Урок химии в 7 классе по теме "Валентность"

Про матеріал
Открытый урок с элементами игры. Тип урока: комбинированный, изучение нового материала. Форма проведения: путешествие фиксиков в страну Валентонию.
Перегляд файлу

Урок в 7 классе по теме «Валентность химических элементов». Разработала Вишнивецкая В.С. 

Урок №

Тема урока:  «Валентность химических элементов»

Цель урока:определить понятие «валентность» как способность атомов образовывать химические соединения; ознакомить учащихся со значениями валентностей отдельных атомов; показать учащимся простейшие способы определения валентности по периодической системе; научить определять валентность атомов одного элемента с валентностью другого в бинарных соединениях.

Задачи урока

I. Образовательные.

1. Познакомить учащихся с понятием валентность;

2. Сформировать и закрепить умение определять валентность по химическим формулам;

3. Сформировать и закрепить умение  составлять формулы, зная валентность химических элементов.

II. Воспитательные.

Показать единство материального мира

III. Развивающие.

Умение записывать химические формулы веществ, зная валентность элементов, входящих в состав данного вещества. Приобретение  навыков самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Форма проведения: путешествие фиксиков в страну Валентонию.

Основные понятия: валентность.

Оборудование: ноутбук, медиа проектор, таблицы и схемы, раздаточный материал.

Прогнозируемые результаты:

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Что такое валентность химических элементов?
  2. Почему валентность водорода принята за единицу?

Умеют определять валентность по формулам.

Запомнили элементы с постоянной и переменной валентностью.

Научились составлять формулы по валентности.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учителя и настройки эмоционально-делового настроения на уроке.

Добрый день, ребята!

Видеть вас я рада.

Успехов творческих желаю.

Теперь урок наш начинаю.

  • Прежде всего, хочу представиться. Зовут меня  Виктория Сергеевна. Сегодняшний урок химии у вас проведу я. А ваши имена я прочту на бейджиках.
  • Надеюсь, сегодняшний наш урок будет взаимно интересным, познавательным и плодотворным.
  • Обратите внимание на листы, лежащие на ваших партах. Там содержится справочная информация по теме нашего урока и задания, которые нам предстоит разобрать. Ознакомьтесь с ними.
  • Есть ли дежурные в классе? Напишите, пожалуйста, на листочке фамилии отсутствующих.
  •  Перед вами лежат оценочные карточки, которые предлагаю вам заполнять на протяжении урока. Там проставляется балл за каждое задание. Если вы не принимали участие в каком-то виде деятельности, то ставите 0. Но вначале, подчеркните смайлик, который соответствует вашему настроению..

Смайлик настроения:

  • Домашнее задание. Вашедомашнее задание пригодится нам при изучении новой темы.

(беглая проверка домашнего задания)

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
  • Сегодня у нас в гостях фиксики. Как вам известно, они очень любопытны. Но они отлично знают устройство машин и приборов. А вот в химии они слабоваты. Поэтому сегодня они будут часто задавать вам вопросы. А потом, вместе с вами, отправятся в увлекательное путешествие по стране Валентонии. Фиксики нашли любопытный цветок. Помогите им с ним разобраться.

Упражнение “Цветик-семицветик” – 7 мин

  1. Что такое химическая формула?

(химическая формула – это запись, выражающая качественный и количественный состав данного вещества)

  1. Что такое качественный состав вещества?

(качественный состав – это какие элементы входят в состав данного вещества)

  1. Что такое количественный состав вещества?

(количественный состав – это в каком соотношении находятся элемент).

  1. Что такое индекс в химической формуле?

(индекс обозначает число атомов каждого химического элемента, входящего в состав молекулы, пишется справа внизу от символа элемента).

  1. Что такое коэффициент в химической формуле?

(коэффициент – обозначает количество атомов или молекул, пишется перед символом элемента).

  1. Что означает следующая запись: 2Сl?

(2Сl – два атома хлора)

  1. Что означает следующая запись: 3Сl2?

(3Сl2 – три молекулы хлора)

  1. Изучение новой темы.
  • И так, сегодня мы начинаем изучение новой темы «Валентность элементов»

Сегодня нелегкая будет задача.

Пусть нам сопутствует с вами удача!

  • Теперь открыли тетради и записали  число, классная работа, тема …
  • Цели урока. Ребята, исходя из темы урока, какие вы перед собой ставите цели и задачи? Чего вы ждете от сегодняшнего урока?
  • А цель, которую я перед собой ставлю…. Будем вместе идти к намеченной цели.
  1. Понятие валентности.
  • Только что мы с вами вспомнили, что такое химическая формула. Каждое вещество имеет свою химическую формулу, которая выражает его качественный и количественный состав, т.е. какие элементы и в каком количестве входят в состав одной молекулы данного вещества.

Эвристическая беседа.

(Чтобы ответить на этоти вопросы,  вам придется воспользоваться учебником,§__, или справочничком.На подготовку – 3 мин.)

  • Так какую же информацию можно получить о молекулу из химической формулы? (Какой качественный и количественный состав вещества).
  • А как же узнают состав каждого вещества?(С помощью сложных экспериментов).
  • Как составить формулу химического соединения?
    (Нужно знать, из атомов каких химических элементов состоит молекула этого вещества и количество атомов каждого вида)
  • Почему атомы химических элементов образуют молекулы в строго определенном соотношении?(Атомы имеют свойство определяет способность некоторого химического элемента присоединять определенное число атомов других элементов).
    Мы будем называть эту способность валентностью.
  • Однако, зная валентность можно составить формулу любого вещества. Итак, запишем, что же такое валентность:

Валентность – это свойство атомов химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов

  • Так что же такое валетность?
  • Запишем несколько химических веществ.
    Рассмотрим более подробно их формулы. Что они означают?
  • Обозначим схематически связь между атомами.
    Хлоридная кислота состоит из одного атома Хлора и одного атома Гидрогена. Между ними образуется связь (обозначим ее прямой, связывающей эти два атома).
  • Вода состоит из двух атомов Гидрогена и одного атома Оксигена.
    Так схематично выглядит строение молекулы воды.
  • Молекула аммониака состоит из одного атома Нитрогена и трех атомов Гидрогена.
  • А молекула метана – из одного атома Карбона и 4-х атомов Гидрогена.
  • Как вы видите разные атомы могут образовывать только определенное количество связей. Например Гидроген – 1, Хлор – 1, Оксиген – 2, Нитроген - 3, Карбон – 4.

(Слайд 15-19)

Количество связей, которое образует атом, определяет валентность элемента.

  1. Определение валентности по Гидрогену.

Чтоб валентность элемента в данной формуле узнать,

надо рядом с элементом Гидроген пересчитать,

римской цифрою представить и над формулой поставить.

Задание(устно):Н2S,  HBr ,  PH3

  1. Определение валентности по Оксигену.

Если рядом с элементом Оксиген,

двухвалентен  он,  не то, что Гидроген,

сумму всех его валентностей найди

и на индекс элемента раздели.

  1. Сейчас вместе с Ноликом мы научимся определять валентности элементов по формулам их соединений с Оксигеном.

Кто поможет Нолику установить валентность Ферума?

  1. Задание на закрепление самостоятельно и у доски 2 человека.

Кто справился быстрее, чем у доски – дополнительный бал

  1. Определите валентность элементов по формулами назвать только те, в которых валентность элемента совпадает с номером группы (работа в парах, взаимопроверка)
  2. Вопросы фиксиков:
  1. Спрашивает Нолик:  «Почему валентность Гидрогена принята за единицу?»

Атом водорода не может присоединить более одного атома другого элемента. Таким образом его удобно принять за единицу.

2)Спрашивает Симка:  «В реакции Ферума с соляной кислотой НCl один атом металла вытесняет два атома Гидрогена. Как это можно объяснить, пользуясь понятием о валентности?»

Атом Ферума двухвалентный.

3) Спрашивает Мася: «А как быть с другими элементами, кроме Гидрогена и Оксигена?»

Действуй также в каждом случае ином,

только помни непременно об одном:

чтобы правильно задания выполнять

постоянную валентность надо знать

 

  1. Валентности атомов химических элементов(Взглянем на таблицу валентностей.Запишите ее в тетрадях)

Валентность

Химический элемент

Валентность постоянная

І

H, Li, Na, K

ІІ

O, Ca, Mg, Ba, Zn

ІІІ

Al, B

Валентность переменная

І и ІІ

Сu

II и III

Fe, Co, Ni

II и IV

C, Sn, Pb, Mn

II, IV, VI

S

I, II, III, IV, V

N

  1. Определение валентностей химичних элементов по формулам веществ
  1. Записать формулу вещества
  2. Обозначить известные (или постоянные) валентности
  3. Записать общее количество валентностей известного элемента(число валентностей * количество атомов соответствующего элемента)
  4. Определить и записать наименьшее общее кратное валентностей для двух элементов
  5. Рассчитать валентность неизвестного элемента  (Общее кратное валентностей / число атомов элемента с неизвестной валентностью) 
  1. Физкультминутка.

Подвижное упражнение «Узнай валентность»

Валентность элемента = І – аплодируем;

Валентность элемента = ІІ – руки вверх;

Валентность элемента = ІІІ – топам ногами.

10) Составление формул по валентности.

Основное правило: "Сумма единиц валентности всех атомов одного элемента должна быть равна сумме  единиц валентности другого элемента".

Алгоритм.

Натрий, Калий, серебро

С Гидрогеном заодно.

С Оксигеном– Магний, ртуть,

Кальций, Барий и Бериллий

С ними Цинк не позабудь.

Трехвалентен Алюминий.

 

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Упражнение удоски, два ученика (1-ый, 2-ой столбец)
  2. Дополнительноезадание. Решение задач.
  1. Домашнее задание.
  2. Итоги урока.
  1. Рефлексивный журнал.
  2. Настроение на конец урока.

1

 

docx
Пов’язані теми
Хімія, 7 клас, Розробки уроків
Додано
22 вересня 2019
Переглядів
9043
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку