Тренинг по тимбилдингу успешно сплачивает любую команду, проходит в игровой форме и формирует коммуникабельные и социальные компетентности, так необходимые для современных подростков. Будет интересен классным руководителям, педагогам-организаторам для работы с ученическим самоуправлением, а также воспитателям в детских лагерях. Можно использовать полностью или отдельные упражнения. Главное, что дети, играя, учатся работать в команде, находить общий язык, учатся идти на компромиссы, решать проблемные ситуации, создается благоприятный психологический климат в группе.
Цели:
Демонстрационный материал: нарезка из мультфильмов «Вместе мы – сила!», видеоролики с музыкальными классическими произведениями для демонстрации на экране; на доске – чемодан с умениями, правила тренинга, девиз занятия.
Оборудование и материалы: ведро с шариками, обруч, фишки, два стола с манкой, карточки с названиями животных и птиц, конфеты, 4 больших листа бумаги, листы бумаги формата А4, 4 степлера, зеленые и фиолетовые указатели на столы, колокольчик, лента, мячик.
(Пока дети заходят демонстрируется видеоролик Чайковский П.И. Октябрь (5.41).)
(Слайд 1) П-О. Здравствуйте, ребята!
Давайте поздороваемся друг с другом! Я предлагаю вам пожать руку каждого из группы и при этом сказать: «Привет! Как хорошо, что Ты здесь!». Руки не отпускайте, пока мы не образуем одну большую цепочку. (Проходит упражнение)
Поздоровались, можно и начинать. Становитесь полукругом.
Мотивация (3 минуты) Сегодня мы проведем с вами очередное занятие по тимбилдингу. А что такое тимбилдинг? Как перевести это слово с английского языка? («Team» - команда, «building» - образование, т.е. всё слово дословно переводится как «командообразование»), а наша главная цель – сплочение команды.
Давайте вместе прочитаем девиз сегодняшнего урока: (читаем вместе с детьми)
«Вместе не трудно, вместе не тесно,
вместе легко и всегда интересно!».
А как расшифровывается слово «team»? (Вместе каждый добивается больше!»). Молодцы! Думаю, сегодня в этом вы еще раз убедитесь, и как раз об этом мультфильм, который я хочу вам показать!
Мультфильм «Вместе мы – сила!»
3. Правила. А чтобы наше путешествие было удачным, давайте вооружимся необходимыми умениями. Сложим в этот чемодан (нарисованный на доске) те умения, которые нам понадобятся в дороге для работы в команде. Мы о них говорили на предыдущем занятии, давайте повторим их. (прикрепляются смайлики)
1.Умение слышать друг друга.
2. Умение доверять.
3. Умение договариваться.
4. Умение поддержать друг друга.
5. Умение распределять роли.
5. Умение действовать сообща.
П-О. Итак, отправляемся в путь на вершину успеха! И сначала мы будем ехать на паровозике! Получите, пожалуйста, билеты (раздаются карточки с названием животных и птиц – котёнок, щенок, утёнок).
Упражнение «Сбор по голосам» - объединение в 3 команды по 4 человека (2 минуты)
П-О. Ваша задача – с закрытыми глазами собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных и птиц”. Например, котята мяукают и по этим звукам собираются вместе. Задание понятно? Тогда начинаем.
(Проходит упражнение)
П-О. Проверяем билеты. Итак, в первом вагончике у нас едут котята, во втором – щенки, а в третьем – утята.
Обсуждение. Скажите, какое умение вам больше всего пригодились в пути, особенно, когда вы были с закрытыми глазами? (умение слышать друг друга). Достаем его из чемодана.
Упражнение «Паровозик» - 3 команды по 4 человека (4 минуты)
П-О. Образуйте «вагончики», положите руки друг другу на пояс. Первый человек в вагончике – это машинист. И вам нужно заправиться. А вот и топливо (высыпать шарики). Каждой команде нужно собрать по пять шариков и привезти их вот в это депо (показать обруч).
Но вот беда – впереди густой туман, никому ничего видно, за исключением последнего человека в команде. Поэтому каждый из вас закроет глаза впереди стоящему. Последний в «вагончике» будет управлять своими друзьями, следить, чтобы не было столкновений с другими вагончиками и объезжать все препятствия (поставить фишки), а все остальные внимательно слушают, доверяют ему и выполняют все его команды.
Закрываем глаза. Только играем честно, не подглядываем! (Проходит упражнение)
Обсуждение. Скажите, какое умение вам больше всего пригодилось в этой игре, когда вы действовали по подсказке друзей? (умение доверять). Правильно, достаем его из чемодана.
Упражнение «На льдине» - 4 команды по 3 человека – сами формируются (3 минуты)
А теперь представьте, что вы – пингвины. Ваш главный враг – касатки. Как только я скажу это слово, вы должны быстро уйти в безопасное место, где они вас не достанут – вот эти льдины (разложить листы бумаги). Это нужно сделать, пока я считаю до трех. Но если вы заступите за этот лист бумаги – станете обедом для касатки.
Итак, пингвины мирно гуляют по берегу, покажите, как они ходят. Касатки! 1, 2, 3! Остались касатки голодными – не достать им пингвинов.
Но льдины тают, становятся меньше, сложите свой лист бумаги пополам… Итак, пингвины гуляют… Касатки! 1, 2, 3! К сожалению, касаткам удается поживиться пингвинами (отобрать тех, кто заступил).
А льдины растаяли еще больше, сложите листы бумаги вдвое. Теперь вам очень понадобится поддержка друг друга. Итак, пингвины гуляют… Касатки! 1, 2,3! Не смогли удержать друг друга…
Упражнение «Скала» – 2 минуты
А впереди – новое испытание – «Скала». Станьте, пожалуйста, в линию плечом к плечу. Первый человек должны перейти на другую сторону скалы, которую представляют остальные члены команды, и не заступить за линию. Представьте, что за линией – пропасть, поэтому нужно во что бы то ни стало удержать друзей. Давайте сделаем какие-то выступы на скале руками и ногами.
(Проходит упражнение)
Обсуждение. Скажите, какое умение вам больше всего понадобилось в этих двух упражнениях? (Умение поддержать друг друга).
Упражнение «Фруктовый коктейль» - деление на 2 команды по 6 человек – 2 минуты
Предлагаю поиграть в игру «Фруктовый коктейль». (Тренер раздает роли: банан, яблоко, апельсин, киви). Те фрукты, которые я называю, должны поменяться местами. Когда я скажу: «Фруктовый коктейль» - перемешиваются все.
Я – бармен, делаю коктейль из банана и киви. Из апельсина и банана… Из киви и яблока… Фруктовый коктейль! (перебегают все).
А теперь все яблоки и бананы становятся справа от меня, апельсины и киви – слева. У нас получились 2 команды по 6 человек.
Упражнение «Башня» - 2 команды по 6 человек – 5 минут
А впереди нас ждёт следующее задание. Построить из этих листов бумаги башню. Она должна быть высокой и устойчивой (стоять самостоятельно без поддержки). Время ограничено – 4 минуты.
(Видеоролик Шопен «Осень» (4.09)
Время вышло, сравним башни. У какой команды башня получилась выше?
Обсуждение. Дети, какое умение вам больше всего пригодилось на этот раз, учитывая то, что кто-то выдвигал идеи, кто-то работал со степлером, кто-то собирал конструкцию? (Умение распределять роли в группе).
П-О. Молодцы, ребятки. Мы заслужили отдых. Возьмите себе по конфетке. (Детям предлагается 2 вида конфет). Скушаете их потом, а сейчас объединитесь в 2 группы – с зелеными конфетами – в одну, с фиолетовыми – в другую. Спрячьте пока конфеты в карман, потому что нас ожидает релакс-кафе. Подходим к своим столам командами.
Упражнение «Песочная терапия» (6 минут)
(Включается фоном видео Шопен «Ноктюрн» (5.29))
Обсуждение. Какое умение при работе с манкой вам помогло, когда вы делили место на столе, когда вы расписывали узорами свой общий блинчик? (Умение договариваться.)
Упражнение «Хлопки» (2 минуты)
П-О. Молодцы, ребятки. Становимся в круг. Мы прошли все испытания, давайте себе поаплодируем. Будем хлопать до семи раз, считая дружно вместе. Пробуем медленно: хлопок перед собой, под ногой, перед собой, под другой, перед собой, за спиной, перед собой, и только после этого хлопаем по ладоням друзей и считаем: «1». Готовы? Тогда начинаем.
(Проходит упражнение «Хлопки по кругу»)
Обсуждение. Ну, что, вынимаем из чемодана последнее умение? Пригодилось оно нам во время последней игры, когда нужно было хлопать дружно, в одном ритме? (Умение действовать сообща).
Рухавка «Хэндбол» - если останется время
Умницы, теперь можно поиграть в «хэндбол». Разворачиваемся спиной к центру. Ноги шире, чем ширина плеч. Это ваши ворота. Защищаем свои ворота руками. Напоминаю, если мяч пролетит в ваши ворота, вы убираете одну руку. Если вы пропустите и второй гол, выбываете из игры.
Подведение итогов (3 минуты)
Ожидания. П-О. Молодцы, никто не выбыл. Все прибыли на финиш. Передвиньте свои звёздочки так далеко, насколько для вас было интересным и полезным наше занятие.
А посмотрите, возле финиша скрыты какие-то листочки. Давайте посмотрим, что на них написано.
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет,
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат!
Я вам желаю всегда успешно работать в команде, быть активными, дружными и отзывчивыми. Давайте попрощаемся.
Ритуал прощания. «Мы – команда!»
(Тренер протягивает руку, все дети складывают на нее свои ладошки, дружно читают до трёх, подбрасывают вверх и кричат: «Мы – команда!»).
(Видеоролик Чайковский П.И. Октябрь (5.41). Дети фотографируются на память)
ЗАПАСНОЕ
Упражнение «Дракон». Молодцы, вагоны не растеряли, с заданием справились. Встаём и кладём руки друг другу на плечи и представляем, что это – огромный дракон. ___________ - это его голова, а ____________ - это хвост. Задание для головы – поймать хвост.
Голова, лови хвост! (Проходит упражнение)
А теперь разворачиваемся и меняемся местами. Теперь говова – это _____________.
(Проходит упражнение)
Упражнение «Гусеница». А теперь представьте, что вы – гусеница. Для этого поставьте ноги на ширину плеч и подайте руку между ног тому, кто сзади. При этом каждый берет руку впереди стоящего. Какая забавная гусеница у нас получилась! А теперь гусеница начинает движение…, но только не вперед, а назад! (Проходит упражнение, пока все не лягут)
Молодцы! Наконец-то впереди – остановка. Можно отдохнуть.
Упражнение «Болото». П-О. Ну, что, идём дальше? А впереди – болото. И нам его нужно пройти, но ноги наши «склеялись» (связывают ноги скотчем). Беремся за руки. Первому человеку 1 даю 7 листов бумаги - это будут «кочки». Ваша задача – дойти до финиша. Задание будет считаться выполненным, когда последний человек пройдет финишную черту. Если кто-нибудь заступит за листок бумаги – начинаем опять со старта. (Проходит упражнение)
П-О. Какое умение из нашего чемодана нам пригодилось? (Умение действовать сообща).
Объединение в 4 команды
П-О. Молодцы, ребята! Но смотрите, впереди – море. А это значит, что мы уже матросы. Предлагаю «зарядиться» кричалкой нашей школьной флотилии. Итак, моряки, готовы? (дети встали, положили руки друг другу на плечи)
(Проходит кричалка «Море качает наш плот» - 3 раза под музыку)
П-О. Теперь, я уверена, вместе мы преодолеем все препятствия! На корабле нужно четко выполнять все команды капитана. Давайте попробуем сделать это. Когда я скажу: «На лодках по 4 человека», вам нужно быстро объединиться в 4 группы. Внимание, слушаем!
- На лодках по 2 человека!
- На лодках по 6 человек!
- На лодках по 4 человека!
А теперь нужно дотронуться до кого-нибудь той частью тела, какой я скажу.
- Объединяемся локтями…. Объединяемся ступнями…. Объединяемся носами….
- На лодках по 3 человека! (Дети объединяются в 4 группы по 3 человека)
Ребята, посмотрите, какие послания нам выбросило на берег в бутылках. Только не все слова и буквы видно. Ваша задача – прочитать их. Время ограниченно – 1 минута! Начали!
3. А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
4. В своей команде нам уютно,
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
П-О. Время вышло. Давайте прочитаем то, что мы смогли расшифровать. (Дети зачитывают четверостишья).
П-О. Устали? Возьмите себе по конфетке. Скушаете их потом. А сейчас те, у кого зеленые конфетки, объединяются в одну команду, а те – у кого желтые конфетки – в другую.
Упражнение «Льдина». Задание для команд. Вам нужно всем вместе удержаться на этой льдине (показать лист бумаги) 7 секунд. Запрыгиваем на льдину. Считаем вместе: 1, 2…
Льдина тает, складываем лист пополам. Пробуем поместиться, не заступаем. Готовы? Считаем…
А сможете ли вы поместиться на таких маленьких льдинках? (складываем лист еще раз).
Обсуждение. Скажите, какое умение вам больше всего понадобилось в этих последних упражнениях? (Умение поддержать друг друга и умение доверять).
Упражнение «Ковер-самолет». Умение генерировать (выдвигать) идеи
!!! Упражнение «Ипподром»
- Покажите мне ладошки, желательно обе…
- А можете по коленкам постучать? …
- Выходят кони на ипподром! (медленно стучим по коленкам)
- Внимание! На старт! (стучим по коленкам быстрее)
- Марш! (стучим по коленкам очень быстро)
- Кони! Барьер! (говорим: «Оп!» и ударяем по груди)
- Не останавливаемся! Скачем галопом! (стучим по коленкам)
- Двойной барьер! (2 раза «Оп! Оп!» и 2 раза ударяем себя по груди)
- Галопом! (стучим по коленкам)
- Трибуны фанатов! (мальчики поднимают правую руку «У-у-у!»)
- Трибуны фанаток! (девочки посылают воздушный поцелуй)
- Награждение победителей! (гладим друг друга по голове и говорим: «Ты – молодец!»).
Упражнение «Стул» - итоговое – вся команда
Умение радоваться успехам других
Станьте в круг… Ближе, чтобы соприкоснуться друг с другом плечами…
- А теперь напра-во!
- Положите руки на плечи человеку, стоящему впереди… через одного!
- Стоим строго в затылок друг к дугу!
- Сейчас то, что вы сделаете, у вас обязательно получится, если вы будете уверены друг в друге.
По моей команде вы сядете друг другу на колени. Три-четыре!
- Аплодисменты друг другу!
- Дорогие ребята! В настоящей команде никаких опор не нужно. Каждый уверен в поддержке друг друга.
Физкультминутка «У жирафа»
Фруктовый салат (Савченко, 76 стр.)
Поменяйтесь местами те…
Объединяемся на плоты по 5 человек… носами
Нарисовать на доске фигуры по описанию
Упражнение "Хлопки по кругу"
Встаньте по кругу так, чтобы могли касаться тыльной стороной ладони друг друга. Учимся держать ритм. Хлопок перед собой и касаемся ладони друг друга. Надо досчитать до 7. Как мы считаем. Считаем только тогда, когда касаемся друг друга руками. Пробуем.
Усложняем. После этого хлопок перед собой, хлопок под ногой, хлопок перед собой и снова считаем до 7-ми.
Досчитали до 7-ми. После этого хлопок перед собой, под ногой, перед собой, под другой, перед собой и снова до 7-ми.
Еще усложняем. Перед собой, под ногой, перед собой, под другой, перед собой, за спиной, перед собой и снова до 7-ми.
А теперь так! Перед собой, под ногой, перед собой, под другой, перед собой, за спиной, перед собой по одной стопе, перед собой, по другой стопе, перед собой и снова до 7-ми.
Последнее усложнение. Перед собой, под ногой, перед собой, под другой, перед собой, за спиной, перед собой по одной стопе, перед собой по другой стопе, перед собой, за головой, перед собой и снова до 7-ми.
«Путаница» (2 группы по 6 человек)
Дети стоят в тесном кругу. Каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого нужно распутаться, не размыкая рук. Разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Какая команда быстрее?
Описание игры. Участники становятся в общий круг.
«В игре есть один водящий, сначала им буду я. Я, как водящий, говорю вам: «Поменяйтесь местами те, у кого...». И называю любой признак, который объединяет хотя бы нескольких из вас. Те из вас, у кого есть этот признак, должны поменяться местами. Очень важно обязательно успеть поменяться местами. Кто не успеет, становиться водящим. Моя задача, как водящего, — занять ваше место, пока вы меняетесь местами. В игре нельзя оставаться на своем месте, если у вас есть указанный водящим признак. Тогда вы автоматически становитесь водящим. Новый водящий тоже говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого...». Если вы не можете найти общий признак, то даете команду «Ураган!».
"Белые медведи" Цель: Разрядка. 2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи». Задача - замкнуть цепочкой вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем».
Живой круг Все закрывают глаза и начинают жжужать и хаотично передвигаться. По сигналу ведущего (свисток, колокольчик) нужно остановиться и далее без слов с закрытыми глазами попробовать сделать круг. Можно только трогать друг друга руками.
Упражнение «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания. Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
"Бурундуки"
Цель: Разрядка, смех, противодействие с группой. Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
Инструкция. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две равные команды. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окну, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжж... А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король подходит к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.
Пианино? Но считать: 1, 2, 3…
Упражнение «Пожалуйста»
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.
Ход упражнения:
Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.
Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).
Мой хвост
Команда делится по парам. Один из партнеров кладет две руки на пояс товарищу и становится "хвостом". Включается заводная музыка и хозяин начинает двигаться, ползти, скакать - делать все, что ему захочется. Задача хвоста не оторваться от хозяина.
После напарники меняются ролями.
Цепочки
|
Проведение игры по 4 человека – собрать шарики Игра проводится в несколько этапов. 1. Тренер просит участников объединиться в пары и встать в затылок друг другу. Затем дается следующее задание: «Участник, стоящий сзади, будет управлять движением переднего игрока (можно и словесно). Стоящий впереди закрывает глаза, пытаясь в соответствии с командами партнера ходить по комнате в течение 2-х минут. Темп движения (медленно, быстрее, еще быстрее) меняется по команде тренера. Задача заключается в том, чтобы не столкнуться с другими движущимися парами». Через 2 минуты участники в парах меняются ролями и еще 2 минуты продолжают движение в другом порядке. 2. Участники объединяются в тройки. Им дается то же самое задание, только теперь при движении глаза закрывают двое первых, так что остаются открытыми глаза лишь у третьего участника, который и управляет движением. |
Завяжите узел в середине верёвки
Команда делится на две части, одни держат левый конец верёвки, и не могут его отпустить,
другие точно так же держат правый конец - хотя бы одной рукой.
Задача команды - завязать узел на верёвке, причём не с краю, а между половинками команды.
(чтоб в петлю должна была пролезть половина команды )
«Привет!»!!!
Инструкция: Начтите, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, Вы можете запустить второй круг – с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что Ты здесь!» Другой вариант: Вы можете использовать эту игру в конце занятий, и в этом случае заменить приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!»
Комплименты
Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч.
Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться.
Упражнение «Паучки» - 6 команд по 2 человека. (ИЛИ ВЫПРЫГНУТЬ ПО ЧИСЛУ)
П-О. И снова в путь! Представьте, что вы – паучки. Станьте по двое спинами друг к другу: мальчик и девочка. Сцепитесь руками. Ваша задача – как можно больше собрать вот таких шариков (высыпать шарики из сухого бассейна). (Звучит музыка. Проходит упражнение)
Обсуждение. Скажите, какое умение из нашего чемодана вам пригодилось больше всего?
5. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.
Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.
Если представится возможность, постарайтесь тоже оказаться в центре круга.
1