Урок-гра "Чудова країна фразеології"

Про матеріал
Даний матеріал може використовуватися як під час проведення уроків (узагальнення знань) так і в рамках проведення предметних тижнів.
Перегляд файлу

Интеллектуальный турнир «В стране Зазеркалья»

 

Цель:

  • Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
  • Закрепить умение объяснять лексическое значение фразеологизмов, подбирать синонимические и антонимические пары.
  • Формировать умение применять на практике полученные знания.
  • Развивать творческие способности и образное мышление.
  • Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать навыки работы в группах.
  • Прививать интерес к изучению языка.

 

Ход проведения

  1. Вступительное слово учителя.

Уверена, что всем нам очень приятно пообщаться с человеком, который обладает красивой речью и умеет излагать свои мысли. Вдвойне приятно, если речь такого человека ещё и обогащена различными языковыми тонкостями!

Слайд №1

 

  1. Актуализация знаний учащихся.

Слайд №2. Справедливы ли высказывания?

Слайд №3. Справедливо ли высказывание?

                    Слайд №2

                Слайд №3

Комментарии

Слайд №2.

  • Зарубить на носу - запомнить; повесить голову - огорчиться; как снег на голову - внезапно.

 

Слайд №3.

  • Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это ее драгоценные нити, придающие ткани неповторимую расцветку и блеск.

 

  1. Объяснение правил игры.
  • Две команды
  • Выбор капитана
  • 2 раунда по 7 вопросов
  • Оценивается количество правильных ответов (30 сек.)

 

  1. Игра.

Слайд № 4.

 

Слайды № 5, 6.  Определите, в каком случае выделенные слова являются фразеологизмом.

 

Слайд № 5

Слайд № 6

 

 

Слайд № 7. Замените фразеологизм после дождичка в четверг одним словом.

Комментарии

Фразеологизм «после дождичка в четверг» берет свои истоки в древней Руси. Все мы знаем, что до крещения славянский народ почитал языческих богов. Это получило отражение во многих древних мифах и легендах древних славян, и, конечно же, в языке. В те времена ни одно дело не обходилось без обращения к небожителям.

Четверг был днем, который полностью посвящался мольбам к верховному языческому богу войны – Перуну, повелевавшему громом, дождем и молниями.

Наши предки искренне верили, что мольбы Перуну могут вызвать дождь, нужно лишь хорошенько попросить. Но ни мольбы, ни уж тем более день недели никак не могли оказать воздействие на выпадение долгожданных осадков. Со временем безрезультатные обращения к языческому божеству привели к тому, что в языке появилось устойчивое выражение «после дождичка в четверг», обозначающее, что желаемое стечение обстоятельств не наступит никогда и ни под каким предлогом.

Слайды № 8, 9. Дайте толкование фразеологизмам.

 

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10.  Тренировочное задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 11.  Что это? Назовите фразеологизмы.

 

Слайд № 12. Закончите фразеологизмы.

 

 

 

Слайды № 13, 14.  Соберите фразеологизмы.

Слайд №13

Слайд №14

 

Слайд № 15.  Соверши математические действия.

Слайд № 16. 

 

 

Слайд № 17.  Замените фразеологизм рукой подать синонимичным.

Слайды № 18, 19. Найдите среди фразеологизмов антонимичные пары.

Слайд №18

Слайд №19

 

Слайд № 20. Тренировочное задание.

Ваш друг говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?

 

 

Слайды № 21, 22. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

Слайд №21

Слайд №22

 

Слайды № 23, 24. «Интересная математика». Восстановите фразеологизм с помощью цифр.

Слайд №23

Слайд №24

 

Слайды № 25, 26. Какой фразеологизм изображён на картинке?

 

Слайд №25

Слайд №26

 

Слайд № 27. Тренировочное задание.

Подобрать фразеологизмы с одним общим для них словом.

 

Слайды № 28, 29. Подобрать фразеологизмы с одним общим для них словом.

 

Слайд №28

Слайд №29

 

Слайд № 30. Тренировочное задание.

Записить как можно больше устойчивых сочетаний по одному из признаков.

 

Слайды № 31, 32. Записать как можно больше сочетаний по одному из признаков.

Слайд №31

Слайд №32

 

  1. Подсчет баллов.

 

  1. Слайд № 33. Дополнительное задание.

Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?

 

  1. Подведение итогов игры.

Страна «Лексика и фразеология» всегда ждёт вас в гости. Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов, используйте всё словарное богатство русского языка, и тогда вы будете интересным собеседником и грамотным человеком.

 На этом наш интеллектуальный турнир закончен. Надеюсь, что во время его проведения все чувствовали себя удобно и комфортно, словом, в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу.

 

  1. Награждение команд. Вручение призов.

 

docx
Додано
26 квітня 2020
Переглядів
398
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку