Урок
Класс: 7
Предмет : Всемирная история
Тема : Крестовые походы
Цель : Выяснить причины крестовых походов ; рассмотреть ход основных событий , проанализировать последствия походов ; формировать навыки работы с историческими документами и умение ориентироваться в хронологии события ; развивать умения высказывать свою точку зрения ; развивать социальную , хронологическую ,аксиологическую компетентности.
Ожидаемые результаты :
После этого урока учащиеся смогут
1) Рассказывать про причины, ход и последствия крестовых походов.
2) Характеризовать последствия походов.
3) Высказывать собственную точку зрения относительно идей церкви крестовых походов освобождения «Гроба Господнего».
План урока
І. Организационная часть.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя. Целеполагание .
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Игра"3сектора"
ІV. Изучение нового материала.
1.Причины крестовых походов.
Рассказ учителя. Презентация.
2.Выступление Папы Урбана ІІ.
Работа с документом. Беседа
3.Крестовые походы.
Просмотр видео"Карта крестовых походов". Работа с таблицей "Крестовые походы"
4.Последствия крестовых походов.
Составление кроссенса
V. Обобщение и систематизация.
Графический диктант.
VІ. Итоги и оценивание.
VІІ. Домашнее задание.
Ход урока:
І. Организационная часть.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Перед началом изучения новой темы хочу обратить внимание на то, что перед каждым из вас находится пустая схема - таблица (Приложение №1), которую вы будете заполнять в течение урока. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, которое указано в таблице. Набирая баллы, получаете конечную оценку.
Также у вас на столах находится конспект учащегося, который станет результатом нашей работы.
Сегодня на уроке мы поведём речь о целой эпохе, которая изменила облик Европы и косвенно повлияла на нашу жизнь. Совершим путешествие по средневековому Западу ( это территория современной Европы) и Востоку (Современная Малая Азия и Палестина).
Запишите в тетрадь число и тему урока: «Крестовые походы».
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Игра "3 сектора"
IV. Изучение нового материала.
Слово учителя.
1.Причины крестовых походов
Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие. Церковь вершила историю. Она должна была быть главной во всём мире, по убеждению тех, кто ее возглавлял. На Западе к концу XI века целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными. Церковь этим воспользовалась и организовала Крестовые походы.
Крестовые походы — это военно-колониальное движение западно-европейского рыцарства под духовными лозунгами и девизами, на страны мусульманского мира ,которые состоялись в период 1096-1270 гг.. Какие причины этих событий?
Причины :
1. «7 тощих лет».Духовенство призывает : «А не кара ли Господняя , голод?И искупить её можно, освободив «Святые места» в Иерусалиме»
2.Социальное отчаянье. Закрепощение крестьян и феодальные поборы.
3.Принцип майората. Образовался слой рыцарей ,которые ничего не имели , кроме военной активности.
4.Идея приоритетности Западной церкви над Восточным миром.
Вывод:
Причины:
1. Религиозная – освободить христианские святыни «Гроб Господень»;
2. Экономическая – отсутствие земли в Европе;
3. Социальная – большое количество обедневшего дворянства (младших детей).
Эти причины подтолкнули мир к крестовым походам .
С чего же все началось ?
Мотивация: Звучит колокольный звон. На экране идет видеосюжет «Папа Урбан II»
Учитель:
-О чем повествует данный сюжет?
-Что вам известно о походах рыцарей?
-Какой можно сделать вывод?
2. Речь Папы Римского Урбана II .
Постановочный сюжет учениками.
Работа с документом
«Земля эта, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью, обилием же богатств не преизбыточествует и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится ваша ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и заснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе. Земля эта, как гласит Писание, течет медом и млеком. Иерусалим — это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими землями, он словно второй рай. Он жаждет освобождения и не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку. Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев - христиан... Земля та течёт молоком и мёдом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат»
Тысячи людей, опустившись в едином порыве на колени, восклицали: «Так хочет Бог!»
Учитель:
-О чем повествует данный документ?
-Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев?
-О захватнических?
-Сравните свои выводы. Есть ли противоречие.
Учащиеся:
В коллективной беседе отвечают на вопросы.
Выявляют противоречие: в своей речи Папа Римский Урбан II одновременно призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов, живущих там.
Вывод: в начале XII века римский папа Урбан II призвал все население Европы вступить в крестовые походы. После чего начался длительный период в истории оказавший влияние на все государства Европы.
3.Крестовые походы.
Учитель:
О хронологии, целях и участниках крестовых походов мы узнаем из данного видеосюжета. Вашей задачей будет заполнение пропусков в таблице.
Просмотр видео"Карта крестовых походов" Работа с таблицей "Крестовые походы"
4.Последствия крестовых походов.
Учитель:
К чему привели крестовые походы ?
Отметьте положительные и отрицательные последствия
1.способствовали контактам между Востоком и Западом.
2.разрушения, грабеж и убийства мусульманского мира
3.принесли в Европу достижения восточной цивилизации
4.рост торговли
5.тяжелый удар по Византии
6.потеря завоеванных земель в Палестине;
7.усиление позиций турок-османов в связи с ослаблением Византии;
8.гибель многих людей;
9. создание духовно-рыцарских орденов.
10.В Европе стали выращивать восточные растения: рис, лимоны, абрикосы, арбузы и т.д.
11.В Европу с Востока завезли ветряные мельницы.
12 8. На Западе стали мыт руки перед едой и мыться в банях.
????Игра «Историческое лото» или кроссенс
V. Обобщение и систематизация.
Учитель
– Мы познакомились сегодня с очень необычной эпохой.
Перед вами вопросы графического диктанта.
Графический диктант.
1.Крестовые походы начались в 1069г.↓
2.Одной из причин начала крестовых походов было социальное отчаянье крестьян.↑
3.К началу крестовых походов призывал Папа Григорий І.↓
4.Второй крестовый поход закончился без ожидаемых результатов для крестоносцев.↑
5.Учасниками третьего крестового похода были Фридрих І Барбаросса и Ричард І Львиное Сердце.↑
6.Всего было организовано восемь крестовых походов.↑
7.В результате походов рыцарство так и не получило земель.↑
8.Главной целью католической церкви во время походов было распространение влияния христианства на Восток.↑
9.Короли после окончания крестовых походов потеряли интерес к красивой жизни и роскоши.↓
10.Крестовые походы- это военно-колонизационное движение мусульман под религиозными лозунгами.↓
Взаимопроверка.
VІ. Итоги и оценивание.
Рефлексия - продолжите фразу:
Я сегодня на уроке узнал …
Я сегодня на уроке научился …
Хочу узнать больше …
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Выставление отметок.
VІІ. Домашнее задание.
1.Проработать §1.
2.Ответить письменно на вопрос :«Была ли идея освобождения «Гроба Господнего» главной во время крестовых походов? (по желанию для тех, кто претендует на высокий бал)
Дополнительные материалы
№1.
Французский поэт Конон де Бетюн ( 12 в) призвал к участию в крестовых походах:
…За нас Христос, исполненный Любови,
Погиб в земле, что турку отдана.
Зальем поля потоком вражьей крови
Иль наша честь навек посрамлена!
…Не будет смерти. Для прозревших внове
Блаженные наступят времена,
А славу, честь и счастье уготовит
Вернувшимся родимая страна.
Как оценивала феодальная мораль участие в крестовом походе?
(Феодалы рассчитывали захватить богатую добычу и новые земли)
№2
Последствия крестовых походов:
Положительное |
Отрицательное |
|
|
№ 3
Игра – «Крестики-нолики»
Вопросы:
№4
Игра.
Так закончились крестовые походы. И хоть европейцы и не захватили в итоге никаких земель, но и политика, и экономика, и культура Европы очень сильно изменилась. Попробуем это продемонстрировать. Перед вами образцы женской моды средневековья. Но один вариант был популярен до крестовых походов, а другой – после. Попробуйте угадать – какой когда. Ответ поясните.
У вас на столах появляются предметы или их символы. Предметы – парные. Один предмет в паре был популярен до крестовых походов, второй его заменил после крестовых походов. Ваша задача – разгадать и составить эти пары. Тот предмет в паре, который, по вашему мнению, был популярен до крестовых походов – принесите на этот стол, а тот, что после – на этот. Три минуты на совещание.
Команда / период
До крестовых походов
После крестовых походов
римские цифры
обруч на голову
соль (чеснок)
арабские цифры
страусиные перья
пряности
серебряные монеты
ручная мельница
мед
золотые монеты
ветряная мельница
сахар
собака
чечевица
сукно
кувшин для умывания рук
рис
шелк
Очередность |
Сроки |
Предводители, основные участники |
Маршрут |
Цели |
Результаты |
Первый |
1096 – 1099гг |
Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский , Беднота, феодалы |
на Иерусалим через Венгрию и Болгарию |
Освобождение христианских святынь |
Захват у сельджуков Иерусалима и образование Иерусалимского королевства |
Второй |
1147 – 1149гг |
Людовик VII– король Франции Конрад III – немецкий император, их вассалы |
на Эдессу |
Возвращение захваченного мусульманами Эдесского графства |
Полная неудача |
Третий |
1189 – 1192гг |
Ричард I Львинное сердце – король Франции, Фридрих I Барбаросса –германский император, их вассалы |
на Иерусалим, захваченный в 187г. правителем Египта Салах – эд – Дином |
Возвращение Иерусалимского королевства |
Иерусалим остался в руках мусульман, Барбаросса утонул, захвачены остров Кипр и крепость Акра |
Четвёртый |
1202 – 1204гг |
Французские, германские, итальянские феодалы |
на Константинополь |
захват Византии |
Византия захвачена и разорена. Создана Латинская империя |
Пятый |
1217 – 1221гг
|
Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II Мелкие рыцари
|
Передняя Азия |
борьба с мусульманами
|
Существенных завоеваний не принесли, большого значения не имели
|
Шестой |
1228 – 1229гг
|
Германский король и император Римской империи Фридрих II Штауфен
|
борьба с мусульманами
|
||
Седьмой |
1248 – 1254гг
|
Французский король Людовик IX Святой
|
Борьба мусульманами
|
||
Восьмой |
1270г |
Людовик IX Святой |
борьба с мусульманами |
Сворачивание похода из-за эпидемии моровой язвы и смерти короля |