Углубить знания учащихся о предложении, научить правильно интонировать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, верно использовать разделительные знаки в конце предложений, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к природе, искусству.
Тема: Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
Цель: углубить знания учащихся о предложении, научить правильно интонировать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, верно использовать разделительные знаки в конце предложений, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к природе, искусству.
Оборудование: музыка Евгения Доги «Осенние деньки», элементы для создания картины осени (облака, стая улетающих птиц, осенние деревья, солнце, скамейка в парке); ватман голубого цвета; осенние листочки для каждого ученика; двусторонний скотч; полоски со словами и СС для составления правил сотрудничества (пассивничать; не бояться ошибиться; высказывать свои мысли; отвлекаться; слушать и слышать; быть активным; пасовать перед трудностями; перебивать друг друга; быть толерантными) карточки – задания; микрофон.
Ход урока
-Организация
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся Друг другу, гостям. И пусть улыбка в этот час Поднимет настроение у нас! |
- Записываем число, классная работа
- Слово учителя
«Микрофон»
-Ребята, представьте себе такую ситуацию: вы идете по улице в школу, а вас останавливает журналист и предлагает ответить на вопрос: а каким бы вы хотели, чтобы сегодня был урок русского языка?(учитель подносит микрофон, детям)
- Ответ детей
- А чтобы ваши пожелания осуществились, нам необходимо сотрудничество, основанное на определенных правилах. Давайте их вместе и составим.
- Из данных слов и выражений уберите лишнее, оставьте те, которые, на ваш взгляд, будут нужны нам на уроке для сотрудничества (на доске полоски с написанными словами и СС, отбираем нужные)
Правила сотрудничества (после проделанной работы зачитываем)
Пассивничать – 1.Слушать и слышать 2.Высказывать свои мысли 3.Не бояться ошибиться Пасовать перед трудностями – 4.Быть активными Отвлекаться – Перебивать друг друга 5.Быть толерантными. |
- Читаем полученное
- Итак, в путь творчества и познания за новыми знаниями.
- Ребята, прослушайте музыку Евгения Доги и подумайте: какие ассоциации она у вас вызвала?
Задание выполняют вместе (дети говорят, а учитель пишет на доске)
падающие листья |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
погода стоит хорошая |
|
АССОЦИАЦИИ |
|
небольшой ветерок |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
желание прогуляться |
|
светит солнце |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
чувствуется, что природа готовится к зиме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вчитайтесь в наши записи и подумайте: что они представляют собой с точки зрения языка как науки? (это СС и предложения)
- А какой раздел языка изучает эти языковые единицы? (Синтаксис)
- Так о чем будет идти речь на уроке? ( о синтаксисе)
- А что мы уже изучили из этого раздела? (СС)
- Значит мы будем говорить о… (предложении)
- Действительно, мы с вами будем говорить о предложении по цели высказывания и эмоциональной окраске.
- Запишите тему урока.
- Слово учителя. Пользуясь правилами сотрудничества, мы должны будем углубить наши знания, показать насколько мы чувствуем интонацию конца предложения, попытаемся интонировать, выполнять целый ряд заданий, при этом демонстрируя опорные и новые знания по этой теме. А результатом нашего творческого труда должно стать произведение искусства. А какое? Вы сами его назовете в конце урока.
- Актуализация опорных знаний
Работа по вариантам
- Еще раз обратимся к записанным ассоциациям. Вам, учащиеся, необходимо назвать
І вариант |
ІІ вариант |
Словосочетания желание прогуляться; небольшой ветерок; падающие листья |
Предложения Светит солнце. Погода становится хорошая. Чувствуется, что природа готовится к зиме. |
- Презентация ответов.
- В чем главное отличие СС от предложений?
Словосочетания |
Предложения |
Не имеют законченной мысли |
Имеет законченную мысль, интонационную завершенность. |
(Учитель крепит плывущие облака на светло-голубой ватман)
Составление схемы – опоры
- А что же вам известно о предложении?
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||
|
Синтаксическая единица языка, обладающая законченной интонацией |
|
|
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
2 и более |
|
|
|
|
|
||
|
ГО |
|
|
|
|
||
СП |
|
|
|
|
|
||
|
1 ГО |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
ПП |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
Повест.- (сообщ.) . |
По цели высказ. |
По эмоцион. окраске |
По наличию главных членов |
По наличию второстеп. членов |
|||
|
|
|
|
|
|
||
Побудит. (просьба, приказ) . |
Вопросит. (вопрос) ? |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
восклицат. (эмоции) ! |
невосклицат. . |
|
|
|
||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Двусостав.
|
Односостав. (либо , либо ) |
|
|
||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
распростр. |
|
нераспрост. |
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
неосложн. |
|||
|
|
|
осложн. |
|
|
||
- Устно по таблице охарактеризуйте 1 предложение, встретившееся в ассоциациях.
Ответ: СВЕТИТ СОЛНЦЕ. (повествовательное, простое предложение, нераспространенное, неосоложненное)
Работа по теме
1.Исследование нового материала
Работа по карточкам
- Выразительно прочитайте стихотворение Нировича, подумайте: что объединяет это произведение с музыкой Е.Доги?
Ответ: ТЕМА ОСЕНИ
Работа в парах
- Спишите этот текст и определите: какие предложения по цели высказывания составляют этот текст? Свой ответ аргументируйте.
Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом, Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна Значит очень – не весна. |
- Презентация ответа (Этот текст составляют повествовательные предложения, так как они нам сообщают как выглядит природа осенью, что с ней происходит, какие присутствуют краски)
- Давайте проследим за интонацией в этих предложениях, сделав разметку.
- Какой вывод можно сделать? (голос в конце понижается, интонация нисходящая)
- Каким предложениям по цели высказывания соответствует такая интонация?
- Ответ: повествовательным.
(Учитель цепляет на ватман осенние деревья)
Проблемное задание
Можно ли изменить эмоциональную окраску предложений в этом тексте? Свой ответ аргументируйте методом «Пресс».
- Ответ (Я думаю, что да, при условии, когда хочется подчеркнуть красоту, проявляя при этом свое чувство восторга, восхищения.)
- Назовите предложения (если они есть в тексте), которые, по вашему мнению, могут изменить эмоциональную окраску? Произойдут ли какие-то изменения с предложением?
Вся земля желта кругом! Желтизна, желтизна, Значит осень – не весна! |
- Ответ: да, предложение станет восклицательным, в конце поставим знак восклицания вместо точки, изменится интонация, она станет восходящей)
- Правильный ли мы сделали вывод, прочитаем в параграф 9,10 учебника на страничке 35,36(Баландина)
- Что еще вы узнали из параграфа.
- Ответ (в вопросительном предложении интонация повышается на главном для смысла слове и опускается в конце, а в побудительном интонация просьбы, совета, укора и т.д., при этом тоже восходящее - нисходящая)
(Учитель на ватман крепит скамейку в парке)
Тренировочные упражнения
Работа в парах на карточках
Спишите, раскрывая скобки и определяя границы предложений. Определите их тип по цели высказывания, эмоциональной окраске. Сделайте их интонационный разбор. Расставьте недостающие знаки препинания.
А все(таки) осень х…р…ша как красиво падает лист вот он оторвался в нерешительности кружи (тся, ться) потом опускае(тся, ться) ниже и наконец плавным движением (при-, пре-)никает к земле (меняются тетрадями)
- У кого так как у меня?
- Оценивание словесно.
- Итак, какие в тексте встретились предложения? Свой ответ аргументируйте. (повествовательные, рассказывают о природе осенью, не проявляя при этом эмоций, это невосклицательные. Есть и восклицательные, которые проявляют эмоцию восторга о падении листа).
Работа в парах
Творческая работа
- Придумайте слоганы на тему охраны окружающей среды по опорным словам. Предложения запишите, определите их тип по цели высказывания и эмоциональной окраске. Первое предложение разберите под цифрой 4.
Слова для справки: сохранить, заботиться, губить, если, о, братья, свои, меньшие, природа, дерево, убивать, чем, больше, одна, жизнь.
1.Сохрани природу4. (Побудит., невоскл., ПП, односост., распр., неосл.)
2.Заботься о братьях своих меньших. (Побудит., невоскл.)
3.Если губишь дерево, убиваешь больше, чем одну жизнь. (Повест., невоскл.)
- Презентация ответа. Оценивание (учитель крепит тротуар в парке)
- Какая орфограмма встретилась в этом задании? (правописание Ь)
- Рефлексия
Тестирование
1.Укажите, какого вида предложений по цели высказывания не существует:
а) повествовательного; б) восклицательного; в) побудительного; г) вопросительного.
2.Продолжи предложение: Предложения по цели высказывания бывают…
а)восклицательные; б)восклицательные и невосклицательные; в) повествовательные, побудительные и вопросительные; г) вопросительные.
3. Найди «лишнее»
а) Листья пожелтели, но еще не успели облететь.
б) Падают на землю увядающие листья, и их подхватывает ветер.
в) Как прекрасен осенний лес!
г) Дни стоят все еще теплые, но осень уже вступает в свои права.
4.Укажите повествовательное предложение.
а) Осень – любимая пора А.С.Пушкина.
б) Заботься о природе, дорогой друг!
в) Разве уже наступила осень?
г) Любуйся красотой осени.
5.В побудительном предложении в конце ставится…
а) восклицательный знак; б) вопросительный знак; в) точка; г) многоточие.
- Взаимопроверка. (учитель крепит на ватман клин журавлей)
- Д/з. параграфы 9,10, упражнение 52 (сделать синтаксический разбор предложений по схеме-опоре)
- ИТОГ
- Слово учителя. Вот это результат нашего сотрудничества. Что мы получили? Правильно картину, но она еще не завершена. У вас у всех лежат листики, которые расскажут нам, о том понравился ли вам урок, оправдались ли ваши ожидания. Прикрепите их на нашу картину.
Закончи предложение
1.Сегодня на уроке…
2.Самым трудным заданием было…
3. Самым интересным заданием было, когда мы…