"Язык - душа народа"

Про матеріал
Аннотация к методической разработке урока русского языка «Язык – душа народа», посвященной неделе филологических наук. Урок русского языка разработан для 5-ых классов. Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний. Основными задачами являются воспитание трепетного отношения к языку; воспитание художественного вкуса, жизненных ценностей, развитие интереса к русскому языку, как учебному предмету, мотивация к изучению языка более углубленно. Данный урок разработан с использованием ИКТ с различной формой предъявления информации (анимация, иллюстрация, интерактив), что позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Использование ИКТ делает урок привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и организованно. Кроме традиционных заданий и упражнений урок содержит творческие задания: игра «Крокодил», «Найди пару», конкурс чтецов, упражнение «Волчок», «Подбери конец словечку»
Перегляд файлу

Конспект урока русского языка к предметной неделе филологических наук

ЯЗЫК – ДУША НАРОДА

Класс: 5

Тип урока по основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок-лекция с элементами практикума

Задачи:

Дидактические: продолжить формирование умений анализировать информацию; обозначить актуальность данной темы.

Развивающие: развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о языке; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы; расширить круг ассоциаций; развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные: воспитывать трепетное отношение к родному языку; воспитывать художественный вкус, жизненные ценности, развивать интерес к русскому языку, как учебному предмету, развивать желание изучать его более углубленно.

Цели урока:-Показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

-Воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Формы работы на уроке: сочетание групповой и фронтальной работы.

Оборудование: мультимедийные презентации, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока

«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

 Константин Дмитриевич Ушинский

- Слово учителя:

Русский язык — один из наиболее развитых языков мира, что выражается в богатстве и разнообразии его словаря и грамматики. Он всегда был предметом гордости русских писателей.

М.В.Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков»; А. С. Пушкин характеризовал русский язык как «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах»; И. С. Тургенев, для которого русский язык был единственной опорой и надеждой, восклицал: «Народ, у которого такой язык, — народ великий»; М.Горький говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей...».

И в самом деле, Страна Русского языка огромна, состоит из отдельных городов – разделов или царств. Эти царства сказочно богаты. Их богатства дороже любого злата. В залах хранятся слова – все слова Русского языка –от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались пословицы и поговорки, фразеологические обороты и крылатые слова – вся мудрость русского народа.

А что, если совсем не пользоваться языком? Какие средства для общения у нас останутся? Правильно, ребята, невербальные – это жесты, мимика, позы.

Я предлагаю вам сыграть в игру и проверить, легко ли общаться без слов? Как проще передать информацию: вербально или невербально?

-Игра «Крокодил». Ученику по секрету загадывается слово, которое нужно показать невербально классу. Кто отгадывает, выходит на место предыдущего ученика. Слова: википедия, урок, озарение, коронация, слепок, этикет.

-Слово учителя

Известны многие разновидности общения это язык жестов, мимики, символики, магии цвета, телодвижении и т.д. Но звуки родного языка были, есть и будут чарующей мелодией для умеющего слушать. Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.  Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Как мы с вами убедились, слово - самое совершенное средство общения. Но важно не только знать слова, но и правильно их произносить, читать и употреблять в речи. Предлагаю начать конкурс чтецов стихотворений.

-Конкурс чтецов. Ученики декламируют стихотворения про язык, выученные заранее. (см. Приложение 1.)

-Слово учителя

Мудрое, уважительное, бережное отношение к своему родному языку отражено в русских народных пословицах и поговорках:

«Язык – стяг, дружину водит»; «Язык до Киева доведет»; «В умной беседе быть – ума прикупить»; «Без языка как без рук»; «Ласковое слово что вешний день» и т.д.

Сейчас мы послушаем стихотворение Е. Елубаева «Самый богатый человек».

Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою, мало.

Если два - вопросов нет,

Ты для всех – авторитет.

Тех, кто три прекрасно знают,

Все за гениев считают.

Ну, а, если все четыре -

Нет людей богаче в мире.

А вы ребята, как считаете, достаточно ли знание одного языка? Ребята, а в нашей школе на скольких языках можно получить образование? Какой язык в Украине считается государственным? Родственны ли русский и украинский языки? Почему? Вместе с белорусским языком русский и украинский принадлежат к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Следовательно, слова этих языков будут схожи. Предлагаю доказать это.

-Игра «Найди пару». На партах лежат пословицы на украинском языке и соответствующие им на русском. Задача учеников собрать пары пословиц. (см. Приложение 2)

-Слово учителя

Чтобы призвать всех знать, любить, ценить и уважать свой родной язык, в нашей школе ежегодно проходит Неделя филологических наук. Для повышения филологической смекалки выполним

-Упражнение «Волчок» На партах лежат карточки с изображением волчка. Задание состоит в том, чтобы собрать как можно больше слов (см. Приложение 3)

-Слово учителя

Слова, созданные далекими предками, раскрывают нам удивительные стороны психологии народа, его умение подмечать наиболее характерное в предметах и явлениях действительности. Давайте и мы с вами проявим смекалку и ответим на загадки.

- Загадки

Сели на страничку

Тридцать три сестрички.

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят.  АЗБУКА

 

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все…  АЛФАВИТ

 

Черные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд —

Сейчас заговорят.   БУКВЫ

 

Земля беленькая,

А птички на ней черненькие.   БУМАГА И ПИСЬМО

 

Не дерево, а с листочками.

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.   КНИГА

 

32 солдата и 1 командир.    Зубы и язык

С добром скажу – сладкое,

Со злом скажу – горькое.    СЛОВО

 

-Слово учителя

Молодцы, ребята! Приготовьтесь к заключительному этапу нашего урока. Здесь вам понадобиться фантазия, начитанность и воображение.

-Упражнение «Подбери конец словечку». Задание заключается в том, чтобы ученики по очереди продолжали слова из таблички (см. Приложение 4)

-Заключение

Родное слово помогает нам жить, помогает познавать себя и других Не случайно И.А. Бунин призвал беречь «наш дар бессмертный - речь». Поэтому не жалейте времени на изучение языка, познание всех тонкостей использование слова в речи, на поиски в словарях незнакомого или необычного употребленного слова, если оно если оно встретиться при чтении произведения или в жизни. Помните: усилия ваши не пропадут даром – они окупятся сторицей. И пусть же будет успешным путь познания Слова!


Список используемой литературы

1. А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.: Просвещение, 1995

 

2.Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987

 

3. В.В. Серов Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, 2004

 

4. Л.П. Крысин. Жизнь слова. М.: Просвещение, 1980

 

5.Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. М.: Просвещение, 1986

 

6.О.Ю. Шкатова. Игровые задания на уроках русского языка https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200304803

7.https://knigi.studio/russkiy-yazyik-sovremennyiy/russkie-pisateli-bogatstve-vyirazitelnosti-173318.html


Приложение 1

Стихи для конкурса чтецов

Глагол времен, мой гений, мой язык,

Скрещение судеб и мужества народа,

Через тебя явила миру лик

Ответственности строгая свобода.

Ты для меня раскидывал мосты

И озарял окутанное тенью,

И, вопреки всему на свете, ты

Учил меня родству и уваженью.

Продли в себе моей тревоги дни

И эту песню выведи к распутью.

И суть моей души соедини

С твоей великой и бессмертной сутью.

М. Дудин

 

Усердно русский я учил,

Дружил с ним неразлучно

Он окрылял и чаровал

Простою речью звучной,

Читая Пушкина стихи,

Вдыхая строчек свежесть,

С волнением в сердце я познал

Как он прекрасно нежен!

М. Ефимов

 

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Е. В. Федосюк

 

Приложение 2

Игра «Найди пару»

''Не лiзь поперед батька в пекло''.

''Поспешишь - людей насмешишь''

''Не чiпай лихо, доки воно тихо''.

''Не буди лихо, пока спит тихо''

''Що занадто, то не здрово''

 ''Всё хорошо, что в меру.''

''На тобі, Гаврило, що мені немило''.

 ''На тебе, Боже, что мне негоже''.

'Пан з паном, а Іван з Іваном''.

''Гусь свинье не товарищ''.

 ''Парочка - Мартин та Одарочка!''.

''Хороша парочка - баран да ярочка!''

 

Приложение 3

Упражнение «Волчок»

Приложение 4

Упражнение «Подбери конец словечку»

 

 

docx
Додано
2 квітня 2020
Переглядів
1085
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку