Урок - квест по хімії

Про матеріал
Дуже цікавий матеріал для використання на уроці. Форма роботи на уроку - квест -гра. Матеріал можливо використовувати при підсумковій або узагальнюючй роботі з теми Вуглеводні 10 клас.
Перегляд файлу

Ялтинская общеобразовательная школа №2  І-ІІІ ст.

 

 

 

 

 

 

Квест  по   химии

« Волшебная лаборатория»

Участники 8-11 класс

 

 

 

 

 

Составитель:    

                                                                учитель химии I категории

                                                                 Свиженко Ольга Борисовна

 

 

 

 

 

 

2017

 

Цели: развивать учебно-познавательные и информационно-коммуникативные компетенции обучающихся, познавательный интерес к предмету химии; воспитывать организованность, ответственность, умения работать в группе.

Оборудование: папки скоросшиватели с заданиями, шкатулка с ответом на ключевое  задание,  ручки, таблицы: Периодическая система Д.И.Менделеева, таблица растворимости.

 

План проведения  квеста по химии

  1. Выход фокусника. ( 2 мин.)
  2. Представление участников квеста и обьявление правил игры.( 2 мин.)
  3. Задание №1
  4. Задание №2
  5. Задание №3
  6. Подбери  ключ  к  ящику с подсказкой.
  7. Подведение  итогов.  Проведение демонстрационных опытов.        ( опыты проводят   гости  квеста – 3 мин.)

 

 

 

 

 

 

В лабораторию входят участники квеста и рассаживаются за парты. Всего 3 группы. Гаснет свет, загораются огни и звучит музыка под которую медленно выходит МАГ- волшебник.

Маг: Добрый день дорогие друзья! Я – МАГ-волшебник, хранитель  загадачного , прекрасного, магичного, неизвестного. Химия - это волшебная наука . Я рад  видеть вас у себя в гостях. В нашей лаборатории происходят различные чудеса.Я хочу чтобы вы окунулись в мир таинства и чудес . Чтобы вы почувствовали себя  на минуточку волшебниками. Надеюсь что вам у нас понравится и вы надолго захотите остаться здесь. Удачи вам . И всего хорошего.

Маг под музыку уходит. Включается свет. Перед присутствующими стоят ученики в халатах.

Учитель: Здравствуйте. Уважаемые участники квеста, Вы находитесь на предпоследней станции - Волшебная лаборатория. С вами,  при выполнении заданий будут принимать участие лучшие ученики школы, участники районной олимпиады по химии.

Это : 1. Выпускник, ученик 11 класса, участник олимпиады по химии 2014… года Анисимов Михаил.

         2. Выпускница, ученица 11 класса, участник олимпиады по химии 2013 и 2015 года Бояр Кристина.

         3. Выпускница, ученица 11 класса, участник олимпиады по химии 2016 и 2017года Бахтар Александра.

         4.Ученица 10 класса, участник олимпиады по химии 2014,15,16,17года Гарева София.

         5. Ученик 10 класса  Горюнов Александр.

         6. Ученица 9 класса, участник олимпиады по химии 2017года Михалева Мария.

7. Ученица 9 класса Чинчин Кристина.

         8. Ученик 8 класса, участник и призер олимпиады по химии 2016 и 2017года Примаченко Николай.

         9. Ученица 8 класса Ткаченко Марина.

Прошу ребята займите ваши места в группах.

Ребята у меня в руках « Черный ящик ». В нем находитсяисторический документ датированный 1747 годом. Этот документ содержитвысказывание одного великогоучёного. Вам предстоитузнать , чтосодержитэтот документ? Узнать текст данного документа  высможете, есливыполните правильно химическиезадания. За правильныеответы будете получать жетоны. Выполнив правильно 3 задания  вы получаете слова, сложивкоторые в нужномпорядкевыузнаетеимя великого русскогоучёного и его высказывание.


Задание №1

 

Задание для участников  1 группы .

 

Определить название химического элемента, сложить слово используя подсказки.

РЕБУСЫ.

 

 

Задание              для                 участников    2  группы.

 

Задание.Выполнивматема­тическиевычисления, прочитайте на­звания химическихелементов и составьте слово используя подсказки.

1. Магніт -т + й. (Магній.)

2.Нутро («у» міняємо на «і») + носій інформації про спадковість. (Нітроген.)

3. Кальмар - мар + ціль - ль + й. (Кальцій.)

4. Кафе - ка + румба - ба. (Ферум.)

5. Крик людини, що заблукала + струм - ст. (Аурум.)

6. Сіль (літеру «і» міняємо на «у») + фурор - ор. (Сульфур.)

7. Скоба - с - а + дитячий голос у хорі або низький жіночий. (Ко­бальт.)

8. Станція - ція + умка - ка. (Станум.)

9. Тепла пора року - о + сім'я бджіл -р. (Літій.)

10. Інша назва церкви (літеру «а» міняємо на «о»). (Хром.)

 

 

Задание для  участников  3   группы .

SMS- сообщение

 

Эту шифрограмму посылают  ваши товарищи. Спо­соб шифрования — это СМС- сообщение. Числителем  в записи  является  цифра, под  которой буква   находится на кнопке   мобильного телефона, а знаменателем — порядковый номер буквы на кнопке.

Прочитайте СМС и выберите нужное слово.

CMC: 7/2,4/1, 5/1, 4/1, 9/4 — 5/2, 2/1,6/4,4/3,2/1,

5/3,  2/3,3/2, 8/2, 3/2, 6/2, 6/3, 2/3, 2/1, 7/2.

имия — наука о веществах.)

Коды  для посылания  и читания сообщения:

 

1

 

2

А, Б, В, Г

3

Д, Е, Ж, 3

4

И, Й, К, Л

5

М, Н, О, П

6

Р, С, Т, У

7

Ф, X, Ц, Ч

8

Ш, Щ, И

9

Ь, Є, Ю, Я

 

 

 

 

 

Задание  для  участников  1 группы

 

№1

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/07/serebro.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 2

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/07/rtut.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3

 

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/07/olovo.jpg

 

 

 

 

 

 

 

№4

 

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/07/med.jpg

 

 

 

 

 

 

 

№5

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/07/bor.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

 

Задание  для   участников 1 группы.

 

Анаграммы

 

Анаграмма – это слово, где порядок букв переставлен, для лучшегоотгадыванияпредлагаюопределение слова.

 

Отгадать названия элементов и составить слово используя подсказки.

 

ЕЗЕЛОЖ–без этогоэлементавы не отрежете и куска хлеба

 

СЛИКОДОР –а без этого не проживете и 10 минут

 

НАПЛИТА – блестит, да не золото

 

ОРРЕБЕС – младший брат НАПЛИТЫ

 

МНИКРЕЙ – и в зажигалке , и средикамней

 

ТУТРЬ – единственныйжидкийметалл

 

ЛЕОДРУГ – без этогоэлемента в печке не будетогня

 

ДОДОВОР – самый легкий газ

 

 

Задания для участников 2 группы.

 

1.Выполнить математические действия и определить неизвестный элемент.

Составить слово из подсказок.     

 

а2 - 2= d

 

а - количество протонов у атома Лития

в – порядковый номер Фосфора

с – общее число электронов в атоме Нитрогена

dпорядковый номер неизвестного элемента.

 

2.Выполнить математические действия и определить неизвестный элемент.

Составить слово из подсказок.     

 

     а + 2 . с ) = е

d

 

 

а- порядковый   номер  Кремния

в- заряд ядра Бора

с – число электронов у атома Оксигена

d-  число  протонов у атома Неона

е – порядковый номер неизвестного элемента

 

 

Задание дляучастников 3 группы

 

Отгадайте       названия    металлов

 

Составить слово из подсказок.     

 

  1. Белыймягкийдрагоценныйметалл, проводит тепло и электрическийтоклучше других металлов.

 

  1. Единственный «жидкийметалл».

 

 

  1. Тугоплавкий металл, применяется для изготовления нитей накаливанияелектроламп.

 

  1. Металл красного цвета, применяется для изготовлениялатуни, бронзы, мельхиора.

 

 

  1. Металл, используютпреимущественно в виде сплавов: чугуна и стали.

 

  1. Драгоценныйметаллжелтогоцвета, применяют в зубоврачебномделе.

 

 

  1. Тяжелыйметалл, необходимыйнам на рыбалке.

 

Задание №3

 

Переведите   с  химического   языка     фразы:

 

  1. Не всё то аурум, что  блестит.

 

  1. Феррумный   характер.

 

  1. Слово аргентум, а молчание аурум.

 

  1. Много   оксида   водорода утекло с тех пор.

 

  1. Уходит   как  аш-два-о в оксид кремния.

 

  1. Не до натрий  хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине.
  2. За купрумный грош продался.

 

  1. Белый как кальций карбонат.

 

  1. Чтобы человека узнать, нужно с ним пуд натрий хлорид съесть.

10.Первый день гость – Аурум,  второй день – Аргентум, а третий день – Купрум, хоть бери сумку и едь.

 

 Задание №4

 

 Открой органайзер получи  подсказку или слово.

 

Уважаемые члены групп. Настала пора вам поработать для того чтобы получить тот заветный ключ- подсказку. Перед вами  находится органайзер с подсказками. Вам необходимо подобрать  ключик чтобы открыть замок и получить подсказку или повезет целое слово. Первыми будут пробовать те участники у которых больше всего жетонов. Предупреждаю время ограничено . По истечению времени подсказка сгорает. 

