7 – класс. Всемирная история.
Евдокимова Елена
Владимировна
учитель истории
ОУЗ Новоайдарская
школа – гимназия,
п. Новоайдар,
обл. Луганская
Тема: « Франция в XI – XVвв.
Столетняя война. Жанна дʼАрк.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна д, Арк и какую роль она сыграла в этой войне.
Задачи.
Образовательные:
1.Ознакомить учащихся с причинами Столетней войны.
2. Показать, что народ Франции был решающей силой в освободительной войне против захватчиков.
3. Обеспечить усвоение основных дат урока.
4. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов.
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие, речь).
2. Продолжить формирование умений выделять главное, добывать материал из различных источников, делать вывод.
3. Развивать у обучающихся коммуникативные качества (умение слушать, излагать свои мысли, выступать перед аудиторией).
Воспитательные:
1. Сформировать уважение у учащихся к героине французского народа Жанне д' Арк.
2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере борьбы французского народа за национальную независимость.
Оборудование:
- Карта «Англия и Франция во время Столетней войны»;
- Ноутбук, проектор, проекционный экран;
- Презентация к уроку;
- Учебник истории средних веков 7 – й класс, С.В. Дьячков;
- Атлас;
- Контурные карты;
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, я очень рада вас видеть на нашем уроке. Приступим к работе.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о двух наиболее значимых странах периода средневековья о каких странах идет речь? (Англия и Франция)
И выяснили, что в 13 – 15 вв в этих государствах шел процесс централизации власти.
Какое государство называется централизованным? (Государство, управление которого осуществляется с единого центра, где существует один закон, органы управления, налоги и постоянная армия)
Сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал. Начнем урок с разминки в виде блиц – опроса. На экране будут появляться вопросы, на которые вы должны дать ответы. Нужно назвать событие, которому соответствует дата, определить понятие или назвать историческую личность.
Блиц – опрос.
«Великая хартия вольностей» - это первый в истории юридический документ, регулирующий отношения короля и его подданных. Британцы считают хартию началом английской свободы.
В 10 веке после распада империи Карла Великого началась самостоятельная история Франции. В 11 – 15 веках Франция преодолела огромный путь от небольшой раздробленной страны к сильному централизованному государству с сословно – представительной монархией. Укреплению Франции препятствовали правители Англии, ведь многие французские земли находились в феодальном владении англичан.
История Англии и Франции тесно связаны между собой и в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.
Друг другу мстя за прошлый гнев
За все разбои
Готовы Лилия и Лев
Готовы к бою
И грянул век потерь и бед
Война, идущая сто лет.
Предположите тему урока. (Столетняя война) 1337 – 1453 гг.
Война, начавшаяся в 1337 году оказалась самой долгой в истории уже в 19 веке ее назвали столетний в действительности она продолжалась с перерывами 116 лет и закончилась в 1453 году. Столетней ее называют т.к. она длилась более ста лет.
Да, наша новая тема посвящена войне. А какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Ученики: война – это боль, страдание, отчаяние, смерть, разруха, голод, утрата, страх, кровь.) Да, ребята, действительно, война - это страшная трагедия. Раз это - страшная трагическая страница в истории любого государства, стоит ли нам об этом говорить, изучать историю войн? К сожалению, историю не изменить, и мы должны знать её, чтобы трагическое и страшное не повторилось. Войны были всегда, войны существуют и сейчас. Очень жаль, что люди до сих пор не научились жить в мире. Война о которой пойдет речь - это война между Англией и Францией, между двумя наиболее значимыми странами периода средневековья.
Изучая причины и события Столетней войны, вы будите участниками игры "Чистая доска". Правила игры: вся доска заполнена разными вопросами. Ответы на них вы получите, рассматривая новый материал. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос убирается. Задача игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой. Вопросы записаны на доске:
Ответ: Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны.
- Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии
Повод к войне:
Претензии короля Англии на корону Франции.
Ответ: 1337 – 1360гг. Основные сражения – это морское сражение при Слейсе у берегов Фландрии в 1340г. сражение у деревни Креси в 1346 г., битва при Пуатье 1356г.
Ответ: в их армии отсутствует согласованность, дисциплина, слабая тактика ведения боя. Самонадеянность короля подвела французов.
10. Каковы итоги войны?
а) ликвидированы притязания Англии на французскую корону,
б) создание сильного национального государства
в) усиление королевской власти во Франции
г) на службе у короля появилась постоянная армия.
Вспомните, на что обращается внимание при изучении войн и военных действий? Какие вопросы можно задать при изучении военных действий? (Когда? Кто? Почему? Как? Каков результат?
В какой последовательности мы изучаем историю войны?
Памятка “Изучение истории войны”
Причины и повод предстоит узнать!
Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?
Сначала давайте вспомним, что такое причина и повод.
Повод - случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.
Причина - основание, предлог для каких-нибудь действий.
Работа с документом
1. Прочти текст
Фруассар. «Хроники»
Война началась из-за споров о наследовании престола королевства Франции. Английский король Эдуард I заявил свои права на трон Франции в связи с салическим законом. Кроме того, английский король хотел вернуть земли, утраченные его отцом. Также у враждующих сторон был постоянный конфликт за владение Гасконью. Так же спор между Англией и Францией разразился из-за Фландрии. Из Англии во Фландрию поступала шерсть, овечьи шкуры там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб. Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.
Началом Столетней войны послужила высадка английской армии на территории Франции, и их дальнейшего наступления на Пикардию (территория на Северо-Востоке Франции).
Степанова BE., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков. (V-ХV века). Часть I. M., 1980. С. 249-250.
Обращение Эдуарда Ш к подданным.
“В достаточной мере всем ведомо и уже, как мы думаем, по всем странам мира распространилась об этом весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гаскони. Ныне же, довольствуясь названным выше обманом и беззаконием, для завоевания королевства нашего огромный флот и громадное множество воинов собрав, с каковыми уже сделал враждебное нашествие на королевство наше и на жителей этого королевства, вознамерился совсем истребить с лица земли язык английский…”
2. Ответь на вопросы к документу:
- Чем недоволен английский король Эдуард Ш?
- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами?
- Почему Англия интересовалась Фландрией?
- Из-за чего началась война между Англией и Францией?
Запиши причины в маршрутный лист
- Чем недоволен английский король Эдуард Ш?
(Он недоволен потерей Англией земель на территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.)
- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами? (Из-за Фландрии.)
- Почему Англия интересовалась Фландрией?
(Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)
- Из-за чего началась война между Англией и Францией?
(Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.)
Итак, мы пришли к выводу, что…
Причины войны.
1) Англия не хотела терять свои земли во Франции.
2) Французские короли хотели объединить страну, но мешали английские владения во Франции.
3) Интересы двух государств столкнулись во Фландрии.
4) Претензии английского короля на французский престол.
Повод к войне:
Претензии короля Англии на корону Франции. (Когда в 1314 году неожиданно умер король Филипп 4 Красивый вряд ли кто-нибудь мог предположить через какие испытания Франции вскоре суждено пройти, однако не прошло и 15 лет после его смерти как все три сына короля один за другим сошли в могилу, не оставив сыновей. Так и вспомнишь проклятие великого магистра ордена тамплиеров которое он наложил на французских королей перед своей казнью. Прямая линия династии Капетингов прервалась, на престол мог претендовать сын дочери Филиппа 4 английский король Эдуард 3. Во Франции конечно же этого не желали и в 1328 году королем был объявлен племянник Филиппа 4 - Филипп Валуа, положивший начало новой династии Валуа.
Для опровержения притязаний Эдуарда 3 французские юристы разыскали в древний Салической правде статью которая не разрешала женщине наследовать землю - Франция тоже земля рассуждали они, а значит наследственное право на нее не передаются по женской линии, разумеется Эдуард 3 не мог согласиться с таким решением и со временем заявил о своих.)
Вывод: Завоевание Аквитании и присоединение Фландрии с Гасконией давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.
2 Армии двух стран.
Итак, есть две противоборствующих страны.
А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.
Задание всем: Посмотрите на иллюстрации, выставку.
(Во время Столетней войны было множество разных орудий, которыми пользовались армии обеих сторон. В Столетнюю войну использовалось оружие: длинный лук, арбалет, шариковый лук (вместо стрелы шарик), боевой молоток. Из древкового оружия: пика, бердыш, цеп, боевой цеп, боевые вилы, кинжал, стилет, кистень всадника, кистень пехотинца, копье, кувалда. Применялся лук: длинный и короткий. Кроме этого: меч, сабля, палица всадника, палица пехотинца, пика всадника, пика пехотинца, праща на посохе, рыцарское копье, топор.
Главным оружием английской пехоты был лук.
Луки являлись основным предметом гордости английских лучников. Ни в одной другой стране Европы того времени они не получили такого развития, как в Англии, где они были поистине народным оружием. Именно это и обусловило исключительные боевые качества лучников, поскольку для поддержания навыка стрельбы из лука необходима регулярная практика. Если бы стрельба из лука не была общедоступна (а временами и общеобязательна), то никакие эдикты и ухищрения не помогли бы набрать такое количество тренированных лучников для ведения войн. Нигде в Европе больше не решались доверить своему крестьянству столь грозное оружие в мирное время.
Но, не смотря на прогресс английских лучников, французы в 1338 г. впервые применяют мортиры. Во время Столетней войны, были изобретены первые простейшие пушки, чем было положено начало артиллерии. Эти пушки назывались мортирами. Мортира представляла собой трубу, в которую сзади вставляли кружку с порохом (она называлась - камора).
В больших мортирах воспламенение производилось раскаленным железным прутом, в ручных мортирах — зажженным фитилем через затравочное отверстие, находившееся наверху. В последнем случае для производства выстрела требовались два человека: один держал мортиру, другой приставлял зажженный фитиль к затравочному отверстию. В таких условиях о прицельном выстреле не могло быть и речи.
Французская армия к моменту начала войны состояла из феодального рыцарского ополчения, которое собиралось только в случае войны.
Число рыцарей, способных носить оружие, составляло примерно 2350—4000 воинов.
Ополчение состояло из тяжеловооруженных всадников, которые приобретали вооружение за свой счет. К ополчению добавляли массу необученной пехоты, которая собиралась в городах и сельских общинах.
Обычаи французов ограничивали службу рыцарей:
Конница - 40 дней
Пехота – 3 месяца
Из этого вытекали серьезные последствия, которые сказывались почти на всем протяжении столетней войны:
Крайняя малочисленность вооруженных сил (10-15 тыс. человек).
Кратковременный срок службы не позволял проводить какие-нибудь масштабные военные действия.
Английское войско, как и французское, формировалось на базе феодального оста (ополчения вассалов). Войском Англичан командовал сам король. Весь ост целиком получал жалование и мог вести сравнительно долгие кампании. )
- Какое оружие использовали во времена Столетней войны.
– Что вы можете сказать об оружии лучника, арбалетчика, пехотинца времён Столетней войны?
- Что вы можете сказать об их доспехах?
- Какая из армий была боеспособнее и почему?
(Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умения согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы).
Вывод: Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.
1 этап. 1337 – 1360гг.
Война началась с морских набегов французов и англичан.
Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились.
1340 г. Уничтожение французского флота при г. Слейсе.
1346 г. Поражение французов в битве при Креси.
1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.
В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.
2 этап. 1369 – 1396гг.
Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.
И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции.
3 этап. 1415 – 1424.
В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя. Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.
1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан.
Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.
Задание: Что такое партизанская война? (ответы детей).
Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.
4 этап. 1428 – 1453гг.
В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!
Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.
1428 г. Осада г. Орлеана.
1429 г. Перелом в ходе войны. Жанна д' Арк
1431 г. Казнь Жанны д' Арк.
1453 г. Изгнание англичан, но англичане сохранили порт Кале.
Сообщение о Жанне д' Арк.
Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.
IV. Закрепление материала.
Итак, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.
Какое самое значительное событие 4 периода вам стало известно?
Ответ: Это события под Орлеаном 1429 г. Здесь решалась судьба Франции. Благодаря Жанне Дарк осада была снята. Это был перелом в войне в пользу французов
5.Завершение и итоги войны. Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла 7. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.
Задание: Почему Франция одержала победу в войне? (ответы детей)
Ответ:
.
Король создал постоянную наемную армию, в войске укреплялась дисциплина. Франция переживала патриотический подъем.
А Образ народной героини служил вдохновляющим примером для патриотов Франции.
Итоги войны:
А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону,
б) создание сильного национального государства
в) усиление королевской власти во Франции
Г) на службе у короля появилась постоянная армия.
Возвращаясь, к проблемному вопросу урока, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.
Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!
V. Выставление оценок за урок.
VI. Домашнее задание:
- параграф 18,
- подготовить сообщения о знаменательных битвах в период войны.