Урок-игра на тему: «Причины возникновения пожара. Правила поведения во время пожара.»

Про матеріал
Урок-игра на тему: «Причины возникновения пожара. Правила поведения во время пожара.»
Перегляд файлу

 

 

Урок-игра «Причины возникновения пожара. Правила поведения во время пожара.»

Цель: познакомить с правилами пожарной безопасности , с причинами возникновения пожара. последовательностью действий в случае пожара. 

Учебно-воспитательные задачи:

I. Образовательные:

1.Содействовать формированию у детей понятия “пожарная безопасность”;

2. Расширить представления об огне;

3. Обсудить причины, по которым происходят пожары.

II. Развивающие:

 Развивать речь учащихся, наблюдательность, познавательные интересы.

III. Воспитательные:

 Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного, бережное отношение  к своему здоровью.

Оборудование:

  • иллюстрации различных пожароопасных ситуаций;
  • иллюстрации пожарного оборудования;
  • компьютер;
  • телевизор;
  • презентация;
  • интерактивный тест;
  • учебный фильм «Осторожно! Огонь!»

Ход урока

  1. Организационный момент

1.Приветствие.

Любі діти , у наш клас

Завітали люди щирі.

Привітайте в добрий час

Гостей посмішкою й миром.

  • А тепер поверніться один до одного. Посміхніться і побажайте успіхів у навчанні.

       2. Слово учителя.

   Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

 II. Сообщение темы и целей урока 

Сирена, сирена, сирена звучит

 На вызов пожарные едут.

Сигнал поступил на пульт «101»

А в трубке: “ Горим! Помогите!”

- Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним, о причинах возникновения пожара и поведении во время пожара.

III. Работа по теме урока

  1. Введение в тему занятия

Учитель:Мы все с вами знаем, что огонь может быть другом, а может быть врагом.
Огонь – друг. (слайд ) 
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара. 
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Огонь – символ. (слайд ) 
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. 
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг, (слайд ) оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

Учитель: - Что же такое пожар?

    Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

     В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях.

Причины пожаров во всех случаях одни и те же:

- Неосторожное обращение с огнем.

- Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

- Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

- Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

 Устранение пожара.

- Чем можно потушить пожар?

Игра «Добавь словечко»

Учитель: Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. . . (ВОДОЙ).

 

- Недаром говорят: ОГОНЬ ВОДЫ БОИТСЯ.

- А ещё чем можно?

- Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

- Насыпь на очаг спасительный …  (ПЕСОК)

Учитель: Последствия пожара не только пепел, обугленные предметы, но и ожоги.

 IV. Составление правил пожарной безопасности

Учитель: Давайте, определим правила пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности:

1.     Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

2.     Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

3.     Не суши бельё над плитой.

4.     Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома (лучше это делать со взрослыми).

Спасатель: Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.

Спасатель: Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.

Спасатель: Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!

Спасатель: Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 101,
Сразу все уладится.

 V. Игра-физминутка: «Правила пожарной безопасности»

А теперь,  задание, мы с вами поиграем в игру «Это я, это я, это – все мои друзья!» Читаю четверостишия, если считаете эти действия правильными, вы хором отвечаете: «Это я, это я, это – все мои друзья!» и машите руками.

Если действия неправильные, то молчите и присаживайте (прячетесь).

  •  Кто задорный и весёлый,

Верно правилам храня,

Бережёт родную школу

От коварного огня?  «Это я, это я, это – все мои друзья!»

  • Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор? 

  • Кто, услышав запах гари,

      Сообщает о пожаре? «Это я, это я, это – все мои друзья!»

  • Кто соседской детворе

            Объясняет во дворе,

             Что игра с огнём недаром

              Завершается пожаром? «Это я, это я, это – все мои друзья!»

  • Кто украдкой в уголке

Спички жёг на чердаке?

  • Кто из Вас, заметив дым,

                         Говорит: «Пожар! Горим!  «Это я, это я, это – все мои друзья!»

  • Кто из Вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём?

  • Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по «04»? «Это я, это я, это – все мои друзья!»

  • Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? «Это я, это я, это – все мои друзья!»

  • Кто от маленькой сестрички

Прячет, дети, дома спички? «Это я, это я, это – все мои друзья!»

  • Кто пожарным помогает,

             Правила не нарушает? «Это я, это я, это – все мои друзья!»

- Молодцы!

- Ребята, что полезного вы узнали из этой игры?

(нельзя играть со спичками, разжигать костров, объяснять соседской детворе, что с огнём играть нельзя и т.д……)

VI. Беседа о пожарных

   Загадка: С огнем бороться мы должны,

 С водою мы напарники,

 Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы? (Пожарные)

     Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.)

     Правильно, когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным.)

     А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых.)

Спасатель: Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
Спит будильник среди ночи,
Ты летишь по мостовой:
Чей-то домик полыхает,
Сизый дым стоит стеной.
В тишине сирена воет,
Затихая под дождём.

Ученик: Неизвестные герои
Смело борются с огнём.
Дым исчез, пожар потушен,
Новый вызов впереди.
Люди спят, пожарный тушит.
Так бегут за днями дни.
Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.
После школы непременно
Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым-
В жизни я не пропаду.

 

VII. Дидактические  игры

1.«Позвони пожарному»

Как правильно вызвать пожарную команду?

(Выслушиваются предположения детей)

Прослушайте, обсудите и разыграйте данную ситуацию.

        Смело трубку в руку взять,

        «101» сумей набрать

        И назвать ещё потом

        Город, улицу и дом,

        И квартиру, где живёте,

        И с каким она замком,

        И ещё сказать: «Даю

        Вам фамилию свою,

        Также номер телефона,

        У которого стою».

2.   ИГРА       «ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО!»

                                Где с огнем беспечны люди,

Там возникнет дым и жар,

Там всегда грозить нам будет

 Злой, немыслимый…?        (Пожар).

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в ... ?       (Квартире).

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ... ?       (Утюг).

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками ... ?      (Играл).

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ... ?      (Газом).

Столб огня чердак объял.

Кто там спички ... ?       (Зажигал).

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег ... ?      (Костер).

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег ... ?.      (Траву).

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые... ? .     (Предметы).

Помни, каждый гражданин,

Пожарный номер ...?      ( «01»)

 

Дым увидел - не зевай.

И пожарных ....    (Вызывай!

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем ...?  (Опасно).

 

VIII. Просмотр учебного фильма « Осторожно! Огонь!»

Спасатель:

Чтобы в ваш дом
Не пришла беда -
Будьте с огнём
Осторожны всегда!
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Учитель:

Да, огонь бывает разный:
Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Учитель: Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

   Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики, люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом - посмотри поутру,
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов…
Железо с железом он может сравнить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.

Спасатель:

Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.

Учитель: При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно.

-Ну а если всё таки случился  пожар, какие мы знаем правила?

 Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Не теряться никогда,

Действовать умело.

 

 Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдём,

 Из квартиры всех животных за собою уведём.

 Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим

И попросим всех соседей позвонить по "101".

 

 Потому что очень часто средь детей есть "шутники",

 Что звонят и понапрасну беспокоят "101".

 Все пожарные , чтоб машины зря не гнать,

 Сообщения решили от детей не принимать.

Не воспримут нас серьёзно, и сигнал наш не дойдёт,

 Если позвонит кто взрослый, то пожарная придёт.

 

 Если нету телефона - мы к балкону поспешим,

 За собою дверь балкона поплотнее притворим.

 Если нет у нас балкона - станем в окна мы кричать:

О пожаре всем прохожим -громко будем сообщать.

Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут -

Ждать нам долго не придётся - нас пожарные спасут.

 

 Если слаб огонь, скорей

Ты водой его залей.

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 101 набрать

И быстрей пожарных звать!

 

 Если же большой огонь,

Дымом все объято,

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

 

 Быть нельзя огню вблизи

Там, где краска, газ, бензин;

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Огнеопасно!»

 

 Не шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Будьте с огнем осторожны, дети,

Твердо запомните правила эти.

 

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 101.

101 запомните этот телефон.

В случае пожара пригодится он.

X. Закрепление пройденного материала

1.Интерактивный тест « Правила пожарной безопасности»

XI. Рефлексия урока

-Какой момент урока вам больше всего запомнился?

-На столе у вас три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная. Ребята, если вы уверены , что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёную фишку; если сомневаетесь – жёлтую, если не уверены – красную

 Домашнее задание.1.Составьте  высказывание на тему: «Что я расскажу младшему  товарищу о пожаре»

 

 

 

 

docx
Додано
17 березня 2019
Переглядів
1550
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку