УРОК - УТРЕННИК
Тема: Пароль отважных – 101
Цель: формировать умения у младших школьников действовать в чрезвычайных ситуациях при возникновении пожара, содействовать формированию общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения, совершенствовать систему преемственности между учащимися.
Интерактивные технологии: «Микрофон», «Работа в группе». «Каждый учит каждого».
Оборудование: карточки для работы в группе, демонстрационный материал, рисунки детей.
ХОД УРОКА
Учитель:
Здравствуйте, уважаемые телезрители и гости нашей студии. С вами снова в прямом эфире программа «Пароль отважных - 101». и его ведущая Спичкина-Пожарская. Нам пишут и звонят телезрители с просьбой о том, чтобы мы снова подробно рассказали вам о том, как правильно вести себя во время такого стихийного бедствия как пожар. Мы с удовольствием выполняем вашу просьбу. Ученики 56 школы любезно согласились помочь нам в этом. Наши телекамеры установлены в 5 кабинете школы № 56, И так, участниками нашей программы сегодня являются учащиеся 3-А класса а так же гости судии ученики 1-А класса, и уважаемые эксперты пожарной безопасности: Поприветствуем всех.
Чтоб не ссориться с огнем
Нужно больше знать о нем,
Отказаться от привычки
Свысока смотреть на спички.
И запомнить навсегда,
Что бывает, если дети,
Те, что знают все на свете,
Зажигают спички эти и бросают не туда.
Вашему вниманию мы предлагаем свою версию пожарной безопасности.
БЛОК 1.
На площади базарной,
На каланче пожарной,
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг
На север, на юг,
На запад, на восток
Не виден ли дымок.
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный.
Он поднимал воздушный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Вздымались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
Тревожный звон будил народ,
Дрожала мостовая.
И мчалась с грохотом вперед
Команда удалая.
Теперь не надо каланчи,
Звони по телефону,
И пожаре сообщи
Ближайшему району.
Все: Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер 101!
В районе есть бетонный дом
В три этажа и выше.
С большим двором и гаражом,
И вышкою на крыше.
Сменяясь, в верхнем этаже
Пожарные сидят,
А их машины в гараже
Мотором в дверь глядят.
Чуть только ночью или днем
Дадут сигнал тревоги.
Лихой отряд борцов с огнем
Несется по дороге.
Не имей такой дурной привычки -
В домик нос совать, где дремлют спички.
Потому что спички не синички,
Может пламя вылететь из спички.
Так что пусть уж спят в своей кроватке.
И не надо щекотать им пятки.
Потому что из-за этих пяток
В доме может вспыхнуть беспорядок.
И такое – ах, столпотворенье,
Что сгорит мое стихотворенье.
Учитель:
Сейчас вы увидите, что может произойти из-за неосторожного обращения со спичками.
Сказка «Кошкин дом».
Учитель:
Ребята, скажите, пожалуйста, какие правила нарушили котята?
Он и играли со спичками. Не правильно звонили по телефону и вызывали пожарных. Верно. Это только в сказке пожарные приехали и погасили пожар. А в жизни они бы к вам не доехали.
Работа в группе.
ЗАДАНИЕ:
Подготовьте сообщение, которое вы дадите по телефону в случае пожара.
(группы выходят по очереди и зачитывают свои сообщения)
Нужно четко называть свои имя, фамилию, адрес, номер телефона, причину возникновения пожара, что загорелось. Если в доме есть кодовый замок, назови код.
Диалог:
- Алло. Диспетчер слушает.
- Я Иванов Петя, живу по улице Светлой, дом 6, кв. 13, 2 подъезд, код на двери 246. У нас короткое замыкание. Загорелся телевизор. Скорее приезжайте.
- Пожарные машины выезжают. Ждите, без паники. Соблюдайте все правила безопасности.
Учитель:
Верно. Молодцы, ребята. Теперь пожарные успеют вовремя, и пожар будет потушен.
Но пожар возникает не только от игры со спичками. Он может возникнуть и от неправильного пользования газовой плитой.
Сценка
На сцену поднимаются участники сценки: Газ, Плита, Мальчик
Газ: (поет)
Я озорной мальчишка, Газ.
Все время я тружусь на вас.
А хочется, а хочется, а хочется ужасно
Попробовать того, что так огнеопасно!
Газ
Может быть, сегодня получится? Дома один только маленький мальчишка. Воздуховод восхитительно забит и закрыт на зиму. Окна заклеены, в них нет ни одной щелочки. Форточка плотно закрыта. Можно сказать, что условия для эксперимента просто идеальные!
Подходит к мальчику и пением пытается привлечь его внимание.
Газ:
Послушай, ты ведь тоже смел!
И сам про всё узнать хотел.
Подходит к мальчику, берет его за руку и подталкивает к Плите.
Газ:
Крути ее, крути смелей!
И выпускай меня скорей!
Мальчик пытается крутить ручки , открывающие доступ газа к конфоркам. Плита бьет Мальчика по рукам.
Плита:
Ах, двоечник несчастный!
Учили ведь тебя, что так опасно
Скопленье газа в комнате!...
А ты?
Поворачивается к Газу.
Забыл о том, что для дыханья вредный!
И, кто тобой надышится, тот бедный.
Отравится, да так, что не спасти!
Газ (испуганно)
Я не хотел его губить.
Мечтал узнать, что может быть, когда меня на кухне
Накопится – такое пламя ухнет!
Плита хватает Газа за шиворот и разворачивает так, что он оказался перед ней и по диагонали к залу.
Плита:
Ты погляди на него! Он хотел узнать! Да не уж-то у тебя ни глаз. ни ушей, ни разума нет! Не останови тебя вовремя, так все бы здесь разрушил.
Газ (обиженно)
Ничего я рушить не собирался! Вот еще! Что я - злодей какой!
Плита:
Да ты еще хуже злодея! Тот ведь зло с целью какой-то творит., а ты по глупости да нерадивости!
Газ:
Плита, Да что я такого сделал- то! Вон, спроси у Спичек!
Спички поют под мелодию выпускной песни «Круто я попал на TV» звезд.
Спички:
Спички детям не игрушка –
Знает каждый с юных лет.
Потому что мы подружки
Огонькам – без нас их нет.
Зажигаем мы конфорки,
Чтоб готовился обед,
И костер запалим ловко,
И свечу, даря ей свет!
Служим людям мы столетья,
И виновны только в том,
Что, попав случайно к детям,
Против воли все кругом
Поджигаем, не жалея-
И квартиру, и леса.
И детей тогда спасают
Лишь пожарных чудеса.
Припев
Людям служим мы много лет.
Но беда, но беда, когда нам у4держу нет
Людям служим мы много лет.
Не играй с огнем – даем мы совет.
Газ: (нетерпеливо)
Ну, это понятно – если тебя или сигарету бросить в лесу – загорится хвоя, а за ней и деревья. Если костер не правильно развести, да еще и уйти, не погасив его как следует- тоже пожар разгорится. Но я - то тут при чем?
Спички (вместе)
Ох, извини, мы просто увлеклись. Сейчас объясним тебе. Если бы ты заполнил всю комнату и кто-нибудь нечаянно зажег нас, спички, или от удара возникла искра – ты весь бы взорвался со страшной силой и разрушил дом, а то, что уцелело бы после взрыва, горело бы во всю силу!
Газ (в ужасе закрывает лицо руками) Ой!
Плита:
Вот тебе и ой! Хорошо, что Мальчишка ленивый попался, и когда ручку заело, не захотел проверить, от чего это произошло.
Все участники: Все хорошо, что хорошо кончается!
Учитель:
Итог. Чтобы случилось, если бы мальчишка не поленился и все -таки открыл кран?
Какие правила нужно соблюдать, при использовании газовой плиты?
Учитель:
На огонь можно смотреть бесконечно долго. Наверное, это осталось у нас от наших предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. На огне готовили пищу, он отпугивал хищников, согревал жилище от холода. Огню покланялись как божеству. О нем складывали легенды. Однако огонь таил в себе и большую опасность. Выйдя из повиновения, он становился беспощадным врагом, уничтожал целые города.
Пожар сам по себе не возникает. И виновниками пожаров часто становятся дети, которые не слушают своих родителей, не выполняют правил безопасности.
Интерактивная технология «Каждый учит каждого»
Выходят дети, которые подготовили сообщения
Выходят к доске ученики
(показывают картинки)
Все: ПРАВИЛА ПРОСТЫЕ ЭТИ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ НУЖНО ДЕТЯМ
1. Нельзя баловаться с огнем. Причиной пожара может стать короткое замыкание, загорание электропроводки, неисправные электропровода.
2. А так же искры бенгальского огня, самодельные обогревательные приборы, одежда, которая сушится над газовой плитой.
3. Будь внимательным, что не «помочь » вспыхнуть пожару. А если он возник – поступай в соответствии с правилами безопасного поведения во время пожаров.
4. Если электроприбор или провода загорелись, обмотав руку сухой тряпкой, выдерните вилку из розетки. Накрой горящий предмет сухим одеялом. Сообщи взрослым о случившемся. Запомни: Нельзя использовать воду при тушении горящей проводки и электроприборов, которые находятся под напряжением.
5. Никогда не поддавайся панике. Если загорелась какая-то небольшая вещь – брось ее на пол, пламя затопчи ногами.
6. Если пламя не погасить – вызывай пожарных, при этом правильно называй свои имя, фамилию, адрес, номер телефона, причину возникновения пожара, что загорелось. Если в доме есть кодовый замок, назови код.
7. Кроме пожарных ты можешь обратиться за помощью к соседям, позвони родителям на работу.
8. Старайся выбраться из помещения. Если же тебе не удается это сделать, то, чтобы пламя не распространилось – вылей не пол воду у выхода из комнаты.
9. Люди часто гибнут не от огня, а от дыма и угарного газа. Угарный газ образуется при сгорании разных веществ и отравляет организм человека. Он не имеет цвета и запаха. Угарный газ легче воздуха, поэтому он поднимается вверх. Чтобы не отравится угарным газом, дыши через увлажненное полотенце, салфетку, футболку.
10. Если на ком-то загорелась одежда, помогут ее снять. Пламя сбивай плотной тканью или верхней одеждой.
11. Когда приедут пожарные, все делай по их указанию.
Ничего не бойся! Помни, что они мастера своего дела и хорошо знают, как нужно действовать.
Все: А главное – не допускай пожара!
Учитель:
А сейчас мы узнаем, кто из вас хорошо запомнил правила поведения при пожаре. Выполните задание своей группой.
Работа в группе.
ЗАДАНИЕ:
На парте у каждой группы картинка с заданием:
Обозначь знаком «+» или «- » правильно ли действуют дети во время пожара. Свой ответ объясни.
Проверка по образцу с объяснением.
БЛОК 3.
1. Да, огонь бывает разный.
2. Бледно-желтый.
3. Ярко-красный.
4. Синий или золотой.
Все: Очень добрый, очень злой.
1. Огонь беду приносит не всегда,
Но доверять ему не стоит никогда.
Что пожар - беда большая,
И безопасность соблюдай,
Не допускай огня, играя.
Костра в лесу или в сарае
И ни кому не позволяй,
Иначе кто-то пострадает.
Тех мест, где газ есть иль бензин.
Кому это не ясно
Читай «ОГНЕОПАСНО!»
Опасными бывают и детские игрушки –
Пожары вызывают
Петарды и хлопушки.
Встречать его к вам друг придет
Чтобы была приятней встреча,
Пожалуйста, не жгите свечи.
И запылает все вокруг
Ты время даром не теряй.
Пожарных сразу вызывай.
Быстрей звони по «101»
Себя и адрес называй,
Но панику не поднимай.
Огню дорогу прегради.
А чтоб от дыма вдруг не сгинуть –
Платок сырой на нос накинуть.
Соседей всех предупреди.
А чтоб от дыма не погибнуть –
В лифт не входи - пешком иди.
Все: Правила простые эти
Знать и помнить нужно детям!
Чтобы знать наверняка –
Все, кто собран в этом зале
Не допустят огонька.
А тем более пожаров –
Ни в квартире, ни в лесах
Ни возле сараев старых,
Все: Ни в каких других местах.
ИТОГ.
Интерактивная технология «Микрофон».
Учитель:
Вот и подошла к концу наша передача. А теперь спросим у студии. Скажите, пожалуйста, ребята, какие правила поведения вы запомнили? (говорят первоклассники)
А что скажут наши уважаемые эксперты? (говорят взрослые)
ПЕСНЯ О ДРУЖБЕ