Конспект урока русского языка в 3 классе
«Изменение имён существительных по падежам»
Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.
Задачи:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;
развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.
Ход урока.
І. Организационный момент
– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.
- Ребята, начать наш урок я хотела бы с поговорки: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете?
- Мы узнаём что – то новое и умнеем.
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее, для того, чтобы освоить новые знания. Вам предстоит много работать.
За работу?!
ІІ. Актуализация и мотивация знаний учащихся
В шляпу, в дерево, в конфеты – в общем, в разные предметы.
-О какой части речи идёт речь?
-Что такое имя существительное?
2. Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?
Имена существительные
Обозначают: предмет
Отвечают на вопрос: кто? что?
Бывают: собственные, нарицательные
одушевлённые, неодушевлённые
мужской, женский, средний род
- Какие признаки имён существительных вы назвали? (постоянные признаки)
Изменяются: единственное, множественное число
- Как называется такой признак имени существительного? (непостоянный признак)
Роль в предложении: подлежащее
-Всё это мы с вами узнали на предыдущих уроках.
ІІІ. Знакомство с новым материалом
Сообщение темы урока и постановка цели.
- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном?
- А хотите узнать о нём что-то новое?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над именем
существительным.
- Какую цель вы ставите для себя на этот урок?
- А что это что-то новое, мы узнаем чуть позже.
1)Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.
-А кто такие исследователи?
Лица, занимающиеся каким-либо научным исследованием.
-А мы будем исследовать часть речи – имя существительное. Наука, которая изучает части речи называется Морфологией. Значит, мы будем сейчас исследователями морфологии. Итак, исследователи морфологии, вперёд!
-В тетрадях запишите сегодняшнее число.
2) Чистописание. Работа по карточкам.
-Перед вами лежат карточки. Прочтите, пожалуйста, пословицы, которые здесь написаны. Объясните их смысл.
У него дело из рук валится.
Без дела жить- только небо коптить.
Делу время, потехе час.
За правое дело стой смело.
За делом и день пролетит незаметно.
Ему о деле, а он: приходи на неделе.
Спишите эти пословицы.
-На что обратили внимание при списывании?
(В каждом предложении есть форма одного и того же слова «дело».)
-Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова?
(В словах изменяются только окончания)
А что было бы, если бы они не менялись? Почему?
- Правильно. Окончания служат для связи слов в предложении. т.е. существует смысловая связь.
3)Запись слова «дело» с вопросами
Что? Дело
Без чего? Без дела
Чему? Делу
За что? За дело
За чем? За делом
О чём? О деле
-Дети, а сколько вопросов поставлено к формам слова «дело»?
-Какой вид работы мы с вами выполняли?
Изменяли слово «дело» по вопросам
-Кто знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу?
Вывод: изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.
4) Знакомство с названием падежей
– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.
– Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
Самый главный я падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Мои вопросы - КТО? И ЧТО?-
Ни с чем не спутает никто.
Но только как зовут меня,
Не вспомню я никак, друзья!
– Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.
Кого же нет?
Я очень беспокоюсь.
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите!
– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»
Я – щедрый удивительный
И самый расточительный!
Я всех всегда благодарю…
И всем дарю, дарю, дарю!
Собаке – кость!
А стенке – гвоздь!
А Васе, Маше, Леше, Пете
Дарю по сказочной конфете!
Скорее помогите!
И как зовут, скажите!
– Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.
Люблю я всех пинать
И многих обвинять.
Я обвиню погоду – не вовремя с дождями;
Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями.
Кого винить, мне видно сразу!
Пусть каждый здесь запомнит эту фразу.
Ведь я важней министра!
Все это знают тут!
А ну, скорей скажите,
Как меня зовут?
– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.
А я – умелец и творец,
Художник, композитор и певец!
Один волнует лишь меня момент:
Чем мне творить?
Скорее дайте инструмент!
Чем мне творить?
Смычком, резцом, умением…
Чем мне довольным быть?
Хорошим настроением!
Но не весел нынче я –
Имя позабыл, друзья!
– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.
Всем смогу я рассказать,
О ЧЁМ мечтать и в ЧЁМ гулять.
Со мною – случай сложный!
Ведь я – падеж… предложный!
… У падежей как-то спросили:
-А зачем вы нужны существительным?
-Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении
-А как именно?
-Указываем на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия и объекты (читать книгу, собирать ягоды) и т.д.
Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!
– Повторим названия падежей и их вопросы.
В русском языке существует 6 падежей. Прочитайте название этих падежей на ваших карточках-памятках.
Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – кого? чего?
Дательный падеж – кому? чему?
Винительный падеж – кого? что?
Творительный падеж – кем? чем?
Предложный падеж –о ком? о чём?
Смотрят памятки у себя на столе.
- Почему каждый падеж имеет по два вопроса?
- Подумайте, посовещайтесь в парах.
- Для запоминания названия падежей есть такой детский стишок-шутка. Запомнишь его – запомнишь и падежи.
Иван |
Именительный падеж |
Кто? Что? |
Рубил |
Родительный падеж |
Кого? Чего? |
Дрова |
Дательный падеж |
Кому? Чему? |
Варвара |
Винительный падеж |
Кого? Что? |
Топила |
Творительный падеж |
Кем? Чем? |
Печку |
Предложный падеж |
О ком? О чём? |
И.п. в русском языке принято считать начальной формой, а все остальные существительные употребляются в косвенной форме.
5)Работа в тетради. Запись падежей и их вопросов в столбик.
6)Работа с учебником
-Откройте учебники на стр. 103 и прочтите правило. Проговорите хором названия падежей.
7) Физкультминутка
Сейчас мы с вами отвлечёмся от работы и немножко отдохнём. Я буду вам загадывать загадки. Если отгадка-существительное м.р., то подпрыгните один раз, если ж.р., то присядьте два раза. Если ср.р., то наклонитесь три раза вперёд.
Притаился старый …(пень)
А её все толкают…(дверь)
Но, конечно, … (карандаш)
8)Упражнение в склонении имён существительных. Самостоятельная работа.
Парная работа:
На небе (на чём?) блеснул луч (чего?) солнца.
1) Выдели орфограммы, докажи правильность написания.
- Какие орфограммы вы нашли? ( Раздельное написание предлога, проверяемый безударный гласный в корне, отсутствие непроизносимого согласного, отсутствие мягкого знака после шипящего, непроизносимый согласный).
2) Спишите предложение в тетрадь. Выпишите словосочетания, отметь главное слово в словосочетании.
×
блеснул (на чём?) на небе;
×
луч (чего?) солнца
Проверка
9)Комментированное письмо. Учебник с. 104, упр. 220
-Спишите текст, определяя падеж существительных. Подчеркнуть главные члены предложения во 2 и 3 предложениях.
Как определить падеж им. сущ.?
Алгоритм (составляем вместе с детьми):
Алгоритм по шагам вывешивается на доску. Раздать карточки с одинаковыми предложениями «Капли дождя застучали по крышам» и предложить парную работу: определите падеж им. сущ., пользуясь алгоритмом. Проверка по образцу.
№1 ×
№2 ×
Выполняют упражнение с комментированием.
IV .Закрепление изученного
1.Беседа по вопросам.
-Что такое склонение?
-Сколько падежей имеет имя существительное? Назовите их.
2.Работа по карточкам. Определить у имён существительных падеж.
Карточка №1
Карточка №2
V. Итог урока.
-Какие же исследования мы с вами провели на уроке?
-У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?
Это затруднение связано с тем, что вы ещё недостаточно хорошо знаете названия падежей, вопросы и предлоги, с которыми они употребляются.
Исследуя науку морфологию, мы выяснили, что имя существительное имеет 6 падежей, узнали, как они называются, на какие вопросы отвечают. Познакомились с понятием «склонение».
Знаю |
Хочу знать |
Что такое «падеж» и «склонение» |
Что нужно делать, чтобы правильно определить падеж им. сущ. |
Названия падежей |
|
Вопросы падежей |
|
Приёмы запоминания |
|
VI. Д/з
1)Упр.219, стр.104;
2)Выучить правила на стр.103
3) Сочинить своё стихотворение для запоминания падежей.
VII. Рефлексия
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
Но прежде чем вы уйдёте с урока, мне хотелось бы, чтобы вы продолжили фразу «Сегодня на уроке я …»
Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса:
Лиса – хитрый зверь.
У (кого?) пушистый хвост.
(Кому?) т..пло зимой.
Охотник высл..дил (кого?).
Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
О (ком?) народ сложил сказки.
Памятки:
«Морфология»
Карточка №1
Определите род имени существительного.
|
М. р. |
Ж. р. |
Ср. р. |
1.Смелость |
|
|
|
2.Конь |
|
|
|
3.Пень |
|
|
|
4.Мясо |
|
|
|
5.Площадь |
|
|
|
6.Зелень |
|
|
|
7.Дерево |
|
|
|
8.Совпадение |
|
|
|
9.Снегирь |
|
|
|
Карточка №2
Определите род имени существительного.
|
М. р. |
Ж. р. |
Ср. р. |
1.Урожай |
|
|
|
2.Огурец |
|
|
|
3.Лошадь |
|
|
|
4.Ворона |
|
|
|
5.Решение |
|
|
|
6.Степь |
|
|
|
7.Окно |
|
|
|
8.Тюлень |
|
|
|
9.Яблоко |
|
|
|