Урок-демарш з літератури "Любов в п'єсах А. Н.Островського"

Про матеріал

Урок-демарш «Я вірю в чаклунство любові». Любов в п'єсах А. Н.Островського.

Цілі уроку: продовжити вивчення п'єс А. Н.Островського, об'єднаних темою любові, розкрити роль драматурга у створенні російського театру; розвивати вміння порівняльного аналізу драматичних творів, навички дослідницької діяльності; виховувати інтерес до драматургії, театрального мистецтва, любов до прекрасного. Тип уроку: дослідження (демарш).

Перегляд файлу

Урок-демарш

Литература  10 класс

                                               Учитель русского языка и литературы Васичкина Н.П.

 

Тема урока:       «Я верю в колдовство любви».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                           Любовь в пьесах А.Н.Островского.

Цели урока:

 - продолжить изучение пьес А.Н.Островского, объединённых темой любви,     раскрыть  роль драматурга в создании русского театра;

- развивать умение сопоставительного анализа драматических произведений, навыки исследовательской деятельности;

- воспитывать интерес к драматургии, театральному искусству, любовь к прекрасному.

Тип урока: исследование (демарш).

Оборудование урока: портрет писателя, сборник пьес А.Н.Островского, иллюстративный и слайдовый материал, карточки с вопросами.

Этапы урока:

  1.       Мотивация учебной деятельности (индукция).                                   
  2. Актуализация опорных знаний (деконструкция).
  3. Объявление темы и целей урока (реконструкция).
  4. Работа над темой урока (социализация и афиширование)
  1. Презентация пьесы «Гроза».
  2. Презентация пьесы «Снегурочка».
  3. Презентация пьесы «Бесприданница».
  1.        Обобщение и подведение итогов (разрыв и рефлексия).
  2. Домашнее задание.

Ход урока:

І. Мотивация учебной деятельности (индукция)..

  1. Просмотр эпизода из кинофильма «Жестокий романс»:

     (романсы «А напоследок я скажу»,  «Мохнатый шмель»).

  1. Слово учителя.

Всем нам известен этот романс и этот художественный фильм, снятый по мотивам пьесы Островского «Бесприданница». Недаром имя этого великого классика-драматурга звучит и по сей день на подмостках многих театральных сцен и отражается в экранизации его произведений, ведь в свое время, в 60 годы ХІХ века, Островский был центральной фигурой в создании русского национального театра.

ІІ. Актуализация опорных знаний  (деконструкция).

  1. Фронтальный опрос

На прошлом уроке мы уже говорили о заслугах Островского перед русским театром. Повторим эти сведения:

  • В чем выражалось новаторство драматурга?
  • Назовите самые знаменитые пьесы А.Н. Островского.
  • Какие пьесы были экранизированы?
  • Какие спектакли мы можем увидеть вдраматическом театре г. Мариуполя?
  1. Слово учителя.

   Все пьесы Островского актуальны и сегодня. Ведь человек всегда ищет ответы на самые важные вопросы жизни:  что с нами происходит?  какие мы?

Герои Островского помогают нам найти ответы. Сегодня на уроке мы рассмотрим три пьесы Островского, которые объединены одной темой – любовь.

  1. Работа с информативной карточкой  и иллюстрациями  к пьесам «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка».

ІІІ. Объявление темы и целей урока (реконструкция).

  1. Цели и задачи, запись темы урока.

Итак, тема урока «Я верю в колдовство любви».

   Любовь в пьесах А.Н. Островского.

Мы рассмотрим пьесы драматурга, объединенные темой любви, докажем их значимость и актуальность, будем учиться анализировать драматические произведения, чтобы вы с интересом могли посмотреть спектакли в театре или кинофильмы, которые помогут вам полюбить и понять классическую литературу.

2.   Представления исследовательских групп.

   Наш  урок интересен тем, что каждый из вас поучаствовал в его создании,  

   выполняя   проектное задание в исследовательской группе.

Каждая группа готовила материалы о кратком содержании определенной пьесы, её актуальности, разработала небольшую видео - презентацию, а также вопросы классу.

ІV. Работа над темой урока (социализация и афиширование).

  1.  Слово учителя.

Все материалы должны соответствовать теме урока и раскрывать это многогранное понятие – любовь.

Необходимо внимательно слушать выступающих, чтобы ответить  на вопросы и сделать выводы по теме. В каждой группе есть руководители, предоставляем им слово.

  2.  Презентация пьес «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница».

V. Обобщение и подведение итогов (разрыв и рефлексия). Оценивание.

Во всех трех пьесах любовь является движущей силой сюжета. Каждая героиня проходит свой путь в любви. Мы уже говорили об этом, работая с информативной карточкой. Островский своими пьесами ставит читателям и зрителям вопросы:

  • Как окружающий мир воспринимает любовь?
  • Возможна ли любовь в этом мире?

Как ответите вы, проанализировав эти пьесы и обобщая тему нашего урока «Я верю в колдовство любви»?

(Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства», которое не примет любви Катерины.

Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, но она чужая в патриархальном мире берендеев, и её любовь невозможна.

Лариса поступает, как её сердце велит, идет вслед за своей любовью, порывистая, искренняя, но сталкивается с обманом, её любовь никому не нужна.).

  • Любовь невозможна. Но победили или побеждены героини с их «горячими сердцами»?

(Катерина, Лариса, Снегурочка бросили вызов окружающему миру в стремлении доказать, что можно быть свободными и любить искренне, по-настоящему, по зову сердца. Они верили в «колдовство любви», но столкнулись с обманом и лицемерием. Все героини погибают, но тем самым утверждают, что сила духа их не сломлена, и что они не побеждены губительным миром, в котором нет места настоящим высоким чувствам.)

Героини А.Н. Островского – части мира, в котором они живут. Мир этот трагичен в силу той, современной Островскому действительности – 2 половина ХІХ века. Поэтому этим объясняется многое в представлениях драматурга о природе женских характеров, чувств, о смысле любви. Вы подготовили интересный материал, ответили на проблемные вопросы, тем самым достигнув целей, поставленных в начале урока.

Театр – это вечное искусство, которое учит каждого из нас одухотворенности, светлому восприятию действительности, воспитывает высокие нравственные качества.

 VІ.  Домашнее задание (запись в тетрадь).

  1. Все героини пьес А.Н. Островского говорят о любви. О любви можно говорить вечно. Поэтому выполните цитатный анализ каждой пьесы, выписав по 4-5 реплик героинь пьес, где речь идет о любви.

Например: «Я любви искала и не нашла» (Лариса, «Бесприданница»).

2.  Руководителям групп сдать материалы в папку с титульным листом

      и  диском DVD.

 

 

 

 

 

        Информативная карточка

«Я верю в колдовство любви»

 

«Гроза» 1860г.               «Снегурочка» 1873г.           «Бесприданница» 1879г.

Что объединяет эти  пьесы А.Н.Островского?

1. Героини                   В центре каждой пьесы – сильная женщина,

                                       готовая ради любви на все.

2. Состояние любви

Катерина – любовь - долг, затем настоящая любовь и самоубийство.

Снегурочка – поиск любви, затем любовь искренняя и самопожертвование.

Лариса – любовь всепоглощающая, затем разочарование и гибель.      

 Информативная карточка

«Я верю в колдовство любви»

 

«Гроза» 1860г.               «Снегурочка» 1873г.           «Бесприданница» 1879г.

Что объединяет эти  пьесы А.Н.Островского?

1. Героини                   В центре каждой пьесы – сильная женщина,

                                       готовая ради любви на все.

2. Состояние любви

Катерина – любовь - долг, затем настоящая любовь и самоубийство.

Снегурочка – поиск любви, затем любовь искренняя и самопожертвование.

Лариса – любовь всепоглощающая, затем разочарование и гибель.

 

Демарш

Задания исследовательским группам

 

1.         Краткое содержание пьесы.

2.         Презентация пьесы (видеоотрывки, слайды).

3.         Идейный смысл, актуальность пьесы.

4.         Вопросы аудитории по пьесе.

 

 

 

 

Демарш

Задания исследовательским группам

 

1.         Краткое содержание пьесы.

2.         Презентация пьесы (видеоотрывки, слайды).

3.         Идейный смысл, актуальность пьесы.

4.         Вопросы аудитории по пьесе.

 

 

 

 

        Информативная карточка

«Я верю в колдовство любви»

 

«Гроза» 1860г.               «Снегурочка» 1873г.           «Бесприданница» 1879г.

Что объединяет эти  пьесы А.Н.Островского?

1. Героини                   В центре каждой пьесы – сильная женщина,

                                       готовая ради любви на все.

2. Состояние любви

Катерина – любовь - долг, затем настоящая любовь и самоубийство.

Снегурочка – поиск любви, затем любовь искренняя и самопожертвование.

Лариса – любовь всепоглощающая, затем разочарование и гибель.      

 

Демарш

Задания исследовательским группам

 

1.         Краткое содержание пьесы.

2.         Презентация пьесы (видеоотрывки, слайды).

3.         Идейный смысл, актуальность пьесы.

4.         Вопросы аудитории по пьесе.

 

 

docx
Додано
26 липня 2018
Переглядів
558
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку