16 червня о 18:00Вебінар: Збереження здоров’я дітей з особливими освітніми потребами

Урок "Іменники - власні назви рідного краю". Презентація "Іменники - власні назви рідного краю"

Про матеріал
Конспект уроку російської мови в 6 класі за темою "Іменники - власні назви рідного краю". Урок-гра містить літературні і краєзнавчі матеріали, супроводжується презентацією.
Перегляд файлу

КЗ «Лисичанская ООШ  І – ІІ ступеней № 29»

Урок русского языка в 6 классе  по теме

«Имена существительные собственные родного края»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Н.И. Безкровная

Цель: углубить знания учащихся об именах существительных собственных и их правописании; развивать языковую компетентность учащихся, формировать умение  правильного употребления имён собственных в устной и письменной речи; воспитывать чувство уважения и благодарности к родной земле и людям, жившим и живущим на ней.

Оборудование: учебник русского языка А.Н. Рудякова для 6 класса; тетради; рабочая карта урока; раздаточный  и иллюстративный материал; фотографии; рисунки учащихся; выставка книг о родном крае; словари; ноутбук; мультимедийный проектор; презентация

Ход урока

І Организационный момент.

ІІ Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прослушивание отрывка из песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»


С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, то в любых испытаниях

У нас никому не отнять.


                                 С чего начинается Родина?

ІІІ Объявление темы и задач урока. Слово учителя.

      Родина – это земля, где ты родился, где тебя согревает материнская ласка, поднимают к солнцу надёжные отцовские руки, где ты находишь надёжных друзей, делаешь первые шаги в самостоятельную жизнь. Родина – это память и благодарность.

     Родная земля! Бескрайние степи, седые курганы, меловые горы, высокие терриконы, быстрые реки, тихие озёра, прекрасные сады, природные заповедники. И конечно же, люди! Наш край прославили многие выдающиеся земляки.

      Ребята! Во время нашего урока мы изучим понятие об именах существительных собственных и рассмотрим их правописание, а также отправимся в путешествие по родному краю, по страницам книг и истории. Урок пройдёт в форме игры «Что? Где? Когда?», в которой примут участие 2 команды по 6 человек. Я желаю вам познавательной и интересной  игры, успешного сотрудничества, честного соперничества и приятного общения.  

ІV Изучение нового материала.

  1. Работа с учебником. С. 49 – 50. Чтение статьи о собственных и нарицательных именах существительных.
  2. Ознакомление со схемой «Собственные и нарицательные имена существительные».

V Закрепление изученного. Работа по теме урока.

  1. Работа в группах. Работа со словарём.  Выполнение игровых заданий.

 Ролевая игра

«Что? Где? Когда?»

Ведущий 1.   Имя, по Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, - это «названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особу, личность. Имя предмета – название; имя животного – кличка; имя человека – собственно имя, отчество, фамилия». А ещё имя человека – «качество его, а потому слава его, известность, достоинство». О человеке могут сказать: «Он приобрёл имя, он человек с именем». «Людей именуют по имени и прозванью, чествуют по отчеству, величают по званию и сану».

Ведущий 2. Внимание: игра! Известно, что многие термины пришли к нам из античности. Например, древнегреческое о´нима по-русски значит «имя». Используя это слово и корни заимствованных слов, образуйте слова-термины, обозначающие названия животных, водных объектов, космических тел,  названия населённых пунктов.

о´нима +

            


              зоо-  - животное

              гидро -  - вода

топос- -место

космос- - вселенная


(За верный ответ команды получают 1 балл).

 Ведущий 1.   Уважаемые участники игры! Это была разминка. Вы успешно назвали термины. Пришла пора  дать имена своим командам. Перед вами – зашифрованные слова. Расшифруйте их и узнайте названия своих команд.

 

       ЛИ        А                                 

 

 

(За верный ответ команды получают 1 балл).

Ведущий 2. Команды «Лиса» и «Воля»! Поприветствуйте друг друга рукопожатием и девизом!

(Возможные девизы команд:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»,

«Один – за всех, и все – за одного!»).

Ведущий 1.   Уважаемые игроки! Вероятно, вы поняли, что имена ваших команд связаны с названиями населённых пунктов нашего края. Назовите их, пожалуйста.

Игроки команды «Лиса». Лисичанск.

Игроки команды «Воля». Приволье.

Ведущий 2. А какой из этих городов считается старшим? Определите это по  гербу города.

Игроки команды «Воля». Город Приволье старше, основанием этого населённого пункта считается 1695 год.

Игроки команды «Лиса». Город Лисичанск младше Приволья, годом основания считается 1710 год.

Ведущий 1.   Игроки! Займёмся превращениями! Превратите названия ваших команд в названия наших городов. В этом вам поможет знание способов словообразования. Составьте словообразовательные цепочки «Воля – Приволье» и «Лиса – Лисичанск», назовите способы словообразования и словообразующие морфемы.

«Воля». Воля – вольный – привольный – приволье [й]; Приволье. Суффиксальный и префиксальный способы словообразования. Новые слова образованы с помощью суффиксов –н-, -й- и префикса при-.

«Лиса».  Лиса – лисица – Лисичий (буерак) – лисичане – Лисичанск. Суффиксальный способ словообразования. Новые слова образованы с помощью суффиксов –ицч-, -ий-, -ан-, -ск-; наблюдается чередование согласных ц//ч.

(За верный ответ команды получают 1 балл).

Ведущий 2. Известно, что история нашего края содержит сведения о геологоразведке,  с которой впоследствии и началось развитие промышленности.  Скажите, пожалуйста: как в 18-м веке называли  искателей руды, которые хотели узнать место её залегания? Искомое слово происходит от слов  РУДА и ЗНАТЬ, содержит 2 корня и суффикс –ец-. Минута на размышление.

Игроки. Рудознатец. (За верный ответ команды получают 1 балл).

Ведущий 1. Уважаемые игроки! Отгадайте загадки, и мы узнаем, что же искали здесь рудознатцы.

 «Воля». Он очень нужен детворе,

                Он на дорожках во дворе,

                Он и на стройке, и на пляже,

                И он в стекле расплавлен даже.

                                               (Песок)

«Лиса».  Этот мастер белый-белый,

                 В школе не лежит без дела,  

                 Пробегает по доске,

                 Оставляет белый след.

                                                          (Мел)

«Воля».  Если встретишь по дороге,

                То увязнут сильно ноги.

                Чтоб сделать миску или вазу,

                Она понадобится сразу.

                                                         (Глина)

«Лиса».  Он чёрный, блестящий,

                Нам помощник настоящий.

                Он несёт в дома´ тепло,

                От него в домах светло,

                Помогает плавить сталь,

                Делать краски и эмаль.

                                              (Уголь)

(За верный ответ команды получают 1 балл).  

Ведущий 2. Именно на поиски у´гля и отправлялись в наши края рудознатцы, разведыватели нужнейшего в то время «горючего камня», о котором народ слагал легенды, а сведения дошли в саму Берг-коллегию в Петербурге, тогдашней столице. Она-то, горная -  по-русски – коллегия и направляла сюда искателей каменного у´гля. История оставила нам имя одного из них – имя собственное. Назовите его.

Игроки. Григорий Капустин.

Ведущий 1. В Лисичанске находится памятник, созданный в честь этого человека, а в Приволье – шахта, носящая его имя. Уважаемые игроки! Составьте словосочетания с названиями этих объектов и укажите падежные формы имён собственных, задав к ним вопросы.

«Лиса».  Памятник (кому?) Григорию Капустину. Имя собственное – в форме дательного падежа.

«Воля».  Шахта имени (кого?) Григория Капустина. Имя собственное – в форме родительного падежа.

(За верный ответ команды получают 1 балл).

Ведущий 2. «Лиса», ответьте: а как мы напишем название шахты имени Дмитрия Фёдоровича Мельникова – в кавычках или без них?

«Лиса».  Без кавычек, так как в названии этого предприятия есть слово имени.

Ведущий 1. «Воля»,  скажите: как правильно написать названия шахт «Привольнянская» и «Новодружеская»?

«Воля».  В кавычках и с большой буквы, так как названия этих предприятий не содержат сло´ва  имени.

(За верный ответ команды получают 1 балл).                               10 минут

Чтец.        Лисичье над Донцом, где виснет дым завода,

И музыка в саду, и поезд в семь часов,

И памятная мне родная Третья Рота!

О вас мои стихи под мерный ход часов.

 Ведущий 2.   Это всем известное стихотворение поэта-земляка Владимира Сосюры. Его именем названа´ одна из главных улиц Лисичанска. А какие имена носят улицы соседних городов? Как пишутся названия улиц? Ответ постройте в форме диалога, дополнив словами данные предложения.

Игроки.        - В Новодружеске есть улица Мира, на ней находится школа. Название улицы пишется с большой буквы.

                        - В Приволье школа расположена на улице Школьной. А рядом проходит улица Ломоносова.

                          - Я знаю, что Ломоносов был учёным и изучал словесность, математику, физику, химию.

Ведущий 1. Да, верно. Михаил Васильевич Ломоносов был человеком-энциклопедией. Познания его в науках были столь обширны, что Пушкин назвал этого учёного «нашим первым университетом». А ещё Михаил Ломоносов сочинял стихи. Вот что он сказал о звёздном небе:

                                                    Открылась бездна, звёзд полна´.

                                                    Звезда´м числа´ нет, бездне – дна.

Ведущий 2.   Великолепно сказано! Внимание, игроки! Назовите как можно больше космонимов.

Игроки перечисляют известные им названия космических тел.

Ведущий 1. Внимание: вопрос! Как по-русски называется и пишется Чумацький Шлях?

Игроки. Млечный Путь. Пишем оба слова с большой буквы.

Ведущий 2.   Вот, оказывается, где молочные реки текут! В космосе! А путь и на земле у нас есть. Совсем рядом. Ханский.

Ведущий 1. Может, имеется в виду Бахмутский шлях? У нас и улица есть Бахмутская, а в Донецкой области – город Бахмут. К нам оттуда вкусный хлеб привозят.

Ведущий 2.  Что ж это выходит: путь один, а названий – несколько?

Ведущий 1. Выходит, что так. Говорят, что его из космоса можно увидеть. И название у него необычное, тюркское.

Ведущий 2.  Может, наши игроки расшифруют его?  (Это задание с элементами игры «Поле чудес»).

 5 букв.   Са´кма.

Ведущий 1. На старых картах наши предки обозначали реки, броды, колодцы. В нашей местности и сейчас есть колодец, который называется так же, как и та сакма. Определить его название можно, используя «сказочную» рифму к слову «трава» и суффикс –ск-.

Ведущий 2.  Внимание, игра! Образуйте слово и составьте именные словосочетания, в которых главными будут слова сакма и колодец, а зависимым – искомое слово.

Игроки. Трава- мурава. Мурава + ск = Муравский. Муравская сакма. Муравский колодец.

Чтец.  Рядом с былью сказка здесь ходила

            У лесного тихого ручья,

            И на камне у воды грустила

            Тихая Алёнушка моя.

 

           Бор ей песни заводил уныло,

           Плыли тени по земле сырой.

           Но жар-птица утром обронила

           Ей к ногам багряное перо.

 

          И вокруг всё разом засияло,

          Отступила в лес сырая мгла.

И моя Алёнушка вдруг встала

С камешка и берегом пошла.

 

Улыбнулась свежему рассвету,

Звонким птицам средь густых ветвей

И запела песенку про лето,

Про улыбку матери своей.

 

Шла и пела. Песенка летела

До восхода у Донца-реки.

Говорят, где девочка ступала,

Там в следах пробились родники.

                                      Степан Бугорков

 

Ведущий 1.  Уважаемые игроки! Назовите известные вам гидронимы нашей местности. Расскажите об их правописании.

Игроки. Реки Северский Донец, Беленькая, Боровая. Озеро Чистое. Азовское море.

Ведущий 2.  Интересные и необычные топонимы можно найти на карте нашего края. Попадаются одинаковые названия городов и улиц. А ещё они почему-то блуждают, перемещаются в пространстве и времени. Вот, например, город Рубежное на левом берегу Северского Донца. Рубежное… Рубеж. Граница?

Ведущий 1. Да, между Русью и степью, между ханством и царством. Кто знает, может, те самые васнецовские богатыри и стояли здесь заставою?

Ведущий 2.  А пушкинские богатыри из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»  где-то здесь «выходили погулять, серых уток пострелять»?

Ведущий 1. Выходит, богатыри землю нашу «боронили», рубежи охраняли. А что же – улица, тоже Рубежная?

Ведущий 2. Да, только на другом, на правом берегу Донца и немного южнее.  В районе стекольного завода. Там стояла Пятая Рота. 

Ведущий 1. Погоди, так ведь Пятая Рота располагалась в Приволье. Снова – места разные, а название одно. И почему - ро´ты? Где бы об этом узнать?

Ведущий 2. Узнать можно в книгах местных краеведов Николая Ломако и Сергея Каденюка. В них авторы рассказывают о том, как заселялись и охранялись наши земли сербскими драгунскими полками и ротами. Отсюда и названия такие, «ротные» - у Сосюры Третья, в Приволье и бывшем Рубежном – Пятая. Просторы большие, а людей было тогда маловато. И растянулись сербские роты на сотню вёрст – от Старой Краснянки до Станицы Луганской.

Ведущий 1. Как всё замысловато переплелось в нашей истории и географии, в именах и названиях! Теперь понятно, почему у наших жителей встречаются южные фамилии.

Ведущий 2. (Читает) Усадьба и родовое имение Александра Александровича были расположены на рубеже Харьковской и Екатеринославской губерний — отсюда и название Рубежное.  Говорят, в старом имении Рубежное его хозяин так хотел построить железную дорогу, что выдумал такое «предприятие»: отдать часть земель и подрядить рабочих для строительства ветки железной дороги из Купянска. Этот же человек построил вокзал (так называлось здание станции). Эта станция и сейчас носит имя своего основателя.

Ведущий 1.  Внимание: вопрос! Как называется железнодорожная станция в Лисичанске, в районе стекольного завода «Пролетарий»? Ответить на этот вопрос вам помогут схема слова и его составные части – морфемы. Соберите слово и назовите фамилию строителя этой ветки железной дороги, первой в наших краях. Запишите название станции.

                  - свет-    ,   на-, -евич-.                          

Игроки.                   Насветевич.      Станция «Насветевич».

Ведущий 2.  Внимание, игроки! Прочитайте выразительно отрывки из книги правнучки Александра Насветевича –Анастасии Ширинской о детстве.

«Лиса».  Рубежное навсегда останется для меня Родиной – той, которую я люблю: белый дом, запах сирени и черемухи и песнь соловья в тихие летние вечера. Самые известные русские писатели воспевали Украину. Все  дети  знали наизусть описания её ночей, её рек «чище серебра», её безгранич-ных степей и цветущих хуторов, утопающих в вишнёвых рощах.
«Ты знаешь край, где все обильем дышит?»    И я знала!
Я открывала этот мир восхищённым взглядом детства. Небо – такое высокое и чистое, это небо глазами маленького ребёнка, который рассматривает его из своей колыбели, внимательно следя за лёгким полётом облаков. Игра солнца сквозь листву, светлые и тёмные пятна по земле – это тот мир, в котором ребёнок делает свои первые шаги.
 

«Воля».  От лета к лету, по мере того как я росла, я понемногу открывала этот зачарованный край, который, как мне казалось, простирался в бесконечность.
Тенистые аллеи лучами разбегались во всех направлениях от овальной площадки в центре парка, терялись в тропинках, сбегая с холма к Донцу, к лесу, в поля... Главная аллея, усаженная густой сиренью, исчезала во фруктовых рощах вишен, яблонь, груш...
Удивительно явственно предстают перед взором картины прошлого, когда прошлое запечатлено в сердце!

Ведущий 2.  Девушкам из этой семьи в приданое давались маленькие «стеклянные» фабрики. (Да-да, именно так их тогда почему-то называли!) На рубеже 19-20 веков их в Лисичанске было до двух десятков. А в 1913 году был открыт большой стекольный завод, названный позже «Пролетарий».

Ведущий 1.  Два десятка фабрик! Пусть и маленьких, «стеклянных»! Кстати, в одной из книг маленькая мозаичная мастерская Ломоносова тоже называется «стеклянной»! Он ведь горел желанием возродить на родине забытое мозаичное искусство. И добился своего. Ломоносов с учениками создал мозаичную картину «Полтавская баталия», битва то есть.

Ведущий 2.  Странно как-то звучит –«стеклянная фабрика»! Словно она вся из стекла, прямо хрустальная.

Ведущий 1.  Да, сейчас мы знаем, что завод стекольный, а стакан – стеклянный .Эти слова – паронимы (пара- значит «около», онима-, как вы помните, - имя).

 Ведущий 2.  Да-да, имя! Мы совсем забыли об именах! Ребята! А как пишутся названия предприятий, магазинов, медицинских и учебных заведений? Приведите, пожалуйста, примеры.

Игроки. Названия предприятий, магазинов, медицинских и учебных заведений пишутся с большой буквы и в кавычках. Например, оздоровительный центр «Богатырь», торговый центр «Радость», магазин «Лимон», «Привольский профессиональный лицей». Но если в названии есть слово имени, то кавычки не ставятся. Например, Северодонецкое музыкальное училище имени Сергея Прокофьева.

Ведущий 1.  Верно. А как определить род сложносокращённого слова – имени собственного?

Игроки. Нужно «расшифровать» сложносокращённое слово и  определить его род.

Ведущий 2.  Задание игрокам. Допишите предложения, определив род имени собственного и согласовав его с прилагательным и глаголом прошедшего времени.

Игроки. Городская газета «Новый путь» сообщила: «Уважаемые читатели! Пришло время подвести итоги конкурса «Лисичанск – наш дом». Первое место в номинации «Лучший двор учреждения образования» заняла Лисичанская общеобразовательная школа I-II ступеней № 29, которая находится в Приволье».

Чтец. «У нас большая спортивная площадка, школьный сад, берёзовая аллея и сосновая поляна. Ко Дню мира в 2018 году был объявлен конкурс на тематическое оформление забора школы. Оформляли его и дети, и родители, и педагоги. И теперь, выходя из школы, мы видим картины моря, зимнего пейзажа, картинки из любимых мультиков, символы мира.

     На школьной клумбе мы сложили из камней корзины, в которых растут розы. А на дереве у школы создали гнездо с аистом.

     Перед началом учебного года педагоги нарисовали на асфальте для детей игры «Классики».

     Территория школы очень привлекательна и красива. Многие жители приходят к нам как на экскурсию, чтобы сфотографироваться и полюбоваться цветами, корзинами, аистом и картинами на заборе.

     Ученики школы гордятся своей работой и заботятся о пришкольной территории».

                  

VI Рефлексия. Метод «Микрофон».     

      Что нового вы узнали на уроке?

      Какие имена собственные вы для себя открыли?

      Интересным ли был для вас материал урока?

Пригодятся ли вам полученные знания?

Ваши впечатления о командной работе.

Ваши пожелания школе и классу.

Что бы вы хотели узнать по данной теме?

Поставьте оценку за атмосферу во время урока (настроение, эмоциональное состояние).

 

VII Итоги урока.

       Подведение итогов игры и результатов работы учащихся во время урока.

 

VIII Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Тихая моя родина» с элементами рассуждения и с использованием имён существительных собственных.

 

Литература

  1. Даль В.И. Толковый Словарь русского языка для детей. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С. 185 – 186.
  2. Литературная Луганщина: Вып. I: [Сб. библиогр. матералов о жизни и творчестве писателей Луганщины и их произведения] / Сост. Н.В. Ночовный; Вст. ст. О.Л. Бишарева. – Луганск, 1992. – С. З4. 
  3. Рудяков А.Н. Русский язык: учеб. для  6 кл. общеобразоват. учеб. завед. с обуч. на рус. яз. / А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова, М.Г. Маркина-Гурджи. – К.: Грамота, 2014. – С. 49–50.

 

 

1

 

docx
Додано
5 березня
Переглядів
74
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку