Урок для 2-го класса
Тема: Шипящие звуки
Цель урока: познакомить с одной из особенностей шипящих звуков, развивать интерес к языку как учебному материалу на основе изученных правил.
Ход урока
Учитель. Поглядите, поглядите, пять соседок в алфавите: Г, Д, Е, Ё, Ж.
На какие две группы можно разбить эти буквы?
Дети. Можно разбить на гласные и согласные.
У. Какие буквы гласные?
Д. Это Е, Ё.
У. А согласные?
Д. Буквы Г, Д, Ж.
У. Какая буква выделяется?
Д. Буква Ж.
У. Расскажите все об этой букве. Вспомните все шипящие и законы письма с ними гласных. Приведите примеры слов на эти орфограммы и запишите их в тетрадь.
Дети выполняют задания учителя.
- А теперь вернемся к нашим буквам, ведь они все «горюют» о еже. Не знаете почему?
Д. Знаем, если все буквы прочитать вместе, то получится предложение: где ёж?!
У. Правильно. Запишите это предложение в тетради и ответьте на вопрос: что общего в словах этого предложения?
Д. Их нельзя переносить.
У. Чем они отличаются?
Д. В слове ёж буква Ё означает два звука .
У. Запишите транскрипцию этого слова.
Дети записывают- [й*ош].
-Ребята, давайте сравним произношение и написание этого слова. Что вы заметили?
Д. В этом слове букв меньше, чем звуков.
У. Почему?
Д. Если буква Ё стоит в начале, то она обозначает две фонемы.
У. А чем еще интересно это слово?
Д. Здесь есть опанное место.
У. Какое?
Д. Слово пишется не так, как произносится.
У. Докажите это. Расскажите все о слове. Приведите примеры слов с шипящей на конце. Запишите их и сделайте вывод.
Дети выполняют задание учителя.
У. Послушайте стихотворение и найдите слова с шипящей на конце.
Изобретатель
— Когда немного подрасту,—
Сказал мне мой приятель,—
Для мамы я изобрету
Настолонакрыватель.
Потом я сделаю чертёж...-
Сказал изобретатель.
— И что ещё изобретёшь?
— Обедоподаватель.
Посуду будет вытирать
Посудовытиратель.
— А кто — осколки подбирать?
— Осколкоподбиратель!
Д. Это слова чертёж, изобретёшь.
У. Что это за части речи?
Д. Слово чертёж- это существительное мужского рода; слово изобретёшь – глагол с шипящей на конце.
Дети выполняют задание учителя.
- Так когда же пишется после шипящей мягкий знак?
Д. Глаголы, существительные женского рода с шипящей на конце пишутся с мягким знаком.
У. Ай да шипящие! Ну и молодцы! Как фокусники в цирке! Какие буквы вы напишете в словах молодцы, цирке?
Д. В слове молодцы в конце напишем ы, а в слове цирке – букву е.
У. Будьте очень осторожны, когда пишете слова с шипящей на конце, и вдвойне осторожны в тех случаях, когда рядом с ними стоят буквы о и ё, то такая соседка им не по душе и они согласны стоять только рядом с буквой о. Посмотрите на доску.
На доске:
Шёл по шоссе черный галчонок.
Позже вы научитесь проверять эту орфограмму. А сейчас будьте просто внимательны при записи таких слов. Проговаривайте их, замечайте, какая буква написана после шипящих.
У. Придумайте десять слов с шипящей на конце.
6. Итог урока. Вам было интересно? Спасибо за работу!