Урок. (Мастер лаконичности. (анализ рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»)

Про матеріал

Цель: истолковать содержание рассказа; путем анализа названия рассказа и ключевого слова «убытки» проанализировать художественный мир текста, образы, мотивы, сюжет, композицию; продолжать развивать в школьниках интерес к произведениям Чехова, способствовать формированию информационной культуры, критического мышления, речи учащихся, умения анализировать, синтезировать материал, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; воспитывать духовно – нравственные ценности

Оборудование: слайды презентации «Мастер лаконичности», газета «А.П.Чехов и история литературы»; выставка книг(тексты А.П.Чехова, библиографическая литература; названия фильмов, снятых по произведениям Чехова)

Перегляд файлу

                         Мастер  лаконичности

 (анализ рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»)

 

Цель: истолковать содержание рассказа; путем анализа названия рассказа и ключевого слова «убытки» проанализировать художественный мир текста, образы, мотивы, сюжет, композицию; продолжать развивать в школьниках интерес  к произведениям Чехова, способствовать формированию информационной культуры, критического мышления, речи учащихся, умения анализировать, синтезировать материал, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; воспитывать духовно – нравственные ценности

 

Оборудование: слайды презентации «Мастер лаконичности», газета «А.П.Чехов и история литературы»; выставка книг(тексты А.П.Чехова, библиографическая литература; названия фильмов, снятых по произведениям Чехова)

 

 

                                          Ход урока

 

 

1. Оргмомент. Приветствие 

 

2. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

 

                              Cлово учителя (Слайды №1, 2)

 

Во все времена, чем бы ни занимался человек, что бы ни делал, он стремился к тому, чтобы стать счастливым. Книги любого автора, жанра, вида, стиля – все, в конечном счете, о счастье.

Счастливыми хотели быть Фауст и Простак,  странный и чудаковатый  Дон Кихот, счастливыми хотели быть и Гамлет, и Акакий Акакиевич, Жульен Сорель и Раскольников, Анна Каренина и Левин… Счастья искали и авторы названных героев. Все философии, идеи, мысли, революции сводятся к желанию изменить мир и сделать его счастливым. В чем секрет? Какой рецепт выписать человеку, больному и давно уже грешному обществу?

Конец 19 века – эпоха переоценки ценностей, разочарования в недавних программах спасения и обновления России. Эти разочарования отозвались в творчестве Чехова скептическим отношением ко всяким попыткам уловить жизнь с помощью тех или иных общественных идей.

«Чехов, истончая реальность, неожиданно нападает на символы. Он едва ли подозревает о них. Он в них ничего не вкладывает преднамеренно, поэтому его символы непроизвольно врастают в действительность»,- писал Андрей Белый.

А.П.Чехов – замечательный врач. Он знал, как избавить человека от физической боли, какие выписать рецепты и лекарства. Но всю свою жизнь раздумывал, как сделать человека здоровым духовно, сделать его счастливым. Как мне кажется, к его советам стоит прислушаться.

 

                       Чтение афоризмов А.П.Чехова (слайд №3)

 

3. Актуализация опорных знаний

 

                                Беседа с учениками

 

  • Какие рассказы Чехова вы читали? Узнайте рассказ по иллюстрации (слайд № 4)
  • А какие особенности творчества Чехова вы могли бы назвать? (слайд № 5)

 

                         Слово учителя 

Вдумчивому читателю слово мастера может рассказать очень многое, надо только постараться понять его.

Вы познакомились с рассказом Чехова «Скрипка Ротшильда». Давайте попробуем выявить проблематику рассказа. Но тексты Чехова не так просты, как может показаться при первом чтении.

Нам необходимо полюбить, почувствовать слово так, как его чувствовал мастер лаконичности. Тогда, снимая пласт за пластом, мы проникнем в глубину текста, и текст заиграет другими красками в нашем сознании, зазвучит таинственная музыка слова.

 

                      Беседа учителя с учениками по вопросам

 

  • Из скольких частей состоит рассказ «Скрипка Ротшильда»? (слайд № 6)

( Из трех частей. Первая часть – это описание жизни Якова до болезни и смерти жены; вторая – болезнь и смерть жены;

третья – день похорон и день перед собственной смертью)

  • Как описывает автор пространство и время в этих частях?(слайд №6 )

( В первой части пространство замкнуто маленьким городком, время остановилось; во второй – наметилось его расширение:

«в окно было видно, как горела утренняя заря»; в третьей – пространство расширяется (герой мысленно погружается в прошлое), но тут же возвращается на место)

 

                     Слово учителя

Когда я пытаюсь проникнуть в глубину содержания текстов  А.П.Чехова, мне всегда вспоминаются слова из Библии: «Не говорю вам прямо, потому что прямо вы не понимаете, а говорю с вами притчами…»     (слайд №7)      

 

 

4. Анализ текста

Обратимся к названию рассказа  (слайды №8,9,10)

 

 

 

 

                                         Анализ названия

 

                          Скрипка                                       Ротшильда

 

Скри́пка (итал. violino, фр. violon,                   Ротшильды (нем. Rothschild)-   

 нем. Violine или Geige) —                                 династия банкиров и

смычковый струнный                                         общественных деятелей

музыкальный инструмент                                 

высокого регистра

 

 

       музыка                                                                       доход - убыток

(мир духовный)                                                        (мир материальный)

 

 

  • Что же находится, лежит в основе названия? (слайд№10)

(Бинарная семантическая оппозиция)

  • Что собой представляет герой рассказа Чехова по фамилии Ротшильд? (слайд№11)
  • Кто является главным героем рассказа?  (слайд № 12)

(Яков Матвеевич Иванов. «…уличное прозвище у него было почему – то – Бронза, а жил он бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната, и в этой комнате помещались он, Марфа, печь, двуспальная кровать, гробы, верстак и все хозяйство». Ему 70 лет. «…выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке»)

  • Как вы думаете, почему автор дает своему герою такую фамилию? (слайд № 12)

(Безликая фамилия, таких много)

  • Что удивительно в характеристике интерьера?  (слайд № 12)

(Яков и Марфа названы в ряду предметов. Они по жизни стали предметами.  Абсурд)

  • В чем суть предложения: «…выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке»? (слайд № 12)

(Суть не столько в крепком Якове, сколько в том, что крепкие люди – в тюрьме. Абсурд)

 

                                    Работа в тетрадях

( Прочитайте предложение. Выпишите из предложения лексико  – семантические оппозиции)  (слайд № 13)

«Если бы Яков Иванов был гробовщиком в губернском городе, то, наверное, он имел бы собственный дом и звали бы его Яковом Матвеичем; здесь же в городишке звали его просто Яковом, уличное прозвище у него было почему-то Бронза, а жил он бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе…».

 

(Губернский город – городишко,

Яков Матвеич – Яков (Бронза),

имя («звали» = зов) – уличное прозвище,

собственный дом – старая изба)

  • Какой конфликт заявлен уже в первом абзаце рассказа?

 

                                 Беседа с элементами анализа (слайд № 14)

 

  • Чем занимается Яков?

(Он делает гробы и играет на скрипке)

  • Какие он делает гробы и как?

(Гробы делает «хорошие, прочные». «Для мужиков и мещан он делал их на свой рост и ни разу не ошибся». «Для благородных же и для женщин делал по мерке и употреблял для этого железный аршин. «Заказы на детские гробики  принимал он очень неохотно и делал их прямо без мерки, с презрением…»)

  • Почему Бронза неохотно делает детские гробы?

(Это приносит маленький доход)

  • Скрипка также приносит маленький доход. Почему?

(Играет на свадьбах, когда пригласят его в еврейский ансамбль и когда  недоставало кого–нибудь из евреев. Но приглашают редко. Он не любит евреев.)

  • В каком настроении пребывает Яков?

(Всегда в плохом)

  • Почему?

(Ему постоянно «приходилось терпеть страшные убытки»)

  • Какие слова соотносятся с названием рассказа?

(Скрипка – доход – убытки)

  • Сколько раз повторяется слово «убытки» в тексте?

(18 раз. Оно является ключевым)

Предлагаю проанализировать ситуации, в которых употребляется слово «убытки», его смысловую нагрузку.

 

                             Работа со словарем ( слайд №15)

 

  Убыток — это

  1. в хозяйственной практике выраженные в денежной форме потери, уменьшение материальных и денежных ресурсов в результате превышения расходов над доходами;
  2. в бухгалтерском учёте ведётся счёт «Прибыли и убытки», на котором отражаются доходы и потери от реализации продукции, уплаченные штрафы, неустойки, пени и др.;
  3. в гражданском праве выраженный в денежной форме ущерб, который причинён одному лицу противоправными действиями другого.

 

                               Работа с текстом (первая часть рассказа)

  • Двести дней в году «поневоле приходилось сидеть сложа руки».
  • Когда не приглашали играть на свадьбе, Яков терпел убытки.
  • Если жители городка умирали в другом месте. «Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский городок лечиться и взял да там и умер».
  • «Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам».

Легче становилось только тогда, когда он трогал струны скрипки, которую он клал «с собою на  постели»

 

 

 

                            Подведение итогов (первая часть рассказа)

 (слайд № 16)

  • Знаем ли мы в каком городе и когда происходят события?

 (Нет)

  • Как писатель описывает эмоции героя?

 (Общими словами: всегда плохое настроение)

  • Продолжите уравнение – характеристику Якова?

Яков = * + * 

        (Яков=гроб+скрипка)

 

 

                        Анализ текста (вторая часть рассказа)

 ( слайд №16)

 

  • Как начинается вторая часть?

Шестого мая прошлого года Марфа вдруг занемогла»)

  • Как ведет себя Яков?

(Он берет книжку, в которую « каждый день записывал свои убытки», и подсчитывает убытки за год. «Получилось больше тысячи. Это так потрясло его…»  Вот первый раз появляется в тексте звучное, яркое описание его внутреннего состояния, появляется слово, которое четко передает его эмоции.)

 

 

Слово учителя с элементами беседы и анализа текста

 

Произошло событие, которое нарушило привычный ход жизни и даже изменило его. Впервые Яков увидел лицо жены ясным, радостным, счастливым. И понял, что для нее смерть – избавление от этой жизни, в которой не было ничего радостного и счастливого. Его это  «смутило».

Он ни разу не приласкал ее, не покупал подарки, кричал и бранил, не разрешал пить чай, потому что и без того расходы были большие.

  • Какое слово говорит о внутренних изменениях героя, хотя внешне он занимается подсчетом убытков? (слайд №16)

(«Жутко»)

Об  убытках он думает, везя Марфу в больницу, о них же думает, делая жене гроб, когда она еще жива; и тогда, когда Марфа говорит о ребенке, Яков занят другими мыслями: как похоронить дешево и благопристойно.

Вторую часть рассказа Чехов буквально наполняет глаголами , передающими внутреннее состояние Якова. Назовите их.

(«взмолился», «вспылил»,  «побагровел»)

  • Продолжите ряд. Яков называет жену: Марфа – старуха…

( предмет, «подруга жизни, извините»)

  • На кого похожа Марфа?

(На птицу, которая хочет пить)

  • Как вы думаете, почему автор сравнивает Марфу с птицей?

(Мы все рождены для больших дел, у всех нас есть крылья, все мечтаем о полете, о счастье. Образно говоря, мы все птицы. Марфа – птица подбитая, израненная, измученная жаждой любви и тепла. Вода – жизнь. А жизни – то и не было)

 

Подведение итогов (вторая часть рассказа)

(Яков в этой части рассказа по-прежнему человек, который постоянно думает о доходах. Но в нем произошли изменения. Чехов наполняет своего героя эмоциями, чувствами, используя лаконичные глаголы: потрясло, смутило, взмолился, вспылил, побагровел.

Марфа понимает, что умирает, но на ее лице счастье.

Смерть – избавление. Абсурд)

 

Анализ третьей части рассказа. Продолжаем следить за смысловой нагрузкой слова «убытки» ( слайд №17)

  • Как начинается третья часть?

(Третья часть начинается противительным союзом «но». Теперь прежнего течения жизни не будет. Яков сожалеет о том, что так протекла жизнь. В памяти появляется прежняя картина жизни реки. Яков вспоминает младенчика с белокурыми волосами. Мысли начинают бродить: от лирических воспоминаний переходят в жестокую, расчетливую реальность.

Если бы он мог все изменить, то он бы по-другому наладил бы жизнь. «Ведь река порядочная не пустячная; на ней можно было бы завести…» - мысли, которые приводят его к выводу: «Но он прозевал, ничего этого не сделал. Какие убытки! Ах, какие убытки!» )

 

 

 

                                     Слово учителя

Слово «убыток» с этого момента начинает наращивать и изменять свою семантику.

Просмотр отрывка из спектакля (слайд №18)

 Кама Гинкас представил на сцене московского ТЮЗа три спектакля, одним из которых  был  спектакль"Скрипка Ротшильда".  Мировая премьера  состоялась в США, в Йельском репертуарном театре, вызвав восторг публики и критики.

 

«…жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад – там ничего,  кроме убытков, и таких страшных, что даже озноб берет».

«И почему человек не может жить так, чтобы не этих потерь и убытков

«Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки

  • Как же изменилась семантика слова? (слайд №19 )

(Из материально – экономического пласта семантика слова переходит сначала в эмоционально – чувственный, а затем в философский пласт. Яков приходит к выводу: «От жизни человеку – убыток, а от смерти – польза». Абсурд)

 

                                     Беседа с учениками

  • К чему приходит Яков? Какие выводы делает? (слайд № 19)

Жизнь убыточная.

Жизнь человека проходит без пользы.

  • Соедините два предложения. К какому выводу приводит нас автор?

(Если жизнь человека проходит без пользы, она убыточна)

 

                               Новое значение слова «убыток»  (слайд №20)

 

  • О чем беспокоится Яков? (слайд №21)

О судьбе скрипки «…теперь она останется сиротой…»

 

                                   Справка

 

Сирота́ — человек, лишившийся одного или обоих родителей в связи со смертью последних. Как правило, этот термин применяется к детям, не достигшим еще совершеннолетия.

 

                         Слово учителя

 

Обратите внимание: Яков себя и Марфу называет среди предметов. А скрипку наделяет человеческими качествами. Почему?

(Он прожил жизнь без пользы, без души, а скрипка – это и есть душа, в ее музыке сама жизнь)

 

5.Подведение итогов (слайд №21)

Вспомните формулу: Яков = гроб + скрипка.

  • Какая часть Якова умирает?

 

                          Слово учителя

 

Драматизм рассказа А.П.Чехова в человечности героя, вырывающейся из-под бронзовой маски, в конфликте внешней его определенности (гробовщик) и внутренней сущности (скрипач). Перед нами несостоявшийся Ротшильд, но на пороге смерти состоявшийся человек, личность.

«Скрипка Ротшильда» изначально была названа Чеховым «Душа Якова».

Не Якова-гробовщика ценят и помнят люди, но Якова-музыканта.

Музыка прекрасна и вечна. Музыка является символом его души. Нет злости в душе. Осталось тепло и смирение.

( Вспоминается короткий диалог ребенка с дедушкой:

- Дедушка, расскажи мне сказку про злого волка.

- Нет злых волков, есть несчастливые)

 

 

  • Почему Яков скрипку завещает Ротшильду?

(Он не потерял душу) Для нового Якова не имеет значение национальность человека, его положение, он отрекается от своей нелюбви к евреям. «Зачем люди мешают жить друг другу?»

Вспоминаются слова Евтушенко:

 

Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
Я всем антисемитам как еврей,
И потому – я настоящий русский

 

  • Продолжите уравнение

Душа Ротшильда + душа скрипки = жизнь

 

  • Чехов небогатому еврею дает  фамилию Ротшильд. Почему? Простая ирония?

(Ротшильд богат, но духовно)

 

Название рассказа Чехова приобретает новую окраску (слайд № 22)

К чему же сводится авторская концепция?

(Настоящее богатство – в душе, в глубоком внутреннем мире человека)

 

6. Каждый желающий может высказать свое мнение, впечатление, но одним предложением. Выставление оценок

 

7. Заключительное слово учителя (слайд №23)

 

У каждого человека свой путь, свое представление о счастье, мы сами строим свою жизнь. Перед вами открыты двери в будущее. И каждый хочет быть счастливым.

  • Как вы понимаете счастье? ( ответ на этот вопрос и будет вашим домашним заданием)

 Я надеюсь, что вы будете жить, следуя принципам человеколюбия. Благодарю вас за помощь и поддержку и на прощанье хочу подарить вам такую притчу: «Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя…».

Я желаю вам, чтобы вы всегда видели прекрасный мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
29 липня 2018
Переглядів
2326
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку