Тема: Предложения с однородными членами
Цель: углубить знания об однородных членах предложения, их признаках, способах связи, роли в языке; развивать умение распознавать ОЧП, определять их синтаксическую роль; расширить словарный запас учащихся; дать представление о редких профессиях; воспитывать уважение к труду, формировать профессиональное самоопределение, социальные компетентности.
Оборудование: учебник (Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Стативка В.И. Русский язык: Учебник для 8 класса.- Киев, 2016), раздаточный материал (тексты для анализа, задания для групповой работы, презентация, мультимедийный комплекс).
Ход урока
І. Организационный этап
Запись даты, темы, определение целей урока (учащиеся самостоятельно определяют цели урока и выясняют практическую значимость изучения данной темы).
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Лексическая разминка
На доске записаны слова: профессия, специальность.
2. Слово учителя
Мы не случайно начали наш урок именно с этих слов. Сегодня, изучая новую тему, мы также поговорим о разных профессиях.
В мире существует множество разных профессий. О важности труда говорили и писали многие известные, авторитетные люди. Например, А.Чехов:
«Человек должен трудиться, работать в поте лица. В этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.»
3. Синтаксический разбор предложений
У доски разбирается первое предложение. Учащиеся указывают в характеристике, что оно осложнено однородными членами.
4. Беседа
- Как вы определили, что сказуемые однородные?
- Что вам уже известно об однородных членах предложения?
ІІІ. Изучение нового материала
1. Работа с учебником (проверим себя, прочитав статью учебника: § 19, стр. 101).
2. Беседа
- Назовите главные признаки ОЧП.
- Что узнали новое об ОЧП?
3. Синтаксический разбор
Разбираем у доски второе предложение, обращаем внимание на связь однородных членов (союзную и бессоюзную), знаки препинания.
Слайды 2 и 3 презентации позволяют подытожить знания.
IV. Практическое применение новых знаний
1. Слово учителя
В продолжение разговора о профессиях предлагаю вашему вниманию слова (они написаны на доске или напечатаны):
титестер, флорист, таксидермист, постижёр, арборист.
2. Беседа
- К какой части речи относятся данные слова?
- Кого они называют?
- По каким признакам вы определили, что слова называют людей по профессии?
- Есть ли предположения: чем занимаются эти люди? (следует обратиться к знаниям учащихся по иностранным языкам, например, им известны английские слова tea, taste, знакомо слово «флора», «дерма» и т.п.)
3. Просмотр презентации (слайд 4).
Составьте и запишите предложение с однородными членами, используя новые слова.
4. Работа с текстами (раздаточный материал)
а) читаем отрывки №1 и 2;
б) записываем предложение из отрывка №2
Титестер – профессиональный составитель и дегустатор чая. Он по вкусу, запаху и внешнему виду определяет сорт чая, место сбора, способ хранения. Опытный титестер может различать до нескольких тысяч вкусовых и ароматических оттенков.
в) подчеркнём ОЧП, выпишем их со словами, к которым они относятся
Титестер (кто?)
составитель и дегустатор
Определяет (по чему?)
по вкусу, запаху и виду
Определяет (что?)
сорт, место, способ
Проанализировав примеры, делаем вывод о том, что в предложении может быть несколько рядов однородных членов.
5. Самостоятельная работа (по вариантам)
Из текстов № 3 – 6 выписать по одному предложению с однородными членами, подчеркнуть их.
6. Проверка
- Почему в текстах о редких профессиях использованы предложения с однородными членами? (таким образом делаем вывод о роли ОЧП в речи).
7. Творческая работа в группах (раздаточный материал)
Учитель объясняет задание. На выполнение - 5 минут. Проверка. Задание группы №5 проверяется последним, сверяется со слайдом №5.
V. Итоги урока
1. Задание «Поймай ошибку» с использованием программы «Smart».
2. Беседа
- Что нового узнали на уроке?
- Был ли полезен этот урок?
VI. Домашнее задание: § 19, найти информацию о редких профессиях, записать 3-4 предложения с однородными членами.
Приложение
I. Предложения для анализа
1. В мире насчитывается около сорока тысяч разных профессий: старых, забытых, редких, новых, модных, престижных.
2. Титестер – профессиональный составитель и дегустатор чая. Он по вкусу, запаху и внешнему виду определяет сорт чая, место сбора, способ хранения. Опытный титестер может различать до нескольких тысяч вкусовых и ароматических оттенков.
3. Постижёр – специалист по изготовлению из натуральных и искусственных волос париков, усов, бород, бакенбардов. Работа постижёра очень кропотливая и требует невероятной усидчивости. На изготовление одного парика уходит около двух недель.
4. Флорист составляет букеты и композиции, оформляет интерьер помещений, витрины и даже автомобили. Флорист — профессия не только творческих, но и образованных людей, которым не обойтись без знаний по агрономии и ботанике.
5. Таксидермист – это специалист по изготовлению чучел зверей и птиц (чучельник). Таксидермист должен быть хорошим анатомом, экологом, знать биологию животных, обладать художественным чутьем, быть настоящим художником-анималистом.
6. Арбори́ст — древовод, специалист по обслуживанию и уходу за деревьями как за индивидуальными организмами. Арборист проводит плановое обследование деревьев, сезонную санитарную обрезку, формирует кроны, обрабатывает раны, выявляет аварийные деревья.
7. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, ... разочарования, оградить ... и свою семью от ... и ... в завтрашнем дне.
ІІ. Задания для работы в группах
1 группа
Напишите текст объявления от имени работодателя о вакансии арбориста. Укажите: 1) название вакантной должности;
2) должностные обязанности;
3) требования к соискателям (опыт работы, образование, пол, возраст).
Не забудьте о предложениях с однородными членами!
2 группа
Напишите текст объявления от имени работодателя о вакансии постижёра. Укажите: 1) название вакантной должности;
2) должностные обязанности;
3) требования к соискателям (опыт работы, образование, пол, возраст).Не забудьте о предложениях с однородными членами!
3 группа
Напишите текст объявления о поиске работы по специальности таксидермист. Укажите пожелания к работе, ваши личные данные, информацию об опыте работы.
Не забудьте о предложениях с однородными членами!
4 группа
Напишите текст объявления о поиске работы по специальности флорист. Укажите пожелания к работе, ваши личные данные, информацию об опыте работы.
Не забудьте о предложениях с однородными членами!
5 группа
Восстановите предложение, дополнив его однородными членами.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, ... разочарования, оградить ... и свою семью от ... и ... в завтрашнем дне.
ІІІ. Презентация