Урок біології в 6 класі на тему "Суцвіття"

Про матеріал
Конспект уроку з ботаніки. Мета уроку - формування когнітивних умінь учнів, способів обробки та аналізу біологічної інформації через використання опорних конспектів, тестових технологій, інтерактивних вправ, диференціації завдань тощо.
Перегляд файлу

Урок ботаники в  6 классе . Тема «Соцветия»

Цели урока:

- учебная:  формирование  предметных компетентностей:

Когнитивной – формирование основних способов учебной деятельности, осознания цели обучения, развитие учебно-познавательного интереса к биологическим знаниям. Развитие умственных способностей и качеств личности (теоретического стиля мышления, памяти, внимания и т.п.).

- развивающая:  развивать ключевые компетентности:

- компетентность самообразования и саморазвития – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- социальную компетентность – стимулировать работу учеников в парах; в группе;

- компетентность продуктивной творческой деятельности – использование  на уроке творческих  заданий; подведение итогов, формулирование выводов; выполнение учащимися мини-проектов;

- информационную компетентность – формировать у учащихся навык осуществления самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, систематизации и анализа биологической информации; совершенствовать навыки работы с интернет-ресурсом, составления презентаций;

-воспитательная:

 -воспитывать экологическое мышление и бережное отношение учащихся к природе.

Технология урока: интерактивные технологии; метод проектов; проблемное обучение; игровые технологии; дифференцированное обучение .

Формы работы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

 Оборудование и материалы: мультимедийная доска, карточки с названиями элементов цветка для игры «Найди пару», макет цветка для приема «Цветок ожиданий», опорные конспекты, фрагмент документального фильма «Топ -10 самых красивых цветов, презентация учащихся «Поетичні твори та загадки  про квіти»; открытки с изображениями соцветий и их схем; изображения любимых цветов   учащихся.

Базовые понятия и термины: цветок, соцветие, простые и сложные соцветия, схемы соцветий.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

І. Ориентация. Мотивация деятельности.

Организационный момент.

 Слово учителя: Все мы разные, каждый из нас имеет свои мотивы к обучению, но я уверена, что сегодня на уроке всем будет  интересно узнать не только о растениях, наших вечных спутниках, но и  о чертах своего характера – ведь именно для этого вы принесли на урок свои любимые цветы.

А теперь посмотрим фрагмент фильма «Топ- 10 самых красивых цветов» (Презентация, слайд №1)

После просмотра фрагмента учитель задает вопрос: «Как вы думаете, почему в тексте фильма встречалось два понятия: цветок и соцветие? Это одно и то же понятие, или их нужно различать?». Учащиеся приходят к выводу, что о цветке говорят тогда, когда он одиночный, а о соцветии -  когда много цветов вместе. Учитель сообщает, что сегодня на уроке выучим все о соцветиях.

ІІ. Целеполагание.

1.Сообщение темы и задач урока.

(Слайд №2, №3)

Тема «Соцветия»

Цели урока:

- повторим строение цветка;

-выучим схемы типичных соцветий;

-познакомимся с представителями растений, у которых встречаются данные соцветия;

-объясним биологическое значение соцветий;

- определим характерные черты личности по выбранным соцветиям .

2.Мотивация учебной деятельности.

Вопрос учащимся: «Где вы сможете применить знания, полученные на уроке?» Учитель дополняет, что данная тема урока является продолжением темы «Генеративные органы растений» и на обобщающем уроке знания понадобятся при выполнении тестов и повлияют на тематическое оценивание. Названия схем соцветий и знание представителей растений, которым они принадлежат,  всегда используются в тестовом материале ЗНО.

3.Определение ожидаемых результатов.

Прием «Цветок ожиданий». Учащиеся на заранее подготовленных лепестках макета ромашки пишут свои ожидания от урока. В конце урока, если ожидания исполнятся - их прикрепят к сердцевине цветка.

ІІІ. Целереализация.

1.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Фронтальный опрос.  На доске  висит схема цветка (слайд №4),  учащимся заранее раздают карточки с терминами относящимся к строению цветка. Учитель показывает элементы цветка: тычинку, пестик, цветоножку, цветоложе, лепесток, а учащиеся,  у кого находиться соответствующая карточка с термином, должны их назвать (таким приемом проверяются не только знания, но и активизируется внимание). 

Вопрос: Какие части цветка называются главными? Почему?

2.Изучение нового материала, его восприятие, осознание и осмысление.

На экране демонстрируются тычиночные и пестичные цветы ивы (слайд №5). Вопрос: Вы видите на слайде цветок? Приведите доказательства. Каковы шансы опыления у такого одиночного цветка? Учащиеся приходят к выводу о значении соцветий в жизни растений и вместе с учителем формулируют определение соцветия и разбирают элементы схемы соцветия (черточка символизирует цветоножку, а кружечек – цветок).

Далее учитель предлагает обсудить и выучить характерные особенности различных видов соцветий, используя готовый опорный конспект (смотри приложение).

3.Осмысление, первичная проверка понимания и коррекция усвоения новых знаний

Работа в парах. Учащиеся выполняют открытый тест: «О каком соцветии идет речь ». Проводится взаимопроверка с комментариями. Учитель оценивает учащихся.

1. На вытянутой оси сидят цветки без цветоножек - ____________________

2. Цветки на верхушке оси на цветоножках одинаковой длины - ___________

3. Сидящие цветки размещены на чашеобразной оси - ____________________

4. Ось ветвится на простые колоски - _______________________________

5. Соцветие, боковые оси которого заканчиваются  простыми  зонтиками - __

6. На вытянутой оси на цветоножках сидят цветки - ______________________

7. Колос с утолщенной осью -  ________________________________________

8. Внешне это соцветие напоминает отдельный цветок - __________________

4. Физкультминутка.

Голова чтоб не болела

Её вращаю вправо – влево

А теперь руками крутим

И для них разминка будет

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим

Повороты вправо – влево

Плавно производим.

Потянули плечи – спинки

А теперь конец разминке

5. Закрепление знаний и способов действий.

Презентация учащимися  творческого проекта «Поетичні твори та загадки  про квіти». Учащиеся отгадывают загадки и определяют  виды соцветий данных растений.

6.Обобщение и систематизация знаний.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- что такое соцветие;
- приводят примеры основных видов соцветий и представителей растений у которых встречаются данные соцветия.

Учитель напоминает, что невыполненным остается одно задание, для которого каждый учащийся принес изображение цветка с которым он себя ассоциирует. Первое задание заключается в том, что учащимся необходимо определить это одиночный цветок или соцветие, если соцветие – то его вид.

Второе задание заключается в определении черт характера по особенностям растения. Учитель комментирует  характеристики цветов:

Роза – царица цветов. Символизирует гордыню, величавость, красоту, недоступность, демонстративность, привлекает внимание.

Ромашка, незабудка т.п.- говорит о простоте, доброте, скромности, стремится не привлекать внимание;

Гладиолус – говорит о величии, стремлении выделиться, быть главным.

Хризантема, тюльпаны – простота и  изысканность, красота и доступность в общении.

Гвоздика символизирует славу, общественную принадлежность, жертвенность, служение обществу.

ІV. Рефлексивно-оценочный.

1.Подведение итогов урока

Фронтальная беседа: чему учащиеся научились на уроке, насколько выполнены поставленные цели урока.

Учащиеся комментируют и приклеивают лепестки с написанными ожиданиями от урока на сердцевину ромашки.

2.Рефлексия

Учащиеся выполняют упражнение.

-Пусть похлопают себе те, кто выучил основные виды соцветий;

- Пусть поднимут правую руку те, кто захочет выучить соцветия как домашнее задание;

- Пусть поднимут левую руку те, кого сегодня удивили некоторые факты;

- Пусть покачают головой те, кто ничему не научился.

3.Сообщение домашнего задания.

Прочитать параграф 28. Зарисовать типичные схемы простых и сложных соцветий.

 Высокий уровень: подобрать по пять названий растений к соцветиям «Корзинка» и « Кисть»

4. Ценение и оценивание.

5. Домашнее задание.

Прочитать параграф 28

Составить свою классификацию основных видов соцветий с примерами  растений и выучить наизусть.

Высокий уровень: Привести по 5 примеров растений,  имеющих соцветие корзинка и кисть

6.Литература

1.Н. Н. Мусиенко. Биология: Учебник для 7 класса. – К.: Генеза, 2007.

2.Г. В. Яременко, Н. М. Гусева. Тетрадь по биологии. – Запорожье: «Просвіта», 2014.

Приложение

 

 

 

doc
Пов’язані теми
Біологія, Розробки уроків
Додано
21 лютого 2021
Переглядів
545
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку