Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Про матеріал

Углубить знания учащихся о предложении, научить правильно интонировать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, верно использовать разделительные знаки в конце предложений, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к природе, искусству.

Перегляд файлу

Тема: Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Цель: углубить знания учащихся о предложении, научить правильно интонировать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, верно использовать разделительные знаки в конце предложений, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к природе, искусству.

Оборудование: музыка Евгения Доги «Осенние деньки», элементы для создания картины осени (облака, стая улетающих птиц, осенние деревья, солнце, скамейка в парке); ватман голубого цвета; осенние листочки для каждого ученика; двусторонний скотч; полоски со словами и СС для составления правил сотрудничества (пассивничать; не бояться ошибиться; высказывать свои мысли; отвлекаться; слушать и слышать; быть активным; пасовать перед трудностями; перебивать друг друга; быть толерантными) карточки – задания; микрофон.

Ход урока

-Организация

Здравствуйте, ребята!

Давайте улыбнемся

Друг другу, гостям.

И пусть улыбка в этот час

Поднимет настроение у нас!

- Записываем число, классная работа

- Слово учителя

«Микрофон»

-Ребята, представьте себе такую ситуацию: вы идете по улице в школу, а вас останавливает журналист и предлагает ответить на вопрос: а каким бы вы хотели, чтобы сегодня был урок русского языка?(учитель подносит микрофон, детям)

- Ответ детей

- А чтобы ваши пожелания осуществились, нам необходимо сотрудничество, основанное на определенных правилах. Давайте их вместе и составим.

- Из данных слов и выражений уберите лишнее, оставьте те, которые, на ваш взгляд, будут нужны нам на уроке для сотрудничества (на доске полоски с написанными словами и СС, отбираем нужные)

Правила сотрудничества (после проделанной работы зачитываем)

Пассивничать –

1.Слушать и слышать

2.Высказывать свои мысли

3.Не бояться ошибиться

Пасовать перед трудностями –

4.Быть активными

Отвлекаться –

Перебивать друг друга

5.Быть толерантными.

- Читаем полученное

- Итак, в путь творчества и познания за новыми знаниями.

- Ребята, прослушайте музыку Евгения Доги и подумайте: какие ассоциации она у вас вызвала?

Задание выполняют вместе (дети говорят, а учитель пишет на доске)

падающие листья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

погода стоит хорошая

 

АССОЦИАЦИИ

 

небольшой ветерок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

желание прогуляться

 

светит солнце

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чувствуется, что природа готовится к зиме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вчитайтесь в наши записи и подумайте: что они представляют собой с точки зрения языка как науки? (это СС и предложения)

- А какой раздел языка изучает эти языковые единицы? (Синтаксис)

- Так о чем будет идти речь на уроке? ( о синтаксисе)

- А что мы уже изучили из этого раздела? (СС)

- Значит мы будем говорить о… (предложении)

- Действительно, мы с вами будем говорить о предложении по цели высказывания и эмоциональной окраске.

- Запишите тему урока.

- Слово учителя. Пользуясь правилами сотрудничества, мы должны будем углубить наши знания, показать насколько мы чувствуем интонацию конца предложения, попытаемся интонировать, выполнять целый ряд заданий, при этом демонстрируя опорные и новые знания по этой теме. А результатом нашего творческого труда должно стать произведение искусства. А какое? Вы сами его назовете в конце урока.

- Актуализация опорных знаний

Работа по вариантам

- Еще раз обратимся к записанным ассоциациям.  Вам, учащиеся, необходимо назвать

І вариант

ІІ вариант

Словосочетания

желание прогуляться;

небольшой ветерок;

падающие листья

Предложения

Светит солнце.

Погода становится хорошая.

Чувствуется, что природа готовится к зиме.

- Презентация ответов.

- В чем главное отличие СС от предложений?

Словосочетания

Предложения

Не имеют законченной мысли

Имеет законченную мысль, интонационную завершенность.

(Учитель крепит  плывущие облака на светло-голубой ватман)

Составление схемы – опоры

- А что же вам известно о предложении?

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтаксическая единица языка, обладающая законченной интонацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 и более

 

 

 

 

 

 

ГО

 

 

 

 

СП

 

 

 

 

 

 

1 ГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повест.-

(сообщ.)

.

По цели

высказ.

По эмоцион.

окраске

По наличию

главных членов

По наличию

второстеп. членов

 

 

 

 

 

 

Побудит.

(просьба,

приказ)

.

Вопросит.

(вопрос)

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

восклицат.

(эмоции)

!

невосклицат.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двусостав.

 

Односостав.

(либо       ,

либо       )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

распростр.

 

нераспрост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неосложн.

 

 

 

осложн.

 

 

- Устно по таблице охарактеризуйте 1 предложение, встретившееся в ассоциациях.

Ответ: СВЕТИТ СОЛНЦЕ. (повествовательное, простое предложение, нераспространенное, неосоложненное)

 

 Работа по теме

1.Исследование нового материала

Работа по карточкам

- Выразительно прочитайте стихотворение Нировича, подумайте: что объединяет это произведение с музыкой Е.Доги?

