Урок «Изменение имён существительных по падежам»

Про матеріал
Конспект урока русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам» Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.
Перегляд файлу

Конспект  урока русского языка в 3 классе

«Изменение имён существительных по падежам» 

 

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

Задачи:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Ход урока.

І. Организационный момент

– Ребята, сегодня  нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

-  Ребята, начать наш урок я хотела бы с поговорки: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете?

-  Мы узнаём что – то новое и умнеем.

-  Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем.  Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее, для того, чтобы освоить новые знания. Вам предстоит много работать.

За работу?!

 ІІ. Актуализация и мотивация знаний учащихся

  1. Есть один седой старик, превращаться он привык:

В шляпу, в дерево, в конфеты – в общем, в разные предметы.

-О какой части речи идёт речь?

-Что такое имя существительное?

 

     2. Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

Имена существительные

 

Обозначают:                        предмет

Отвечают на вопрос:           кто? что?

Бывают:                           собственные, нарицательные

                                         одушевлённые, неодушевлённые

                                         мужской, женский, средний род

 

       - Какие признаки имён существительных вы назвали? (постоянные признаки)

Изменяются:           единственное, множественное число

       - Как называется такой признак имени существительного? (непостоянный признак)

Роль в предложении:     подлежащее

-Всё это мы с вами узнали на предыдущих уроках.

ІІІ. Знакомство с новым материалом

 Сообщение темы урока и постановка цели.

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном?

- А хотите узнать о нём что-то новое?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над именем  

   существительным.

- Какую цель вы ставите для себя на этот урок?

- А что это что-то новое, мы узнаем чуть позже.

1)Вступительное слово учителя

 Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.

-А кто такие исследователи?

Лица, занимающиеся каким-либо научным исследованием.

-А мы будем исследовать часть речи – имя существительное. Наука, которая изучает части речи называется Морфологией. Значит, мы будем сейчас исследователями морфологии. Итак, исследователи морфологии, вперёд!

-В тетрадях запишите сегодняшнее число.

2) Чистописание. Работа по карточкам.  

 -Перед вами лежат карточки. Прочтите, пожалуйста, пословицы, которые здесь написаны. Объясните их смысл.

У него дело из рук валится.

Без дела жить- только небо коптить.

Делу время, потехе час.

За правое дело стой смело.

За делом и день пролетит незаметно.

Ему о деле, а он: приходи на неделе.

Спишите эти пословицы.

-На что обратили внимание при списывании?

      (В каждом предложении есть форма одного и того же слова «дело».)

-Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова?

(В словах изменяются только окончания)

А что было бы, если бы они не менялись? Почему?

- Правильно.  Окончания служат для связи слов в предложении. т.е. существует смысловая связь.

3)Запись слова «дело» с вопросами

Что? Дело

Без чего? Без дела

Чему? Делу

За что? За дело

За чем? За делом

О чём? О деле

-Дети, а сколько вопросов поставлено к формам слова «дело»?

-Какой вид работы мы с вами выполняли?

Изменяли слово «дело» по вопросам

 

-Кто знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу?

Вывод: изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.

 

4) Знакомство с названием падежей

– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.

 Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Самый главный я падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Мои вопросы - КТО? И ЧТО?-

Ни с чем не спутает никто.

Но только как зовут меня,

Не вспомню я никак, друзья!

 

 Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

    Кого же нет? 

    Я очень беспокоюсь. 

    Чего же нет? 

    Отправлюсь я на поиск. 

    Прошу, друзья, скорее помогите! 

    И как зовут меня, скажите!

 

– Падеж  дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

    Я – щедрый удивительный 

    И самый расточительный! 

    Я всех всегда благодарю… 

    И всем дарю, дарю, дарю! 

    Собаке – кость! 

    А  стенке – гвоздь! 

    А Васе, Маше, Леше, Пете 

    Дарю по сказочной конфете! 

    Скорее помогите! 

    И как зовут, скажите! 

 

 Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

    Люблю я всех пинать 

    И многих обвинять. 

    Я обвиню погоду – не вовремя с дождями; 

    Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями. 

    Кого винить, мне видно сразу! 

    Пусть каждый здесь запомнит эту фразу. 

    Ведь я важней министра! 

    Все это знают тут! 

    А ну, скорей скажите, 

    Как меня зовут?

 

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

    А я – умелец и творец,

    Художник, композитор и певец! 

    Один волнует лишь меня момент: 

    Чем мне творить? 

    Скорее дайте инструмент! 

    Чем мне творить? 

    Смычком, резцом, умением… 

    Чем мне довольным быть? 

    Хорошим настроением! 

    Но не весел нынче я –

    Имя позабыл, друзья!

 

– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Всем смогу я рассказать,

О ЧЁМ мечтать и в ЧЁМ гулять.

Со мною – случай сложный!

Ведь я – падеж… предложный!

  … У падежей как-то спросили:

-А зачем вы нужны существительным?

-Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении

-А как именно?

-Указываем на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия и объекты (читать книгу, собирать ягоды) и т.д.

Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

 В русском языке существует 6 падежей. Прочитайте название этих падежей на ваших карточках-памятках.

Именительный падеж    кто?  что?

Родительный падеж     кого? чего?

Дательный падеж       кому? чему?

Винительный падеж     кого?  что?

Творительный падеж –   кем?  чем?

Предложный падеж –о ком? о чём?

Смотрят памятки у себя на столе.

 

- Почему каждый падеж имеет по два вопроса?

- Подумайте, посовещайтесь в парах.

 

- Для запоминания названия падежей есть такой детский стишок-шутка. Запомнишь его – запомнишь и падежи.

