параллелизма и сравнения, тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически. В отличие от метафоры, образ - символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова-метафоры. Понимание и толкование смысла всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается. Образы - символы широко используются в литературе. Правильное толкование символов способствует глубокому прочтению текстов. Непонимание символической природы образов может привести к ошибкам в истолковании текстов, к искажению авторского замысла. Символы расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю выстроить ассоциации.  Во многих произведениях Лермонтова символами часто становятся явления природы, одинокие пальма и сосна, одинокий старый утёс, дубовый листок – символы одиноких людей. «Тучка золотая» - символ недолговечного счастья, которое заставляет человека страдать.  Создание символов на основе ассоциаций – яркая черта романтической литературы.  Писатели – реалисты также используют символы, создавая многозначные образы – обобщения, связанные с различными сторонами жизни людей. .
Образ- символ вишнёвого сада – основа пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Сад-философский символ, он подчёркивает связь времён, взаимопроникновение разных пластов жизни, судеб бывших и новых хозяев сада, молодого поколения, устремлённого в будущее.  Представление о символе писателей – символистов конца 19-начала 20 в. не совпадают с традиционными .  Для них символ был не только художественным образом, способным выразить обобщённые представления о мире и человеке. Символ для них – важнейший «инструмент» в их особом способе постижения реальности. Символ рассматривался писателями-символистами в одном ряду с такими эстетическими категориями как «прекрасное», «безобразное», «трагическое».              

Существуют эвокативные символы.                                                          Эвокативность лежит в основе концепции Уорнера, получившей название «Теория символизма». Уорнер выделяет нелогические символы- «Эвокативные символы», «которые скорее  пробуждают чувства и культурные представления читателя, нежели указывают на фактический поток человеческих действий, составляющих описываемое событие».   Эвокативные символы, по Уорнеру, это символы, где главные – индивидуальные или коллективные чувства, основанные на мифологическом коллективном бессознательном, «связанные с надеждами и страхами человека, с его желаниями и тревогами, с его жаждой беспрепятственного осуществления всех своих устремлений и немедленного удовлетворения всех своих видовых потребностей…».   Эвокативные символы дают выражение чувствам. Их значения экспрессивны, нерациональны. Они отсылают к таким чувствам, которые выходят за грань обыденного опыта. С точки зрения Уорнера, эти символы играют важную роль в сохранении социальной жизни и поддержании солидарности членов сообщества. Люди нуждаются в знаках как внешних формах для придания чувственной реальности тем чувствам и представлениям, которые наполняют их душевную жизнь. Благодаря эвокативным символам эти чувства и идеи переносятся в мир воспринимаемой  «объективной реальности». Символы, пробуждающие воспоминания о прошлых событиях, происшедших с индивидом, часто отличаются высокой степенью конденсированности. «Чувства, вложенные в эти символы, «консервируются» в соответствующих знаковых формах и пробуждаются вновь при повторном их использовании.   Эвокативные символы часто становятся сакральными.  Все священные символы базируются на нелогичных чувствах человека.                                                                       Таким образом, мы приходим к выводу,что символ-понятие довольно сложное, универсального определения этого термина не существует. Смысловая структура символа многослойна, рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего и ориентирована на духовно-эстетическое восприятие.

 

 

docx
Додано
1 березня 2020
Переглядів
673
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку