Конспект урока русского языка к предметной неделе филологических наук
ЯЗЫК – ДУША НАРОДА
Класс: 5
Тип урока по основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок-лекция с элементами практикума
Задачи:
Дидактические: продолжить формирование умений анализировать информацию; обозначить актуальность данной темы.
Развивающие: развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о языке; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы; расширить круг ассоциаций; развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные: воспитывать трепетное отношение к родному языку; воспитывать художественный вкус, жизненные ценности, развивать интерес к русскому языку, как учебному предмету, развивать желание изучать его более углубленно.
Цели урока:-Показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.
-Воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.
Формы работы на уроке: сочетание групповой и фронтальной работы.
Оборудование: мультимедийные презентации, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход урока
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
Константин Дмитриевич Ушинский
- Слово учителя:
Русский язык — один из наиболее развитых языков мира, что выражается в богатстве и разнообразии его словаря и грамматики. Он всегда был предметом гордости русских писателей.
М.В.Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков»; А. С. Пушкин характеризовал русский язык как «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах»; И. С. Тургенев, для которого русский язык был единственной опорой и надеждой, восклицал: «Народ, у которого такой язык, — народ великий»; М.Горький говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей...».
И в самом деле, Страна Русского языка огромна, состоит из отдельных городов – разделов или царств. Эти царства сказочно богаты. Их богатства дороже любого злата. В залах хранятся слова – все слова Русского языка –от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались пословицы и поговорки, фразеологические обороты и крылатые слова – вся мудрость русского народа.
А что, если совсем не пользоваться языком? Какие средства для общения у нас останутся? Правильно, ребята, невербальные – это жесты, мимика, позы.
Я предлагаю вам сыграть в игру и проверить, легко ли общаться без слов? Как проще передать информацию: вербально или невербально?
-Игра «Крокодил». Ученику по секрету загадывается слово, которое нужно показать невербально классу. Кто отгадывает, выходит на место предыдущего ученика. Слова: википедия, урок, озарение, коронация, слепок, этикет.
-Слово учителя
Известны многие разновидности общения это язык жестов, мимики, символики, магии цвета, телодвижении и т.д. Но звуки родного языка были, есть и будут чарующей мелодией для умеющего слушать. Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь. Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Как мы с вами убедились, слово - самое совершенное средство общения. Но важно не только знать слова, но и правильно их произносить, читать и употреблять в речи. Предлагаю начать конкурс чтецов стихотворений.
-Конкурс чтецов. Ученики декламируют стихотворения про язык, выученные заранее. (см. Приложение 1.)
-Слово учителя
Мудрое, уважительное, бережное отношение к своему родному языку отражено в русских народных пословицах и поговорках:
«Язык – стяг, дружину водит»; «Язык до Киева доведет»; «В умной беседе быть – ума прикупить»; «Без языка как без рук»; «Ласковое слово что вешний день» и т.д.
Сейчас мы послушаем стихотворение Е. Елубаева «Самый богатый человек».
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два - вопросов нет,
Ты для всех – авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,
Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре -
Нет людей богаче в мире.
А вы ребята, как считаете, достаточно ли знание одного языка? Ребята, а в нашей школе на скольких языках можно получить образование? Какой язык в Украине считается государственным? Родственны ли русский и украинский языки? Почему? Вместе с белорусским языком русский и украинский принадлежат к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Следовательно, слова этих языков будут схожи. Предлагаю доказать это.
-Игра «Найди пару». На партах лежат пословицы на украинском языке и соответствующие им на русском. Задача учеников собрать пары пословиц. (см. Приложение 2)
-Слово учителя
Чтобы призвать всех знать, любить, ценить и уважать свой родной язык, в нашей школе ежегодно проходит Неделя филологических наук. Для повышения филологической смекалки выполним
-Упражнение «Волчок» На партах лежат карточки с изображением волчка. Задание состоит в том, чтобы собрать как можно больше слов (см. Приложение 3)
-Слово учителя
Слова, созданные далекими предками, раскрывают нам удивительные стороны психологии народа, его умение подмечать наиболее характерное в предметах и явлениях действительности. Давайте и мы с вами проявим смекалку и ответим на загадки.
- Загадки
Сели на страничку
Тридцать три сестрички.
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят. АЗБУКА
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все… АЛФАВИТ
Черные, кривые,
От рожденья все немые.
Станут в ряд —
Сейчас заговорят. БУКВЫ
Земля беленькая,
А птички на ней черненькие. БУМАГА И ПИСЬМО
Не дерево, а с листочками.
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита. КНИГА
32 солдата и 1 командир. Зубы и язык
С добром скажу – сладкое,
Со злом скажу – горькое. СЛОВО
-Слово учителя
Молодцы, ребята! Приготовьтесь к заключительному этапу нашего урока. Здесь вам понадобиться фантазия, начитанность и воображение.
-Упражнение «Подбери конец словечку». Задание заключается в том, чтобы ученики по очереди продолжали слова из таблички (см. Приложение 4)
-Заключение
Родное слово помогает нам жить, помогает познавать себя и других Не случайно И.А. Бунин призвал беречь «наш дар бессмертный - речь». Поэтому не жалейте времени на изучение языка, познание всех тонкостей использование слова в речи, на поиски в словарях незнакомого или необычного употребленного слова, если оно если оно встретиться при чтении произведения или в жизни. Помните: усилия ваши не пропадут даром – они окупятся сторицей. И пусть же будет успешным путь познания Слова!
Список используемой литературы
1. А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.: Просвещение, 1995
2.Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987
3. В.В. Серов Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, 2004
4. Л.П. Крысин. Жизнь слова. М.: Просвещение, 1980
5.Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. М.: Просвещение, 1986
6.О.Ю. Шкатова. Игровые задания на уроках русского языка https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200304803
Приложение 1
Стихи для конкурса чтецов
Глагол времен, мой гений, мой язык,
Скрещение судеб и мужества народа,
Через тебя явила миру лик
Ответственности строгая свобода.
Ты для меня раскидывал мосты
И озарял окутанное тенью,
И, вопреки всему на свете, ты
Учил меня родству и уваженью.
Продли в себе моей тревоги дни
И эту песню выведи к распутью.
И суть моей души соедини
С твоей великой и бессмертной сутью.
М. Дудин
Усердно русский я учил,
Дружил с ним неразлучно
Он окрылял и чаровал
Простою речью звучной,
Читая Пушкина стихи,
Вдыхая строчек свежесть,
С волнением в сердце я познал
Как он прекрасно нежен!
М. Ефимов
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Е. В. Федосюк
Приложение 2
Игра «Найди пару»
''Не лiзь поперед батька в пекло''.
''Поспешишь - людей насмешишь''
''Не чiпай лихо, доки воно тихо''.
''Не буди лихо, пока спит тихо''
''Що занадто, то не здрово''
''Всё хорошо, что в меру.''
''На тобі, Гаврило, що мені немило''.
''На тебе, Боже, что мне негоже''.
'Пан з паном, а Іван з Іваном''.
''Гусь свинье не товарищ''.
''Парочка - Мартин та Одарочка!''.
''Хороша парочка - баран да ярочка!''
Приложение 3
Упражнение «Волчок»
Приложение 4
Упражнение «Подбери конец словечку»