Тема урока: « Погода и опасные погодные явления «.
Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся о погоде ; сформировать представление о неблагоприятных погодных явлениях на территории Украины; сформировать умения анализировать данные метеонаблюдений , составлять прогноз погоды по синоптическим картам ; развивать критическое мышление ; коммуникативные навыки учащихся, умение работать в группах; воспитывать товарищеские чувства ; формировать предметные и ключевые компетентности учащихся.
Тема урока: « Погода и опасные погодные явления «.
Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся о погоде ; сформировать представление о неблагоприятных погодных явлениях на территории Украины; сформировать умения анализировать данные метеонаблюдений , составлять прогноз погоды по синоптическим картам ; развивать критическое мышление ; коммуникативные навыки учащихся, умение работать в группах; воспитывать товарищеские чувства ; формировать предметные и ключевые компетентности учащихся.
Оборудование: атлас, учебник, мультимедийное оборудование, тетради.
Тип урока: изучение нового материала.
Опорные и базовые понятия: погода, метеорология , синоптическая карта , опасные погодные явления.
Методы и приёмы работы: веб - квест , « 5 пальцев» , « диаманта» , «эссе»,
« 6 шляп».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке ми будем работать вместе и каждому из вас я хочу пожелать, чтобы на уроке вы были:
У –улыбчивыми,
С- смелыми, Слайд № 1
П – прогрессивными,
Е – единодушными ,
Х – харизматичными.
Другими словами, я желаю вам УСПЕХА!
«У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним.
2. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
В следственный отдел полиции поступило заявление гражданки Н., которая жаловалась на то, что кто-то постоянно ей вредит: то обольёт бельё , то засыпет пылью , то бросает кусочки льда. По факту заявления было возбуждено уголовное дело. Была создана оперативно-следственная бригада. В результате следствия было установлено, что это действия погоды , и не самые страшные. Сегодня мы ознакомимся с работой всех отделов следствия. У каждого следователя есть свой метод работы.
Наши отделы следствия работали по методу 6 шляп. У каждого отдела был свой метод из шести. ( красной шляпы, белой, зелёной, чёрной, жёлтой.) Синюю шляпу будем представлять я и Виктория Владимировна. И в конце у нас сложится полная картина по проказнице погоде. Но для того, чтобы работать в следственном отделе нужно пройти тест на профпригодность.
СЛАЙД № 2
Задание 1. Учащимся предлагаются два текста: в одном описывается климат, а в другом погода своей местности. Задача обучающихся определить в каком тексте описывается погода, а в каком климат и объяснить, почему они так решили.
Текст №1. «В городе Николаеве 20 декабря ожидается переменная облачность, небольшой снег, температура днем +2 градусов, температура ночью -6 градусов. Будет дуть северо-западный ветер».
Текст №2 «Для Николаева характерна умеренная зима и жарке лето. Наиболее низкая среднемесячная температура — в январе (−3,1 °C), наиболее высокая — в июле (22,3 °C). В среднем за год в Николаеве выпадает 472 миллиметра атмосферных осадков, меньше всего их в октябре, больше всего — в июле. Ежегодно образуется снежный покров, но его высота незначительна.
Какие признаки можно выделить у погоды и какие у климата? Что у них общего? Какие существуют различия? Подведите итог.
СЛАЙД № 3-4 ( Диаграмма Венна)
Общие признаки и у климата и у погоды то что их можно охарактеризовать при помощи температуры, количества осадков и т.д. Различия в том, что при характеристике климата используют средние показатели, которые наблюдали за много лет. При характеристики погоды используют данные, полученные в данный момент и для конкретной местности.
??? Вспомните, что такое погода? ( запись в тетради)
СЛАЙД № 5
??? Какое главное свойство погоды изображено на карикатуре? Почему же она так часто меняется? СЛАЙД № 6
- постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного прогревания Земли Солнцем
??? Какие основные показатели погоды? СЛАЙД № 7
??? Найдите соответствие между показателями погоды и их характеристиками.
( пазлы)
3. Изучение нового материала.
Итак, как вы поняли , речь на уроке пойдёт о погоде, неблагоприятных погодных явлениях , прогнозе погоды. Запишите тему урока : « Погода и опасные погодные явления. » СЛАЙД № 8
- Наука, изучающая земную атмосферу и происходящие в ней процессы, называется метеорология. СЛАЙД № 9
СЛАЙД № 10 Метеорологи изучают погоду на метеостанциях или метеопунктах . Изучение погоды происходит синхронно по всему миру через каждые 3 часа по гринвичскому времени. Результаты передаются в организации Службы погоды, где делают прогноз погоды. Чтобы составить научно обоснованный прогноз погоды , необходимо воспользоваться данными не только нашей страны, но и всего северного полушария. Поэтому происходит обмен информацией с другими странами. Украина входит во Всемирную службу погоды , центры которой расположены в Вашингтоне, Москве , Мельбурне. Используются данные метеоспутников. А теперь слово предоставляется нашим отделам. Каждый отдел проходил дома Веб-квест.
ОТДЕЛ БЕЛОЙ ШЛЯПЫ:
1.История гидрометеослужбы в Украине.
Самедов
19 ноября 1921 был создан Укрмет - центральная украинская метеорологическая служба , главной задачей которой было восстановление деятельности сети гидрометеорологических наблюдений на территории Украины , что уменьшилось за время первой мировой и гражданской войны почти в 2,5 раза. Однако систематические гидрометеорологические наблюдения начались на территории нынешней Украины гораздо раньше.
Национальные гидрометеослужбы мира объединены в большое мировое сообщество и работают под координацией Всемирной Метеорологической Организации (ВМО) , штаб -квартира которой находится в г. Женеве. Украина является одной из стран - основательниц этой Организации. Метеостанций в Украине- 187.
В нашем городе работает областной центр по гидрометеорологии, основными задачами которого есть:
-обеспечение производства систематических наблюдений за состоянием атмосферы, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы;
прогнозами погоды и штормовыми предупреждениями об опасных и стихийных явлениях.
2.Вклад Бориса Срезневского и Василия Каразина в развитие метеослужбы в Украине.
Каразин Василий Назарович Агаларов СЛАЙД № 11
В 1810 в докладе московскому обществу естествоиспытателей Каразин подал первый мысль о возможности сделать из метеорологии науку точную, полезную для людей . Инициатор создания сети метеостанций. Через 50 лет эту мысль повторил астроном Леверье и она была с восторгом принята учёным миром, послужив могучим толчком к развитию метеорологии. В Николаеве служил его сын под командованием М.Лазарева. Похоронен Каразин в Николаеве.
Срезневский Борис Измайлович Сизарева СЛАЙД № 12
Организатором метеорологической службы в Украине был климатолог Борис Срезневский. В 20-х гг. ХХ в. он возглавлял метеорологичесую обсерваторию Киевского университета и бюро погоды Украины. Б. Срезневский создал одну из первых схем климатического районирования Украины.Тогда были начаты измерения и исследования солнечной энергии, атмосферного электричества и других явлений. В 1889 г. он изучал атмосферу , поднявшись на аэростате. Для этого учёный усовершенствовал и разработал ряд новых измерительных приборов- термометр-пращ и ливнемер.
Ртутный термометр-пращ предназначен для измерения температуры воздуха в экспедиционных условиях. При измерениях термометр вращают над головой на шнуре в горизонтальной плоскости, со скоростью 1—2 об/с, пока показание термометра не установится.
3. Какие сезонные погодные условия сложились в Украине?
Сроки наступления сезонов года: СЛАЙД № 13
Календарные - 1 марта, 1 июня, 1 сентября, 1 декабря
Астрономические - 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря
Фенологические - зависят от географической широты
Климатические - весна начинается со среднесуточной температуры > 0, лето + 15, осень < +15, зима –ниже 0.
Шишаева Д. Лукьяненко Д.
Весна в Украине начинается таянием снега и льда . На территориях, относящихся к бассейнам больших рек, а также в Закарпатском регионе это зачастую провоцирует возникновение наводнений. Во многих регионах все весенние месяцы сопровождаются сильными и порывистыми ветрами. Несмотря на поднятие температуры до 15-20 градусов, возможны ночные заморозки вплоть до майских праздников. СЛАЙД № 14
Летние месяцы характеризуются жаркой погодой. Средняя температура воздуха днем достигает 30 градусов, хотя в последние годы наблюдается ее превышение. Лето характеризуется средним или небольшим количеством осадков . Южные регионы страны, особенно южный берег полуострова Крым, который отличается субтропическим климатом, имеют намного больше солнечных дней. СЛАЙД № 15
Страна отличается достаточно холодной зимой. В некоторые дни температура может опускаться до минус 30 градусов. Количество осадков среднее. Лишь в горных районах отмечается большой их объем. СЛАЙД № 16
Осень в Украине характеризуется достаточно большим количеством осадков. Интересно, что в середине-конце сентября наблюдается так называемое «бабье лето» - временное несколькодневное потепление перед наступлением холодов. СЛАЙД № 17
Записи в тетрадях:
19 ноября 1921 был создан Укрмет - центральная украинская метеорологическая служба.
187- метеостанций в Украине.
Срезневский - организатор метеорологической службы в Украине и первый научный руководитель отдела Службы погоды, директор Киевской метеорологической обсерватории.
Каразин - подал первый мысль о возможности сделать из метеорологии науку точную. Инициатор создания сети метеостанций.
ОТДЕЛ ЧЁРНОЙ ШЛЯПЫ:
1.Какие неблагоприятные погодно - климатические явления характерны для территории Украины и Николаевской области? Вы по основам здоровья учили эту тему.
Установить соответствие колонок: с. 129-132 учебника СЛАЙД № 18-19
Гололедица |
Образование корки на поверхности земли и дорогах вследствие похолодания после оттепели |
Гололед |
Образование ледяной корки на поверхности земли и предметах вследствие намерзания переохлаждённых капель дождя , тумана, мороси. |
Снежные лавины |
Бывают в горных районах после интенсивных снегопадов или быстрого таяния снега |
Суховей |
горячий сухой ветер, скорость которого более 5 м / сек. |
Пыльная буря |
Возникает при засушливой погоде и повышенной скорости ветра , который выдувает пыль и песок с поверхности земли на большие расстояния |
Засуха |
Длительный бездождевой период при низкой влажности воздуха и почвы |
Ливень |
Кратковременный интенсивный дождь |
Гроза |
Во время её прохождения в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, которые сопровождает гром |
2. Примеры погодных рекордов в Украине. ( заполнить 3-ю колонку таблицы)
Слайды № 20 - 29
Карина, Аветисян
1. Крупнейшее количество гроз в Украине бывает в Карпатах. Рекордным был 1951 г., в течение которого было зарегистрировано 64 дня с грозой. Наибольшее месячное количество осадков — 580 мм — выпало в карпатском селе Гута в июне 1969 года.
2. Отдельные градины могут достигать размеров от грецкого ореха до куриного яйца. Рекордно большой в Украине была градина весом 500 г.
3. Крупнейшая скорость ветра в Украине - 180 км в час (50 м / с) - была зафиксирована в декабре 1947 г . в Крымских горах на Ай-Петринской яйле.
4. Длинные бездождевые периоды на Украине, продолжавшиеся 115 дней (почти 4 месяца!), были в 1934 г. в Полтавской и в 1948 г. в Херсонской областях.
5. Сильнейшая пыльная буря пронеслась над Украиной в конце апреля 1928 г. Около 15млн т сухого чернозема были подняты в воздух в степи и лесостепи и рассеяны на площади в 500 тыс. км2, включая и территории соседних государств - Польши и Румынии.
6. Сильнейший снегопад 2013 г, обрушившийся на Украину, стал самым сильным более чем за сто лет. В течение суток в западных, части центральных и северных областей выпало более 50 мм осадков, что равняется месячной норме.
3. Какие правила безопасности при неблагоприятных погодных явлениях?
Игра : « Построим дом-укрытие от непогоды» СЛАЙДЫ № 30 - 43
ОТДЕЛ ЖЁЛТОЙ ШЛЯПЫ:
1. Приметы погоды. СЛАЙДЫ № 44-50
Определение погоды с помощью облаков: Хариз
Багровые зори – к дождю.
Золотая заря – к хорошей погоде.
Перистые облака предвещают ненастье от двух дней и более.
Если кучевые облака к вечеру исчезают - к хорошей погоде.
Когда днём жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает …грозу
Если на небе появляются перистые облака, которые быстро надвигаются с запада, знайте надо ожидать …изменения погоды.
Если дым из труб и от костра поднимается прямо вверх это предвещает … хорошую погоду
Когда вечерняя заря приобретает ярко – красную или багровую окраску - это к …ухудшению погоды.
Определение погоды с помощью животных и растений
Кошка моется, лижет лапу - к теплой сухой погоде; Мордочку хоронит - к морозу, либо - к ненастью; скребет пол - к ветру и метели: стену дерёт - к непогоде.
Вороны в кучу собираются - к ненастью, купаются - тоже; каркают стаей летом - к ненастью; зимой - к морозу.
Ласточки низко летают - к дождю, а высоко - к теплой сухой погоде.
Воробьи в пыли купаются, или щебечут - к дождю.
Воробей купается в луже - к теплу, а ворона - к дождю и холоду.
3.Провести исследование : " Прогнозирование погоды по народным приметам и сравнение с прогнозом в Интернет- источниках, СМИ".
Хариз, Дымова
Человек учится контролировать погоду. Есть пример добронамеренного влияния на погоду. Именно советские геоинженеры после аварии на ЧАЭС предотвратили экологическую катастрофу. Радиоактивную пыль связали специальными составами, чтобы ее не разносил ветер. Для того, чтобы пыль не смывалась в Днепр, в небе сделали противодождевой заслон.
ВИДЕО: « РАЗГОН ОБЛАКОВ» ( использование реагентов: жидкий азот, сухой лёд стоит около 2, 5 млн долларов)
ЗАДАНИЕ :
На синоптических картах показывают : распределение давления в ПАСКАЛЯХ, ВМ, АФ, облачность, осадки температура.
1. Охарактеризовать погодные условия Мадрида(Белая шляпа).
2. Охарактеризовать погодные условия Мадрида. (Чёрная шляпа).
3. Охарактеризовать погодные условия Киева. (Красная шляпа).
4. Охарактеризовать погодные условия Осло. (Жёлтая шляпа).
5. Охарактеризовать погодные условия Осло. (Зелёная шляпа).
План характеристики погоды.
1.Какая температура воздуха?
2. Осадки. Облачность
3. Направление и сила ветра.
4. Атмосферное давление.
5.Какой фронт рядом проходит?
6. Какая погода ожидается ?
ОТДЕЛ КРАСНОЙ ШЛЯПЫ:
1. Какое влияние оказывают погодные условия на здоровье человека?
2. Что такое метеозависимость? Метеопатия?
Метеозависимость Никитин СЛАЙД № 52
Ещё в древности врачи догадывались о влиянии погоды на организм. В тибетской медицине указывается, что «боли в суставах усиливаются в дождливое время и в период больших ветров». Метеозависимыми называют людей, которые реагируют изменением артериального давления, кардиограммы, общим недомоганием и т.д. на проявление изменений в погоде.
Метеопатия – это болезнь. Таких больных во время изменений погоды не оставляют боли в области сердца, одышка, головные боли и головокружения, шум в голове. Это состояние требует медикаментозного лечения и постоянного врачебного наблюдения.
Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей.
Каждый третий взрослый реагирует на резкие погодные изменения. При этом женщины сталкиваются с этим вдвое чаще мужчин .
3. Провести анкетирование в классе :" Метеозависимость" и проанализировать.
А как же мы? Я решил продолжить изучение этого вопроса, но уже на примере учащихся нашего класса, выяснить, есть ли метеозависимые ученики. Дима
Я провёл анкету с такими вопросами: СЛАЙДЫ № 53-54
1. Сколько вам лет?
2. Влияет ли погода на ваше настроение?
А) В погожий денек чувствую себя веселее и активнее.
Б) Такой зависимости у меня нет.
В) Я не задумываюсь об этом.
Г) Мое настроение ухудшается, когда погода портится.
3. Влияет ли погода на Вашу работоспособность?
А) В погожий денек я могу много работать.
Б) Такой зависимости у меня нет.
В) Я не задумываюсь об этом.
Г) Моя работоспособность ухудшается, когда погода портится.
4. Влияет ли погода на Ваше здоровье?
А) В погожий денек я не болею.
Б) Такой зависимости у меня нет.
В) Я не задумываюсь об этом.
Г) Я начинаю болеть, когда погода портится.
По результатам анкетирования видно , что метеозависимых можно сказать- нет.
3. Рекомендации, которым стоит следовать зависимым от перемены погоды людям.
Корж СЛАЙД № 55
4. Выпустить буклет в программе Microsoft Offise Publisher с рекомендациями.
Эмоциональная разрядка:
ОТДЕЛ ЗЕЛЁНОЙ ШЛЯПЫ:
1. Написать эссе на тему:" Если бы моё настроение было погодой, то какой ?...."
2. Приём «Диаманта»
Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с
противоположным значением.
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному
Циклон
Облачный, пасмурный
Поднимается, несётся, охлаждается
Атмосферный вихрь, низкое давление
Опускается, прогревается , растекается
Ясный, морозный, безоблачный
Антициклон
3. Сконструировать барометр . Провести наблюдения и сверить с данными СМИ, Интернет-источников. СЛАЙД № 56
Я сделал барометр из банки, шарика и трубочки. Когда мы накрыли банку шариком, мы поймали в ней воздух с определённым давлением. Повышение атмосферного давления будет вдавливать шарик в банку , заставляя трубочку подниматься вверх. И , наоборот, при понижении давления, шарик будет раздуваться, и трубочка опуститься вниз. Я сравнил показания моего барометра с показаниями на сайте погоды – они совпали с моими. Когда давление росло – погода была без осадков, а когда падало – были осадки, пасмурно.
По литературным произведениям определить : погода , связанная с Циклоном или антициклоном в них описана?
1.Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры… (Пушкин «Зимнее утро», Антициклон)
2.Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела. (Пушкин «Зимнее утро», Циклон)
3.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (Пушкин «Зимний вечер», Циклон)
4.Жарко…
Жук жужжит в цветке,
Жаба дремлет в лопухе.
Ждет тропинка поворота,
Чтобы спрятаться в лесу.
Ждут луга ночной прохлады,
Жарко, все солнцу рады.
Желтый лютик пьет росу Антициклон
5. Опять взвихрились над землей …, (циклоны)
На улице – декабрьские дожди.
Сменился климат, спутаны все зоны –
Который год подряд зимы не жди.
6. Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синея блещут небеса
Ещё прозрачные леса ,как будто пухом зеленеют. ( антициклон)
7. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:
« Кубирование»
1. НАЗОВИ: - что такое погода? Метеорология? Метеозависимость?
- какие элементы погоды?
- неблагоприятные явления в Украине.
2. ПОЧЕМУ: - погода непостоянна , часто меняется?
- при циклонах- осадки, а при антициклонах – нет?
3. ОБЪЯСНИ: - чем климат отличается от погоды?
- в чём разница между гололёдом и гололедицей?
- почему ласточки летают низко перед дождём?
- какой вклад в изучение погоды внёс Срезневский, Каразин?
4. ПРЕДЛОЖИ: - способы предсказания хорошей погоды; ненастья
- каким профессиям нужны знания о погоде?( лётчикам, морякам, водителям, агрономам)
5. Придумай: - какие опасные явления в Николаевской области?
- синквейн со словом «ПОГОДА»
« Погода
Дождливая, солнечная
Изменяется, портится, прогнозируется
Влияет на самочувствие человека
Атмосфера «
- как укрыться от грозы? От ураганов?
6. ПОДЕЛИСЬ: - как ты считаешь , какой вред наносят ливни, суховеи , пыльные бури, град?
- как ты думаешь, какими способами можно справиться с метеозависимостью?
- как ты думаешь, зачем нужно изучать погоду ?
4. Рефлексия.
А теперь я хочу, чтобы вы проанализировали свою работу на уроке, но сначала прослушайте притчу.“Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?" и тот ответил: "Я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: "А я принимал участие в строительстве храма!"”
« Нехай проблеми та незгоди не роблять вам в житті погоди. Хай вам щастить».
5. Д/З. £ 25, 26.
1