- учебная: формирование предметных компетентностей:
Когнитивной – формирование основних способов учебной деятельности, осознания цели обучения, развитие учебно-познавательного интереса к биологическим знаниям. Развитие умственных способностей и качеств личности (теоретического стиля мышления, памяти, внимания и т.п.).
- развивающая: развивать ключевые компетентности:
- компетентность самообразования и саморазвития – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- социальную компетентность – стимулировать работу учеников в парах; в группе;
- компетентность продуктивной творческой деятельности – использование на уроке творческих заданий; подведение итогов, формулирование выводов; выполнение учащимися мини-проектов;
- информационную компетентность – формировать у учащихся навык осуществления самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, систематизации и анализа биологической информации; совершенствовать навыки работы с интернет-ресурсом, составления презентаций;
-воспитывать экологическое мышление и бережное отношение учащихся к природе.
Технология урока: интерактивные технологии; метод проектов; проблемное обучение; игровые технологии; дифференцированное обучение .
Формы работы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная.
Оборудование и материалы: мультимедийная доска, карточки с названиями элементов цветка для игры «Найди пару», макет цветка для приема «Цветок ожиданий», опорные конспекты, фрагмент документального фильма «Топ -10 самых красивых цветов, презентация учащихся «Поетичні твори та загадки про квіти»; открытки с изображениями соцветий и их схем; изображения любимых цветов учащихся.
Базовые понятия и термины: цветок, соцветие, простые и сложные соцветия, схемы соцветий.
Тип урока: комбинированный.
Организационный момент.
Слово учителя: Все мы разные, каждый из нас имеет свои мотивы к обучению, но я уверена, что сегодня на уроке всем будет интересно узнать не только о растениях, наших вечных спутниках, но и о чертах своего характера – ведь именно для этого вы принесли на урок свои любимые цветы.
А теперь посмотрим фрагмент фильма «Топ- 10 самых красивых цветов» (Презентация, слайд №1)
После просмотра фрагмента учитель задает вопрос: «Как вы думаете, почему в тексте фильма встречалось два понятия: цветок и соцветие? Это одно и то же понятие, или их нужно различать?». Учащиеся приходят к выводу, что о цветке говорят тогда, когда он одиночный, а о соцветии - когда много цветов вместе. Учитель сообщает, что сегодня на уроке выучим все о соцветиях.
1.Сообщение темы и задач урока.
(Слайд №2, №3)
Цели урока:
- повторим строение цветка;
-выучим схемы типичных соцветий;
-познакомимся с представителями растений, у которых встречаются данные соцветия;
-объясним биологическое значение соцветий;
- определим характерные черты личности по выбранным соцветиям .
Вопрос учащимся: «Где вы сможете применить знания, полученные на уроке?» Учитель дополняет, что данная тема урока является продолжением темы «Генеративные органы растений» и на обобщающем уроке знания понадобятся при выполнении тестов и повлияют на тематическое оценивание. Названия схем соцветий и знание представителей растений, которым они принадлежат, всегда используются в тестовом материале ЗНО.
Прием «Цветок ожиданий». Учащиеся на заранее подготовленных лепестках макета ромашки пишут свои ожидания от урока. В конце урока, если ожидания исполнятся - их прикрепят к сердцевине цветка.
1.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Фронтальный опрос. На доске висит схема цветка (слайд №4), учащимся заранее раздают карточки с терминами относящимся к строению цветка. Учитель показывает элементы цветка: тычинку, пестик, цветоножку, цветоложе, лепесток, а учащиеся, у кого находиться соответствующая карточка с термином, должны их назвать (таким приемом проверяются не только знания, но и активизируется внимание).
Вопрос: Какие части цветка называются главными? Почему?
На экране демонстрируются тычиночные и пестичные цветы ивы (слайд №5). Вопрос: Вы видите на слайде цветок? Приведите доказательства. Каковы шансы опыления у такого одиночного цветка? Учащиеся приходят к выводу о значении соцветий в жизни растений и вместе с учителем формулируют определение соцветия и разбирают элементы схемы соцветия (черточка символизирует цветоножку, а кружечек – цветок).
Далее учитель предлагает обсудить и выучить характерные особенности различных видов соцветий, используя готовый опорный конспект (смотри приложение).
3.Осмысление, первичная проверка понимания и коррекция усвоения новых знаний
Работа в парах. Учащиеся выполняют открытый тест: «О каком соцветии идет речь ». Проводится взаимопроверка с комментариями. Учитель оценивает учащихся.
1. На вытянутой оси сидят цветки без цветоножек - ____________________
2. Цветки на верхушке оси на цветоножках одинаковой длины - ___________
3. Сидящие цветки размещены на чашеобразной оси - ____________________
4. Ось ветвится на простые колоски - _______________________________
5. Соцветие, боковые оси которого заканчиваются простыми зонтиками - __
6. На вытянутой оси на цветоножках сидят цветки - ______________________
7. Колос с утолщенной осью - ________________________________________
8. Внешне это соцветие напоминает отдельный цветок - __________________
4. Физкультминутка.
Голова чтоб не болела
Её вращаю вправо – влево
А теперь руками крутим
И для них разминка будет
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим
Повороты вправо – влево
Плавно производим.
Потянули плечи – спинки
А теперь конец разминке
Презентация учащимися творческого проекта «Поетичні твори та загадки про квіти». Учащиеся отгадывают загадки и определяют виды соцветий данных растений.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- что такое соцветие;
- приводят примеры основных видов соцветий и представителей растений у которых встречаются данные соцветия.
Учитель напоминает, что невыполненным остается одно задание, для которого каждый учащийся принес изображение цветка с которым он себя ассоциирует. Первое задание заключается в том, что учащимся необходимо определить это одиночный цветок или соцветие, если соцветие – то его вид.
Второе задание заключается в определении черт характера по особенностям растения. Учитель комментирует характеристики цветов:
Роза – царица цветов. Символизирует гордыню, величавость, красоту, недоступность, демонстративность, привлекает внимание.
Ромашка, незабудка т.п.- говорит о простоте, доброте, скромности, стремится не привлекать внимание;
Гладиолус – говорит о величии, стремлении выделиться, быть главным.
Хризантема, тюльпаны – простота и изысканность, красота и доступность в общении.
Гвоздика символизирует славу, общественную принадлежность, жертвенность, служение обществу.
ІV. Рефлексивно-оценочный.
Фронтальная беседа: чему учащиеся научились на уроке, насколько выполнены поставленные цели урока.
Учащиеся комментируют и приклеивают лепестки с написанными ожиданиями от урока на сердцевину ромашки.
Учащиеся выполняют упражнение.
-Пусть похлопают себе те, кто выучил основные виды соцветий;
- Пусть поднимут правую руку те, кто захочет выучить соцветия как домашнее задание;
- Пусть поднимут левую руку те, кого сегодня удивили некоторые факты;
- Пусть покачают головой те, кто ничему не научился.
Прочитать параграф 28. Зарисовать типичные схемы простых и сложных соцветий.
Высокий уровень: подобрать по пять названий растений к соцветиям «Корзинка» и « Кисть»
5. Домашнее задание.
Прочитать параграф 28
Составить свою классификацию основных видов соцветий с примерами растений и выучить наизусть.
Высокий уровень: Привести по 5 примеров растений, имеющих соцветие корзинка и кисть
6.Литература
1.Н. Н. Мусиенко. Биология: Учебник для 7 класса. – К.: Генеза, 2007.
2.Г. В. Яременко, Н. М. Гусева. Тетрадь по биологии. – Запорожье: «Просвіта», 2014.
Приложение