Урок для 2-го класса Тема: "Шипящие звуки"

Про матеріал
Урок для 2-го класса Тема: Шипящие звуки Цель урока: познакомить с одной из особенностей шипящих звуков, развивать интерес к языку как учебному материалу на основе изученных правил.
Перегляд файлу

Урок для 2-го класса

Тема: Шипящие звуки

Цель урока: познакомить с одной из особенностей шипящих звуков, развивать интерес к языку как учебному материалу на основе изученных правил.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение алфавита (скороговоркой).

Учитель. Поглядите, поглядите, пять соседок в алфавите: Г, Д, Е, Ё, Ж.

На какие две группы можно разбить эти буквы?

Дети. Можно разбить на гласные и согласные.

У. Какие буквы гласные?

Д. Это Е, Ё.

У. А согласные?

Д. Буквы Г, Д, Ж.

У. Какая буква выделяется?

Д. Буква Ж.

У. Расскажите все об этой букве. Вспомните все шипящие и законы письма с ними гласных. Приведите примеры слов на эти орфограммы и запишите их в тетрадь.

Дети выполняют задания учителя.

- А теперь вернемся к нашим буквам, ведь они все «горюют» о еже. Не знаете почему?

Д. Знаем, если все буквы прочитать вместе, то получится предложение: где ёж?!

У. Правильно. Запишите это предложение в тетради и ответьте на вопрос: что общего в словах этого предложения?

Д. Их нельзя переносить.

У. Чем они отличаются?

Д. В слове ёж буква Ё означает два звука .

У. Запишите транскрипцию этого слова.

Дети записывают- [й*ош].

-Ребята, давайте сравним произношение и написание этого слова. Что вы заметили?

Д. В этом слове букв меньше, чем звуков.

У. Почему?

Д. Если буква Ё стоит в начале, то она обозначает две фонемы.

У. А чем еще интересно это слово?

Д. Здесь есть опанное место.

У. Какое?

Д. Слово пишется не так, как произносится.

У. Докажите это. Расскажите все о слове. Приведите примеры слов с шипящей на конце. Запишите их и сделайте вывод.

Дети выполняют задание учителя.

  1. Наблюдение за шипящими в конце слов.

У. Послушайте стихотворение и найдите слова с шипящей на конце.

 

Изобретатель

— Когда немного подрасту,—
Сказал мне мой приятель,—
Для мамы я изобрету
Настолонакрыватель.

Потом я сделаю чертёж...-
Сказал изобретатель.
— И что ещё изобретёшь?
— Обедоподаватель.

Посуду будет вытирать
Посудовытиратель.
— А кто — осколки подбирать?
— Осколкоподбиратель!

Д. Это слова чертёж, изобретёшь.

У. Что это за части речи?

Д. Слово чертёж- это существительное мужского рода; слово изобретёшь – глагол с шипящей на конце.

Дети выполняют задание учителя.

- Так когда же пишется после шипящей мягкий знак?

Д. Глаголы, существительные женского рода с шипящей на конце пишутся с мягким знаком.

 

  1. Слуховой диктант

У. Ай да шипящие! Ну и молодцы! Как фокусники в цирке! Какие буквы вы напишете в словах молодцы, цирке?

Д. В слове молодцы в конце напишем ы, а в слове цирке – букву е.

У. Будьте очень осторожны, когда пишете слова с шипящей на конце, и вдвойне осторожны в тех случаях, когда рядом с ними стоят буквы о и ё, то такая соседка им не по душе и они согласны стоять только рядом с буквой о. Посмотрите на доску.

На доске:

Шёл по шоссе черный галчонок.

Позже вы научитесь проверять эту орфограмму. А сейчас будьте просто внимательны при записи таких слов. Проговаривайте их, замечайте, какая буква написана после шипящих.

  1. Домашнее задание

У. Придумайте десять слов с шипящей на конце.

6. Итог урока. Вам было интересно? Спасибо за работу!

docx
Додано
1 квітня 2020
Переглядів
371
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку