Урок. 4 класс. Тема: «Весенние мотивы»
Тема: «Весенние мотивы»
Класс: 4
Цель урока: обобщение представлений о весеннем времени года через полученные раннее знания.
Задачи:
- формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения;
- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
- показать связь изучаемых предметов с жизнью;
- обогащать и расширять словарный запас;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- воспитывать эстетический вкус детей;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;
Предметные результаты:
Каждый ученик демонстрирует знание признаков весны;
Каждый ученик демонстрирует понимание взаимосвязей между явлениями природы происходящими весной
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Умение устанавливать логическую причинно- следственную последовательность событий, происходящих весной;
Умение поиска и работы с информацией;
Формирование действий сравнения, подведение под понятие, классификация объектов живой и неживой природы на основе известных характерных свойств;
Регулятивные УУД:
Развитие планируемой функции речи;
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, проявление инициативы в поиске и сборе информации;
формирование навыков управления поведением партнёра;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Расширение словарного запаса, активизация словаря
Ход урока
1. Организационный момент.
Краткое вступительное слово учителя по теме и цели урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения, окружающего мира и технологии.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах.
Актуализация знаний и формулирование темы урока.
- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.
- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)
- Какая бывает природа?
- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)
- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)
Весна – природа пробуждается. Как понимаете это высказывание? Что скажите?
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
- Что вы знаете о весенних месяцах?
-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.
- Давайте прочитаем письмо, которое нам отправила Весна.
- Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?
- как будем помогать Зайчатам?
3. Совместная работа в парах и группах над поставленной задачей
- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)
- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах)
Карточка № 1.
Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?
- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) На доске появляется запись.
- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины ; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед)
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
- А какие птицы прилетают весной?
- Как называют этих птиц? (Перелётные)
- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)
- А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей …(скворец)
- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.
- Следующими прилетают жаворонки.
А вот синицы в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки.
Одними из последних прилетают ласточки и стрижи.
- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).
Работа в группах
- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения).
Карточка № 2.
Восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения).
Возвращаются из тёплых краёв птицы.
Зацветают растения.
Тает снег.
Появляются насекомые.
Больше солнечного света.
- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (задание на дом).
Карточка № 3.
Практическая часть урока
Весна являлась очень непростым временем года для людей, связанных с сельским хозяйством, ведь весной ведутся основные и очень тяжёлые работы, закладывается фундамент осеннего благополучия, отсюда и большое число фольклорных взаимосвязей между понятиями «весна» и «труд», «весна» и «достаток».Но, несмотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя потешки о весне, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также прилежно записывая весенние приметы.