Урок по русскому языку 9 класс
Тема урока: « Словесная игра «Футбол»
Цели урока: 1) Закрепление умений:
а) видеть структуру сложного предложения;
б) различать виды придаточных предложений;
в) правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы.
2) Развивать письменную и устную речь.
3) Воспитывать любовь к спорту.
Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами игровой работы исследовательского характера)
Оборудование урока: таблицы, карточки, фишки для игры.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя: Ребята! Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения, узнали о способах связи сочинительных и подчинительных предложений. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. Но особенность сегодняшнего урока будет в том, что мы его проведем в форме игры «Футбол». Правила игры вы знаете.
У нас есть 2 команды, которые будут периодически пасовать вопросы друг другу, судьи будут считать очки.
1. Разминка
Слово учителя: Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Орфоэпическая разминка
Команда1
Расставить ударение в словах, спроецированных на интерактивной доске: избалован, договор, звонишь, каталог, красивее, квартал, собрала, августовский, щавель , из аэропорта.
Команда2
Бармен, каталог, кулинарию, мусоропровод, сливовый, средства, жалюзи, столяр, свекла, торты,
Задание 2. Цифровой диктант(для капитанов)
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".(считаем очки )
Верно ли утверждение, что:
Капитан 1.
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение - главный член предложения?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. В предложении Если будет хорошая погода, мы отправимся путешествовать. вторая часть- придаточная.
Капитан 2.
1. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
2. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
3. Союз так как - сочинительный.?
4. Наречие- изменяемая часть речи?
5. Сложносочиненные предложения не имеют союзов?
6.. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
Задание 3.Проверка домашнего задания.
Начинается игра двух команд
(каждая команда представляет знания о ССП и СПП: т.е. поочереди задают вопросы друг другу, а капитан решает, кто будет отвечать, устно с примерами и графически, если нет ответа значит- гол, участвуют все члены команды, т.к. очки подсчитываются .
Задание 4.Найти общие особенности в предложениях.
ССП |
общее |
СПП |
|
|
|
Задание 5.Составить предложения по схемам.
1.[ ], (который…)-
2. (Когда),[ ].-
3. [ ], (будто…). –
4. [ ], (где…).-
5. (Несмотря на то что…),[ ]. –
6. (Где…),[ ].-
Какая команда придумывает больше и быстрее предложения, та набирает очки.
Задание 6. Перестроить из простых предложений сложные. Кто быстрее.
Команда «Олимпик» выиграла в этом турнире. Болельщики были недовольны игрой.(варианты ответов).
Задание7. Итоговая беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
• Дайте определение сложноподчинённого предложения.
•Из каких частей состоят сложноподчинённые предложения?
• Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
•Расскажите о роли указательных слов в сложноподчинённых предложениях.
•Каковы особенности присоединения придаточных предложений к главному?
Задание 8.Д-З.Выписать из любых источников 6 СПП с различными видами подчинения.
Подсчитываем очки, определяем победителей.