Подсказки

  1. Это слово местоимение ( цезайменник).
  2. Местоимение состоит из 2-х  одинаковых букв.
  3.      « ЇЇ ».

Возле органайзера стоит химический стакан с кислотой. Для сжигания подсказок используется сульфатная кислота(конц.). Если не открыли ящик или истекло время подсказка достается и сжигается.

 

Выходит Маг.

- Дорогие участники квеста. Вы очень хорошо поработали и нам нужно прощаться с вами. Но было бы не правильно, если бы  я отпустил вас из нашей лаборатории не предложив вам побывать в роли мага-волшебника, химика-волшебника.

Внесите в лабораторию необходимое оборудование!(Выносят оборудование , реактивыи инструкции по выполнению опыта).

 И так,  вы можете по химичить.

Правила ТБ.

 

Демонстрационныйопыт: «Фараоновые змеи».

(Смешать одинаковое количество сахарной пудры и пищевой соды . На керамическую поверхность насыпать горкой песок. Сделать углубление , насыпать смесь . Смочить обильно спиртом песок вокруг смеси и поджечь)

 

Демонстрационный опыт «Фейерверк на столе»

Реактивы:Перманганат калияКМnО4 (сухой), древесныйуголь,железоFe  (порошок), восстановленноеводородом.

Посуда, оборудование, материалы:Железныйтигель, штатив с  кольцом,керамическийтреугольник, чашкаспеском, горелка, спички, железныйлист,ступка.

Внимание!

Иметьнаготовепротивопожарныесредства:воду, песок

 

Опыт. «Вулкан»

Реактивы:Дихроматаммония (NH4)2Сr2O7,магний (опилки).

Посуда,оборудование и материалы:Фарфоровый тигель вместимостью   5 мл,песок,железныйлист,кристаллизатор,стекляннаяпалочка ,спички ,  горелка,ступка фарфоровая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦІКАВІ   ЗАВДАННЯ

 

Чи знаєте ви, що...

Д.І. Менделєєв першим перед­бачив, що молекули алотроп­них модифікацій Карбону мають полімерну будову. Якби Карбон утворював молекулу С2, то він був би газом. Менделєєв писав: «Здатність атомів Карбону з 'єднуватися між собою і давати складні молекули проявляється в усіх карбонових сполуках».

600-грамовий алмаз Кулінан — це одна молекула у вищій мірі ре­гулярного, майже ідеально збудо­ваного тримірного полімеру. Коли гранильник перетворює алмаз на діамант, йому необхідно подолати сили хімічного зв'язку між атома­ми Карбону.

Мінеральний полімер Карбо­ну — карбін, було синтезовано російськими та українськими вченими, зокрема В.В. Коршак, О.М. Сладковим та Ю.П. Кудрявським. Кров при контакті з карбіном не утворює згустків, тому волокна, покритті карбіном стали використовувати для виготовлен­ня штучних судин.

Алмази широко використовують у техніці. Так, автомобільному за­воду необхідно 400 тисяч каратів, тобто 500 кг діамантів на рік. Стільки ж потребує і великий інструментальний завод.

Елементи VI групи входять до складу дорогоцінних каменів. Це — діамант і смарагд. Якщо діамант утворено тільки ато­мами Карбону, то смарагд має склад 3ВеО•А12O3•68SiO2 і включає домішки матеріалів, які забарвлюють берил. Чудові зелені смарагди здавна цінувалися дорожче за алмази.

Поряд із іншими коштовними каменями зелені смарагди сяяли в гетьманській булаві Богдана Хмельницького.

 

Казка-загадка «Це був...»

Учень зібрався виконувати домашнє завдання з хімії про властивості одного елемента.

Раптом у репродукторі диктор сказав, що будуть передавати розповідь Г. Уелса про людину, яка що не забажає, усе збувається.

«От, — подумав учень, — якби зник цей елемент, то і вчити про нього не довелося б». Раптом із репродуктора донеслося: «Твої думки прийнято на відстані. Цей елемент зникає». «Гаразд, — подумав учень, — піду пити чай».

Підходить до шафи, а там немає ні склянок, ні чашок. Учень відчуває холод та вітер. Ніби ж зачинив вікно? Підходить до нього, а в шибках немає скла. Раптом він чує страшний гуркіт.

— Що це? — лякається учень. І чує голос із репродуктора:

— Елемент, який ти не хотів вивчати, зник. Руйнується земна кора, зараз зруйнується твій дім.

— Ні! — закричав учень. — Я все вивчу про цей елемент. Я знаю, що його іменем називають людей міцних, які відстоюють свої справи і думки. Цей елемент був необхідним ще для первісної людини. Цей елемент ...

— Добре, — обізвався реп­родуктор, — ми розуміємо, що твоє бажання є помилковим і поспішним, тому не будемо його виконувати.

Учень видихнув з радістю і подумав: «Не можна, щоб із Землі зникав хоч один елемент. Землю потрібно берегти, якщо ми цього не робитимемо, то буде велика біда».

Запитання. Про який хімічний елемент ішла мова?

(мова йшла про хімічний елемент – Сіліцій або за старою номенклатурою -Кремній)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верите  ли вы, что...

 

1. ...У 1870 р. комісія з хімічної номенклатури Російського фізико-хімічного товариства обгово­рювала пропозицію одного хіміка називати сполуки так, як утворювалися імена, по батькові та прізвища людей. Наприклад, Калій Хлоридович — це KCl; Калій ХлоридовичОксигенов — це КСЮ3; Гідроген Хлоридович — це НС1.(Так.)

2. ...Нещодавно вчені відкрили «суху воду». Вона схожа на борош­но: якщо дмухнути, то розсіюється в повітрі, як дим сигарети. (Так. Цей порошок складається із 90 % звичайної води і 10 % гідрофобної силікатної кислоти.)

3. ...95 % атмосфери Марсу ста­новить водень. (Ні, вуглекислий газ.)

 

4. ...Пожежу краще гасити гаря­чою водою, а не холодною. (Так, га­ряча вода швидше випаровується і перешкоджає доступу повітря до горючої речовини.)

 5. ...Найдорожча речовина на Землі — це золото. (Ні, інтерфе­рон: 0,001 мкг його коштує 10 000 доларів.)

6. ...Суху волосину можна роз­тягнути на 20—30 % довжини, змочену холодною водою — на 100 %, а змочену гарячою — ще більше. (Так. Під дією води водневі та йонні зв'язки білкових молекул волосся розриваються і молекули можуть розтягуватися.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хочу все знати

Завдання 1. Розшифруйте древні рукописи.

Команда 1

Проаналізуйте фрагмент із листа М. Ломоносова, де вчений уперше повідомляє світові про своє відкриття: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько лет присовокупится к другому. Так ежели где убудет материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимет...».

Повідомте   про   це   відкриття сучасною   українською   мовою. (Закон збереження маси речовин.)

Команда 2

Із рукопису Івана Гельмонта (1620 р.): «..Язнайшов, що вугілля під час згоряння виділяє лісовий дух. 62 фунти дубового вугілля дають 1 фунт золи, а останній 61 фунт є необхідним для утворення лісового духу. Цей лісовий дух, невідомий до цих пір, не можна зібрати ні в яку посудину і не можна зробити видимим тілом. Я даю йому нову назву — газ».

Перекладіть цей текст сучас­ною українською хімічною мовою. (Йдеться про вуглекислий газ.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черный ящик.

Какойхимическийэлементбылполученкакпобочныйэффект от попыткивыделить золото из мочи?

 

В 1669 году немецкийалхимикБрандХенниг в поискахфилософскогокамнярешилпопробоватьсинтезировать золото изчеловеческой мочи. В процессееёвыпаривания, дистилляции и прокаливания он получилбелый порошок, светящийся в темноте. Хеннигпринял его за «первичнуюматерию» золота и назвал «светоносец» . Когдадальнейшиеманипуляции с этойматерией так и не привели к получениюдрагоценногометалла, он начал продаватьновоевеществоещёдороже, чем само золото.

  • Задание

 

Этооченьредкий и оченьрассеянный в природеэлемент, в виде примесей он присутствуетвезде. До 1914г  этовещества у нас не производили, а покупали его в Чили. Во времявойны 1914-1918гг. из-за блокадыГерманиейморских путей все запасыэтоговеществаиссякли, а лазареты, госпитали и больницытребовали его во все возрастающихколичествах.  Воттогда и вспомнили, чтонекоторыеводоросли, содержат его. Первый завод на территориибывшегосоюза  по производствуэтоговеществабылпущен в 1915 г в Екатеринославле (нынеДнепропетровск). Он далстране 200кг вещества, полученногоиззолычерноморскойводорослифиллофоры. О какомвеществеидетречь?

  • Задание

 

Этовеществодревнегреческийпоэт Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи» называл «божественным». В те временаоноценилосьвыше золота. Из-за местрожденийэтоговеществапроисходиливоенныестолкновения, а нехватка этоговеществавызывалабунты. Природныйминерал –галлит. О какомвеществеидетречь?

 

docx
Пов’язані теми
Хімія, 10 клас, Розробки уроків
До підручника
Хімія (профільний рівень) 10 клас (Буринська Н.М. та інші)
Додано
29 лютого 2020
Переглядів
1656
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку