Урок-соревнование "Два корабля"
Тема: Обобщение изученного по теме "Части речи"
Цели: закрепить знания по теме "Части речи"; проверить умение находить разные части речи в тексте и их признаки; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение, умение строить высказывание в устной форме, стремление к сотрудничеству в группе; воспитывать эмоционально-положительное отношение к уроку, познавательной активности.
Тип урока: обобщение знаний
Оборудование: раздаточный материал, музыкальное сопровождение
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель:
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далёкое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний - самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях в далекую страну "Морфологию", жителями которой являются слова. А как они называются, вы скажете, если отгадаете загадку.
На свете много слов прекрасных:
Родных, весёлых, ярких, ясных!
У каждого из слов душа своя.
А в нашей речи все слова - друзья!
Слова - друзья ждут с вами встречи,
Их назовём мы ..... (ЧАСТИ РЕЧИ)
Учитель: А сейчас мы узнаем название наших кораблей. Кто быстрее? Каждая команда из карточек, на которых написано по одной букве сложит название корабля: "Победа", "Удача".
Правила путешествия. Во время путешествия мы ведем дорожные дневники. Их роль будут выполнять наши тетради. Запишите число и тему путешествия.
Первой в страну "Морфологию" придет тот корабль, команда которого выловит по пути больше морских животных и поможет больщему числу кораблей, терпящих бедствие. Итак, в путь.
III. Работа над темой урока
1. Конкурс "Чей корабль первым отойдет от причала?" Команда, которая лучше справится с заданием, первой отойдет от причала. Каждая команда задает друг другу по две загадки. Нужно назвать часть речи, о которой говорится в загадке, и дать определение этой части речи. Привести 1-2 примера.
Загадки :
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется,
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
2. Конкурс "Преодоление рифа".
Учитель: Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто справится со следующим заданием. Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Определите, к какой части речи относятся вставленные слова.
I команда
В ожидании весны.
Спешит (весна), а за окном
Ещё (река) покрыта льдом,
Ещё сугробы там и тут,
Ещё (сосульки) не растут.
Не вспомнив о календаре,
(Зима) гуляет во дворе.
Я ей напомню, что пора
Уйти на Север со двора!
II команда
Весенний снег.
Он уже не...(пышный).
Он уже не ...(лыжный).
Он не из ваты.
Он ...(ноздреватый).
Он уже не ...(белый).
Он потемнелый.
Серый и мокрый,
Старый и добрый.
3. Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их закрепить. Для этого нужно выполнить следующее задание.
Перед вами Стихотворение Афанасия Фета. Давайте прочитаем его и найдем имена прилагательные (I команда), имена существительные (II команда).
Определите их число, род, падеж.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Для чего служат имена существительные? А прилагательные?
4. Преодоление препятствия "Встреча с пиратами"
Учитель: Пробоины заделаны, и нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом. Но взгляните, что там вдали? Пиратский флаг!
У пиратов длинные крючья. Они могут взять ваши корабли на абордаж. Чтобы этого не случилось, нужно отбить атаку. А для этого нужно ответить на все вопросы пиратов. Команда, которая не ответила на большее количество вопросов, попадает в плен к пиратам и уже не может продолжать плавание по заданному курсу.
Вопросы и задания пиратов.
1) На одной части написано начало пословиц, а на другой - их продолжение, но не в нужном порядке. Необходимо составить пословицы, соединив нужные части.
Команда «Победа» подчеркнет местоимения, «Удача» - числительные
Сам пропадает, | а лень портит
Семь раз отмерь - | а товарища выручай
Труд человека кормит, | один отрежь
Ученье - свет, | люби и саночки возить
С кем поведешься, | а неученье - тьма
Любишь кататься - | от того и наберешься
2) Из данных слов выпишите:
команда «Победа» - существительные
команда «Удача» - числительные
Тройка, второй, три, восьмёрка, десятка, сотня, сотый, двадцать пять, седьмой, пятилетка, одиннадцать, сороковой, сто.
ІV. Подведение итогов урока
Учитель: наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия, но, чтобы пристать к берегу, нужно решить еще одну задачу. Зайдем в порт "Хорошего настроения".
Используя изученные части речи, запишите свои впечатления от путешествия, составив рассказ из нескольких предложений.
Учитель: Итак, мы у финиша. Причаливаем. И наш конечный порт - хорошие оценки.
Подведем итоги. Какая же команда пришла к финишу первой?
Посчитайте свой улов. И определите лучших членов экипажа, благодаря которым вы дошли до конечного пункта назначения.
Домашнее задание. Подготовиться к следующему путешествию в страну "Контрольная работа", повторив параграфы...