Тема: Правильно произносим. Пишем слова с мягким знаком между буквами, обозначающими согласные. Читаем в лицах
Цели: научиться обозначать мягкость согласного при помощи мягкого знака с середине слова между буквами, обозначающими согласные; обогащать словарный запас, развивать зрительное внимание, фонематические процессы, воспитывать аккуратность в записи, внимательность на уроке
Ход урока
І Организация класса
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Зовут меня Ирина Геннадьевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
ІІ Актуализация опорных знаний
Отгадайте загадку
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился ... (одуванчик)
На одной головке одуванчика около 200 пушистых семян. Из его лепестков делают варенье. По одуванчикам можно следить за временем. На рассвете, около шести утра эти цветы раскрываются, а в три часа дня закрываются, с точностью до нескольких минут. Одуванчик – очень популярная еда в Италии. Во многих ресторанах можно найти в меню блюда из одуванчиков. Для местных этот цветок считается деликатесом
- Произнесите слово
- Какой первый звук? [а]
- Какой он? (гласный, безударный)
- Какой буквой на письме обозначается? О
- Рассмотрим букву о (заглавная и строчная)
Заглавная:
-Сколько элементов? (1)
-Как пишется? (безотрывно)
Маленькая
-Чем отличается?
-Давайте рассмотрим какие соединения есть с буквой о
1) ов
- Какое соединение? (верхнее)
2) од
-Какое соединение? (средние)
3) ол
-Какое соединение? (нижнее)
- Какое соединение в буквосочетаниях? (верхнее, среднее, нижнее)
-Запишите каждое буквосочетание по 1 разу
Давайте подберем слова с каждым буквосочетанием
Сова
Одежда
Поле
-Давайте составим предложение, используя эти слова.
(На ветке сидит мудрая сова)
Записываем одно предложение у доски, комментируя
Итог: Мы повторили с вами написание буквы о и буквосочетания с этой буквой
2) Словарный диктант
Как мы запишем эти слова с буквой ы или с буквой и?
1. Полиц(ы,и)я
2.Ц(ы,и)корий (трава высотой до 1,5 метра)
3.Скворц(ы,и)
4.Ц(ы,и)трусы ( к ним относят лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут)
5.Спиц(ы,и)
6.Ц(ы,и)мбалы (струнный музыкальный инструмент, в виде доски с натянутыми струнами)
7.Ц(ы,и)ркач
8.Ц(ы,и)плёнок
9.Настурц(ы,и)я (лечебное травянистое растение)
10.Ц(ы,и)кломен (цветок)
Итог: Молодцы! Запомните правильное написание этих слов
ІІІ Сообщение темы
Сегодня на уроке мы выучим как пишутся слова с мягким знаком между буквами, обозначающими согласные
ІV Изучение нового материала
Юрий Ермолаев
Родился 100 лет назад в городе Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом закончив школу, он поступил в Театральное училище. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал на радио. Именно на радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Все свое творчество он посвятил только детям. Первая книга его рассказов увидела свет 60 лет назад. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Давайте рассмотрим еще книги, выданные Юрием Ермолаевым (книжная выставка)
Итог: Где родился писатель?
Какое был любимый предмет?
Какая первая книга?
Прежде чем приступит к чтению текста, давайте обратим внимание на такое слово:
Скакалка- Детская игрушка — верёвочка, через которую прыгают, вертя её и перекидывая через голову.
Давайте послушаем текст, и ответим на вопрос -Какое событие произошло в классе? (В класс пришел новый ученик)
Чтение текста учителем
- Объясните значение слова новичок. (новичок – новый человек)
- Как повела себя Таня? (Помолчала минуточку, а потом начала хвастаться)
- Что ответил мальчик? (что он умеет молчать и учительницу слушать)
- Как вы считаете, кто из них больше умеет?
Прочитайте текст еще раз самостоятельно.
Анализ текста:
1.Кто пришел в класс? Новый ученик
2.С кем посадили новичка? С Таней
3. Сколько помолчала Таня? Минуточку
4. Что она начала делать? Хвастать
5. Чем она хвасталась? Песни петь, через веревочку прыгать, быстро бегать.
6. О чем девочка спросила новичка? – А что ты умеешь делать? – спросила девочка новичка.
7. Что ей ответил мальчик? Умеет молчать и учительницу слушать
Определите, в каких предложениях рассказа есть:
Прочитайте предложения второй группы в лицах
Итог: Мы с вами провели работу с текстом
- А какая отгадка у нашей загадки? (одуванчик)
-Обратите внимание буквосочетание чк мы пишем без мягкого знака, потому что звук [ч] в русском языке всегда мягкий
Запомните! В буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ, чт, щн мы не пишем мягкий знак
Обманщик
Гонщик
Барабанщик
Каменщик
Помощник
Овощной
Хищник
- С какими буквосочетаниями мы записали слова? (нщ, щн) Как они пишутся? Запишите в тетрадь и подчеркните
Из трубы летят колечки.
Это дым из нашей… (печки)
Мама весело смеётся:
"Свет вот-вот уже зажжется,
Вы, девчонки и мальчишки,
Как трусливые зайчишки!
Чтобы не боялись человечки,
Я зажгу сейчас вам.... (свечку).
Длинная дощечка
И четыре ножки.
У нашего забора
Стоит в конце дорожки.
Что это за подставочка?
Ну, конечно,...(лавочка)
В любой уголок Земли
Доставят, я знаю точно,
Посылку, которую мы
Отправим с тобой по...(почте)
Спираль стальная эта
Отлично крем взбивает.
Названье инструмента
Из вас кто отгадает?(венчик)
- Как мы пишем эти буквосочетания?
ІV Итог урока
- Какие буквосочетания мы сегодня учили на уроке?
- Как они пишутся?
- Почему после ч мы не пишем мягкий знак?
VІ Домашнее задание
Упр 237 с 122