Ответ: ТЕМА ОСЕНИ

Работа в парах

- Спишите этот текст и определите: какие предложения по цели высказывания составляют этот текст? Свой ответ аргументируйте.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом,

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна

Значит очень – не весна.

- Презентация ответа (Этот текст составляют повествовательные предложения, так как они нам сообщают как выглядит природа осенью, что с ней происходит, какие присутствуют краски)

- Давайте проследим за интонацией в этих предложениях, сделав разметку.

- Какой вывод можно сделать? (голос в конце понижается, интонация нисходящая)

- Каким предложениям по цели высказывания соответствует такая интонация?

- Ответ: повествовательным.

(Учитель цепляет на ватман осенние деревья)

Проблемное задание

Можно ли изменить эмоциональную окраску предложений в этом тексте? Свой ответ аргументируйте методом «Пресс».

- Ответ (Я думаю, что да, при условии, когда хочется подчеркнуть красоту, проявляя при этом свое чувство восторга, восхищения.)

- Назовите предложения (если они есть в тексте), которые, по вашему мнению, могут изменить эмоциональную окраску? Произойдут ли какие-то изменения с предложением?

Вся земля желта кругом!

Желтизна, желтизна,

Значит осень – не весна!

 

- Ответ: да, предложение станет восклицательным, в конце поставим знак восклицания вместо точки, изменится интонация, она станет восходящей)

- Правильный ли мы сделали вывод, прочитаем в параграф 9,10 учебника на страничке 35,36(Баландина)

- Что еще вы узнали из параграфа.

- Ответ (в вопросительном предложении интонация повышается на главном для смысла слове и опускается в конце, а в побудительном интонация просьбы, совета, укора и т.д., при этом тоже восходящее - нисходящая)

(Учитель на ватман крепит скамейку в парке)

Тренировочные упражнения

Работа в парах на карточках

Спишите, раскрывая скобки и определяя границы предложений. Определите их тип по цели высказывания, эмоциональной окраске. Сделайте их интонационный разбор. Расставьте недостающие знаки препинания.

А все(таки) осень х…р…ша как красиво падает лист вот он оторвался в нерешительности кружи (тся, ться) потом опускае(тся, ться) ниже и наконец плавным движением (при-, пре-)никает к земле (меняются тетрадями)

- У кого так как у меня?

- Оценивание словесно.

- Итак, какие в тексте встретились предложения? Свой ответ аргументируйте. (повествовательные, рассказывают о природе осенью, не проявляя при этом эмоций, это невосклицательные. Есть и восклицательные, которые проявляют эмоцию восторга о падении листа).

 

Работа в парах

Творческая работа

- Придумайте слоганы на тему охраны окружающей среды по опорным словам. Предложения запишите, определите их тип по цели высказывания и эмоциональной окраске. Первое предложение разберите под цифрой 4.

Слова для справки: сохранить, заботиться, губить, если, о, братья, свои, меньшие, природа, дерево, убивать, чем, больше, одна, жизнь.

1.Сохрани природу4. (Побудит., невоскл.,  ПП, односост., распр., неосл.)

2.Заботься о братьях своих меньших. (Побудит., невоскл.)

3.Если губишь дерево, убиваешь больше, чем одну жизнь. (Повест., невоскл.)

- Презентация ответа. Оценивание (учитель крепит  тротуар в парке)

- Какая орфограмма встретилась в этом задании? (правописание Ь)

- Рефлексия

Тестирование

1.Укажите,  какого вида предложений по цели высказывания не существует:

а) повествовательного; б) восклицательного; в) побудительного; г) вопросительного.

2.Продолжи предложение: Предложения по цели высказывания бывают…

а)восклицательные; б)восклицательные и невосклицательные; в) повествовательные, побудительные и вопросительные; г) вопросительные.

3. Найди «лишнее»

а) Листья пожелтели, но еще не успели облететь.

б) Падают на землю увядающие листья, и их подхватывает ветер.

в) Как прекрасен осенний лес!

г) Дни стоят все еще теплые, но осень уже вступает в свои права.

4.Укажите повествовательное предложение.

а) Осень – любимая пора А.С.Пушкина.

б) Заботься о природе, дорогой друг!

в) Разве уже наступила осень?

г) Любуйся красотой осени.

5.В побудительном предложении в конце ставится…

а) восклицательный знак; б) вопросительный знак; в) точка; г) многоточие.

- Взаимопроверка. (учитель крепит на ватман клин журавлей)

- Д/з. параграфы 9,10, упражнение 52 (сделать синтаксический разбор предложений по схеме-опоре)

- ИТОГ

- Слово учителя. Вот это результат нашего сотрудничества. Что мы получили? Правильно картину, но она еще не завершена. У вас у всех лежат листики, которые расскажут нам, о том понравился ли вам урок, оправдались ли ваши ожидания. Прикрепите их на нашу картину.

Закончи предложение

1.Сегодня на уроке…

2.Самым трудным заданием было…

3. Самым интересным заданием было, когда мы…

 

docx
Додано
17 вересня 2018
Переглядів
1980
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку