Урок "Обобщение изученого по теме "Лексикология. Фразеология"

Про матеріал

Конспект урока по новой программе Обобщающий урок по теме: «Лексикология. Фразеология» 5 класс. Понятие о лексикологии. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы. Фразеологизмы.

Перегляд файлу

5 класс

Урок 61

 

Тема: Обобщающий урок по теме: «Лексикология. Фразеология»

Цели:

  • Образовательные: 
    формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; совершенствовать умения объяснять фразеологизмы;
  • Развивающие: 
    развивать творческое мышление, активность учащихся;
    совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
  • Воспитательные: 
    привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;
    воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование:

  • проектор, компьютер, экран
  • компьютерная презентация
  • карандаши

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

С каким настроением пришли?

II. Мотивация учебной деятельности.

Давайте познакомимся с одним крылатым выражением. Это высказывание великого мастера слова Максима Горького. Постарайтесь запомнить это выражение.

 

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

                                                   М. Горький.                   Слайд

 

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? лексикологии, о лексическом значении слова)

III. Объявление темы и цели урока.

Наша цель с вами – закрепить знания о лексикологии и фразеологии.

- А что изучает лексикология?  Слайд

- Правильно. Сегодня мы обобщим знания о омонимах, синонимах и атонимах, умение находить их в тексте.

И сегодня тема нашего урока «Лексикология. Фразеология». Слайд

IV. Проверка домашнего задания.  Слайды

          Прежде чем мы перейдём к основной теме урока, скажите что интересного произошло при выполнении домашнего задания? Давайте посмотрим правильно ли вы с ним справились.

 Вам нужно было по картинкам определить, что обозначает каждый фразеологизм.

Итак,  первая картинка – развесить уши. (Так говорять про человека, слушающего кого-либо чересчур доверливо или про человека, который подслушивает). Вторая картинка – вставлять палки в колёса. (Мешать в каком либо деле). Третья – как курица лапой (писать неразборчиво). Четвёртая – вертеться как белка в колесе. (Находиться в беспрестанных хлопотах). Пятая картинка – тянуть кота за хвост. (Делать очень медленно). И шестая – как две капли воды (совершенное сходство). И последняя седьмая картинка – взять себя в руки и выйти из себя (успокоиться, перестать нервничать и разозлиться).

          И вам задано было к картинкам подобрать фразеологизмы.

Молодцы!

 

V. Представление новой темы.

Сегодня у нас не простой урок, я приглашаю Вас в путешествие по океану… океану знаний Русского языка.

Давайте в тетрадке запишем дату нашего путешествия и обозначим «классную работу», которую нам предстоит сделать. Итак, в путь!

 

(Учебная релаксация, тихая музыка: шум океана). (Можно закрыть глаза).

На прекрасном корабле мы отправляемся в путешествие! Представьте, как должен выглядеть наш корабль? Какого он цвета, какого размера? А как выглядите вы – путешественник? Какое у вас настроение? Пусть во время нашего путешествия исполнится какая-нибудь ваша мечта. Итак, займите удобное положение, уютно устройтесь. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, ноги. Почувствуйте, как вы наполняетесь свежестью океана, для вас открывается его мощь и сила, красота и мудрость. Каждый миг жизни даёт вам возможность для творчества… Могучие творческие силы вашего внутреннего мира океанским ветром вырываются наружу и создают вокруг вас новый прекрасный мир. Мир, который полон интересных знаний.

Звуки океана увлекают вас в путешествие, аромат океана манит в незнакомые дали. Плывите, летите и просто восхищайтесь своим состоянием, самим собой.

Представьте, что наш корабль умеет летать. На прекрасном летучем корабле вам виден океан с высоты птичьего полёта. Смотрите, вот остров. Это остров Лексикология. Посмотрите на этом острове - три царства. Одно - Синонимия, второе – Антонимия, третье – Омонимия. В каждом царстве жили принцы и принцессы.

В царстве Синонимия жители были похожи между собой, часто помогали друг другу, и в непредвиденной ситуации заменяли собой. Вместе работали, трудились, действовали, занимались.

В царстве Антонимия жили братья -  двойняшки. Они были совсем не похожи между собой, имели противоположные характеры. Если один любил черный цвет, то другой – белый, один был высок – другой низок, один стоял – другой шёл, один был злым – другой добрым.

В третьем царстве Омонимия у многих были одинаковые имена, но на вид были совсем разными. У одного коса была длинная, у другого – острая, у одних принцесс было имя Зарядка, одна часто своей зарядкой «кормила» телефоны, а другая очень любила  делать зарядку по утрам.

Посмотрите ещё раз на эти царства, остров,  океан Русского языка. Наше путешествие заканчивается, мы обязательно будем путешествовать ещё!

Почувствуйте прилив сил, пошевелите пальцами рук, ног. Сделайте глубокий вдох, улыбнитесь друг другу.

 

VI. Воспроизведение материала.

1. Вопросы к учащимся

- Что Вы чувствовали во время путешествия по океану Русского языка?

- Какие образы запомнились?

- Вспомните название острова?

- Как выглядел остров?

- Какими представились жители в замках?

- Что такое антонимы; синонимы; омонимы?

- Какие примеры вам запомнились?

 

2. Задание. Нарисуйте на листах бумаги наше путешествие: океан, остров, обозначьте царства, которые посетили, напишите их названия и имена жителей которые запомнились.

 

Устали? Отдохнём.

 

3. Динамическая пауза:

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке(Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.(Приседания.)

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

 

4. Демонстрация картинки.

- А теперь посмотрите, что получилось у меня. Картинка слайд. Совпадает ли с тем, что нарисовали и написали Вы?

Узнаёте своих старых знакомых, жителей этих островов?

 

VII. Закрепление.

Выполнение упражнений

 

- Ну а теперь давайте выполним несколько упражнений.

                                                       Упражнение 1.

Вы видите на картинке штурвал от нашего корабля. Когда синонимы увидели корабль, то им очень захотелось стать капитанами. Каждый схватился за ручку и так его раскрутили, что все перемешались. Слайд

 Давайте поможем восстановить семьи – синонимические ряды. Слайд

 

Храбрый, отважный, мужественный, смелый, неустрашимый, бесстрашный.

Блестеть, сиять, блистать, светиться, сверкать, мерцать.

Путешествие, поездка, поход, странствие, турне, вояж.

 

(ТУРНЕ́. 1. Путешествие по круговому маршруту.

2. Поездка артистов на гастроли, а также спортсменов на выступления.

Странствование - продолжительное путешествие по дальним странам, отдаленным местам).

 

                                                          Упражнение 2.

А теперь давайте перейдём к антонимам. Ой, а где же они. Посмотрите, когда мы уплыли, поднялся большой ветер, начался шторм и все двойняшки перемешались. Слайд

Давайте найдем пары. Слайд

Лето - Зима

Тепло - Холодно

 Веселый - Грустный

 Узкий - Широкий

День - Ночь

Молодой - Старый

Кислое - Сладкое

Толстый - Худой

Опускаться - Подниматься

Свет  - Тьма

Вправо - Влево

Дорогая - Дешёвая

Говорить  - Молчать.  

 

Упражнение 3.

Только одни омонимы остались в замке  и за всем наблюдали из окон. И написали вот такое письмо.

Мы, друзья, из русской речи,      
Из родного языка. 
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,     
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
 

Слайд

Найдите их и укажите их смысл.

Я потихоньку засыпал, (Готовиться ко сну)
Когда вокруг, в ночной тиши
Снег нашу землю засыпал. (Покрыть доверху, заполнив чем-н. сыпучим)
Ложился плавно, не спешил.

 

Слайд. Наш Ванюша во бору

Накосил косой траву.

 А своей косой Танюша

  Полюбилася Андрюше.

 

slide_3.jpg

 

Слайд. Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну,
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?

 

Картинки по запросу картинка ключ омоним

 

Слайд. Папа краном управляет,

Носит груз подъемный кран.

А придя домой с работы,

Папа чинит в ванной кран. (Кран, через который льётся вода).

 

Слайд. Норка (животное) вылезла из норки (углубление в земле), 
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла .

 

Слайд. Возвращаясь под вечер с поля (равнина, пространство без деревьев),
Потеряла серёжку Поля (имя девочки). 
Ту серёжку нашёл Серёжка (имя мальчика).
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка (украшение).

 

- Давайте ещё раз повторим, что такое омонимы, антонимы, синонимы.

 

VIII. Домашнее задание.

Слайд. Написать мини-сочинение «Мой школьный день», используя омонимы, синонимы, антонимы. И подготовиться к тематической контрольной работе.

 

IX. Подведение итогов урока.

Слайд. Ребята, как вы оцениваете свои знания по теме «Лексикология»?

 

Хочется пожелать вам, чтобы вы всегда верили в свои силы, потому что каждый из вас похож на этого львёнка. Слайд

- А всем присутствующим хочется пожелать: хоть раз в жизни побывать в том сказочном месте, где вы будете чувствовать себя принцами и принцессами.  Слайд

Спасибо за работу!!!

docx
Додано
20 вересня 2018
Переглядів
1100
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку