Биология 7 касс Урок №_________ Дата
ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
«РОТАЦИЯ ПО СТАНЦИЯМ»
Тема. Практическая работа №2.
«Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц».
Цель.
образовательная: на примере разных видов рассмотреть особенности приспособленности птиц к их способу жизни;
развивающая: развивать умения находить взаимосвязи между объектами изучения и умение аналитически мыслить;
воспитательная: воспитывать понимание важности для нашей планеты всех живых организмов, которые на ней обитают; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: видеоролики, фотографии, учебник, линейка, слайды презентации, схемы, таблицы, рисунки, чучела птиц, инструктивные карты, м/м оборудование.
Базовые понятия и термины урока: птицы, способ жизни, приспособления, клюв, питание, крыло, полет, конечности.
Тип урока. Урок-практическая работа
Структура урока
1.Организационный этап ВРЕМЯ- 10.45
(Приветствие, создание позитивной психологической атмосферы на уроке.)
- Добрый день. Ребята, вы обратили внимание, на то, что сегодня у нас будет необычный урок биологии.
- А о чем говорит нахождение на ваших столах объектов исследования и специального оборудования?
- Правильно, сегодня у нас урок- практическая работа (Слайд 1 )
«Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц».
(Слайд 2 )
- А проведем мы его по технологии смешанного обучения «Ротация станций». (Слайд 3)
- Для этого мы с вами объединились в 3 группы, которые будут в течение урока работать поочередно на 3-х станциях.
https://learningapps.org/myapps.php
Инструкции по выполнению заданий находятся на столах.
- Зоологическая фирма «КАКАДУ» объявляет набор креативных пернатых сотрудников для творческой работы. Резюме обязательно.
- Задача групп: создать рекламный буклет – резюме одного из видов птиц, ведущих различный способ жизни и презентовать его.
-Прошу лидеров групп, получить Маршрутные листы с инструкциями по выполнению заданий на станциях.
2. Объявление темы и цели урока.
(Тема урока: « Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц».)
- Наш урок-это практическая работа, поэтому на примерах разных видов птиц мы рассмотрим приспособленность их к жизни в разных средах обитания. (Слайд 4)
-Перед выполнением работы познакомьтесь с инструкцией по технике безопасности во время проведения практической работы №2, которая находится на обратной стороне инструктивной карты.
(Інструкція з безпеки життєдіяльності під час проведення практичної роботи № 2 «Виявлення прикладів пристосувань до способу життя у птахів»)
-Я напоминаю, что время нахождения каждой группы на станции- 10 минут, а переход от станции к станции мы будем осуществлять по сигналу(хлопки).
- Ну что, начинаем (хлопки)
ВРЕМЯ 10.49
Ребята, я напоминаю, что тема нашей практической работы « Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц».
(Слайд 5)- Сейчас мы вспомним материал, который уже изучили.
Графический диктант «Верю-не верю»
У вас есть листы контроля, в которых вы будете сегодня работать.
Задание: необходимо выбрать правильные утверждения и записать в виде графического диктанта.
ВЕРЮ-ставим (снежинку) *, НЕ ВЕРЮ- ставим О (конфетти)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
ОТВЕТЫ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
* |
О |
* |
О |
О |
Поднимите руку, кто ответил правильно на 5 вопросов?
Результаты этого диктанта будут учитываться при оценивании практической работы.
(Слайд 6)- В? Давайте вспомним, что такое среда обитания, какие ассоциации с этим выражением. («Ассоциативный куст», дети называют слова синонимы среде обитания ( лес, вода, города, села горы, земля и тд.)
- Среда обитания (экологическая ниша) —часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Перед вами опорная схема, на которой изображены среды обитания позвоночных животных, давайте определим, в каких средах обитают птицы.
- В зависимости от среды обитания, организм птиц приспособился к определенному образу жизни.
Практическая работа №2. (Слайд 7)
Тема. Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц.
Цель.
На примере разных видов рассмотреть особенности приспособленности птиц к их способу жизни;
Оборудование и материалы: видеофрагнменты, фотографии, учебник, линейка, слайды презентации, схемы, таблицы, рисунки, чучела птиц, инструктивные карты, м/м оборудование.
Базовые понятия и термины урока: птицы, способ жизни, приспособления, клюв, питание, крыло, полет, конечности.
Ход работы
№ п/п |
Название вида |
Место обитания |
Образ жизни |
Черты приспособленности |
1. |
Сизый голубь - отряд Голубеобразные семейство Голубиные |
|
|
|
2. |
Чайка- отряд Ржанкообразные семейство Чайковые. |
|
|
|
3. |
Дятел пестрый большой- отряд Дятлообразные семейство Дятловые |
|
|
|
По каким признакам можно определить приспособленность птиц к разным способам жизни?
- Рассмотрите части тела птиц (голова шея, туловище, крылья, хвост).
Рассмотрите голову. Обратите внимание на особенности строения клюва. Клюв очень важен для птиц, с помощью него птицы едят, строят гнезда, приводят себя в порядок.
-Рассмотрите крылья птиц, их строение связано с характером полета.
- Особенности строения ног, могут многое рассказать об особенностях питания, передвижения и среде обитания птиц.
-Пользуясь дополнительным материалом и текстом учебника, с заполните таблицу и сделайте вывод, ответив на вопрос
(Слайд 8, 9,10)
По каким признакам можно определить приспособленность птиц к разным способам жизни?
ВРЕМЯ 10.59 ( хлопки переход)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Время 11.09 хлопки переход)
Время 11. 19 хлопки переход
- Приглашаю лидеров групп презентовать творческие проекты.
Резюме ( уч-ся изготовили буклеты из ватманов и заготовленной информации: фотографий, картинок, высказываний, примет, стихов, загадок о разных группах птиц).
1. группа- совы
2. фламинго
3. пингвины
4. Подведение итогов урока
ВРЕМЯ 10. 25
-Что было интересным на уроке? Что запомнилось?
Творческое задание:
придумать легенду или сказку о происхождении названий птиц.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Інструкція з безпеки життєдіяльності під час проведення практичної роботи № 2 «Виявлення прикладів пристосувань до способу життя у птахів»
Перед початком роботи
Під час виконання роботи
Хід проведення заняття:
Після закінчення роботи
Перша допомога в разі нещасного випадку
Фамилия ученика____________________________________________________________
Практическая работа № 2.
Тема. Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц.
Цель. На примере разных видов рассмотреть особенности приспособленности птиц к их способу жизни.
Оборудование и материалы: фотографии, учебник, линейка, лупа, слайды презентации, таблицы, чучела птиц, инструктивные карты, м/м оборудование.
Ход работы
№ п/п |
Название вида |
Место обитания |
Образ жизни |
Черты приспособленности |
1. |
Сизый голубь - отряд Голубеобразные семейство Голубиные |
|
|
|
2. |
Чайка- отряд Ржанкообразные семейство Чайковые. |
|
|
|
3. |
Дятел пестрый большой- отряд Дятлообразные семейство Дятловые |
|
|
|
По каким признакам можно определить приспособленность птиц к разным способам жизни?
ВЫВОД:__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Фамилия имя уч-ся_________________________________________________________
Задание: необходимо выбрать правильные утверждения и записать в виде графического диктанта. ВЕРЮ-ставим (снежинку) *, НЕ ВЕРЮ- ставим О (конфетти)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Количество правильно составленных пар картинок__________________________
Сизый голубь (отряд Голубеобразные семейство Голубиные)
(международное научное название Columba livia)
— длина тела 29—36 см, размах крыльев 50—67 см, вес 265—380 гр. Бывают городские, сельские и дикие виды. Крылья широкие, заострённые. Хвост закруглённый. Ноги у некоторых птиц частично покрыты перьями, есть когти, приспособлены к жизни на деревьях и на земле, крышах домов. Обладая прекрасным зрением, птица способна различать не только цвета радуги, но также и ультрафиолетовые лучи. По земле передвигается шагом, постоянно покачивая головой взад и вперёд («кивает») из-за особенностей своего зрения. Это позволяет птице стабилизировать изображение. Клюв небольшой, с ярко выраженной восковицей.
Чайки (отряд Ржанкообразные семейство Чайковые)
(международное научное название Larus )
обитающие как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах. Многие виды считаются синантропными — они живут вблизи человека и получают от этого выгоду.
Окрас птицы зависит от того какому виду принадлежит чайка. Средняя длина птицы 30-80 см, а вес чаще всего от 150 г до 2 кг. Птицы имеют водонепроницаемое оперение, крылья – длинные и широкие, хвост – короткий. Клюв у чаек прямой, на конце изогнут, чтобы удерживать скользкую рыбу, а также, хорошо развитые плавательные перепонки на ногах.
Дятел пестрый большой
(отряд Дятлообразные семейство Дятловые)
(международное научное название Dendrocopos) -
оседлая птица, населяющая самые разнообразные лесные участки старые парки, сады. Размеры тела у представителей семейства находятся в пределах от 8 см и 7 г, до 60 см и 600 г . Весной и летом поедает насекомых и личинок, для этого у него клюв узкий и прочный, в форме долото, а зимой переходит на растительную пищу. Конечности приспособлены к жизни на дереве, есть когти. Самец отличается красной полосой на затылке.