Иван

Именительный падеж

Кто? Что?

Рубил

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дрова

Дательный падеж

Кому? Чему?

Варвара

Винительный падеж

Кого? Что?

Топила

Творительный падеж

Кем? Чем?

Печку

Предложный падеж

О ком? О чём?

И.п. в русском языке принято считать начальной формой, а все остальные существительные употребляются в косвенной форме.

5)Работа в тетради. Запись падежей и их вопросов в столбик.

6)Работа с учебником

-Откройте учебники на стр. 103   и прочтите правило. Проговорите хором названия падежей.

7) Физкультминутка

Сейчас мы с вами отвлечёмся от работы и немножко отдохнём. Я буду вам загадывать загадки. Если отгадка-существительное м.р., то подпрыгните один раз, если ж.р., то присядьте два раза. Если ср.р., то наклонитесь три раза вперёд.

  • Чтобы было, где писать – в школе нам нужна …(тетрадь)
  • Пушистый трус … (заяц)
  • Под белыми берёзами, где тень

Притаился старый …(пень)

  • Закутан ребёнок в сто пелёнок …  (капуста)
  • Никого не обижает,

А её все толкают…(дверь)

  • Кто альбом раскрасит наш,

          Но, конечно, … (карандаш)

8)Упражнение в склонении имён существительных. Самостоятельная работа.

Парная работа:

                               На небе  (на чём?) блеснул луч (чего?) солнца.

1) Выдели орфограммы, докажи правильность написания.

- Какие орфограммы вы нашли? ( Раздельное написание предлога, проверяемый безударный гласный в корне, отсутствие непроизносимого согласного, отсутствие мягкого знака после шипящего, непроизносимый согласный).

2) Спишите предложение в тетрадь. Выпишите словосочетания, отметь главное слово в словосочетании.

     ×

блеснул (на чём?) на небе;

   ×

луч (чего?) солнца

Проверка

 

9)Комментированное письмо. Учебник с. 104, упр. 220

-Спишите текст, определяя падеж существительных. Подчеркнуть главные члены предложения во 2 и 3 предложениях.

Как определить падеж им. сущ.?

Алгоритм (составляем вместе с детьми):

  • найду словосочетание, в которое входит это слово, выделяю главное;
  • поставлю от  главного слова к существительному вопрос;
  •  по вопросу определю падеж.

Алгоритм по шагам вывешивается на доску. Раздать карточки с одинаковыми предложениями «Капли дождя застучали по крышам» и предложить парную работу: определите падеж им. сущ., пользуясь алгоритмом. Проверка по образцу.

№1                                                                                    ×

  1. Нахожу первое с\с, выделяю главное слово: капли дождя;
  2. Ставлю от главного слова вопрос: капли (чего?) дождя;
  3. По вопросу определяю падеж: кого? чего?          Родительный падеж.

  №2                                                                                       ×

  1. Нахожу второе с\с, выделяю главное слово: застучали по крышам;
  2. Ставлю от главного слова вопрос: застучали (по чему?) по крышам;
  3. По вопросам определяю падеж: кому? чему?                Дательный падеж.     

 

Выполняют упражнение с комментированием.

 

IV .Закрепление изученного

1.Беседа по вопросам.

-Что такое склонение?

-Сколько падежей имеет имя существительное? Назовите их.

2.Работа по карточкам. Определить у имён существительных падеж.

 Карточка №1

Карточка №2

V. Итог урока.

-Какие же исследования мы с вами провели  на уроке?

-У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?

Это затруднение связано с тем, что вы ещё недостаточно хорошо знаете названия падежей, вопросы и предлоги, с которыми они употребляются.

Исследуя науку морфологию, мы выяснили, что имя существительное имеет 6 падежей, узнали, как они называются, на какие вопросы отвечают. Познакомились  с понятием «склонение».

 

Знаю

Хочу знать

Что такое «падеж» и «склонение»

Что нужно делать, чтобы правильно определить падеж им. сущ.

Названия падежей

 

Вопросы падежей

 

Приёмы запоминания

 

 

 

VI. Д/з

1)Упр.219, стр.104;

2)Выучить правила на стр.103

3) Сочинить своё стихотворение  для запоминания падежей.

VII. Рефлексия

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

 

Но прежде чем вы уйдёте с урока, мне хотелось бы, чтобы вы продолжили фразу «Сегодня на уроке я …»

 

 

 

 

Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса:

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

 

Памятки:

«Морфология»

  • Что изучает?;
  • Какая часть перед вами? докажи;
  •                                                Вопросы …….
  •                                                Наше слово отвечает на вопрос…….;
  •                                                Одушевлённое – неодушевлённое;
  •                                                Собственное – нарицательное;
  •                                                Род;
  •                                                Число.

 

Карточка №1

Определите род имени существительного.

 

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

1.Смелость

 

 

 

2.Конь

 

 

 

3.Пень

 

 

 

4.Мясо

 

 

 

5.Площадь

 

 

 

6.Зелень

 

 

 

7.Дерево

 

 

 

8.Совпадение

 

 

 

9.Снегирь

 

 

 

 

 

Карточка №2

Определите род имени существительного.

 

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

1.Урожай

 

 

 

2.Огурец

 

 

 

3.Лошадь

 

 

 

4.Ворона

 

 

 

5.Решение

 

 

 

6.Степь

 

 

 

7.Окно

 

 

 

8.Тюлень

 

 

 

9.Яблоко

 

 

 


 

 

doc
Додано
31 березня 2019
Переглядів
6357
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку