Урок в 7 классе по теме «Валентность химических элементов». Разработала Вишнивецкая В.С.
Урок №
Тема урока: «Валентность химических элементов»
Цель урока:определить понятие «валентность» как способность атомов образовывать химические соединения; ознакомить учащихся со значениями валентностей отдельных атомов; показать учащимся простейшие способы определения валентности по периодической системе; научить определять валентность атомов одного элемента с валентностью другого в бинарных соединениях.
Задачи урока
I. Образовательные.
1. Познакомить учащихся с понятием валентность;
2. Сформировать и закрепить умение определять валентность по химическим формулам;
3. Сформировать и закрепить умение составлять формулы, зная валентность химических элементов.
II. Воспитательные.
Показать единство материального мира
III. Развивающие.
Умение записывать химические формулы веществ, зная валентность элементов, входящих в состав данного вещества. Приобретение навыков самостоятельной работы.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Форма проведения: путешествие фиксиков в страну Валентонию.
Основные понятия: валентность.
Оборудование: ноутбук, медиа проектор, таблицы и схемы, раздаточный материал.
Прогнозируемые результаты:
Ученики отвечают на вопросы:
-
Что такое валентность химических элементов?
-
Почему валентность водорода принята за единицу?
Умеют определять валентность по формулам.
Запомнили элементы с постоянной и переменной валентностью.
Научились составлять формулы по валентности.
Ход урока.
-
Организационный момент. Приветствие учителя и настройки эмоционально-делового настроения на уроке.
Добрый день, ребята!
Видеть вас я рада.
Успехов творческих желаю.
Теперь урок наш начинаю.
-
Прежде всего, хочу представиться. Зовут меня Виктория Сергеевна. Сегодняшний урок химии у вас проведу я. А ваши имена я прочту на бейджиках.
-
Надеюсь, сегодняшний наш урок будет взаимно интересным, познавательным и плодотворным.
-
Обратите внимание на листы, лежащие на ваших партах. Там содержится справочная информация по теме нашего урока и задания, которые нам предстоит разобрать. Ознакомьтесь с ними.
-
Есть ли дежурные в классе? Напишите, пожалуйста, на листочке фамилии отсутствующих.
-
Перед вами лежат оценочные карточки, которые предлагаю вам заполнять на протяжении урока. Там проставляется балл за каждое задание. Если вы не принимали участие в каком-то виде деятельности, то ставите 0. Но вначале, подчеркните смайлик, который соответствует вашему настроению..
Смайлик настроения:
-
Домашнее задание. Вашедомашнее задание пригодится нам при изучении новой темы.
(беглая проверка домашнего задания)
-
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
-
Сегодня у нас в гостях фиксики. Как вам известно, они очень любопытны. Но они отлично знают устройство машин и приборов. А вот в химии они слабоваты. Поэтому сегодня они будут часто задавать вам вопросы. А потом, вместе с вами, отправятся в увлекательное путешествие по стране Валентонии. Фиксики нашли любопытный цветок. Помогите им с ним разобраться.
Упражнение “Цветик-семицветик” – 7 мин
-
Что такое химическая формула?
(химическая формула – это запись, выражающая качественный и количественный состав данного вещества)
-
Что такое качественный состав вещества?
(качественный состав – это какие элементы входят в состав данного вещества)
-
Что такое количественный состав вещества?
(количественный состав – это в каком соотношении находятся элемент).
-
Что такое индекс в химической формуле?
(индекс обозначает число атомов каждого химического элемента, входящего в состав молекулы, пишется справа внизу от символа элемента).
-
Что такое коэффициент в химической формуле?
(коэффициент – обозначает количество атомов или молекул, пишется перед символом элемента).
-
Что означает следующая запись: 2Сl?
(2Сl – два атома хлора)
-
Что означает следующая запись: 3Сl2?
(3Сl2 – три молекулы хлора)
-
Изучение новой темы.
-
И так, сегодня мы начинаем изучение новой темы «Валентность элементов»
Сегодня нелегкая будет задача.
Пусть нам сопутствует с вами удача!
-
Теперь открыли тетради и записали число, классная работа, тема …
-
Цели урока. Ребята, исходя из темы урока, какие вы перед собой ставите цели и задачи? Чего вы ждете от сегодняшнего урока?
-
А цель, которую я перед собой ставлю…. Будем вместе идти к намеченной цели.
-
Понятие валентности.
-
Только что мы с вами вспомнили, что такое химическая формула. Каждое вещество имеет свою химическую формулу, которая выражает его качественный и количественный состав, т.е. какие элементы и в каком количестве входят в состав одной молекулы данного вещества.
Эвристическая беседа.
(Чтобы ответить на этоти вопросы, вам придется воспользоваться учебником,§__, или справочничком.На подготовку – 3 мин.)
-
Так какую же информацию можно получить о молекулу из химической формулы? (Какой качественный и количественный состав вещества).
-
А как же узнают состав каждого вещества?(С помощью сложных экспериментов).
-
Как составить формулу химического соединения?
(Нужно знать, из атомов каких химических элементов состоит молекула этого вещества и количество атомов каждого вида)
-
Почему атомы химических элементов образуют молекулы в строго определенном соотношении?(Атомы имеют свойство определяет способность некоторого химического элемента присоединять определенное число атомов других элементов).
Мы будем называть эту способность валентностью.
-
Однако, зная валентность можно составить формулу любого вещества. Итак, запишем, что же такое валентность:
Валентность – это свойство атомов химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов
-
Так что же такое валетность?
-
Запишем несколько химических веществ.
Рассмотрим более подробно их формулы. Что они означают?
-
Обозначим схематически связь между атомами.
Хлоридная кислота состоит из одного атома Хлора и одного атома Гидрогена. Между ними образуется связь (обозначим ее прямой, связывающей эти два атома).
-
Вода состоит из двух атомов Гидрогена и одного атома Оксигена.
Так схематично выглядит строение молекулы воды.
-
Молекула аммониака состоит из одного атома Нитрогена и трех атомов Гидрогена.
-
А молекула метана – из одного атома Карбона и 4-х атомов Гидрогена.
-
Как вы видите разные атомы могут образовывать только определенное количество связей. Например Гидроген – 1, Хлор – 1, Оксиген – 2, Нитроген - 3, Карбон – 4.
(Слайд 15-19)
Количество связей, которое образует атом, определяет валентность элемента.
-
Определение валентности по Гидрогену.
Чтоб валентность элемента в данной формуле узнать,
надо рядом с элементом Гидроген пересчитать,
римской цифрою представить и над формулой поставить.
Задание(устно):Н2S, HBr , PH3
-
Определение валентности по Оксигену.
Если рядом с элементом Оксиген,
двухвалентен он, не то, что Гидроген,
сумму всех его валентностей найди
и на индекс элемента раздели.
-
Сейчас вместе с Ноликом мы научимся определять валентности элементов по формулам их соединений с Оксигеном.
Кто поможет Нолику установить валентность Ферума?
-
Задание на закрепление самостоятельно и у доски 2 человека.
Кто справился быстрее, чем у доски – дополнительный бал
-
Определите валентность элементов по формулами назвать только те, в которых валентность элемента совпадает с номером группы (работа в парах, взаимопроверка)
-
Вопросы фиксиков:
-
Спрашивает Нолик: «Почему валентность Гидрогена принята за единицу?»
Атом водорода не может присоединить более одного атома другого элемента. Таким образом его удобно принять за единицу.
2)Спрашивает Симка: «В реакции Ферума с соляной кислотой НCl один атом металла вытесняет два атома Гидрогена. Как это можно объяснить, пользуясь понятием о валентности?»
Атом Ферума двухвалентный.
3) Спрашивает Мася: «А как быть с другими элементами, кроме Гидрогена и Оксигена?»
Действуй также в каждом случае ином,
только помни непременно об одном:
чтобы правильно задания выполнять
постоянную валентность надо знать
-
Валентности атомов химических элементов(Взглянем на таблицу валентностей.Запишите ее в тетрадях)
Валентность
|
Химический элемент
|
Валентность постоянная
|
І
|
H, Li, Na, K
|
ІІ
|
O, Ca, Mg, Ba, Zn
|
ІІІ
|
Al, B
|
Валентность переменная
|
І и ІІ
|
Сu
|
II и III
|
Fe, Co, Ni
|
II и IV
|
C, Sn, Pb, Mn
|
II, IV, VI
|
S
|
I, II, III, IV, V
|
N
|
-
Определение валентностей химичних элементов по формулам веществ
-
Записать формулу вещества
-
Обозначить известные (или постоянные) валентности
-
Записать общее количество валентностей известного элемента(число валентностей * количество атомов соответствующего элемента)
-
Определить и записать наименьшее общее кратное валентностей для двух элементов
-
Рассчитать валентность неизвестного элемента (Общее кратное валентностей / число атомов элемента с неизвестной валентностью)
-
Физкультминутка.
Подвижное упражнение «Узнай валентность»
Валентность элемента = І – аплодируем;
Валентность элемента = ІІ – руки вверх;
Валентность элемента = ІІІ – топам ногами.
10) Составление формул по валентности.
Основное правило: "Сумма единиц валентности всех атомов одного элемента должна быть равна сумме единиц валентности другого элемента".
Алгоритм.
Натрий, Калий, серебро
С Гидрогеном заодно.
С Оксигеном– Магний, ртуть,
Кальций, Барий и Бериллий
С ними Цинк не позабудь.
Трехвалентен Алюминий.
-
Закрепление изученного материала.
-
Упражнение удоски, два ученика (1-ый, 2-ой столбец)
-
Дополнительноезадание. Решение задач.
-
Домашнее задание.
-
Итоги урока.
-
Рефлексивный журнал.
-
Настроение на конец урока.